Причины возникновения и этапы развития малых групп
Существует несколько факторов, по которым люди объединяются в группы. Первый фактор- биологический, т.к. объединение способствует выживанию. Второй фактор- социальный. Жизнь группы обусловлена интересами людей. Через группу человек воспринимает умение, навыки, правильное поведение. В группе проходит социализация человека. Третий фактор- психологический. Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимозащиты.
В случае организованных групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. Появление организованной малой группы включает в себя две стадии: 1) объявление группы как элемента более общей системы; 2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи. Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов.
Этапы развития. В социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одну из таких моделей дает стратометрическая концепция, согласно которой внутригрупповая активность представляет собой многоуровневую систему, а развитие группы- это процесс возникновения и формирования все более глубинных уровней указанной активности. Этот процесс протекает от формирования активности, обусловленной индивидуально- психологическими различиями, до формирования активности, опосредованной самой совместной деятельностью. На психическом уровне развития группы проявляются в возрастании сходства структуры, содержания и взаимосвязей личностных смыслов участников группы относительно объектов, значимых для совместной деятельности. Двухмерная модель развития группы предложена Б Такменом. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа: наличие сфер групповой активности- деловой и межличностной; положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно данной модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов. В сфере межличностной активности к ним относятся следующие стадии:
1. Стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
2. стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой - нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
3. стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
4. стадия «функционально- ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, в которой решаются групповые задачи.
В сфере деловой активности Такмен выделяет такие стадии, как:
1. стадия «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
2. стадия «эмоционального ответа на требование задачи». Состоящая в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи. Вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последних;
3. стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемая как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и продолжить альтернативную трактовку информации;
4. стадия принятия решения - это конструктивная попытка успешного решения задачи.
Классификация малых групп
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Наиболее распространенными являются:
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»,
2) деление их на «формальные» «неформальные»,
3) деление на «группы членства» и «референтные группы».
Деление малых групп напервичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп - непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы.
Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их наформальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.
Третья классификация разводит так называемыегруппы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.
Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Конечно, это еще не ответ на вопрос: почему именно эта группа приобрела для него столь важное значение, а та группа его потеряла? По-видимому, вся проблематика референтных групп ждет еще своего дальнейшем развития, ибо пока все остается на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной, но не объяснения, почему именно — она.
Границы малой группы
Количество членов малой группы является важной переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. Самой маленькой группой является диада. Это наиболее хрупкая и наименее устойчивая группа. Вторая характерная черта диады - необходимость наиболее тесного контакта между членами группы. В диаде наилучшие условия для эмоционального удовлетворения человека. В триаде отношения более сложные, чем в диаде, но наиболее устойчивые. Особую роль играет третий. Он может принять роль безучастного посредника, или человека-лидера, не входящего в эмоциональные близкие отношения с двумя остальными членами группы. Более крупные группы от 5 до 9 человек - наиболее продуктивные творческие группы. В них меньше согласия, но и меньше напряженности. В этих группах происходит четкая координация действий. Менее устойчивыми считаются группы с четным количеством человек.
Группе до 15 человек присущи свои особенности. Она добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате группового обсуждения. В такой группе наиболее эффективно проходит процесс обучения. Предел функционирования группы как единого целого - 21 человек. При большем количестве человек группа обязательно распадается на подгруппы, между которыми возможно разделение мнений и позиций.
В исследовании малых групп сложились несколько научных подходов, основными из которых являются социометрическое направление и «школа групповой динамики».
Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (которая для Морено означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Социометрия - это отрасль социально- психологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемая с помощью количественных методов. Объектом исследования в социометрии являются реально существующие социальные малые группы. Простое наблюдение не в состоянии зафиксировать эмоциональные отношения людей друг с другом, но они могут быть выявлены с помощью специфических методов измерения, особой техники опроса и обработки данных, которая включает в себя социометрический тест, социометрическую матрицу, социограммы, социометрические индексы. Эта техника позволяет определить реальные конфликтные ситуации и предпринять усилия для их ликвидации.
Продолжением социометрии являются психодрама и социодрама, также разработанные Морено. Он создал социометрический театр, который означает метод группового тренинга, основанный на особенностях межличностного взаимодействия в группе. Социодрама - это моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций, а психодрама - это моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения. Находясь на сцене, люди проигрывают определенные психические состояния и социальные роли, благодаря чему им становится легче и комфортнее. Таким путем ученый лечил неврозы, алкоголизм, смягчал конфликты, выявлял неформальных лидеров, оптимизировал социально- психологический климат в малой группе. В социодраме принимают участие естественные группы (семья, трудовой коллектив, школьный класс), в которой исполнители могут меняться местами. В психодраме создается экспериментальная группа, выступающая аналогом театральной труппы, поскольку на сцене проигрываются определенные ситуации поведения людей.
Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. К. Левин выделил ряд характеристик, определяющих функционирование группы. К ним относятся цели и задачи группы, групповые нормы, характер коммуникаций в группе, групповая сплоченность и групповое напряжение, размер группы и проблемы лидерства в группе.
Групповые цели в значительной степени определяются социальной организацией, в которую включена малая группа. Также цели группы зависят от личностных особенностей руководителя или лидера группы, а также от целей ее членов.
Групповые нормы- это система представлений, составляющих определенный шаблон поведения, разделяемый членами группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий. Групповые нормы могут изменяться по мере развития группы, изменения групповых целей и прихода в группу новых членов. Нормы можно разделить на две категории: нормы, заданные руководителем группы, и нормы, выработанные внутри группы. Противоречие этих норм часто приводит к конфликтам между формальной и неформальной группами.
Групповая структура определяется местом каждого человека в групповой иерархии и теми функциями, которые выполняют члены группы, а также характером групповых коммуникаций. Существует два типа групповых ролей: целевые и поддерживающие роли. Целевые роли позволяют отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее активизации и поддержанию жизнедеятельности группы.
Групповая сплоченность выражается в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач. Сплоченность вызывает эмоциональную привязанность членов группы и лояльное отношение к групповым задачам. Взаимозависимость членов группы обусловливает их готовность разделять трудности и сглаживать личные расхождения. Являясь в целом положительной характеристикой состояния группы, сплоченность имеет и отрицательные стороны. В случае расхождения целей группы и целей организации сплоченные группы могут препятствовать осуществлению организационных целей. Также отрицательной стороной слишком сплоченной группы является повышение внутригруппового давления, развитие процесса группового единомыслия, т.е. неспособности отдельных членов группы здраво оценивать групповые решения.
В результате взаимодействия членов группы с различными взглядами и позициями, моделями поведения и потребностями, может возникать групповое напряжение, которое выражается в агрессивности, злости, раздражении и отчуждении членов группы. В некоторых случаях групповое напряжение приводит к конфликтным ситуациям. Вместе с тем, групповое напряжение имеет и положительное влияние на группу, так как побуждает членов группы к активности, групповым изменениям. Для эффективной групповой деятельности необходимо равновесие между сплоченностью и напряжением.
Мера подчиненности личности групповому давлению выражается через поведение человека, через меру его конформности. Конформизмозначает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд). Конформное поведение в группе фиксируется в момент конфликта, когда возникает также и противоположное поведение - нонконформизм. Нонконформизм- это устойчивость к групповому давлению. Негативизм - это обратная сторона конформизма, полное отрицание группы, ее норм и мнений. Различают три типа поведения в группе: конформистское поведение (внутригрупповая внушаемость), внешний конформизм и сознательное самоопределение человека в группе, когда личность сама принимает основные нормы и не растворяется в группе.