Толпа как стихийная группа, психология толпы
Толпа – множество людей, не связанных между собой сознаваемой общностью целей и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания и сходством эмоционального состояния.
Толпа – разновидность социального агрегата. По характеру чувствования и поведенческого реагирования она существенно отличается от организованной группы и требует кардинально иных механизмов, приемов и навыков управления. Вместе с тем различия между толпой и группой не дискретны: между крайними полюсами наблюдается множество промежуточных состояний. В частности, сконцентрированная масса людей обычно приобретает некоторые свойства толпы, сохраняя при этом и качества организованной группы.
Механизм образования толпы: слухи и циркулярная реакция.
Циркулярная реакция (синоним: эмоциональное кружение) – процесс обоюдного заражения, по мере интенсификации которого взаимодействие между индивидами опускается с семантического (коммуникация) на психофизиологический уровень. При этом в отличии от коммуникации, в процессе которой индивидуальность каждого партнера сохраняется и в тенденции возрастает (именно включенность в различные каналы социального общения в решающей мере обусловливает личностную уникальность), эмоциональное кружение ситуативно стирает индивидуальные различия. Снижается влияние на поведение личностного опыта, личностной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализируются низшие, более примитивные пласты психики, и группа деградирует в толпу.
У человека, охваченного процессом кружения, возрастает восприимчивость к импульсам, исходящим изнутри толпы, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне.
Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытки воздействовать на людей рациональными методами часто оказываются не только несвоевременными, но и просто опасными.
Основные характеристики толпы дают З.Фрейд[9], Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле[10].
По их мнению толпа превращает индивида в свою частичку и появляется коллективная связь – «душа толпы». Множество дает индивиду чувство неодолимой мощи и анонимность ведет к безответственности массы. В толпе становится заразительно и чувство и действие, внушаемость возрастает в силу взаимодействия людей. Масса в толпе становится импульсивной, изменчивой и возбудимой. Толпа настолько повелительна, что не дает даже проявляться инстинкту самосохранения. Она не способна к постоянству воли и желает своей цели немедленно. Масса легковерна и легко поддается влиянию, она некритична, мыслит образами. Чувства толпы просты и быстро доходят до крайности. На толпу не действует логическая аргументация и возбуждается она от чрезмерных раздражителей (лозунги, выкрики, жесты, музыка). Толпа нетерпима и подвластна авторитета. Толпа уважает прежде всего силу, не ищет истину, а требует иллюзий.
Толпа не в силах жить без вождя, она жаждет подчиняться. Личность вождя массы должна соответствовать ее требованиям:
· он должен быть фанатически предан идее, чтобы пробудить ее в массе (дать образец – сыграть);
· должен обладать сильной волей, должен уметь парализовать способность к критике, что ведет к состоянию завороженности.
Большой количество наблюдений и специальных исследований массового стихийного поведения позволило вывести следующую условную классификацию толпы.
Окказиональная толпа – множество людей («зеваки»), собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция - любопытство.
Конвенциальная толпа – собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные бои, митинг, концерт рок-группы, футбольный матч и т.д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качество конвенциальной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Здесь доминирует более направленный интерес.
Экспрессивная толпа, ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест и т.д. Доминирующие эмоции здесь могут быть различны, главная характеристика – ритмичность выражения.
Экстатическая толпа – экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться и т.д.
Действующая толпа – наиболее опасная разновидность, в рамках которой в свою очередь можно выделить следующие подвиды:
· Агрессивная толпа. Доминирующая эмоция – ярость, злоба по отношению к объекту.
· Паническая толпа. Доминанта эмоция – страх, ужас, стремление у каждого индивидуально избежать реальной или воображаемой опасности.
· Стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминанта – жадность, жажда приобретения. В конкретных ситуациях может сопровождаться страхом, злобой или обожанием.
· Повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной, однако отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Практически это выражается тем, что при наличии активного организующего звена в повстанческую толпу может быть внесено организационное начало. Известны случаи, когда повстанческую толпу в конечном счете удавалось организовать в эффективную группу.
Следует обратить особое внимание на то, что приведенная классификация достаточно условна. В практическом плане главное качество толпы – превращаемость. А именно: коль скоро толпа организовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.
Такие превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости по большей части основаны приемы управления и манипуляции толпой с теми или иными целями. Для овладения примами контроля полезно учитывать специфический феномен, называемый географией толпы: в толпе обычно образуется более плотное ядро и разряженная периферия (это очень хорошо видно при аэрофотосъемках). В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, поэтому здесь человек сильнее ощущает его влияние.
Соответственно, если принято решение воздействовать на толпу изнутри, то следует проникать в ядро (имея в виду гипертрофированную внушаемость и т.д.), напротив, извне рекомендуется действовать через периферию.
Проникшие в ядро агенты, имитируя эмоции страха или жадности (в агрессивной толпе), или бросая соответствующий клич и т.д., дают импульс паническому или стяжательному поведению. Другой вариант: внимание агрессивной толпы переориентируется с одного (более опасного) на другой объект. Тем самым удается избежать наиболее драматического развития событий.
Переориентируя внимание периферии на какие-либо яркие события, агрессивную либо экспрессивную толпу (митинг и т.д.) превращают в одну или несколько окказиональных толп. Воздействием громкой ритмической музыки или (в отсутствии таковой) ритмическим скандированием удается превратить агрессивную, паническую или стяжательную толпу в экспрессивную, в частности, в экстатическую, когда люди непроизвольно начинают танцевать и не в силах остановиться, расходуют накопившуюся энергию в ритмических конвульсиях.
Наиболее опасным видом превращения толпы является появление паники.
Удалось выявить четыре комплекса предпосылок (факторов) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.
Социальные предпосылки – общая напряженность в обществе, вызванная природными, экономическими или политическими бедствиями: землетрясение, наводнение, резкое падение курса валюты, начало или неудачное ведение боевых действий и т.д.
Физиологические предпосылки – усталость, голод, долгая бессонница, действие алкоголя, наркотиков. При этом снижается уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.
Общепсихологические предпосылки – удивление, испуг, вызванные недостаточной информированностью о вероятной опасности и возможных способах противодействия.
Социально-психологические и идеологические предпосылки – отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективного лидерства, недостаточное доверия к лидерам и низкий уровень групповой сплоченности.
Наблюдения и специальные исследования, в том числе экспериментальные, показывают, что последний, четвертый по счету комплекс факторов, является решающим. В низко сплоченной, слабо интегрированной группе панику способна вызвать минимальная или вообще мифическая опасность; при этом весьма характерны ситуации, когда единственным реальным источником опасности становится собственное паническое поведение толпы. Вместе с тем высоко сплоченный целеустремленный коллектив способен избежать признаков паники даже при безусловной смертельной опасности.
Обобщенно типичный механизм развития паники выглядит следующим образом.
Шокирующий стимул, очень интенсивный или повторяющийся, вызывает множество индивидуальных реакций страха. Это выражается криками, плачем, гримасами, возбужденными хаотическими движениями. Циркулярная реакция обуславливает обоюдное индуцирование эмоции. Процесс завершается массовыми действиями, которые кажутся спасительными.
Стоит добавить, что в обстановке, когда множество людей ожидают какого-то страшного события, средства защиты от которого неизвестны, стимулом панических настроений и действий может стать словесное обозначение ожидаемого события (при его реальном отсутствии).
И еще одно практически важное замечание.
В первые несколько мгновений после шокирующего стимула обычно наступает так называемый психологический момент. Масса людей оказывается как бы во взвешенном состоянии («оторопь») и готова следовать первой реакции, иногда совершенно иррациональной. Это также наиболее подходящий момент для перелома ситуации человеком или группой людей, готовых взять на себя практическое руководство.
Из всего сказанного вытекают рекомендации по предотвращению и по ликвидации массовой паники.
Меры по предупреждению массовой паники должны опираться на учет ее предпосылок (факторов).
Прежде всего – идеологическая и организационная подготовка группы к возможным опасностям, обеспечение эффективного руководства, воспитание лидеров, пользующихся высоким доверием группы. Как указывалось выше, при отсутствии идеологических и социопсихологических предпосылок массовой паники коллектив способен с честью выйти из самых суровых испытаний.
Но не всегда такая подготовка в принципе возможна, например, при организации массовых уличных мероприятий, в которых участвует множество более или менее случайных людей. При этом особое значение приобретает учет физиологических и общепсихологических факторов.
Так, типичной ошибкой является длительное проведение митингов и манифестаций в условиях социальной напряженности, в жаркую (или холодную) погоду, с участием большого количества истощенных людей. При этом возрастает вероятность иррациональных реакций, особенно при возможных провокациях.
Ряд характерных ошибок при организации массовых мероприятий связан также с игнорированием общепсихологического фактора паники. Так, недостаточное информирование участников о возможных опасностях (или, напротив, о безопасности того или иного события), об имеющихся способах защиты подчас приводит к серьезным неприятностям.
Предупреждению и снятию панических настроений способствует физическая близость участников (сцепка локтями), а также коллективное пение хорошо известной песни со стройным умеренным ритмом (типа гимна или марша).
Ритмичная музыка, пение, или – при отсутствии технических возможностей – скандирование способствуют ликвидации уже возникшей паники.
Остановить паническое поведение помогает в определенных случаях привычное стимулирование (например, громкое звучание национального гимна, на который люди рефлекторно реагируют стойкой «смирно») или, напротив, неожиданный интенсивный стимул (например, выстрел в закрытом помещении). При этом восстанавливается ситуация, обозначенная выше как психологический момент, когда лидер может взять на себя рациональное руководство. Наконец, на начальных стадиях паники решающую роль может сыграть удачная своевременная шутка, особенно если она исходит от известного людям «юмориста», например, актера.
Само собой разумеется, что всякое противодействие массовой панике возможно только при наличии группы лиц, сохраняющих присутствие духа и готовых взять на себя руководство. Поэтому грамотная организация массового мероприятия предполагает присутствие людей, соответствующим образом подготовленных и организованных.