Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Р69
Романов А. А. Расстройства поведения и эмоцийу детей в целом.Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. - М.: «Плэйт», 2003. - 32 с: ил. -(Серия «Игровая терапия для детей и взрослых») ISBN 5-901409-05-1
Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов, всех, кто интересуется проблемами диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
УДК 376 ББК 88.8t-53.57
ISBN 5-901409-05-1
| - Романов А.А., 2003
i - Оформление. Издательство «ПЛЭЙТ»,2003
> - Художник обложки. Хрулева О., 2003
Когда специалист-психолог сталкивается с особенным или нарушенным поведением ребенка, то главными диагностическими задачами является выяснение выраженности и синдром-структуры нарушенного поведения ребенка в целом, уточнение какие расстройства присоединяются к основному, соотнесение запроса ближайшего социального окружения ребенка (родителей или педагогов) с результатами диагностики. Так, например, запрос родителей или педагогов может быть противоречивым, более узким, конкретным и не всегда соответствовать причине расстройств поведения и эмоций у детей.
Определение, уточнение синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка в данном пособии предлагается с помощью следующих методов: наблюдения за поведением ребенка; опроса и беседы со взрослыми (близкими, родителями), педагогами, работающими с ребенком; в процессе собеседования специалиста с ребенком; в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности.
Диагностическая беседа с ребенком может иметь ограниченное значение и специфику ввиду того, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, особенно с интеллектуальными проблемами, плохо осознает особенности собственного поведения и понимает вопросы взрослого, если они сформулированы недостаточно просто и ясно.
В процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком можно выделить общие, комплексные и специфические, характерные признаки расстройств поведения и эмоций у детей - это внешние, наблюдаемые проявления расстройств (в мимике, жестах, поведении, деятельности); в речевом поведении (сила голоса, темп и связность речи, и пр.); длительность состояния; количество помощи ребенку для совладания состоянием; особенности реагирования, импульсивности; реакции на новизну, неожиданность, ограничение, на неуспех и неудачу, препятствие; реакции избегания, центробежные, тормозные; чувствительность к присутствию других; способность ориентации на состояние другого, налаживания и согласования совместных действий с другими; осознанность
и критичность к особенному или нарушенному поведению у ребенка; направленность или перенос состояния (на других, на себя, на мир предметов и животных); присоединяемые к основному расстройства; признак успешности в деятельности; тенденция к манипулированию для получения выгоды; признак социальной и другой опасности состояния, нарушенного поведения и другие.
Специфические — это признаки, ситуационно-личностные реакции наиболее характерные для конкретного расстройства. Например, ребенок в состоянии негативизма, упрямства часто использует в речи слова «не хочу - не буду», отказывается или делает наоборот. Ребенок в состоянии эмоциональной отгороженностиплохо ориентируется, распознает эмоциональные состояния других, что препятствует налаживанию и согласованию совместных действий со сверстниками. Для гиперактивного ребенка специфическими являются избыточность, суетливостьдвижений, чрезмерная сила голоса, темп речи и пр.
Опросники, схемы наблюдения могут помочь специалисту в установлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.
Кроме этого, вы можете дополнять опросники новыми ситуационно-личностными реакциями, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, продуктивной, игровой и другой деятельности. При этом необходимо помнить, что симптомы расстройств поведения и эмоций, сочетаясь, образуют синдром-структуру (гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания, эмоциональная отгороженность с негативизмом и эгоцентризмом, страхи с нерешительностью и т. д.).
Чтобы определить синдром-структуру расстройств поведения и эмоций у ребенка (качественная диагностика), необходимо выделить те симптомы расстройства, которые встречаются наиболее часто (количественная диагностика).
Помните, что ситуационно-личностные реакции, симптомы расстройств поведения и эмоций, которые проявляются устойчиво более 6-ти месяцев, требуют особого внимания со стороны взрослого.
Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого)
Ф.И.О. ребенка............................................... Возр...........................
Дата заполнения................... Заполнил: родитель, психолог, педагог
.................................................................. Подчеркните частовыраженные
ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте, которые не указаны.
АГРЕССИВНОСТЬ. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжи
мает кулаки. Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книж
ки; ребенок толкает сверстника; походя, ударяет встречных; кусается;
плюется. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не
слышит взрослый. Вербальная: ругается; говорит обидные, нецензур
ные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
Какреакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от
агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведе
ние. Направленная на себя: кусает себя; щипает себя; просит себя стук
нуть еще раз ......................................................................................
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. В физических действиях: неожиданно для всех
бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может
неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово................
НЕГАТИВИЗМ. В физических действиях: делает все наоборот; с тру
дом включается в коллективную игру. Как отказы: отказывается даже
от интересной для всех деятельности. Вербальный: говорит слова «не
хочу», «не буду», «нет» ...................................................................
ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ. В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии; падения с криками, ударами об пол в
ответ на требования взрослого. Как ориентация на собственное со
стояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб
организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией ок
ружающих ..........................................................................................
ОБИДЧИВОСТЬ (эмоциональная неустойчивость). В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре, другой деятельности. Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса
КОНФЛИКТНОСТЬ. Чувствительность к провокации: сам прово
цирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия дру
гих. Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состоя
ние: не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает за
мыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимо
отношениях со сверстниками. Как трудность переключения: не усту
паетигрушек .....................................................................................
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ. Как центробежные
тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. Как эмоцио
нальная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу
идет кигрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих. Осо
бенности речевого поведения: не использует речь как средство обще
ния; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглу
хота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание тре
бования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. Осо
бенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собесед
нику; Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как нео
душевленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние
других людей .....................................................................................
ДУРАШЛИВОСТЬ. В физических действиях и мимике: дурачится;
передразнивает в движениях. Как реакция на замечание: реагирует сме
хом на замечания взрослого; похвала и порицание не оказывают значи
тельного изменения в поведении ребенка. Как нарушение социальных
норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками выводит
окружающих из себя .........................................................................
НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. В социальных отношениях с другими: избе
гает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ;
отказывается от ведущих ролей в играх; проявляет застенчивость, стес
няется новых людей. Проявления в речи: использует слова: «не знаю»,
«может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя
знает верный ответ. В физических действиях: боится спрыгнуть своз
вышения в ситуации неопределенности. И реакция на новизну: ребе
нок проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее
вариативное, чем в привычной. В деятельности: затрудняется в при
нятии решения в условиях выбора, дефицита времени ..................
СТРАХИ. Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты;
страх от порывов ветра ....................................................................
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного
выступления; страх остаться одному .... :........................................
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение...............
ТРЕВОГА. В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ре
бенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В
движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. Во взаимоот
ношениях с другими:спит вместе с родителями; стремится быть побли
же к взрослому .................................................................................
СКОВАННОСТЬ. В речи: запинается в речи. В движениях: двигательно
скован; неловок в новой ситуации ...................................................
ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ. В познавательной активности: ни чем не
интересуется; не знает чем себя занять. В зрительном восприятии: без
деятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время
реакции: темп действий (движений) замедлен; при выполнении дей
ствий по сигналу запаздывает ..........................................................
ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ. Как отношение к себе: считает, что все иг
рушки, все конфеты, все внимание окружающих для него. Во взаимо
отношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: ис
пользует местоимение «я» ...............................................................
ИЗБЕГАНИЕ УМСТВЕННЫХ УСИЛИЙ. В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ. Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия. В речи: переспрашивает условия выполнения задания
РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (двигательная). И особенности планиро
вания действий: поспешно планирует собственные действия. Избы
точный темп и количество действий: темп действий убыстрен; ко
личество действий избыточно (много лишних движений); действует рань
ше условленного сигнала. И длительность сдерживания гиперактив
ности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще си
дят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и
медленно успокаивается от шумной игры .......................................
РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (речевая). Громкость речи: говорит слиш
ком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи:
темп речи убыстрен; речь взахлеб; переговаривается на занятии, несмотря
на замечания взрослого ....................................................................
НЕ ПОНИМАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИНСТРУКЦИЙ. Сложных: пута
ет или пропускает последовательность действий по словесной инструк
ции взрослого ....................................................................................
Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий
взрослого, а не на объяснение задания ............................................
ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ. В деятельности: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу); навязчивые хмыкание, поперхивания. В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпимость кзамечаниям. И трудности переключения: с трудом переключается. В мышлении: трудность
осмысления материала в условиях дефицита времени....................
Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение,
глотание, выдергивание, дергание, обкусывание, кручение, сосание, сжи-
мание-расжимание, посасывание, раскачивание, постукивание, потира-
ние, пощипывание, подергивание, ковыряние, поглаживание, почесы
вание...................................................................................................
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Умственная: быстро устает от задания,
требующего умственной активности; устает, когда читают книжку; ус
тает на первой части организованного занятия................................
Физическая: быстро устает на прогулке; устает от физической нагруз
ки; теряет работоспособность на первой трети организованного заня
тия; необходимо варьирование сложности задания, требующего физи
ческих усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередова
ние повышенной и пониженной работоспособности.......................
Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей
симптомы или виды расстройств | выраженность симптома: 0 - никогда, 1 - иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. | ||||||||||||
негативизм, упрямство | |||||||||||||
демонстративность | |||||||||||||
агрессивность | |||||||||||||
конфликтность | |||||||||||||
вспыльчивость | |||||||||||||
обидчивость | |||||||||||||
дурашливость, гипертимность | |||||||||||||
пониженный фон настроения | |||||||||||||
нерешительность | |||||||||||||
страхи, тревожность | z | / | / | / | / | / | / | / | / | / | / | / | / |
скованность | |||||||||||||
заторможенность | |||||||||||||
эгоцентричность, эгоистичность | z | / | / | / | / | / | / | / | / | / | / | / | / |
эмоциональная отгорожен ность | |||||||||||||
избегание умственных усилий | |||||||||||||
дефицит внимания | |||||||||||||
гиперактивность | |||||||||||||
многоречивость | |||||||||||||
псевдоглухота | |||||||||||||
не понимание простых словесных инструкций | |||||||||||||
не понимание сложных словесных инструкций | |||||||||||||
застреваемость | |||||||||||||
сниженная умственная ная работоспособность | |||||||||||||
сниженная физическая работоспособность | |||||||||||||
Ф.И.О. ребенка Дата заполнения Кто заполнил |
Что такое расстройства поведения и эмоций у детей' (Задание для взрослых)
Прочитайте перечень расстройств поведения и эмоций, расгруппируй-те неупорядоченные свойства, добавьте неуказанные, зачеркните неподходящие. Обсудите свой выбор с другими членами семьи или специалистами.
Агрессия, агрессивность -это:агрессивность скрытая; агрессивность
словесная; агрессивность физическая; безжалостность; властолюбие;
враждебность; вредительство; гневливость; деструктивность; драчли
вость; жестокость; забиячистость; злобность; злодейство; злонравие; зло
памятность; злость; конфликтность; мстительность; насилие; ненависть;
неприязнь; отвращение и презрение в их единстве; притеснение; разру
шительность; рукоприкладство; самоуничтожение; свирепость; серди
тость; уничтожение ...........................................................................
Оппозиционно-вызывающее поведение:беспардонность; бесцеремон
ность; грубость; заносчивость; нагловатость; невежливость; непочтитель
ность; разнузданность; хамство; хулиганство..................................
Негативизм- это:бессмысленная настойчивость; действия наперекор;
делание наоборот; отказ; подчеркнутое выражение несогласия с чем-
нибудь; твердолобость; упрямство из страха показать свою слабость;
упрямство; частое использование слов «не хочу - не буду»...........
Демонстративность-это:бравирование; взбалмошность; выделываю-
щийся; выпячивание себя; выскочка; вычурность; жеманность; зазнай
ство; кичливость; надутость; напыщенность; потребность красоваться;
потребность рисоваться; притворство; публичность; стремление обра
тить на себя внимание; чрезмерная артистичность; щегольство....
Эмоциональная отгороженность- это: безразличие; безучастность;
молчаливость; необщительность; опустошенность; отрешенность; отчуж
денность; погруженность в себя; псевдоглухота; стремление уединить
ся; эмоциональная неотзывчивость; эмоциональная холодность...
Вспыльчивость- это:бесноватость; взрывчатость; вскипающий; вып
лескивание эмоций; гневливость; горячность; запальчивость; неистовость;
обидчивость; потребность возмущаться; раздражительность; привычка
бушевать; способность внезапно рассердиться; привычка заводиться с
полуборота; способность рассердиться из-за пустяков...................
Обидчивость-это: безутешность; вспыльчивость; заплаканность; кап
ризность; ощущение себя оскорбленным; переживание из-за пустяков;
плаксивость; привычка всхлипывать; привычка дуться; раздосадован-
ность; ранимость; слезливость; способность часто огорчаться или оби
жаться; уязвимость; эмоциональная неустойчивость......................
Конфликтность-это:базарность; бескомпромиссность; вздорность; за
биячистость; задевающий; задиристость; заносчивость; колкость; не спо
собность приспосабливаться; не умение договариваться; непримири
мость; неуживчивость; неуступчивость; подстрекательство; провокатор-
ство; провоцирующий; сварливость; скандальность; склочность...
Дурашливость-это: балагурство; безалаберность; беззаботность; бес-
печальность; беспечность; бесшабашность; благодушность; веселость;
возбужденность и веселость; глуповатость; клоунада; кривляние; мала-
хольность; несерьезность; обезьянничество; паясничество; потребность
вести себя несерьезно; потребность озорничать; развязность; скоморош-
ничание; смешливость без причины; чрезмерная веселость; шаловли
вость ..................................................................................................
Нерешительность-это:беззащитность; безропотность; беспомощность; бессловесность; забитость; зависимость от других; зависимость от мнения окружающих; замешательство; застенчивость; избегание нового;
кротость; лишенный твердости человек; мнительность; неинициативность; несамостоятельность; неуверенность; робость; покорность; постоянно колеблющийся человек; постоянно сомневающийся; стеснительность; трусоватость; уступчивость; чувствительность к мнению о себе
Страхи- это:боязливость; запуганность; испуг; испуганность; мни
тельность; перепуганность; пугливость; трусоватость; чрезмерная осто
рожность ............................................................................................
Тревожность- это: беспокойный взгляд; беспокойство; беспричинное
волнение; волнение; излишняя бдительность; настороженность; ожида
ние неудачи; осторожность; отсутствие ощущения безопасности; пере
живание беспокойства; предчувствие опасности; склонность к смяте
нию; состояние опасения; страх без причины .................................
Скованность-это:зажатость; моторная неловкость; неестественность;
отсутствие легкости в действиях; ощущение неловкости...............
Заторможенность- это:бездеятельность; безразличность; безучаст
ность; замкнутость; инертность; медлительность; нерасторопность; ти
хость ................................................................. .'................................
Эгоцентричность- это: неспособность встать на точку зрения друго
го, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей; перетягива
ние одеяла на себя .............................................................................
Эгоистичность, эгоизм- это: высокомерность; забота о своем «Я» в
ущерб другим; не правильно понятый собственный интерес; своекорыс
тие; себялюбивость; сосредоточение всех целей на себе и на собствен
ной выгоде; крайняя форма эгоцентризма. Эгоистэто: единоличник;
карьерист ...........................................................................................
Избегание (дефицит) умственных усилий это:алогичность; бездум-18
ность; бездумность; безмозглость; бестолковость, глупость; легкомыс
ленность; недалекость; недогадливость; нежелание учиться; неусидчи
вость; слабоумие; тупоголовость; туполобость; тупость..............
Дефицит внимания- это: невнимательность; рассеянность; растяпа
Двигательная расторможенность (гиперактивность)-это:беготня;
беспорядочность; вертлявость; двигательное беспокойство; егозливость;
излишняя бойкость; импульсивность; моторность; непоседливость; не
угомонность; поспешность; суетливость; торопливость; хаотичность в
движениях; чрезмерная живость ......................................................
Речевая расторможенность- это:балаболка; болтливость; говорли
вость; горлопан; краснобайство; крикливость; неумолкаемость; речь взах
леб; скоропалительность; словоохотливость; убыстренный темп речи;
шумливость .......................................................................................
Не понимание словесных инструкций. 1) сложных:непонятливость;
понимание всего буквально; частое переспрашивание оттого, что непо
нятно; 2) простых:глуповатость; необходимость повторять задание
Застреваемость-это:выклянчивание; вязкость; догматичность; докуч
ливость; душный; занудливость; кровосос; мудрствование; навязчивость
в общении; навязчивость; надоедливость; назойливость; негибкость;
педантичность; прилипчивость; трудность переключения; чрезмерная
обстоятельность ...............................................................................
Сниженная умственная и физическая работоспособность:действия
в полсилы; замедленность восприятия; замедленность умственных дей
ствий; отсутствие выносливости; утомляемость.............................
Заключение
Ф.И.О. ребенка ......................................
Возр.......................... Дата заполнения
Заполнил: родитель, психолог, педагог
Обследование проводилось в процессе: собеседования с родителями,
близкими, специалистами; наблюдения ребенка в продуктивной, сво
бодной, игровой деятельности (подчеркнуть и дополнить)............
В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы:
1. Вегето-инстинктивные, психосоматические, резидуально-органи-
ческие признаки состояния и расстройства.На первый план выходят
невыраженные, выраженные (подчеркнуть и дополнить) расстройства
ритма сна и бодрствования, избирательность пищевого поведения
2. Особенности мимики(подчеркнуть и дополнить). Выражение лица:
живое, заинтересованное, дурашливое, высокомерное, злое, надменное,
обиженное, грустное, подавленное, с избеганием зрительного контакта,
ребенок часто опускает голову, холодноватое, отчужденное, невырази
тельное, застывающий взгляд, амимичное, маскообразное, заторможен
ное, с гримасами, с навязчивыми движениями.................................
Рекомендации
Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следующее (подчеркнуть и дополнить):
- Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающе-
коррекционный договор: «Я тебе (ребенку) интересное, новое, волную
щее эмоционально-значимое событие, игру, а ты поведение, которое со
блюдает некоторые социальные требования, правила-ограничения»;
- Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий
и собственного поведения взависимости от непредсказуемо меняюще
гося поведения ребенка;
-Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенного и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стремитесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и последствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состояние; стимулируйте чувство удивления у ребенка; провоцируйте и помогайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируйте провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положительно подкрепляйте совладающее поведение ребенка; стимулируйте чувство юмора и положительные эмоции у ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, стимуляции чувства прекрасного у ребенка и другие;
- Используйтестратегии с учетом состояния ребенка. Например, сти
мулируйте гуманные чувства, если нарушенное поведение не выраже
но крайне и есть критика к собственному нарушенному поведению;
- Чаще создавайте Еюображаемые ситуации, в которых ребенок мо
жет совладать с нарушенным или особенным поведением в сотрудниче
стве и под контролем взрослого без боязни ошибиться, сделать что-то
не так;
- Стимулируйте привычку к произвольно-волевому усилию на гра
ни приятного с неприятным с преобладанием приятного уребенка в
специально организованной предметно-практической, продуктивной де
ятельности, игровых ситуациях;
- Стимулируйте чувство ответственности за последствия особенно
го или нарушенного поведения у ребенка в процессе принятия ограни
чений, правил взаимоотношений и выполнения действий в игровой,
предметно-практической и продуктивной деятельности;
-Обогащайте репертуар предметно-практических действий, продуктивной деятельности ребенка с целью увеличения вариативности средств овладения ребенком собственным поведением, а также для преодоления пресыщения и истощения от прежней деятельности, переключения ребенка на иное состояние;
- Игнорируйте расстройства поведения и эмоций, если они не носят
характер выраженного оппозиционно-вызывающего, не дезорганизует
поведение других детей или являются отражением общей эмоциональ
ной и интеллектуальной незрелости ребенка;
- Стимулируйте телесный контакт ребенка со взрослым с целью кор
рекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагирования
явной или скрытой агрессии, враждебности, стимуляции положитель
ных эмоций у депрессивных детей;
- Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для от
реагирования, преодоления состояния «здесь и теперь» в специально
организованных игровых ситуациях;
- Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите
демонстративного или дурашливого ребенка за реальные, а не предпо
лагаемые результаты в игре или иной деятельности;
- Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если по
ведение ребенка опасно для окружающих и здоровья ребенка;
- Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство
юмора, иронии и сарказма: 1) Для отреагирования состояния, когда по
ведение и взаимодействие с ребенком провоцирует у вас состояние аг
рессии; 2) Для косвенной оценки оппозиционно-вызывающего и иного
особенного и нарушенного поведению ребенка;
Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком
Негативизм. Ты часто бываешь упрямым, говоришь слова «не хочу- не буду»?; Зачем дети говорят «не хочу- не буду», делают наоборот: чтобы, испытать взрослых; показать, что уже и сами взрослые; просто так? Демонстративность. Про кого из ребят ты можешь сказать, что он воображала и любит, чтобы на него обращали внимание? Агрессивность, конфликтность. Ты часто злишься, споришь со взрослыми, говоришь грубые слова?; Кто или что тебя чаще всего выводит из себя?; На кого ты чаще всего злишься?; Что означает «злиться», «быть сердитым»?; Кто из ребят щиплется, толкается, говорит обидные слова, кусается? С тобой так бывает, приведи пример.
Дурашливость. Ты дурачишься: потому, что тебе скучно, грустно, хочешь позлить других; чтобы всем было весело; чтобы обратить на себя внимание; чтобы заметили, что ты интересный? Часто ли слишком веселое поведение, твои глупые шутки выводят окружающих из себя? Страх, тревога, нерешительность. Что боятся дети больше всего: остаться одни, получить плохую оценку; насмешек; необычных животных, героев сказок и фильмов?; У тебя бывает так, что ты боишься, а чего сам понять не можешь?; У тебя бывает ощущение, что ты от всех зависишь?; Чего стесняются дети?
Обидчивость. Отчего дети плачут?; На что обижаются дети больше всего: на взрослых,других ребят; когда взрослые что-либо не разрешают; на замечания, грубыеслова?; Что ты делаешь, когда тебя обижают?; Ты чаще сердишься или обижаешься?; Ты сначала сердишься, а потом обижаешься?
Эмоциональная отгороженность. У тебя бывает так, что тебя спрашивают, ты СЛЫШИШЬвопрос, но не отвечаешь?; А кто из ребят не любит разговаривать, играетодин, не очень ласковый?
Пониженное настроение, заторможенность. Бывает так, что тебя трудно рассмешить, развеселить?) Бывает, что тебе ничего не хочется делать?; Что тебя печалит, огорчает,мешает быть радостным больше всего? Застреваемость. Бывает так, что ты все об одном думаешь, делаешь одно и тоже, никак переключиться не можешь?
Содержание
Таблица анализа симптомов расстройств поведения
и эмоций у детей.......................................................................... 14
Что такое расстройства поведения и эмоций у детей?
(Задание для взрослых)............................................................. 16
Заключение.................................................................................. 20
Рекомендации.............................................................................. 25
Вопросы дли диагностической, ситуативной
и личностной беседы С ребенком............................................ 27
Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Р69
Романов А. А. Расстройства поведения и эмоцийу детей в целом.Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. - М.: «Плэйт», 2003. - 32 с: ил. -(Серия «Игровая терапия для детей и взрослых») ISBN 5-901409-05-1
Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психо