Краткий перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
Негативизм, демонстративность. Стратегия на стимуляцию чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого.Взрослый, в поле внимания ребенка, играет в любую игру (с другими детьми или взрослый играет сам с собой). При этом надо играть так, чтобы у ребенка-нега-тивиста интерес к игре не снижался. Когда упрямый ребенок (наблюдая со стороны) увлечется игрой, взрослый предлагает ребенку принять участие в совместной игре.
Агрессивность, вспыльчивость, конфликтность. 1) Стратегия на осознание особенностей агрессивного и вспыльчивого поведения ребенком.К обидчику подойду и письмо «о том, что случилось» обиженному диктовать предложу. А, потом к обиженному, вместе подойдем и зачитаем письмо. Обиженный конечно не согласится, тут и разговор о том, что было, может получиться. 2) Стратегия на отреагирование агрессивного поведения. Ядощечку в руки возьму, буду защищаться дощечкой, а ты попытайся мячами попасть в меня. Я буду от тебя увертываться, и даже, дразнить... 3) Стратегия на осознание, отреагирование конфликта ребенкомчерез выражение собственных переживаний, агрессивного поведения словами (обида, обиженный; злой; добро, добрый и т. п.). Ребенка толкнули, ребенок обиделся, плачет; взрослый спрашивает ребенка: «1, 2, 3 - где зло прячется, покажи, а затем свой выбор объясни!» Ребенок показывает на обидчика, перестает плакать, а взрослый расспрашивает детей об особенностях конфликтной ситуации. Эмоциональная неустойчивость (обидчивость). Стратегия на осознание особенностей эмоционального состояния ребенком.К ребенку подойду и два-три цвета настроения загадать попрошу! Ты загадай, а мы сдругими детьми отгадаем! В процессе игры взрослый задает ребенку наводящие вопросы: Почему выбрал этот цвет?; Когда ты такого цвета бываешь чаще (утром, вечером или когда идешь в школу)? и т. п. Эмоциональная отгороженность. Псевдоглухота. Стратегия на новизну, необычность и неожиданность игрового действия в сочетании со стимуляцией положительных эмоций у ребенка.Кубик (или
любой подходящий предмет) на голову положу; затем голову наклоню и в ладоши предмет поймать, в поле внимания ребенка хочу! Если ребенок удивится, контакт с ребенком может дальше получиться! Дурашливость, многоречивость. Стратегия на отреагирование дурашливости с постепенным переключением ребенка на иное состояние.Ели я скажу слово «можно», то все смеемся, хлопаем в ладоши, кривляемся; Если скажу «нельзя», то делаем серьезное выражение лиц, молчим, не переговариваемся, стоим или сидим спокойно. Кто не успокоился, пропускает игровое действие.
Нерешительность. Стратегия на положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных и предполагаемых результатов, действий, поведения ребенка.Взрослый незаметно от ребенка прячет в кулаки по одинаковой монетке. Затем, протягивая к ребенку кулаки, спрашивает: «Монетка, в каком кулаке Коля»? Ребенок указывает на любой кулак... Взрослый удивляется: «Вот это да, угадал? Как тебе повезло! А теперь, еще раз попробуем», - и повторяет игру с ребенком.
Страхи. Стратегия на моделирование (провокацию) и преодоление состояния «здесь и теперь» в единстве с осознанием особенностей боязливо-тревожного поведения. Варьирование, упрощение, усложнение ситуации страха и способов поведения ребенка.Ребенок боится высоты, а вы ему спрыгнуть предложите и ответить: «Страшно или нет?»попросите! Затем, препятствие усложните и опять ребенка о его СОСТОЯНИИспросите! Ребенок о страхе размышляет, и страх постепенно пропадает'
ЗатормОЖвННОСТЬ, СКОВАННОСТЬ. Стратегия на стимуляцию положительных ЭМОЦИЙ через мотивацию соревновательности у ребенка.1) Взрослый касается указательнымпальцем носа ребенка и просит ребенка-собаку пойман. КОСТЬ-Палец детскойрукой; 2) Взрослый предлагает заторможенному ребенку попаси, ладошкой по ладони взрослого. При этом взрослый передвигаетспою ладош, гак, чтобыребенок проявил усилие, преодолел собственную заторможенностьили скованность на некоторое время.
Эгоцентричность. 1) Стратегия ориентации на состояние другого через налаживание совместных действий в игровой ситуации.Двоих детей одним шарфом свяжу и, не падая, пройти предложу. 2) Стратегия
на осознание ребенком особенностей собственного поведения через сравнение с поведением других.Мяч ребенку бросаю, и предложения детям дополнять предлагаю: «Если Ира обзывается, то "это плохо" - дополняет ребенок; «Если ты обзываешься, "то это плохо, но не совсем" - отвечает ребенок.... Взрослый игру продолжает и на несоответствия в ответах внимание ребенка обращает!
Избегание умственных усилий, не понимание сложных словесных инструкций. Стратегия на стимуляцию умственной активности у ребенка.К ребенку подойду, и задание выполнить предложу: слушай внимательно и запоминай! Сначала встанешь со стула; затем подойдешь к окну; затем расскажешь, что видишь за окном; потом повернешься и подойдешь к двери и постучишь в нее точно 5 (2) раза. Делай все внимательно, а мы посмотрим, как у тебя это получится! Дефицит внимания. Стратегия на положительное подкрепление реальных результатов игровых действий ребенка.Внимательно вокруг посмотри и все круглое (красное, некрасивое) назови! Если правильно называешь, то за это рукопожатие получаешь!
Двигательная расторможенность. Стратегии на переключение, телесный контакт и ориентацию на состояние сверстника.Взрослый говорит: «Коля, Ира встаньте на стул и держитесь за руки, только не упадите»! Попробуйте руки не разрывать и со стула первым не упасть! На друг друга не обижаться и не толкаться!
Застреваемость. Стратегия на положительное подкрепление случаев проявления произвольных усилий ребенком.Ребенок навязчиво требует внимания к себе, а я ему говорю: «Хорошо, я выслушаю тебя, только ты пойди и мне игрушку красивую с полки, которая на букву "Н" называется,—принеси!»
Сниженная умственная и физическая работоспособность. Варьирование, упрощение, усложнение действий, ограничений, заданий, которые вводит взрослый в поведение ребенка с целью стимуляция, поддержания активности ребенка.Содержание игровой задачи имеет второстепенное значение, важно, чтобы умственные или физические действия были интересны ребенку, а структурные элементы игровой задачи можно было гибко модифицировать.
Содержание