Программы компьютерного контроля (самоконтроля) и обучения (самообучения) по курсу
Использование программ компьютерного и бланкового контроля знаний студентов по психологическим курсам, сочетающих контроль и элементы обучения, может рассматриваться как одна из современных технологий обучения.
Студентам предлагается структурировать знания по каждой теме: путем выбора правильных признаков из списка смешанных признаков по двум-трем темам. Например, требуется выделить основные свойства ощущения и восприятия из набора свойств ощущения и восприятия, перемешанных и случайном порядке в общем списке. Таким образом, актуализируются основные этапы усвоения знания: понимание и структурирование для решения конкретной задачи. В ходе выполнения задания студент оперирует основными механизмами мышления: анализом через синтез, классификацией, обобщением. По каждому заданию имеются правильные ответы, помещенные после всех заданий.
Содержание контрольных заданий включает основные понятия курса в соответствии с программой учебниками и учебными пособиями. Описываемая технология органически интегрирует элементы компьютерного контроля в систему традиционных форм учебной, деятельности: лекций, семинарских и лабораторных занятий, зачетов, экзаменов, консультаций. Доверие к компьютеру как партнеру, эстетический атрибут ситуации, современный характер оборудования, престижность работы с компьютером повышают мотивацию студента к изучению психологии. Студент может посмотреть правильные ответы после того, как получит положительную оценку. В случае неудовлетворительной оценки компьютер сам предлагает посмотреть правильные ответы, причем с учетом выполненных заданий. В бланковом варианте студент оценивает свой ответ самостоятельно на основе предлагаемой шкалы в пятибалльной системе.
Наличие правильных ответов на все задания, с которыми студент может сравнить собственные решения, дает возможность реализовать механизм обратной связи; а указание обратиться к литературе (основной, с указанием страниц), но уже на более высоком уровне использования книги - с целью уточнения и углубления имеющихся знаний, — способствует формированию навыков самостоятельной работы в учебной деятельности.
Методика контроля
В соответствии с инструкцией студент на клавиатуре компьютера производит отбор нужных признаков к заданной теме. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, а после выполнения задания на дисплее высвечивается: общее число баллов, оценка по пятибалльной шкале, список литературы, вариант правильного решения.
Компьютерный контроль проводится как под руководством преподавателя, дополняющего контроль беседой и консультацией, так и самостоятельно (в кабинете психологии или дома, если студент имеет компьютер). Сочетание индивидуального и группового контроля зависит от числа компьютеров в кабинете психологии.
Оценка компьютерного контроля учитывается па экзамене, зачете, аттестации и т.л. В случае получения неудовлетворительной оценки на компьютере, по нашему мнению, студент должен допускаться к экзаменам и зачетам, но получать дополнительно несколько основательных устных вопросов.
Компьютер в силу своих специфических возможностей: широкого информационного поля, огромной экономии времени, в определенной мере может выполнять функцию интеграции традиционных форм учебной деятельности (лекции, семинары, зачет и т.д.) в единую систему. Бланковый вариант программы реализуется примерно по такой же схеме, что и компьютерный, но при отсутствии (или матом числе) компьютеров позволяет охватить большее число студентов.
Внедрение компьютеров в учебный процесс, несмотря на авторитет тенденции компьютеризации современной жизни, представляется проблематичным с точки зрения психологии образования, а именно: гармонизации отношения учащегося к книге, Компьютеру и учителю. Повышенная пристрастность молодежи к компьютерам может привести к нездоровому азарту и смещению мотивации к компьютерам в ущерб другим компонентам обучения. В этой связи очень важно выдержать линию сопряжения всех элементов - компьютера, книги, учителя и ученика.
Рекомендации по использованию информационных технологий
В рамках дисциплины предполагается использование аудиовизуальных средств обучения, представленных в таблице.
Название оборудования | № лекций | № семинарских занятий | Самостоятельная работа |
Мультимедийное оборудование | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.8,9, 10, 11,12,13,14,15,16, 17,18 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. | |
Компьютер | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. | Поиск материала для рефератов в INTERNET | |
Пакет прикладных обучающих программ | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Для того чтобы самостоятельная учеба осуществлялась системно и комплексно необходимо грамотно организовать данный процесс. Прежде всего, для успешного овладения этой сферой деятельности нужно научиться работать с учебной и научной литературой. Для этого необходимо знать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии и т.д., знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.
Самостоятельная работа как система имеет свою структуру:
чтение конспекта лекций;
работа с учебником и изучение научной литературы по психологии;
выполнение научно-исследовательских заданий;
решение тестов-достижений по отдельным разделам дисциплины;
подготовка к зачету и экзамену.
1. Чтение конспекта лекцийимеет несколько целей: первая – вспомнить, о чем говорилось на лекциях; вторая – дополнить конспект примерами из жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание ранее усвоенного материала; третья – прочитать по учебнику то, что в краткой лекции подробно не могло быть раскрыто, но в тоже время подчеркивались какие-то особенности, нюансы, на которые необходимо обратить внимание при чтении литературы. Таким образом, конспект лекции служит своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе.
2. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии
Учебник является основным и ведущим видом учебной литературы. В нем систематически излагается материал на современном уровне достижений данной науки и на доступном языке. Достоинством учебника является то, что в нем весь основной материал содержится в сжатом виде, даны все узловые понятия и категории данной науки с соответствующими определениями. Кроме этого, в учебнике излагается содержание основных научных понятий в строгой системе, в их существенных взаимосвязях и взаимоотношениях, что служит методологической основой для познания обозначаемых ими предметов и явлений.
Рекомендации
Необходимо внимательно прочитать текст учебника, выделить понятия, выписать содержание понятий, установить логические связи в содержании, обратить внимание на выводы. После этого желательно сравнить текст лекции и текстом учебника, для того чтобы вычленить какие аспекты темы остались не освещенными. Для проверки усвоенных знаний важно найти ответы на поставленные в конце изложенной темы вопросы.