Тема 6. История конфликтологии.
Структура и содержание конфликта
Мы не так много знаем о конфликтах потому, что в течение столетий, сколько существует этот мир, сколько существует человеческое общество люди мечтали о том, что они создадут такое общество, в котором не будет ни войн, ни конфликтов. Это всегда было мечтой человечества. Войны и конфликты рассматриваются в истории на ряду самых серьезных национальных бедствий как засуха, голод, как эпидемии и поэтому всегда казалось, что еще немного, и мы создадим такой мир, в котором конфликтов не будет.
Ученые всегда работали над тем, чтобы создать разумное общество. Может быть, стоит принять какие-либо новые законы, выбрать мудрых президентов и может мы избавимся от конфликтов? Но, к сожалению ХХ век нанес самый сильный удар по этой иллюзии.
Невероятных успехов достигает техника, мы живем в совершенно преображенном мире. Очень много из того, что в 20-е годы считалось фантастикой, сегодня является привычными элементами нашей жизни. Например, в фильме «Место встречи изменить нельзя» сидит такой смешной человек и говорит: «Знаете, придумали такой вот аппарат – телевизор называется» и все над ним смеются. А сегодня мы не можем представить свою жизнь без телевизора.
Короче говоря, что касается обустройства нашей жизни, мы достигли колоссального успеха. Но может ли кто-нибудь сказать, что люди стали за это время лучше.
Мы исходили от такой простой идеи, что «собака бывает кусачей только от жизни собачей» и если жизнь будет хорошей, то не будет зла, конфликтов, войн, – откуда они возьмутся на земле? И с этой иллюзией нам приходится расстаться потому, что стало совершенно очевидно – улучшение условий жизни не влечет за собой автоматически повышения этического, нравственного уровня людей.
Мы не говорим сейчас о нашей стране. Возьмем самую благополучную страну с точки зрения уровня, качества жизни, достигнутых результатов и все равно наблюдаем рост преступности, суициды, наркоманию. Эти проблемы не только не миновали развитые страны, но в каком-то смысле они даже усиливаются. Или, например, история с сектой «Санрике» в Японии – газовая атака в метро 2000 человек. Почему человечество вздрогнуло, отозвавшись на эту ситуацию? Потому, что все-таки сохранились какие-то иллюзии. Если мы видим в России локальные войны, напряженности, конфликты, высокая преступность и поэтому жизнь тяжелая. В Америке тоже очень много социально-деструктивных явлений от того, что это тоже очень непростая страна. Но Япония у всех в сознании – одна из благополучных стран не только потому, что она достигла высокого уровня развития, но японское общество таково, что его граждане очень законопослушны, очень уважают свою страну и любят ее. У них крайне мало элементов вандализма, разрушительных тенденций и то, что это произошло именно там, наверное, было последней каплей. Был нанесен последний удар по этим иллюзиям.
Дальше рассчитывать на то, что человек сам собой станет лучше и эти проблемы сами исчезнут – нельзя. Сегодня уже понятно, что выживание зависит не от военных успехов, не от развития техники, но от наших успехов в понимании человеческой природы. XXI век ознаменован развитием гуманистических дисциплин, т.е. все усилия науки направлены на понимание человеческой природы.
Раньше мы считали, что улучшение социальной жизни, культуры помогут преодолеть трудности, но за последнее десятилетие появились новые формы насилия, патологии – войны идут беспрерывно и имеют средневековой, религиозный характер. Появились – терроризм, похищение людей – это принес просвещенный, культурный ХХ век.
Конфликтами стали заниматься совсем недавно, после 2-й Мировой войны потому, что опыт 2-х мировых войн поставил перед человечеством проблему – как научить предотвращать конфликты, а если они возникают, как сделать так, чтобы они протекали в более приемлемых формах, не так разрушительно.
В нашей стране еще больше потому, что в советский период предполагалось – у нас такое правильно устроенное общество, что конфликтов быть не может – это у «них» конфликты, а у нас отдельные недостатки, которые со временем исчезнут и наступит замечательное светлое будущее. Поэтому ничего удивительного, что у большинства людей в представлениях конфликты это что-то неприятное, что-то неприемлемое, это то, чего не должно быть, поэтому большинство людей очень эмоционально переживают конфликты.
У нас очень мало навыков работы с конфликтами. Сейчас накапливается опыт социальных форм взаимодействия в других странах – разрешение конфликтов, проведение переговоров. У нас этого опыта тоже крайне мало и поэтому, начиная от президента до домохозяйки, совершается масса ошибок, когда встает вопрос о необходимости разрешения конфликтов.
Понятие конфликта как таковое не относится к числу новых и до последнего времени трактовалась в отечественной литературе более менее однозначно. Слово конфликт латинского корня – conflictus – и в буквальном переводе означает «столкновение». Конфликт возникает там, где «сталкиваются разные желания, различные мотивы, разные манеры поведения и принятие решения затруднено». Безусловно, что конфликты существуют всюду, где есть жизнь, и каждому из нас приходится сталкиваться с ними, то есть они представляют собой «эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие».
Надо полагать, что конфликты – это не что-то такое, что обязательно затрагивает честь и достоинство его участников, а часть реальной жизни. Конфликты всегда будут иметь место в виде различных мнений, отличающихся друг от друга представлений о целях, путях их достижения, пока будет иметь место взаимодействие нескольких людей, которым не запрещено иметь собственное мнение и оценки.
Итак, конфликт – это одна из необходимых атрибутивных сторон – характеристика любого взаимодействия как внешнего (интеракция), так и внутреннего (интроакция).
Понятие социального конфликта.[18]
Изучая конфликтологию, нельзя обойти вниманием проблему социального конфликта, так как данное явление имеет большое значение в жизни общества. Конфликты существуют столько же, сколько существует общество. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт – это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Только тщательное изучение, уяснение сущности конфликта позволит поставить это сложное социальное явление на службу прогрессу общества, избежать крайних форм его проявления, противоречащих системе современных общечеловеческих ценностей.
Межчеловеческое общение представляет собой, на первый взгляд, необъятную стихию взаимодействий, коммуникативный поток, достаточно сумбурный как по содержанию, так и по форме. Однако, у этой стихии имеется своя структура со своими устойчивыми элементами. Одно из ведущих мест среди них занимает социальный конфликт. Он представляет собой в определенном смысле самостоятельную социальную единицу, которая вносит начало дискретности в общую картину коммуникативной стихии.
Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ) находящихся в определенной связи и взаимозависимости.
Современные исследователи видят в конфликте необходимую форму развития социальной реальности, сочетающую в себе в разных пропорциях деструктивные и конструктивные компоненты, обогащающую людей новым социальным опытом как негативного, так и позитивного характера. Для социологов существенно важным является то обстоятельство, что через изучение конфликтов перед ними открывается возможность исследовать социальные макро- и микроформы не в статике, а в их динамике. А это, в свою очередь открывает доступ к тайной логике тех эволюций, что совершаются с социальной реальностью в целом и с ее отдельными фрагментами.
У конфликта имеются свои пространственные и временные граница. Его содержание, будучи многомерным, обладает собственной структурой и характерными типовыми компонентами. Выделим основные из них:
· предмет конфликта – те социальные ценности, из-за которых он возник и разгорелся;
· ближайшие (непосредственные) и отдаленные (опосредованные) причины конфликта;
· непосредственные участники конфликтного взаимодействия, его основные субъекты;
· заинтересованные наблюдатели конфликтной ситуации, не принимающие в ней прямого и активного участия, но оказывающие своими реакциями определенное воздействие на ее развитие;
· внешние социальные (экономические, политические, правовые, идеологические и др.) детерминанты, воздействующие на участников конфликта и на его социодинамику из различных сфер общественной макросреды;
· мотивы конфликтного поведения сторон (истинные, подставные, сублимированные и т.д.);
· цели субъектов конфликта (ближайшие, отдаленные, конечные);
· возможные альтернативы конфликтного поведения, имеющиеся в распоряжении каждого из участников (учитываемые ими и не учитываемые);
· конкретные поведенческие акции сторон;
· конкретные средства, применяемые сторонами-субъектами в ходе столкновения (моральные и аморальные, правовые и неправовые и т.д.);
· конфликтная ситуация в целом как динамическая система социального взаимодействия субъектов;
· социальные нормы, моральные и правовые регуляторы, ограничивающие поведение участников конфликта; общественные средства контроля за развитием конфликтной ситуации;
· существующие возможности, пути, средства и способы разрешения конфликта;
· возможные, прогнозируемые социальные последствия конфликта;
· действительные, реальные (негативные и позитивные) последствия конфликта.
В содержании каждого социального конфликта обязательно присутствуют ценностные компоненты этического характера. Они имеют вид глубинных этических субструктур аморальной, моральной (корпоративной) или нравственной (универсальной, общечеловеческой) направленности. Скрытые от непосредственного созерцания, они определенным образом трансформируют нормативно-ценностную структуру каждого конфликта, придают его динамике определенную направленность и свой темп протекания. Когда говорят о сугубо моральных конфликтах, то речь идет, как правило, о тех межсубъектных столкновениях, в которых этические субструктуры вышли из их скрытого, подспудного существования и оказались не просто на поверхности конфликта, а в самом средоточии, в эпицентре выяснения отношений между сторонами, оттеснив на задний план все мотивы и аргументы практического характера.
В тех социальных конфликтах, которые нельзя считать исключительно моральными, выявление их этических субструктур представляет собой довольно сложную задачу и становится возможным лишь после того, как совершается полномасштабное исследование всех указанных выше содержательно-структурных компонентов конкретной конфликтной ситуации.
Взятый во всей его целостности, со всеми его компонентами , конфликт представляет собой типическое и вместе с тем каждый раз по-своему уникальное, неповторимое событие в социальной жизни людей . В каждом конфликте неизменно присутствует своя мера специфичности, делающая его непохожим на другие аналогичные конфликты. Люди отчетливо понимают, что, хотя, и летят все тем же углом журавлиные стаи, но в них каждый раз другие птицы. Идут на сценах мира одни и те же спектакли, но каждый из них по-своему оригинален. Аналогичным образом в разыгрывающихся человеческих драмах, несмотря на их типичность, каждый раз заявляет о себе нечто особенное, для постижения чего вновь и вновь требуются дополнительные усилия социальной мысли.
Для социальной жизни людей не характерны признаки безмятежной идиллии. Напротив, она насыщена множеством разнообразных коммуникативных противоречий и конфликтов.
Любой межсубъектный конфликт – это социальное явление. У животных нет конфликтов, а есть лишь бессознательные столкновения, движимые инстинктивными стремлениями к выживанию. Конфликты же между людьми - это мотивированные акции, выступающие как следствия определенных социальных обстоятельств и представляющие собой причины дальнейших социальных изменений, процессов, событий.
Люди издавна убедились в том, что конфликты – необходимый элемент социальной реальности, что они не поддаются полному и окончательному устранению из нее. Если исчезает один повод для конфликтов, то тут же может появиться другой.
Все это занимало, интриговало человеческую мысль, заставляло сосредоточенно исследовать природу конфликтов, предпринимать настойчивые попытки к постижению их сущности. Французский мыслитель XX в. Андре Глюксман высказал предположение о том, что конфликты – это вообще самое интересное из всего, что окружает человека: «Скажем, что нас так интересует в обычной любовной истории? Вовсе не то, что она приводит (или не приводит) к браку, ведущему к рождению детей и т.п., а то, что на ее пути неизбежны серьезные трудности... Итак, трудности, препятствия, жестокости и, если угодно, насилие, вот те вызовы, звучащие в этой сфере, которые нужно принять и которые требуют определенного ответа. То, что нас здесь интересует, задевает, - это конфликт».
Во второй половине двадцатого столетия научно-теоретический и практический интерес к проблемам социальных конфликтов привел к появлению множества исследовательских центров по их изучению. Такие центры возникли при ООН и ЮНЕСКО, в ряде университетов США и Европы. Стали выходить специальные конфликтологические журналы. Американские колледжи и университеты начали готовить студентов по новой специальности «менеджер по конфликтам».
Все это привело к тому, что фактически сложилась самостоятельная отрасль научных знаний с одним общим предметом – конфликтология. Ее последующее развитие сопровождалось процессами внутренней дифференциации. В результате внутри нее выделилось много самостоятельных специализаций, именуемых философской, социологической, политической, этнической, юридической, психологической конфликтологией. Их представители разрабатывают соответственно философские, социологические, психологические и прочие концептуально-объяснительные модели.
Интерес к социальным конфликтам был предопределен необходимостью решения двух важных и сложных задач. Первая – это необходимость в общественном самопознании. Вторая-необходимость в общественном самосовершенствовании.
Весь тот массив знании, которым сегодня располагает современная конфликтология, складывался на протяжении длительного исторического времени. Поначалу, в течение многих столетий развития цивилизации и культуры буквально по крупицам накапливались сведения о природе межчеловеческих конфликтов. Они имели и художественно-изобразительный, и описательно-феноменологический, и концептуально-философский характер. Разбросанные по трудам ученых, трактатам философов, литературным произведениям драматургов и романистов, они пребывали в разрозненном состоянии. В XIX в., вместе с рождением социологической теории, возникают и первые концепции, прицельно ориентированные на изучение и объяснение природы социальных конфликтов.
Наиболее значительный вклад в развитие социологии конфликта внесли такие крупные исследователи XIX-XX вв., как К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер.