Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей

Уровневый подход объединяет в себе как качественный, так и коли­чественный подходы в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей. Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмо­ций, отграничение патологических форм реагирования от непатологи­ческих в целом представлен в работах Ковалева В. В. (1988), для детей с эмоциональной отгороженностью и аутизмом Никольской О. С. (1991) и других авторов.

Когда взрослый оценивает расстройство поведения и эмоций у ре­бенка, то он ориентируется на разнообразные признаки расстройства: общие, специфические, комплексные, характерные для состояния ситу­ационные и личностные реакции.

Уровень - 0. Это отсутствие ситуационных и личностных реакций конкретного состояния, расстройства.

Уровень -1. Это уровень нормального функционального состояния, когда ситуационные и личностные реакции оппозиционно-вызывающе­го поведения, эмоциональной неустойчивости, гиперактивного, дураш­ливого, заторможенного, застревающего поведения, тревожно-зависи­мых и депрессивных расстройств, эмоциональной отгороженности пре­одолеваются самим ребенком или при незначительной психолого-педа­гогической помощи взрослого. Характерно отсутствие устойчивых ве-гето-инстинктивных, психосоматических, резидуально-органических признаков состояния.

Уровень - 2. Это уровень невротических, функционально обрати­мых состояний, требующих значительную психолого-педагогическую помощь взрослого. Расстройство, состояние проявляется как наруше­ние общепринятых норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия

Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей - student2.ru Ковалев В. В. с. 427-439. Патология личности и девиантное поведение, в кн. Руководство по психиатрии / Под. ред. Г. В. Морозова, в 2-х т. Т. II. — Медици­на, 1988.— 640 с.

Никольская О. С, Лебединский В. В., Байенская Е. Р. и др. Эмоциональные нару­шения в детском возрасте и их коррекция. —- М.: Изд-во МГУ, 1990.— 197 с.

Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей - student2.ru с другими людьми. При отсутствии выраженных расстройств интеллек­та характерно использование ребенком состояния как средства для по­лучения манипулятивной выгоды. Расстройства поведения и эмоций, как правило, должны наблюдаться не менее шести месяцев.

Уровень - 3. Ребенку требуется очень значительное количество пси­холого-педагогической помощи, корректирующей поведение ребенка. Это косвенно указывает на необходимость медикаментозной помощи ребен­ку. Проявление расстройства за пределами привычных социальных групп (семьи, группы детского сада, класса). Наблюдается соматизация и при­соединение других расстройств к основному. Опасность закрепления реакций как патохарактерологических.

Уровень - 4. Включает в себя характеристику 3-го уровня. В боль­шей степени характеризует острое и (или) длительное, приступообраз­ное состояние, когда требуется медикаментозная помощь ребенку. Пси­холого-педагогическая коррекционная помощь взрослого очень значи­тельна и почти не оказывает влияния на поведение ребенка. Состояние характеризуется: низкой способностью к саморегуляции; неспособнос­тью сосредоточиться; нецеленаправленным, импульсивным полевым по­ведением; аутоагрессией; социальной опасностью или угрозой для здо­ровья ребенка и окружающих; закреплением реакций как патохаракте­рологических. Критика и чувство вины за особенное или нарушенное поведение отсутствуют. Негативизм в виде выраженных отказов, ду­рашливость, демонстративные реакции выраженного истсройдного ха­рактера с падениями, ударами об пол, с криками в ответ на требования взрослого, обидчивость, застреваемость на негативных чувствах, враж­дебность быстро переходят в физическую агрессию, мстительность, стремление нанести вред другим, себе, испортить имущество. Эмоцио­нальная отгороженность переходящая вчерствость, с восприятием лю­дей как неодушевленных предметов, с грубой недостаточностью соци­альных эмоций, крайним эгоцентризмом и эгоизмом. Для ребенка ха­рактерно психомоторное возбуждение, неспособность усидеть на месте, стремление бегать, громко и быстро говорить, или наоборот, затормо­женность в движениях, зрительном восприятии, познавательной дея­тельности. Страхи сверхценно-боязливого отношения к объектам и яв­лениям с выраженной тревогой, обманами восприятия. Неспособность к продуктивной предметно-практической и другой деятельности.


Наши рекомендации