Психолого-педагогический практикум - 360 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время овладение специалистами практическими умениями и навыками относится к числу наиболее актуальных задач профессионального образования. Это обуславливает введение дисциплины «Психолого-педагогический практикум» при подготовке специалистов по специальности 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование
Цель психолого-педагогического практикума – познакомить будущих специалистов с практическими умениями и навыками осуществления профессиональной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Способностьь осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23)
Способностью выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-27);
Способностью проводить консультации, профессиональные собеседования тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПК-31)
Содержание данной дисциплины основано на требованиях ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.02- Психолого-педагогическое образование, согласно которым, выпускник должен
Иметь представление:
· о практических умениях и навыках осуществления психолого-педагогической диагностики;
· о прогнозировании и проектировании психолого-педагогических ситуаций;
· о психолого-педагогической деятельности;
· о практических умениях и навыках накопления профессионального психолого-педагогического опыта.
Знать:
- Методы психолого-педагогической диагностики развития ребенка (ПК-23);
- Методы прогнозирования и проектирования психолого-педагогических ситуаций (ПК-23);
- Методы постановки и решения психолого-педагогических задач (ПК-23).
Уметь:
- Проводить педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование и использовать другие методы исследования для сбора и последующего анализа и обобщения данных о воспитании детей в образовательных учреждениях (ПК-23).
Владеть:
- навыком анализа педагогических ситуаций (ПК-27);
- формулировками конструктивных предложений, рекомендаций по совершенствованию отдельных аспектов учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях (ПК-31);
- навыком развития своего интеллектуально-творческого потенциала (ПК-23).
- накоплением профессионального психолого-педагогического опыта (ПК-23).
- развитием своих коммуникативных способностей, умений и навыков (ПК-31).
- развитием своего мотивационно-профессионального потенциала (ПК-31).
Настоящий курс призван помочь формированию у студентов наиболее комплексного представления о структуре и способах познания субъективной реальности объекта, изучения социально-психологических и психофизиологических механизмов взаимодействия человека и его жизненной Среды.
Рассмотрение методологических основ построения тех или иных методов и частных методик изучения психики и личности должно способствовать развитию и становлению диагностического мышления будущего специального психолога, его исследовательской активности.
Предлагаемый курс поможет студентам ориентироваться в сложном пространстве многообразия частных экспериментальных, психодиагностических методик, используемых в практике психологических исследований и выбрать оптимальный набор конкретных методических инструментов в контексте реальной практической задачи.
Изучение организационных и методических вопросов, технологических правил и приемов, раскрываемых данным курсом, нацелено на формирование у студентов практических навыков квалифицированного проведения психологических исследований, качественного анализа и обработки его результатов.
Настоящий курс призван помочь формированию у студентов наиболее комплексного представления о структуре и способах познания субъективной реальности объекта, изучения социально-психологических и психофизиологических механизмов взаимодействия человека и его жизненной Среды.
Рассмотрение методологических основ построения тех или иных методов и частных методик изучения психики и личности должно способствовать развитию и становлению диагностического мышления будущего специального психолога, его исследовательской активности.
Предлагаемый курс поможет студентам ориентироваться в сложном пространстве многообразия частных экспериментальных, психодиагностических методик, используемых в практике психологических исследований и выбрать оптимальный набор конкретных методических инструментов в контексте реальной практической задачи.
Изучение организационных и методических вопросов, технологических правил и приемов, раскрываемых данным курсом, нацелено на формирование у студентов практических навыков квалифицированного проведения психологических исследований, качественного анализа и обработки его результатов.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Данная дисциплина построена в соответствии с требованиями ФГОС, общим объёмом 360 часов, изучается в течении пяти семестров (3 - 7). состоит из 4 разделов и рассчитана на 100 аудиторных часа, среди которых 58 часов практических занятий.
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, выполнение самостоятельных работ (для студентов ОФО, ЗФО).
Вся работа студентов делится на две части: аудиторные занятия и самостоятельная работа с литературой.
На аудиторных занятиях идет усвоение студентами проблем по основным темам предлагаемого курса. Используется разнообразная форма проведения практических занятий – работа в подгруппах, самоанализ с использованием анкет и тестов, это тренинги, организационно – деятельностные игры, а также традиционные семинарские занятия, на которых студенты обобщают и уточняют свои знания, учатся анализировать предложенный материал, соотносить понятия, классифицировать их.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение той литературы, которая доступна студентам. Данный материал в минимальной степени включается в аудиторные занятия и помогает углублять знания студентов. В ходе этой работы студенты учатся составлять конспекты, аннотации, писать рефераты.
Дисциплина зачётом, который включает в себя теоретические и практические вопросы по курсу «Психолого-педагогический практикум».
Организационно-методический план (ОФО)
Вид учебной работы | Всего часов | № семестров (по учебному плану) | |||||||||
I. Аудиторная: | |||||||||||
лекции | |||||||||||
семинары | |||||||||||
практические занятия | |||||||||||
лабораторные работы | |||||||||||
ИТОГО: | |||||||||||
II. Внеаудиторная: | |||||||||||
курсовые проекты | |||||||||||
курсовые работы | |||||||||||
рефераты | |||||||||||
расчетно-графические работы | |||||||||||
контрольные работы | |||||||||||
домашние контрольные работы | |||||||||||
самоподготовка: | |||||||||||
самостоятельное изучение разделов | |||||||||||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | |||||||||||
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. | |||||||||||
……подготовка к экзамену | |||||||||||
другие виды внеаудиторной работы | |||||||||||
ИТОГО: | |||||||||||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине ( зачет) | зачёт | зачёт | |||||||||
Общая трудоемкость дисциплины: |
Организационно-методический план (ЗФО)
Вид учебной работы | Всего часов | № семестров (по учебному плану) | |||||||||
I. Аудиторная: | |||||||||||
лекции | |||||||||||
семинары | |||||||||||
практические занятия | |||||||||||
лабораторные работы | |||||||||||
ИТОГО: | |||||||||||
II. Внеаудиторная: | |||||||||||
курсовые проекты | |||||||||||
курсовые работы | |||||||||||
рефераты | |||||||||||
расчетно-графические работы | |||||||||||
контрольные работы | |||||||||||
домашние контрольные работы | |||||||||||
самоподготовка: | |||||||||||
самостоятельное изучение разделов | |||||||||||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | |||||||||||
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. | |||||||||||
……подготовка к экзамену | |||||||||||
другие виды внеаудиторной работы | |||||||||||
ИТОГО: | |||||||||||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине ( зачет) | зачёт | зачёт | |||||||||
Общая трудоемкость дисциплины: |
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
«Психолого-педагогический практикум»
№ п/п | Составление УМКД | Информация об издании | |
Автор, название, место издания, издательство, год издания | Место хранения (нахождения) | ||
Программный элемент | |||
1.1 | Рабочая программа учебной дисциплины | ЭУМКД "Психологическая служба в образовании" Е.А.Верещагина - Абакан, 2014 // www.edu.khsu.ru | ИНПО Кафедра ППО www.edu.khsu.ru |
Теоретический элемент | |||
2.1 | Учебник (основной) | Педагогика. Психолого-педагогический практикум [Текст] : формирование организаторских способностей будущих педагогов : Учебно- метод. пособие / Хак. гос. университет им. Н. Ф. Катанова ; [Cост. Н. А. Галеева]. - Абакан : Изд-во ХГУ, 2004. (100) Елисеева, А. П. Психолого-педагогический практикум [Текст] : учебно-методический комплекс по дисциплине : практикум / А. П. Елисеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". - Абакан : Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2013. - 60 с. (102) | Библиотека ХГУ |
2.2 | Учебник (и) (дополнительные) | Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст] : Допущено Советом по психологии УМО : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. и др. : ПИТЕР, 2005. - 351 с. : ил. - (Серия "Учебник нового века"). (1); 2006(21) | Библиотека ХГУ |
2.3 | Учебное пособие | Практикум по психологическим играм с детьми и подросткам [Текст] / [Т. В. Азарова [и др.] ; под ред. М. Р. Битяновой. - 2-е изд. - СПб. и др. : ПИТЕР, 2011. - 304 с. : ил. (10); 2012(3) | Библиотека ХГУ |
Практический элемент | |||
3.1 | Практикум | ||
3.2 | Сборник планов лабораторных занятий | ИНПО Кафедра ППО www.edu.khsu.ru | |
Методико-технологический элемент | |||
4.1 | Методические рекомендации по изучению дисциплины | Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ | ИНПО Кафедра ППО www.edu.khsu.ru |
Мультимедийное сопровождение дисциплины | ИНПО Кафедра ППО www.edu.khsu.ru |
Содержание лабораторных занятий.
Лабораторное занятие № 1
Лабораторное занятие № 2
Прогнозирование и проектирование психолого-педагогической ситуации.
Вопросы для обсуждения
- Понятие психолого-педагогической ситуации.
- Особенности взаимодействия педагогов и учащихся.
- Эффективное и неэффективное поощрение.
- Этапы прогнозирования и проектирования психолого-педагогических ситуаций.
- Создание ситуаций с сотрудничеством педагога-психолога и учащихся.
- Методы прогнозирования и проектирования психолого-педагогических ситуаций.
Литература:
Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.
Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
Краткий справочник по педагогической технологии. Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1997.
Основы педагогического мастерства. Под ред. И. Я. Зязюна. М., 1989
Левина М. М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998.
Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога. Барнаул, 1999.
Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
Широкова Е. Ф. Основы педагогической технологии. М., Барнаул, 1996.
Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.
Лабораторное занятие № 3.
Вопросы для обсуждения
- Понятие, сущность и специфика психолого-педагогических задач.
- Отработка навыков решения психолого-педагогических задач.
- Способы решения конфликтов в деятельности педагога-психолога.
- Управление эмоциями, изучение иррациональных убеждений.
- Анализ конфликта: выявление мотивации оппонентов, оценка приоритетов, выбор стратегии взаимодействия, выработка взаимовыгодных предложений, разработка запасных вариантов.
Литература:
1. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.
2. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
3. Краткий справочник по педагогической технологии. Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1997.
4. Основы педагогического мастерства. Под ред. И. Я. Зязюна. М., 1989
5. Левина М. М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998.
6. Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога. Барнаул, 1999.
7. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
8. Широкова Е. Ф. Основы педагогической технологии. М., Барнаул, 1996.
9. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.
Лабораторное занятие № 4.
Лабораторное занятие № 5.
Лабораторное занятие № 7.
Вопросы для обсуждения.
1. Коммуникатвный аспект общения.
2. Перцептивный аспект общения.
3. Интерактивный аспект общения.
4. Активные и пассивные аспекты общения.
5. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение».
6. Общение как коммуникативная деятельность.
7. Основные характеристики общения.
8. Механизмы взаимопонимания в общении.
9. Структура взаимодействия в общении.
10. Понятие психологического влияния.
11. Виды влияния.
12. Методы воздействия
13. Механизмы влияния. Характеристика механизмов влияния.
14. Правила преподнесения комплиментов.
Литература:
1. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л.,1987.
2. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности.- Киев, 1981.
3. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. Ростов-на- Дону, 1986.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - Спб, 2009.
5. Каган М.С. Человек как субъект общения. Л.,1982.
6. Леонтьев А.Н. Психология общения. М., 1984.
7. Психологические исследования общения / Отв.ред. Б.Ф. Ломов. М.,1985.
8. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.,1981.
9. Руденский Е.В. Социальная психология. М. Инфра-М, 1997.
10. Руденский Е.В. Социальная психология. М. Инфра-М, 1997.
11. Станкин М.Н. Психология общения.- М.: 2003.
12. Тагун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.,1983.
Лабораторное занятие № 8.
Вопросы для обсуждения.
1. Потенциал понятие и определение.
2. Мотивационный потенциал.
3. Личностный потенциал.
4. Представление о личности как субъекте мотивационного потенциала.
5. Социально-психологические и психологические критерии описания субъектов затрудненного и незатрудненного общения.
Литература:
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.,2001.
- Руденский Е.В. Социальная психология. М. Инфра-М, 1997.
- Руденский Е.В. Социальная психология. М. Инфра-М, 1997.
- Станкин М.Н. Психология общения.- М.: 2003.
- Тагун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.,1983.
ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Использование методов психолого-педагогической диагностики в
профессиональной педагогической деятельности.
2. Технология прогнозирования и проектирования психолого-педагогических ситуаций.
3. Технологии постановки и решения профессионально-педагогических задач.
4. Технологии конструирования психолого-педагогической деятельности.
5. Технологии моделирования психолого-педагогической деятельности.
6. Формы и методы управления педагогом-психологом своим эмоциональным состоянием.
7. Коммуникативные умения и навыки.
8. Вербальные и невербальные средства общения.
9. Технологии эффективного общения
10. Особенности взаимодействия педагогов и учащихся.
11. Правила и техники общения. Стили педагогического общения.
12. Эффективное и неэффективное поощрение.
13. Формы и методы управления педагогом-психологом своим эмоциональным состоянием.
14. Понятие обратной связи и механизмы её действия.
15. Роль положительного эмоционального состояния в мотивации профессиональной деятельности педагога-психолога
16. Оценка эффективности применяемых форм и методов моделирования психолого-педагогической деятельности
17. Методы изучения межличностных отношений.
18. Динамика личных взаимоотношений.
19. Создание ситуаций с сотрудничеством педагога-психолога и учащихся.
20. Способы решения конфликтов в деятельности педагога-психолога
21. Понятие обратной связи и механизмы её действия.
Педагогическая мастерская
В мировой педагогике, особенно в последнее время, как и в сфере повышения квалификации педагога, а также в рамках различных встреч, конференций, курсов, семинаров широкое распространение получили мастерские (от англ. workshops) – эффективная форма передачи знаний, умений, обмена опытом обучения и воспитания. Рабочая мастерская отвечает на вопрос не только чему учить, но и как учить.
Мастерская, или Ателье (от фр. atelier), появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН – это сокращенное название «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) – добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. ЖФЕН использует и понятие демарш (от фр.demarche – действие, поступок, вызов) – особая форма учебного занятия, разработанная ЖФЕН. Она основана на практических действиях, связанных определенной познавательной и педагогической задачей и предназначена для творческого, самостоятельного.
Сегодня российские педагоги, представители движения «Педагоги за мир и взаимопонимание» принимают участие в ежегодных Летних университетах, проводимых во Франции, а французские педагоги регулярно приезжают в нашу страну. Теоретическая концепция и практика ЖФЭН сейчас активно используются в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Петрозаводске, Кемерово, Екатеринбурге, Вятке, Челябинске и других городах России, а также в Белоруссии и на Украине. В педагогической печати сегодня появляются статьи, сборники, монографии, посвященные развитию теории и практики «нового образования» в России, которые свидетельствуют о том, что, обращаясь к французским методам, педагоги России и стран СНГ создают свой оригинальный опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с современными региональными особенностями. «Французская группа нового образования» (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:
1. «Вызов традиционной педагогике» – существующая система образования в значительной мере построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений принятых другими. Отсюда, образование должно стать иным, новым. Это своего рода вызов обществу.
2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом. Гражданин понимается ЖФЕН как личность самостоятельная, творческая, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. ЖФЕН страстно стремиться к тому, чтобы на заре третьего тысячелетия воспитывались и вырастали люди с новым менталитетом, лишенным рабского начала и основанным на глубокой вере в себя, в свои способности.
3. «Все способны!». ЖФЕН исходит из того, что каждый человек обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Дело в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Концептуальный подход ЖФЕН выражает лозунг «Все способны!». Этот лозунг означает «переход равенства по праву к равенству на деле». «Новая педагогика разворачивает свою битву за принцип эмансипации на ниве знаний».
4. Интенсивные методы обучения и развития личности. Для методов, используемых ЖФЕН, характерно:
ü Отношение учителя к ученику как к равному;
ü Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и т.п. и самостоятельного решения творческих задач.
ü Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению др.
5. Новый тип педагога. Всей системой своих взглядов «Новое образование» заявляет и новом образе взрослого, участвующего в обучении, о новом типе педагога. Это не авторитарный наставник, не тот, кто подавляет природу ребенка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптора. Свои методы ЖФЕН внедряет, делая акцент на работу с учителями.
6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия. Идеи «Нового образования» излагаются его представителями возвышенным стилем. Это происходит потому, что сами идеи простираются за пределы педагогики, неся в себе большой социальный накал, а авторы окрашивают свою убежденность человеческой страстностью, общественным темпераментом. На стиле изложения педагогической концепции «Нового образования» сказываются особенности французского менталитета и языка.
Мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.
В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства. Профессиональный интерес к данной теме выводит на необходимость исследования влияния технологии педагогических мастерских на художественно-творческое развитие детей на уроках музыки в общеобразовательной школе. Художественно-творческое развитие детей в процессе постижения музыкального искусства принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо одному виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление.
Уроки музыки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции музыки и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:
ü развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;
ü направленность на активизацию «ассоциативного поля», образного мышления как способа художественного освоения бытия;
ü моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная» ситуация;
ü создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;
ü воспитание навыков импровизации;
ü формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия искусства;
ü создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
ü всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.
Деловые игры
Деловые игры имеют много общего с тестами. Они выполняют функцию выявления и оценки (в том числе измерения) с помощью определенных испытаний индивидуальных качеств личности, её знаний и умений, компетенций, метапрофессиональных качеств и образцов поведения. Вместе с тем существует ряд отличий деловых игр от тестов. Можно выделить следующие особенности игры:
ü поведенческая коммуникация, т.е. игра, основывается на определенных действиях, а не предлагаемых ответах;
ü игра многофункциональна, т.к. совмещает функции диагностические с функциями обучения, тренинга и развития ее участников;
ü оценка эффективности непосредственно зависит от процесса ее протекания, а тест оценивается по результатам его выполнения.
Деловые игры позволяют решить следующие задачи:
ü определить индивидуальные компетенции участников, степень их подготовленности к выполнению профессиональной деятельности;
ü повысить интерес участников к процессу работы, усилить их вовлеченность в решение профессиональных задач;
ü наглядно представить реальную ситуацию и определить стратегию собственных действий;
ü изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать комплексное поэтапное решение в имитационном режиме;
ü приобрести компетенции по решению проблем в условиях максимально приближенных к реальной ситуации.
При конструировании и проведении деловой игры реализуются следующие психолого-педагогические принципы: имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, совместной деятельности, диалогического общения, двуплановости, проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.
Этапы деловой игры:
1. Подготовка игры:
ü обеспечение соответствия выбранной игровой методики ситуации, учебным целям, уровню подготовленности участников;
ü обеспечение адекватной фиксации хода игры (аудио, видеозапись);
ü определение способов анализа игры (замечания, рекомендации руководителя игры, проработка важнейших эпизодов и ролей, сопоставление собственных переживаний игроков и характеристик наблюдателей, использование системы критериев или оценочных шкал);
ü структурирование игры во времени;
ü определение форм оценочных коммуникаций с игроками;
ü соразмерное использование технических средств обучения, особенно при анализе поведения игроков и подведении итогов.
2. Формирование игровой группы. Игра должна способствовать решению актуальных проблем организации и соответствовать потребностям ее участников. Необходим приблизительно одинаковый уровень компетентности участников игры. Все должны знать и соблюдать правила и условия игры.
3. Руководство игрой и ее проведение. Руководитель формирует состав участников игры, знакомит их с условиями и правилами, устанавливает регламент игры. В процессе игры он осуществляет контроль за ее ходом, направляет игру, следит за соблюдением этических норм, предотвращает возникновение обид и конф