Лекция 32. Психологическая характеристика субъектов и объектов религии
Религиозные представления о происхождении и сущности человека как субъекта и объекта религии.Религия рассматривает человека (личность) в качестве субъекта и объекта своего существования. В мифах, доктринах разных народов зафиксированы представления о сущности человека, его происхождении и назначении, его месте в мироздании, о соотношении в нем духовного и телесного. «Что есть человек?» — спрашивается в Библии. «...Откуда мы родились? чем живем? и где основаны?..» — требует ответа один из источников буддизма «Шве-ташвара-упанишада».
Религия понимает назначение человека исходя из признания высшего священного первоначала (духов, богов, божества или единого Бога) и его особых взаимоотношений с человеком. В иудаизме, христианстве и исламе Бог наделяется способностью творить из ничего и одним усилием воли. Эквивалентными этому учению являются представления ряда восточных религий о столь же всемогущем порождении абсолютным первоначалом (Брахман в индуизме, Дао — в даосизме, Будда—в буддизме и т.п.) мира и человека. Обычно Бог представляется религией единым в своих четырех проявлениях:
• важнейшего начала, обеспечивающего священный порядок, которому подчиняется мироздание и которым определяется человеческая судьба;
• Бога как силы, обладающей святостью, к которой нужно приближаться с трепетом, после специальной подготовки или ритуального очищения;
• Бога как всепроникающей силы, обеспечивающей гармонию жизни и позволяющей достичь цели мистических поисков;
• Бога как личности, трансцендентной по отношению к миру и человеку и одновременно связанной с ним (Зень-ко Ю.М., 2002).
Согласно религиозным представлениям Бог осуществляет в самой природе и через ее посредство процесс развития от низшего к высшему, от простейших живых существ к человеку. Бог «сообщил человеку своим вдуновением» душу. Представление о человеке как разумном существе, по мнению церкви, является указанием на бытие Бога, содержит признание религиозной потребности в природе человека: «Человек — доказательство бытия Бога», «Доказательство существования Бога — сочеловечность».
Современные религии рассматривают человека как единое и целостное существо, трактуют происхождение и развитие индивида как естественный процесс, в котором через вторичные причины (воспитание молодого поколения, передача опыта по наследству, влияние биологических, психологических и социокультурных факторов) действует творческая воля Бога.
Религиозные учения представляют собой попытку гармонизировать противоречие существования и сущности человека. В христианстве человек выступает как субъект грехопадения и объект спасения. Его социальное отчуждение трактуется как деградация, уход от единения с божественным первоначалом. Оно влечет за собой смерть, болезни, тяжкий труд, крушение замыслов («тщету»), вражду, убийства, войны и другие бедствия. В человеке, оторвавшемся от общения с божеством, пребывающем в неподлинном состоянии (в грехе у христиан, в сансаре у буддистов и т.п.), нарушается гармония сил: плоть восстает против души, против духа, чувства противоборствуют уму.
Утраченное сакральное единство, по религиозным канонам, должно быть идеалом человеческого совершенствования, осознаваться как назначение человека. Спасение, причастность к божественному, примирение с божеством предстают как смысл человеческого существования. В качестве полного осуществления этого идеала в буддизме изображаются будды и бодхи-саттвы, в христианстве — Богочеловек Иисус Христос, представляющий собой «образ Бога невидимого» и являющийся
совершенным человеком, вторым Адамом, с которым люди вступают в отношение богосыновства и становятся «причастниками Божеского естества».
В мифологиях и религиозных представлениях разных культур осознавалось наличие в человеке надприродного аспекта, нравственности, духовности, его несводимости к телесному существованию. Элементы человеческой природы (тело, плоть, душа, дух и т.п.) рассматривались религией как разнородные и возводились к неодинаковым способам божественного творения или порождения. Согласно иудаистским и христианским представлениям, человек обязан своей жизнью не только специальному сотворению Богом его тела, но и особому творческому акту Бога, который сообщает ему «дыхание жизни».
В учениях многих религий, в том числе иудаизма, христианства, ислама, подчеркивается ценность телесного человеческого существования, целостность человека, складывается учение о воскресении во плоти. В христианстве, в частности, это обретает кульминацию в учении о боговоплощении и вочеловечении. В то же время в некоторых мифологиях, религиозных и философских учениях душа резко противопоставлялась плоти, телу, которые оценивались не только как низшее и неподлинное начало, но и как источник зла. В религиозном понимании человека духовное начало в нем — дух, душа осуществляет сакральные функции, связь с божеством.
Религия находит возможность трактовать и становление деятельной сущности человека, которое означает формирование, развитие у него и в филогенезе (происхождении рода) и в онтогенезе (становлении индивида) новых по сравнению с животными социальных потребностей. Последние выступают и как духовные потребности: человек ориентируется на нравственные, познавательные, эстетические, религиозные ценности, им руководят общественные интересы, идеалы, которые нельзя вывести из его биологической природы и которые в этом смысле предстают как «сверхприродные», обозначаются как «духовные».
Религия понимает под духовностью не только особую, хотя и неразрывно связанную с телом, реальность. По ее мнению, духовность — это не только идеальное, объективированное в культуре, но самосущее бытие, бессмертная душа. Наличие у человека духовных — познавательных, эстетических, нрав-
ственных, религиозных — потребностей интерпретируется религией как присущее человеку от рождения стремление к абсолютному духу — Богу. Человек становится человеком, обретает свою субъективность, духовность в практике и общении, в активном преобразовании мира и создаваемых им самим общественных институтов, смыслов, значений, символических систем.
Психологические типы религиозных людей.Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин.
В обобщенном виде можно выделить несколько стадий, которые проходит человек в развитии своей религиозности.
1. Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стремлением к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире.
2. На второй стадии у человека начинает проявляться интерес к существу божественного.
3. На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета, у него формируется приоритетное предпочтение «преимуществ» загробной жизни.
4. На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять своими религиозными чувствами и переживаниями.
5. На пятой стадии у верующего доминируют устойчивые религиозные ценностные ориентации, формируется способность к правильному восприятию представлений о других религиозных традициях.
Изучение психологии верующих должно опираться на определенные теоретические принципы анализа их религиозности и атеистичности. К ним можно отнести:
• необходимость единого логического основания для вычленения всех групп типологии — глубоко верующие, верующие, колеблющиеся, индифферентные, пассивные атеисты, активные атеисты (таким основанием является отношение личности к религии и атеизму, точнее — степень религиозной веры или соответственно атеистической убежденности);
• реализация этого основания в двух видах признаков, относящихся: а) к сфере сознания индивида и б) к сфере его поведения;
• набор субъективных и объективных признаков для отнесения тех или иных людей к определенной типологической группе специфичен для каждой из этих групп.
На основании данных принципов российскими исследователями в области психологии религии разработана примерная методика для изучения представителей различных групп верующих.
Глубоко верующие.Общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное отношение к новым религиозным ценностям и нормам; г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.
Общая характеристика поведения: вера в основном реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных обрядов, праздников; б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) участие в деятельности религиозных организаций; г) воспитание детей в религиозном духе.
Верующие.Общая характеристика сознания: наличие религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в самые существенные религиозные догматы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осознание себя членом определенной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; г) негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.
Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.
Колеблющиеся.Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и недоверием. Эмпирические признаки:
а) сомнения в правильности основных религиозных догматов;
б) колебания в отношении к религиозным и атеистическим ценностям и нормам; в) возможна частичная религиозная идентификация (относят себя к последователям той или иной религии).
Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление наиболее важных религиозных праздников и обрядов; б) отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей.
Индифферентные к религии люди.Общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) безразлично относятся как к религиозным, так и к атеистическим нормам и ценностям; в) не считают, что религия приносит вред обществу; г) не считают атеистическое воспитание необходимым.
Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления. Эмпирические признаки: а) религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) в атеистическом воспитании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.
Пассивные атеисты.Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным ценностям и нормам; в) считают, что религия приносит вред обществу.
Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) отсутствует ритуальное поведение дома; в) детей стараются воспитать в духе атеизма, но это не всегда получается.
Активные атеисты.Общая характеристика сознания: наличие глубоких атеистических убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным нормам и ценностям; в) позитивно относятся к атеистическим ценностям и нормам; г) полагают, что религия приносит вред обществу; д) считают себя готовыми к проведению атеистического воспитания.
Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов религиозного поведения дома; в) активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах.
Психологические типы религиозных деятелей.Верующие люди в своих мыслях, действиях, поступках и поведении следуют определенным образцам для подражания, пропагандируемым религией. Эти образцы для подражания — не выдуманные личности. Они носители религиозного опыта, которые отличаются своеобразным отношением к самой религии и ее ценностям. (Самыгин СИ., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н., 1996).
1. Мистик — тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного.
2. Пророк — личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк в отличие от мистика все время с людьми. Он чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. Пример — библейские пророки.
3. Священнослужитель — посредник между человеком и божеством. Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. В отличие от пророка, чей религиозный опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель религиозных традиций. Он выполняет обязанности духовного наставника и советчика верующих, а также обязанности церковного администратора.
4. Реформатор — личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Преобразования могут иметь характер моральных, интеллектуальных, церковно-административных изменений — в зависимости от психологии реформатора и требований времени.
Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор — активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ. Примеры — Лютер, патриарх Никон, Савонарола.
5. Монах — член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, поскольку там больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны. Эти различия обусловлены многообразием типов религиозного опыта и типов психики людей. Уставы орденов и монастырей ориентированы на различные аспекты религиозного опыта. Так, существуют ордена, где во главу угла поставлен аскетизм и жесткая самодисциплина. В других — главной задачей является изучение и дальнейшее развитие теологии. Некоторые ордена функционируют как миссионерские, пропагандируя религию в ближних и дальних странах, занимаясь благотворительностью, уходом за больными и т.д. Пример — мать Мария.
6. Монах-отшельник — человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта. Стадию отшельничества различной продолжительности проходили также и многие представители других типов, например Иоанн Креститель, Серафим Саровский и т.д.
7. Святой — личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью; чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, праведник, достигший особой моральной и духовной высоты благодаря безупречной жизни. Статус святого обладает высокой социальной значимостью, так как формальный институт канонизации позволяет церкви официально объявить святыми людей, косвенно свя-
то Социальная психология
занных с религиозным опытом, но оказавших серьезные услуги государству и культуре. Например, среди святых Русской православной церкви можно встретить и Сергия Радонежского, и княгиню Ольгу, и Феофана Затворника, и Дмитрия Донского.
8. Теолог — тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Содержание своей мыслительной деятельности он черпает в материале традиции, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог — это прежде всего интерпретатор религиозного опыта. Примеры — Фома Аквинский, В. Лосский.
9. Основоположник религии — фигура по своему масштабу намного превосходит все остальные типы религиозных деятелей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что становится основой новой религии. Авторитет основоположника религии сохраняется в течение многих веков. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт. Возникновение новых религий есть результат воздействия этих незаурядных личностей и их опыта на ближнее и дальнее окружение. Примеры — Христос, Будда, Мухаммед.
Психологическая характеристика религиозных организаций.Религия не может существовать без своих организаций, которые выполняют определенные функции. Первая из них состоит не только в легитимизации социальной системы, но и в освящении и пропаганде соответствующих ценностных ориентации, в создании и развитии определенных символических структур значений, в психологической компенсации неизбежных травмирующих индивида и общество событий — смерти, катастроф, войн, стихийных бедствий, болезней и т.д.
Вторая, критическая функция, по отношению к социальному порядку и светской власти как таковой иногда (впрочем, достаточно редко) проявляется в глубоком конфликте с властью, а чаще — в напряженности, которая возникает между так называемой государственной религией и конфессиями и религиозными группами, не пользующимися поддержкой государства. Например, критический потенциал христианства был по достоинству оценен теми римлянами, которые приписывали
падение своей империи влиянию христиан, подорвавших основы традиционной римской гражданской религии. Современная латиноамериканская «теология освобождения» пропагандирует убеждение, что Бог всегда выступает на стороне угнетенных, страдающих от мировой несправедливости.
Существует несколько основных типов религиозных организаций.
Церковь — религиозная организация (открытая, формальная, конструктивная группа-общность верующих), способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии. Наиболее характерным и показательным примером этого типа религиозной организации в истории западной цивилизации может служить католическая церковь. Она сравнительно удачно находила место (преимущественно через представительство своих монастырей) для выражения индивидуалистских тенденций, присутствующих в христианстве. Система ее верований и ритуалов удовлетворяла запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, отражая на удивление прочно иерархизированную структуру общества и помогая длительное время ее сохранять.
Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой (полузакрытая, потенциально конструктивная, формальная группа-общность верующих). Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы. С известной натяжкой деноминацию можно назвать и церковью, поскольку она находится в относительной, но не до конца совершенной гармонии со светской властной структурой. Многие деноминации начинали свое существование как секты и еще не окончательно оторвались от своих истоков. Деноминации бывают очень разнообразными, например, в американском обществе они варьируются от конгрегационализма, которому присущи стойкие сектантские тенденции, и до
10'
лютеранства, прекрасно адаптировавшегося к гражданским властным структурам.
Секты — это небольшие нестабильные (потенциально деструктивные, закрытые) религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.
В современном мире секта — это всегда противопоставление себя божественной Истине. Обратившись к истории любой секты, можно обнаружить, что в ее основе лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, позитивным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты «Церковь Христа» американский баптистский пастор К. Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал.
Секты ориентируют своих членов на аскетизм особого рода, на полное отвержение мирских ценностей. Они рассматривают противостояние миру и его властям, к которым относят и церковь, как свою принципиальную позицию, выражающуюся в отказе признавать право, присягу, собственность, войну, власть и т.д.
Секта либо распадается и исчезает, когда умирает ее лидер, либо она включается в состав более формальной религиозной структуры, обладающей способностью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Секта перерастает в деноминацию в том случае, если выражаемый ею протест легко принимается господствующим религиозным направлением, если она не призывает к радикальным изменениям социальной структуры общества или к религиозной реорганизации.
Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но и с вполне определенными целями господствовать над душами других людей. Такое господство намного мощнее любого другого физического или экономического принуждения: ведь человек, отдавший свою душу «учителю»,
«гуру», подчиняется уже не корысти ради и не за страх, а за совесть.
Секта — создание человеческое, и учение сектантское — плод ума человеческого. Человек может заблуждаться, однако добросовестное заблуждение — это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Вместе с тем опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда вследствие поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а в секте находит ее суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество.
Лекция 33. Содержание психологии верующих
Философы, социологи, религиоведы, психологи обычно выделяют в религии религиозное сознание, религиозную деятельность (богослужения, обряды, праздники, посты и др.) и религиозные организации.
Все эти феномены изучает и психологическая наука. В этом нет ничего удивительного. Любое явление можно исследовать с позиций разных отраслей знаний. Главное же при этом состоит в том, в соответствии с закономерностями какой науки трактовать психологию религии.
Обращаясь к устоявшимся в других науках понятиям, мы сталкиваемся со следующими определениями: «Религия — это переживание святого», «Религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение» и т.д. Можно, таким образом, сделать вывод, что религию следует прежде всего изучать в соответствии с закономерностями развития и функционирования психологических явлений и процессов. С другой стороны, нельзя в ней выделять и разделять религиозное и психологическое, как это делают некоторые ученые и богословы, так как они неразрывны. Важно разобраться в их соотношении.
Своеобразие и структура религиозного сознания. Врелигии сплетены воедино религиозное сознание и религиозная (культовая) деятельность. Сама религия — это форма существова-
ния религиозного сознания как особого состояния психики верующих. Религиозные культы — это принятые религией и специально поддерживаемые ею формы поведения и действий, имеющие целью дать реальное выражение религиозному поклонению и связать его с божественными «силами», в ходе которых формируется религиозное сознание и поддерживаются его определенные характеристики и устойчивость.
Религиозное сознание является иллюзорным отражением действительности. Оно характеризует осмысление не реальной действительности, а вымышленной, не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми.
В целом религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.
Религиозное сознание, как и общественное сознание в целом, включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии. Специфику же самому содержанию религиозного сознания (и функционирующих внутри него идеологии и психологии) придает единство двух его сторон — содержательной и функциональной.
Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не столько идеология, как это может показаться на первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии верующих, выражающие качественные характеристики их мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих процессов.
К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести: религиозную интерпретацию мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиоз-
ного и мистического опыта; общую специфику религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и поведения верующих.
Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психику. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т.д.
Особенностями религиозного сознания являются:
• более строгий контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками;
• более четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.
Наличие и диалектическое проявление содержательной и функциональной сторон религиозного сознания обусловливают не только неразрывную связь идеологии и психологии в его структуре, но и их более тесное взаимопроникновение друг в друга. Религиозное сознание:
• не только вырабатывает конкретные ценности и потребности верующих, но и дополняет их формированием веры, основанной на определенных нормах поведения (например, пост, исповедь), культовых и ритуальных действиях;
• не только формирует веру в сверхъестественное, но и дополняет ее утешением, ориентирующим на ложное, иллюзорное решение проблем (противоречий) реальной жизни и находящим проявление в таинствах;
• формирует религиозные представления и верования посредством религиозного катарсиса чувств, в ходе которого отрицательные переживания вытесняются положительными;
• цементирует и превращает в единое целое идеологию и психологию, насаждаемый религией религиозный опыт, представляющий собой, с одной стороны, результат усвоения индивидом религиозных верований и представлений, почерпнутых им из окружающей его социальной среды, а с другой — являющийся следствием насаждаемых религией непосредственных психологических контактов и форм общения верующих.
Религиозная вера объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания. Это вера: а) в истинность религиозных догматов, текстов, представлений и т.д.; б) в объективное существование существ, связей и превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; в) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; г) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к такого рода событиям; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков», церковных иерархов, служителей культа и т.д.
Религиозная вера у истинно верующих очень сильна. Она служит главным мотивом их культового и внекультового поведения. Она обусловливает появление и существование религиозных потребностей, интересов, чаяний, ожиданий, соответствующую направленность, активность верующего.
Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий. Воля верующего направлена на то, чтобы неукоснительно соблюдать все предписания церкви или иной религиозной организации и тем самым обеспечить себе «спасение». Не случайно обязательными для многих новообращенных монахов и монахинь были упражнения, тренировавшие волю. Только постоянная тренировка воли, ее сосредоточение на религиозных представлениях и нормах способны подавить естественные человеческие потребности и желания, которые препятствовали монашеской аскезе. Именно волевые усилия могут отвратить новообращенного от нерелигиозных интересов, приучить его контролировать свои мысли и поступки, предотвращая всякий «соблазн», особенно «соблазн» неверия.
С помощью волевых усилий регулируется поведение религиозной личности. Чем глубже и интенсивнее религиозная вера, тем большее воздействие оказывает религиозная направленность воли на все поведение данного субъекта, и в частности на его культовое поведение, на соблюдение им культовых норм и предписаний.
Религиозное сознание включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология — это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.
Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме более или менее стройных учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания. Ее разработкой занимаются специально подготовленные богословы, религиозные философы.
Теология обосновывает и защищает религиозные учения о Боге, доказывает истинность религиозной догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Она включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения Святого Писания, богодуховности святого предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы богословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.
Существующие теологические системы не являются единым учением. Их структура и содержание зависят от конкретно-исторических условий, в которых осуществлялось формирование и развитие религии. Каждая из теологических систем имеет свои специфические конфессиональные особенности, отличающие их друг от друга, хотя у них есть немало и общего.
В христианском богословии, например, несмотря на определенные конфессиональные различия, существующие между православием, католицизмом и протестантизмом, сложились следующие основные разделы: догматика, излагающая основополагающие принципы данной религии — догматы, признание которых является обязательным для каждого верующего; основное богословие (апологетика), занимающееся оправданием веры в безусловную истинность коренных основ данной религии и критикой других религиозных учений; нравственное богословие, рассматривающее нормы, принципы и правила христианской морали; экзегетика (библейская теология), трактующая и разъясняющая смысл «божественного откровения»,
содержащегося в Библии; патрология, излагающая биографии и комментирующая произведения «отцов и учителей церкви»; история Ветхого и Нового Заветов; история церквей; литургика, содержащая предписания о порядке проведения церковной службы и другие дисциплины, регламентирующие различные стороны деятельности церкви.
В систему религиозной идеологии, помимо теологии, являющейся ее центральной частью, также входят различные религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции. В соответствии с принципами религиозного мировоззрения они интерпретируют различные аспекты экономики, политики, морали, права, этики, эстетики, искусства. В состав религиозной идеологии входит также и религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии.
В свою очередь религиозная психология представляет собой совокупность религиозных понятий, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.
Религиозная психология (обыденное религиозное сознание) в отличие от религиозной идеологии не оформлена в цельную и стройную систему верований. Поэтому она допускает значительные вариации по объему, содержанию и степени систематизированное™ входящих в нее элементов. От религиозной идеологии религиозная психология отличается своей структурой, своими компонентами, т.е. религиозно-психологич<