Глава 1. теоретические подходы к изучению проблемы самосознания подростков
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе.
В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально - перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.
Самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок[6].
А.Г.Спиркин дает следующее определение: «Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.
По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей [4].
Целью курсовой работы является: исследования является система отношений и эмоциональная сфера личности подростков.
Предметом выступает самоотношение личности и личностная тревожность подростков.
Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Произвести методический анализ литературы по данной теме.
2. Методологически обосновать изучение проблемы взаимосвязи самосознания и личностной тревожности у подростков.
3. Раскрыть содержание понятий самосознание и самоотношение личности как проблему психологии личности.
4. Провести и обработать методики для эмпирического исследования взаимосвязи личностной тревожности и особенностей самосознания личности подростка.
Исследование проводилось в период 2016-2017 учебного года на базе школы№ 10г. Жлобина, Гомельской области.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
ГЛАВА2. ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР ПРОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Динамика изменения самооценки и самоотношения в период подросткового возраста
Исследование проводилось в период 2016-2017 учебного года на базе школы№ 10г. Жлобина, Гомельской области. В исследовании принимали участие ученики9 - х и 11 - х классов, в возрасте 16-17 лет.
Результаты исследования уровня самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.
Таблица 1. Количественные показатели уровня самооценки.
Шкалы | Уровень самооценки | |
9 класс | 11 класс | |
Ум, способности | 58 ср. | 66 выс. |
Авторитет у сверстников | 61 выс. | 65 выс. |
Умелые руки | 59 ср. | 66 выс. |
Внешность | 56 ср. | 64 выс. |
Уверенность в себе | 57 ср. | 64 выс. |
Представим данные таблицы графически уровень самооценки в % от общего числа испытуемых:
Диаграмма 3. Показатели выраженности социально-психологических установок
Таблица 2 Показатели ориентации старшеклассников
№ п/п | 9 класс | 11 класс |
1. | На процесс | На результат |
2. | На свободу | На альтруизм |
3. | На результат | На труд |
4. | На труд | На процесс |
5. | На альтруизм | На свободу |
6. | На эгоизм | на деньги |
7. | На власть | На эгоизм |
8. | На деньги | На власть |
Из таблицы видно, что 9 класс более всего ориентирован на процесс, а менее всего на деньги. 11 класс более всего ориентирован на результат, а менее всего на власть. Это связано с тем, что девятиклассников в первую очередь интересует все, что связано с процессом познания. Им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволят включиться в производственную деятельность в будущем.
Одиннадцатиклассникам же наиболее важен результат их деятельности, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен результат их деятельности.
Таблица 3. Показатели выборов профессии в процентном соотношении
Профессии | |
9 класс | 11 класс |
Экономист 46,6% | Юрист 26,6% |
Врач 13,3% | Экономист 23,3% |
Учитель 13,3% | Врач 20% |
Инженер 10% | Учитель 10% |
Не знаю 16,6% | Инженер10% |
Воспитатель 6,6% | |
Не знаю 3,3% |
По результатам сочинения можно сказать, что ученики 11 класса более конкретно представляют себе будущую сферу деятельности. Они отсортировали и оценили различные виды деятельности с учетом своих интересов, установок, способностей, ценностей. Это свидетельствует о развитии у них профессионального самосознания.
По результатам исследования можно сделать выводы:
1. Главное психологическое приобретение в юношеском возрасте – это открытие своего внутреннего мира, возникающее в процессе социального взаимодействия. Как неизбежный всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время, подтвержденное внутренним изменениям и колебаниям психического приобретения.
2. Исследование самооценки показало высокий уровень ее развития у учеников 11 класса. Они высоко оценивают себя, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с девятиклассниками.
3. У 11 класса более высокий уровень развития самоотношения, они относятся к себе, как целостной личности, отличной от других людей.
4. Главной социально-психологической установкой у одиннадцатиклассников является ориентация на результат, они уже многое могут выполнять самостоятельно. Девятиклассникам более всего ориентированы на процесс, так как им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволяют включиться в производственную деятельность в будущем.
5. Эмпатические способности в процессе обучения повышаются к третьему курсу. Развивается способность к сопереживанию, впечатлению, способность чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира. Важнейшая роль отводится интуитивному каналу – прошлому опыту, хранящемуся в подсознании.
6. Все компоненты негативной коммуникативной установки у учеников 11 класса значительно ниже, по сравнению с 9 классом.
7. Одиннадцатиклассники конкретно представляют себе будущую сферу деятельности с учетом своих интересов, способностей, ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе.
В своем развитии личность способна самоопределятся по отношению к внешним условиям. Личность - субъект своей жизни, то есть источник и движущая сила жизненной динамики. Особенность развитой личности как субъекта жизни состоит в ее способности разрешать жизненные проблемы.
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших понятий. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
Актуальность данного исследования заключалась в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в подростковом возрасте, как важном периоде личностного самоопределения.
Экспериментальное изучение данной проблемы подтвердило наше предположение о том, что подростковый возраствлияет на становление самосознания личности подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кон, И.С. «Открытие «Я». М. 1978г. 254 с.
2. Рубинштейн, С.Л. «Основы общей психологии». М.: «Педагогика». 1989г. 287с.
3. Чеснокова, И.И. «Проблема самосознания в психологии». М.: Издательство «Наука». 1977г. 234с.
4. Столин, В.В. «Самосознание личности» М.: МГУ. 1983г.180с.
5. Божович, Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.1968г. 321с.
6. Ермолаева, М.В. «Психология развития». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000г. 186 с.
7. Кон, И.С. «Психология ранней юности» М.: «Просвещение». 1989г. 210 с
8. Фельдштейн, Д.М. «Психология взросления». М.: МПСИ «Флинта». 1999г. 203.с
9. Митина, Л.М. «Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//«Вопросы психологии». 1997. № 4. 28 – 38с.
10. Каган, М.С. «Особенности самосознания подростков» М. 1973г.154 с.
11. Гинзбург, М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» //»Вопросы психологии». 1994г. № 3. 43-52 с.
12. Слободчиков, В.И. «Психологические проблемы становления внутреннего мира человека» // «Вопросы психологии». 1989. № 6. 14-22 с.
13. Гуревич, К.М. «Индивидуально – психологические особенности школьников», М.:«Знание» 1989г. 324 с.
14. Прихоэлан, А.М. «Развитие эмоциональной стороны самосознания//»Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту». М. 1987г.300 с.
15. Митина, Л.М. «Формирование профессионального самосознания учителя» // «Вопросы психологии». 1990. № 3. 58-64.с.
16. Прыгин, Г.С., Степанский В.М., Фарютин В.П. «Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников»// «Вопросы психологии». 1987г. № 4. 45 – 50 с.
17. Фонарев, А.Р. «Формы становления личности в процессе ее профессионализации»// «Вопросы психологии». 1997. № 2. 15 – 25 с.
18. Славина, Л.С. «Индивидуальный подход к подросткам».М.: «Просвещение» Л. 1983г.312 с.
19. Обухова, Л.Ф. «Возрастная психология».М.: «Просвещение». 1992г.
20. Чистякова, С.Н. «Профессиональная ориентация» М. 1983г.159 с.
21. Маркова, А.К. «Психология профессионала». М. 1996г. 304 с.
22. Петровского, А.В. Краткий психологический словарь / Под редакцией Петровского А.В. Ярошевского М.Г. М.: «Политиздат». 1985г.326 с.
23. Обносов, В.И. «Динамика профессиональных представлений учащихся» // «Вопросы психологии». 1986г. № 6. 28 – 32 с.
24. Пряжников, Н.С. «Психологический смысл труда» М.: Издательство НПО «МОДЭК». 1997г.332 с.
25. Кондаков, И.М. «Психология. Иллюстрированный словарь». М.: «Прайм – ЕВРОЗНАК». 2003. 512 с.
26. Кон, И.С. «В поисках себя: личность и ее самосознание» М.: «Политиздат». 1984г.321 с.
27. Климов, Е.А. «Путь в профессию». Л. 1974г.178 с.
28. Климов, Е.А. «Психология профессионала» М. 1984г.267 с.
29. Климов, Е.А. «Как выбрать профессию» М. 1984г.342 с.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе.
В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально - перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.
Самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок[6].
А.Г.Спиркин дает следующее определение: «Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.
По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей [4].
Целью курсовой работы является: исследования является система отношений и эмоциональная сфера личности подростков.
Предметом выступает самоотношение личности и личностная тревожность подростков.
Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Произвести методический анализ литературы по данной теме.
2. Методологически обосновать изучение проблемы взаимосвязи самосознания и личностной тревожности у подростков.
3. Раскрыть содержание понятий самосознание и самоотношение личности как проблему психологии личности.
4. Провести и обработать методики для эмпирического исследования взаимосвязи личностной тревожности и особенностей самосознания личности подростка.
Исследование проводилось в период 2016-2017 учебного года на базе школы№ 10г. Жлобина, Гомельской области.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ