Игры с общественно-политическим сюжетом
Такие игры представлены в первую очередь играми на военно-исторические темы (в войну, в индейцев, в партизан), а также возникшими в последнее время играми в выборы Думы и президента, в митинги, в сбор подписей и т. д.
В дошкольном возрасте спектр сюжетов игры ребенка расширяется от бытовых к производственным и общественно-политическим.
Содержание игры — это содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребенком в ходе развертывания сюжета, моделирование социальных и межличностных отношений и жизненных событий и ситуаций. Содержание не остается неизменным на протяжении до-
школьного детства, а развивается, отражая развитие познания ребенком мира — от внешних действенно-предметных сторон человеческой деятельности к ее внутренним смыслам и нравственно-ценностным нормативам.
В начале дошкольного возраста содержание игры ребенка составляет воспроизведение простых операций с предметами и последовательности предметных действий, затем в качестве содержания выступает уже воспроизведение социальных ролей в соответствии 'с заданными нормами и правилами и, наконец, на более позднем этапе — воспроизведение социальных и межличностных отношений.
Это можно проследить на примере игры ребенка в дочки-матери. Сначала ее содержанием является выполнение отдельных действий из репертуара ролевого поведения матери: приготовление обеда, раскладывание пищи на тарелки, разливание чая в чашечки и пр., т. е. исключительно предметно-манипулятивные действия социальной направленности. Действие обладает самоценностью, и на первый план выступает его предметно-операциональная сторона, тогда как межличностно-смысловая сторона игрового действия еще не занимает центрального места для субъекта игры. В игре не находит должного отражения социальное содержание действий, направленность действия на партнера: играющий ребенок часто забывает накормить куклу, не заботится о том, сыта ли она, нравится ли дочке еда и пр. Интерес для него представляет сама возможность действовать с предметом, подражая взрослому, повторять те действия и операции, которые он наблюдал у взрослых. Затем в центре внимания ребенка оказывается собственно социальная сторона действия, и игровые предметные действия трансформируются в целостное ролевое поведение, обращенное к партнеру: мать кормит ребенка, ее заботит, вкусна ли, полезна ли еда, и т.д. Само предметное действие выступает в его отношении к другому человеку, причем само действие оказывается обусловленным целой системой норм и правил, определяющих ролевые отношения между людьми. Мать решает, чем и когда кормить ребенка, потому что она несет за него ответственность и обладает в диаде «родитель — ребенок» правом принятия решений.
И наконец, при высоком уровне развития сюжетно-ролевой игры на авансцену выходит воспроизведение плана смыслов межличностных и социальных отношений, мать любит ребенка, заботится о нем, стремится, чтобы ему было хорошо, — моделирование аффективной стороны социального взаимодействия в игре позволяет подойти к воспроизведению смысла изображаемых в игре отношений между персонажами.
Вопрос о мотивах детской игры является одним из центральных в понимании ее психологических механизмов. Мотивы игры определяются, с одной стороны, стремлением ребенка быть таким, как взрослый, действовать так, как взрослый, а с другой — внутренней логикой хода его психического развития.
По выражению Л. С. Выготского, игра представ ляет собой реализацию в воображаемом плане (воображаемой ситуации) мотивов и потребностей, которые не могут быть реализованы в обычной деятельности.
Игра возникает как следствие формирования обобщенных аффектов, связанных с желаниями и мотивами, которые в силу возрастных особенностей ребенка не могут найти своего выражения при сохранении тенденции к немедленной реализации желаний. Взрослые, предоставляя ребенку игрушки, демонстрируя способы действий с ними и подчеркивая сходство игровых действий с реальными, стимулируют его к игре и подкрепляют ее.
Д. Б. Эльконин, говоря о характере игровых мотивов, подчеркивает их социальное значение.
Игровые мотивы реализуют потребность ребенка жить совместной со взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определенное место в обществе.
Именно поэтому сюжетно-ролевая игра возникает лишь на определенном этапе исторического развития общества,
когда мотивы ребенка войти во взрослую жизнь уже немогут быть непосредственно удовлетворены. Таким образом, игра становится способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребенка к действительности.
Д. Б. Эльконин различает следующие структурные компоненты игры:
• роль;
• игровые действия;
• игровое употребление предметов (замещение);
• реальные (партнерские) отношения между играющими
детьми.
Эти структурные компоненты не рядоположены: центральным и определяющим компонентом, единицей игры является роль.