Гендерная общественная психология
В рамках темы «Психология больших групп мы предлагаем Вам рассмотреть общественную психологию таких больших трупп как мужчины и женщины. Положение этих групп в обществе обозначается как гендерное взаимодействие. Возникновение гендерных исследований имеет свою историю и перспективы развития.
Однако само слово «гендер» не имеет в русском языке адекватного перевода, а его написание и произношение заимствовано из английского. Так в словаре В. Мюллера, слово gender имеет два значения. Первое - грамматический род и второе - пол как шутливое обозначение.[11]В Американском словаре наследия английского языка слово «гендер» определено в первую очередь как классификационный термин, в том числе как морфологическая характеристика. Другое значение слова gender в этом словаре - «классификация пола, пол». В романских языках такой близости между грамматикой нет. Например, испанское слово genera, итальянское genere и французское genre не имеют никакой связи с обозначением рода (пола) человека. Вместо этого применяется другое слово – sex (биологический пол).[12]
Само понятие пола не выступает монолитной сущностью, а состоит из многих компонентов, которые связаны друг с другом определённым образом. Джудит Ломбер указывает на следующие компоненты пола:
пол /sex) как биологическая категория - непосредственно данное сочетание генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор, способность к прокреации (как предполагается, конгруэнтной с вышеназванными свойствами и с предназначением принадлежности как биологической категорий);
пол /sex) как социальная категория – предназначенная от рождения, основанная на типе гениталий.
половая (sex - gender) идентичность - осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте.
пол (gender) как процесс - обучение, научение, принятие роли. Владение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих (или несоответствующих — в случае бунта или неприятия) определенному гендерному статусу, «осознание пола как социальной категории» человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории;
пол (gender) как статус и структура - гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендерному признаку.
Таким образом, гендерные отношения - это отношения между мужчинами и женщинами в обществе, которые характеризуются властными отношениями.
В том же американском словаре можно обнаружить еще одно назначение gender-представление. Термин «гендер» понимается здесь как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории, Другими словами, гендер определяет отношение между одним объектом (или существом) и другими, ранее уже обозначенными - классом группой; это отношение принадлежности. Так как гендер приписывает или закрепляет за каким-либо объектом «я»-индивидом позицию внутри класса и позицию относительно других, уже составленных классов, то можно сделать вывод, что гендер - это социальное отношение; не биологический пол, а представление каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений.
Рассматривая термин «гендер» в широком смысле, необходимо отметить, что он включает в себя сложную систему: это конструкция концептуальная и основанная на опыте, индивидуальная и общественная, кросскультурная и специфически культурная, физическая и духовная, а также политическая. То есть она является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, но всегда женщиной или мужчиной, в мире, где любое различие или разделение находятся в системе строгих иерархических и доминирующих отношений.
Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть женщиной или мужчиной. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного («мужского») выше пассивного «женского» в соответствии с иерархией отношений.
Гендерная общественная психология – это совокупность гендерных установок, ориентаций, норм, ценностей, стереотипов, которая формируется в процессе социализации, самоидентификации представителей биологических полов. Гендерная психология проявляется в социальном восприятии социальных объектов, в стереотипизации мира по признакам феминности и маскулинности. Гендерное сознание и манера поведения, обусловленная принадлежностью к полу, настолько вошли в обиход, что мы не придаем им значения. Однако если встречаем человека, то мы чувствуем себя достаточно неуютно до тех пор, пока не отнесем его к определенной категории. В обществе существуют две группы людей подобного типа: трансвеститы и транссексуалы (люди, сделавшие операцию смены пола). Однако эти люди всего лишь производят двусмысленное впечатление, не нарушая при этом гендерной дихотомии. Переодевание в мужское и женское платье не выглядело бы неподобающим, если бы не существовало представления о том, как принято одеваться мужчинам и женщинам. Под несоответствующей полу одеждой мы все же различаем черты.
Содержание гендерной общественной психологии
На уровне макрогрупп - мужчин и женщин - мы можем говорить об их общественной психологии. Каковы же ее особенности?
Ведущую роль в гендерной психологии играют полоролевые стереотипы, которые формируются в процессе гендерной социализации. С момента определения паспортного пола новорожденного ребенка, начинается процесс его гендерной социализации, то есть передачи ему устойчивых форм социального поведения в соответствии с половой ролью. Половые роли - это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Дифференциация половых ролей проявляется, прежде всего, в половозрастном разделении труда, системе половой стратификации, распределении власти и авторитета мужчин и женщин и в специфических процессах половой социализации, посредством которой эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение. Так, например, девочек с детства учат быть «женщинами», привлекают к чисто «женской» работе — ведению домашнего хозяйства. Сюда можно отвести и кулинарное искусство, и уборку дома, а также заботу о своей семье. Таким образом, девочку с детства ставят в условия определенного «микромира» - семьи, сначала родительской, затем своей собственной. Обучение мальчиков, напротив, направлено на познание внешнего мира, находящегося вне пределов семьи.
Данный пример позволяет выявить основное различие в половой социализации индивидов мужского и женского пола: если девочек готовят к жизни во внутреннем, «пассивном» мире, то мальчиков, напротив, готовят к деятельности во внешнем, «активном» мире.
Возвращаясь к вопросу о половых ролях, необходимо отметить, что на уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Маскулинность и фемининность - это нормативные представления о соматических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин.[13] Как системное целое, образы маскулинности к фемининности являются историческими и этноспецифическими, уникальными для каждого народа. Тем не менее, некоторые черты, приписываемые маскулинности и фемининности, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, а фемининности с мягкостью, нежностью). Более того, на уровне обыденного сознания, которое склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различая полов, также происходит отождествление маскулинности с активнотворческим, культурным, а фемининности - с пассивно-репродуктивным, природным началом. Современная наука, однако, доказала условность такой категоризации, демонстрируя многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью. Ценный вклад в разработку этой проблематики внесли представители феминистского движения.
Интересно проследить, как происходила эволюция научных представлений о маскулинности и фемининности и их взаимосвязи. Так, в XIX веке маскулинные и фемининные черты считались не только противоположными, но и полностью взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе которой были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов. Все они предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут отличаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинности должна коррелировать с низкой фемининностью и наоборот. Причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин - фемининность.
В дальнейшем, однако, выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские» и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и других) не всегда совпадают друг с другом. Одновременно усложнились и представления о том, какие именно качества наиболее благоприятствуют психическому здоровью и социальной адаптации. Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность не как одного и того же континуума, а как независимые друг от друга параметры. На основании этих тестов каждый человек, независимо от того, мужчина он или женщина, может быть отнесен к одной из четырех групп:
1) к маскулинным индивидам (то есть к таким, у которых выражены традиционно мужские качества, такие как: честолюбие, решительность)
2) к фемининным индивидам (с выраженными традиционно женскими качествами, такими как эффективность, мягкость)
3) к андрогенам, то есть к людям, сочетающим в себе как традиционно женские, так и мужские черты.
4) клюдям с неопределённое психологической половой идентичностью, то есть к тем, кто не обладает выраженными маскулинными, либо фемининными чертами.
Формирование полоролевых стереотипов у различных народов происходило по-разному и не одновременно. Однако для «полового символизма» большинства культур характерно отождествление «мужского» с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью, светом, наполненностью, формой и т. д., а «женского» - с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмою, пустотою, бесформенностью. Причем нетрудно заметить, что «женский» символьный ряд представляет собой по преимуществу ряд «неопределенностей», по сравнению с которым «мужской» являет собой нечто гораздо более «определенное».
Функционирующие в обществе гендерные стереотипы исследовались как в зарубежной так и отечественной социальной психологии.
Родоначальниками исследования полоролевых стереотипов явились американские ученые, особенно женщины-феминистки. Целью их исследований было выявить не только реально функционирующие стереотипы, но их идеологическое назначение, соответствие данных стереотипов реальному положению вещей, небезынтересным является и изучение влияния средств массовой коммуникация на формирование полоролевых стереотипов. Советские ученые начали свои научные изыскания в этой области в начале 70-х годов в рамках изучения проблем межгруппового взаимодействия.
Особого внимания заслуживают работы по изучению стилей руководства - мужского и женского.[14] По данным этих исследований, типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально – неограниченным стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ связан с социальными и коммуникативными учениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой. При этом чрезмерная акцентуация, выраженность как типично маскулинных, так и феминных черт, приобретает уже негативную оценочную окраску. Типично отрицательными качествами мужчин признаются грубость, авторитарность, излишний рационализм: женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность. В целом мужчинам приписывается - больше положительных качеств, чем женщинам.
Стереотипы выявлены и в представлениях о мужских и женских способностях в профессиональной деятельности, их компетентности. Профессиональные успехи мужчин связаны с их умом, способностью аналитически мыслить и являются нормальными качествами мужчин. Успех женщин в любой сфере деятельности связывают, прежде всего, с ее усилиями, работоспособностью. Они вызывают уважение и считаются исключением из общепринятых правил. Компетентных женщин нередко не любят в коллективе как женщины, так и мужчины. В некотором роде компетентность женщин воспринимается как отрицательное качество.
Полоролевые стереотипы формируются всеми агентами социализации.
В семье под влиянием полоролевых стереотипов родителей закладываются также предпосылки разного восприятия своих способностей и достижений девочками и мальчиками. Исследования показали, что у родителей одаренных девочек больше стереотипов, искажающих оценку способностей дочерей и влияющих на их ожидания успеха. Важно отметить, что убеждения родителей относительно способностей своих детей оказываются более значимыми для самовоспитания ребенка, чем собственные успехи. В случае одаренных девочек, особенно со способностями к математике, стереотипные убеждения родителей о том, что уровень способностей дочери не позволяет ей достичь успеха, заставляет ее очень рано отказываться от соответствующего обучения.
Еще до начала обучения девочек готовят к репродуктивной жизни, «хорошему» поведению, следованию правилам, подавлению собственной инициативы (конформности). В школе этот процесс продолжается - многочисленные зарубежные исследования показали, что школьные учителя уделяют больше внимания в классе мальчикам. Учителя в первую очередь отвечают на их вопросы, а одноклассниц к вопросам не поощряют. Подразумевается, что девочка должна знать, а не исследовать и сомневаться в истинности или полноте знания. Помимо того, что учителя чаще откликаются на разные виды активности мальчиков, они также дают качественно различную обратную связь мальчикам и девочкам. Любой ответ девочками принимался (с той или иной отметкой), от мальчиков требуют большего, настаивают на поиске правильного или более рационального решения. Их ответам также дается более развернутая оценка, на основе которой можно идти дальше. Таким образом, мальчиков больше ориентируют на преодоление трудностей, на более высокий уровень притязаний. Количество и качество внимания, уделяемого учителями девочкам, дает им понять, что они на вторых ролях, что в классе есть более важные люди.
Учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихсяразного пола: неуспех девочек - отсутствием способностей, мальчиков - недостатком трудолюбия, усилий. Это отличие имеет большое значение, так как при отсутствии способностей трудолюбие, дополнительныеусилия не решат проблему. Следовательно, девочек меньше настраивают на работу, их поощряют принять то, что ecть, как должное. Обратное справедливо для мальчиков - их стимулируют работать больше, чтобы добиться успеха.
Л.В. Поповой были проведены наблюдения и сделаны видеозаписи уроков в нескольких школах Москвы, с тем, чтобы проверить справедливость приведенных выше описаний взаимодействия учителей с учащимися разного пола. Картина, которую они получили, оказалась аналогичной той, которую получили зарубежные исследователи. Она также была дополнена прямыми замечаниями некоторых учителей о том, что девочки берут терпением и трудолюбием, а не способностями.
В школе учителя продолжают усилия семьи по формированию разного типа поведения у девочек и мальчиков: замечено, что выкрики с места, мелкие нарушения дисциплины, допущенные девочками, вызывают активное неприятие учителей, тогда как мальчикам те же действия сводят с рук. Со стороны учителей и родителей на девочек оказывается сильное давление, с тем, чтобы заставить их беспрекословно подчиняться всевозможным нормам, правилам и традициям. К отклонениям от норм мальчиков относятся терпимо,тем самым стимулируют у них исследовательскую активность и налагают запрет не нее у девочек.
Согласно данным зарубежных исследователей, различия в отношении учителей и учащихся разных полов выражены еще ярче в случае одаренных детейи подростков. Так, учителя считают, что одаренные мальчики превосходят одаренных одноклассниц в области критического илогического мышления, в творческом решении задач. Учителя-мужчины воспринимают одаренных учениц более традиционно, чем учительницы: более эмоциональными, покладистыми, доверчивыми, с менее развитым воображением, любознательностью, изобретательностью.
Было также обнаружено, что учителя дают самые низкие оценки тем ученицам, которые проявляют способности к аналитическому мышлению, к выдвижению собственных оригинальных идей, оказывают сопротивление традиционным условностям. Мальчики с подобными характеристиками имеют у учителей высокий рейтинг.
Учителя, знающие одаренных учениц хорошо, оценивают их более негативно, чем учителя, не работающие с ними постоянно. Противоположная тенденция свойственна ситуации с одаренными мальчиками. Предубежденное отношение к одаренным ученицам особенно опасно, так как девочки более восприимчивы к реакциям учителей.
Аналогичная практика взаимодействия продолжается на уровне университетского образования.
Подобные стереотипы выполняют социальные и психологические функции. По мнению американских ученых, они признаны оправдать такое явление как задержка продвижения женщин по службе, повышение ее заработной платы Полоролевые стереотипы направлены в защиту существующего положения женщин в обществе, т. е. ее фактического неравенства. Небезынтересными являются и исследования роли средств массовой информации по формированию полоролевых стереотипов, пропаганде определенной государственной политики в отношении женщин. Американскими учеными была выявлена взаимосвязь между потребностями рынка труда в женской рабочей силе и культивируемым образом женщины в средствах массовой коммуникации.
Необходимость привлечения женщин в различные отрасли американского хозяйства сопровождалась пропагандой деловой женщины, самостоятельно зарабатывающей себе на жизнь. Перенасыщение рынка труда было прямо связано с культивированием женщины – домохозяйки.[15]
Нетрудно заметить некоторое сходство позиций в отношении женщин со стороны и нашего правительства, особенно рельефно это видно в современной ситуации: наступающий рынок в первую очередь отразился на положении женщин, т.к. в силу объективных причин уровень квалификации у женщин ниже на два-три разряда, чем у мужчин при равном образовании. Настойчиво раздаются голоса об ограничении сферы интересов женщин только выполнением домашних обязанностей. При сложных и тяжелых перегрузках, которые испытывает современная женщина, эти взгляды накладываются на массовое сознание. Но проблема заключается не в том, чтобы ограничить интересы женщин, а создать условия для ее полного развития, самореализации во всех сферах социальной жизни, обеспечить ее влияние на решение всех общественных проблем. От создания таких возможностей выиграет не только женщина, но и все общество в целом.
Общественная психология - это отражение социальной жизни на эмоционально-конкретном уровне. В связи с этим в гендерной психологии определенную роль играют и способы познания мира гендерными группами, особенности их социального восприятия.
Одной из основных черт, влияющие на познавательные способности женщин, является эмоциональность. Эмоциональное отношение к действительности - качество, присущее женщинам, они, как правило, не обладают индифферентным взглядом на мир. Эмоциональность, как известно, связана с проявлениями конкретного мышления, движением от конкретного к абстрактному. Только конкретные проявления абстрактных понятий вызывают чувства, эмоции. Это относится к политическим концепциям, взглядам, идеям, теориям - продуктам духовного производства. Так, понятие политических движений, партий, органов власти у женщины ассоциируется и воспринимается через конкретных представителей, конкретные дела. Конкретное всегда проявляется в оценке, поэтому все, что окружает женщину, вызывает ее эмоции, имеет оценку.
Проявление и осуществление политических процессов женщина также воспринимает через их конкретные проявления. Для нее важна не сущность явления, a его существование, его отражение на существование близких ей людей, в особенности, детей и стариков. Можно говорить о некотором экзистенциализме женщин, которые оказывают влияние на ее представления о благах, целях, идеалах. Духовные ценности всегда связаны в ее сознании с конкретными условиями социально-политического бытия.
Характер формирования и функционирования представлений у женщин всегда определяются ее эмоциональностью. Как известно, чувственно-окрашенные представления наиболее устойчивы, поэтому, если представления имели негативную окраску, то женщины с большей силой эмоций воспринимают новые представления, и так же фанатично их защищают.
Несмотря на миротворческую сущность, женщинам часто присущи экстремизм, агрессивность. Данные криминалистики говорят о том, что женские преступления отличаются особой жестокостью и среди них часто бывают рецидивы. Это объясняется силой их эмоций, которые в определенные моменты сужают объем сознания.
Исследователи женской психологии подчеркивают, что при овладении знанием у женщин большую роль играет интерес.[16] Они воспринимают то, что находится в сфере их непосредственного интереса, привлекает к себе внимание, и на то, что им безразлично, им приходится усиленно направлять свое внимание. Поэтому направленность интереса у женщин иногда бывает односторонней. Если принять во внимание эмоциональность женщин, то их интерес, как правило, направлен на вполнеконкретные объекты.
Женщины весьма редко по сравнению с мужчинами увлекаются абстрактными понятиями, такими как свобода, равенство... «женщины испытывает внутреннее отвращение к холодной беспристрастной абстракции, потому что последняя не дает никакого удовлетворения эмоциональной потребности».[17] Как правило, женщины воспринимают объект как целое, не делая анализа. Любое абстрактное понятие они конкретизируют, например, понимание несправедливости у них связано с конкретным проявлением этого понятия.
Преобладание эмоционального восприятия мира создает почву для подверженности внушению. По наблюдениям врачей психиатров, женщины поддаются внушению гораздо легче, чем мужчины. В то же время действие этого внушения бывает непродолжительным, поэтому женщины труднее излечиваются от различного рода психических заболеваний. Это противоречие можно объяснить тем, что прошлые впечатления и представления у женщин очень устойчивы, новые не всегда по силе своей эмоциональности могут вытеснять прошлое. Женщины больше живут прошлыми впечатлениями, чем настоящими.
На психологические особенности женщин, их восприятие окружающего мира, оказывает влияние выполнение ею материнских функций. Женщины по своей природе – созидательницы, строители домашнего очага.
Любые общественные катаклизмы входят в противоречие с их природным стремлением к созиданию и сохранению жизни на земле. При всем эмоциональном восприятии мира женщины в то же время очень осторожны при принятии серьезных, глобальных решений. Нельзя не отметить и такое качество женщин, как интуиция. Оно трудно поддается теоретическому исследованию, зато хорошо фиксируется эмпирически.
Эмоциональность присуща и мужчинам, однако, проявляется она иначе, чем у женщин. По мнению профессора Е. Жарикова, разница эмоциональности у мужчин и женщин фиксируется такими индикаторами, как частота возникновения эмоции и глубина их проявления.
Так у женщин частота проявления эмоций достаточно высокая, а глубина более низкая по сравнению с мужчинами. У мужчин частота проявления низкая, а глубина переживаний очень высокая. Этот феномен обусловлен двумя обстоятельствами: социальные нормы не осуждают женщин за проявление эмоций, мужчины же, ярко проявляющие свои эмоции получают негативную оценку. В то же время у женщин существуют компенсаторные возможности рассеивания эмоций, поэтому глубина переживания у них не очень высокая.
Второй и важный ряд общественной психологии составляют представления, нормы, ценности. Они не имеют столь ярко выраженного характера различий, нежели эмоциональность. Однако вывести общие положения на уровне эмпирических исследований все-таки представляется возможным, и вытекают из первой особенности – эмоциональности. Первое - это характер формирования представлений. У женщин, как правило, представления имеют конкретный характер и эмоционально окрашены. Известно, что чувствительно окрашенные представления наиболее устойчивы. Это объясняет некоторый консерватизм к старым нормам, ценностям, религиям, традициям.
Изменение устоявшихся взглядов у женщин происходит медленнее, чем у мужчин. Этот консерватизм, например, в политике сродни умеренности. Женский консерватизм, в известной мере гарантирующий от экстремизма столь характерного для мужчин, глубоко гуманен. (Женщины — стабилизаторы цивилизаций, мужчины - их генераторы).
В качестве таких стабилизаторов женской общественной психологии выступают социальные потребности и интересы долговременного характера: сохранение семьи, забота о детях и близких; реальные гарантии права на жизнь; уверенность в завтрашнем дне, заинтересованность в социальной устойчивости и общественном спокойствии.
У мужчин и женщин без сомнения есть общие ценности, такие как материальное благополучие, здоровье. В то же время женщины больше озабочены улучшением отношений между людьми, достижением доброты, согласия, взаимопонимания, снижением социальной озлобленности. Общечеловеческие ценности в большей мере присущи женщинам, чем мужчинам.
В данном разделе учебного пособия вам представлена новая, развивающаяся отрасль социально-психологического знания. Не все освещенные в немвопросы получают однозначную оценку в современной науке. В то же время будущие государственные служащие должны знать и учитывать в своей деятельности особенности гендерной психологии.