Отчёт по результатам психодиагностического обследования
По результатам психодиагностического обследования могут писаться:
- справка (общий отчёт, включающий цели и задачи проводимых мероприятий, проделанную работу, полученные результаты); весь текст справки строится вокруг конечного решения и его краткого обоснования, может вообще не содержать психологической информации, а лишь ссылаться на неё;
- заключение (форма отчёта, призванная вынести решение эксперта по тому или иному вопросу, наприме, приём на работу, расконвоирование,... изучение причин суицидального поведения и т.д.);
- психологический портрет (индивидуальный или групповой, включает более или менее глубокое описание особенностей личности или группы, изложение которого в меньшей степени, чем справка и заключение зависит от поставленных задач):
* углублённый психологический портрет (составляется по результатам комплексного психологического обследования - полное описание особенностей мотивов, ценностных ориентаций, интеллекта, личностных особенностей, особенностей проявления агрессии, поведения в проблемных ситуациях, адаптивных возможностей, с прогнозом вариантов адаптации)
* общий психологический портрет (составляется по результатам комплексного психологического обследования, спланированного в зависимости от поставленных общих задач - описание характерных психологических особенностей, которые могут приводить к проблемам адаптации либо на которые прежде всего нужно опираться при проведении воспитательной работы и ресоциализации)
* частный психологический портрет (составляется по результатам обследования, спланированного в зависимости от постановки частной задачи - описание только особенностей интеллекта, только возможных проблем адаптации, только личностных особенностей, только мотивов и ценностных ориентаций и т.п. )
* экспресс психологический портрет (составляется по результатам наблюдения, беседы без использования экспериментальных методов, либо с использованием экспресс методик - описание наиболее характерных психологических особенностей, которые проявляются в реальном поведении в момент обследования и предположительно могут влиять на адаптацию).
- рекомендации;
- программа коррекционного или воспитательного воздействия.
Результаты обследования в каждом конкретном случае могут иметь вид одного из вышеперечисленных документов, либо совмещать их в той или иной степени.
При написании отчёта психолог может придерживаться одного из двух основных подходов:
Превентивный. При принятии решения об учёте или игнорировании отдельных признаков поведенческого или психодиагностического материала психолог выбирает такой критерий, при котором менее вероятные признаки также берутся в расчёт и отмечаются; другими словами, внимание обращается даже на незначительно выраженные показатели с целью исключения возможных отрицательных последствий от решений, принятых в пользу обследуемого. Например, если есть сомнения по поводу психологической готовности осуждённого к выезду в отпуск за пределы ИУ, даётся отрицательный прогноз.
Презумпционный. При принятии решения об учёте или игнорировании отдельных признаков поведенческого или психодиагностического материала психолог выбирает такой критерий, при котором берутся в расчёт только выраженные признаки и показатели тестов, многократно подтверждаемые другими методами. Другими словами, если есть сомнение в обоснованности отдельного вывода, он отбрасывается. Кроме того, психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных) [10].
При написании заключения психолог должен всячески избегать оценочных категорий, поэтому следует оставаться объективным, описывать положительный и отрицательный полюс качеств. Следует также учитывать установки заказчика. Может возникнуть ситуация, когда заказчик старается использовать психолога для подтверждения своего эмоционально окрашенного отношения к обследуемому. Важным является преодоление разного рода предубеждений по отношению к обследуемому. В данном случае психолог может столкнуться со сложной ситуацией, когда ему необходимо выбирать между требованиями профессиональной этики и поддержкой отдельных лиц. Сохранение разумной автономии, объективности – залог сохранения профессиональной позиции психолога.
Возможны ситуации, когда заказчик не согласен с результатами обследования. Если у психолога нет оснований, чтобы сомневаться в качестве проделанной работы, необходимо провести разъяснительную работу с заказчиком по направлениям:
- границы достоверности и надёжности результатов психодиагностического обследования (часто неспециалисты не имеют представления о сложности самих методов, видя в них не более, чем разновидность анкет);
- причины несовпадения субъктивных представлений о том или ином человеке и результатов объективных методов;
- влияние установок заказчика на восприятие результатов.
Необходимо уметь отстаивать позиции, поддерживать свой профессиональный статус и помнить, что экспертом для оценки правильности организации работы и качества полученных психологом результатов может быть только другой психолог (например, специалист в области психодиагностики). В случае возникновения каких-либо претензий к психологу необходимо обращаться к вышестоящему руководителю психологической службы либо к независимой экспертной комиссии для разрешения спора.
Основной проблемой применения психодиагностических данных в практике является неадекватность восприятия психологической информации пользователем. Важно учитывать характер системы установок, «психологической теории» заказчика, так как от этого зависит его отношение к получаемой от психолога информации. В идеале она должна:
1) отталкиваться от этих установок, но уходить за их пределы, преобразуя их в нужном психологу направлении (например, уходя от оценочности восприятия); простая конфронтация редко приводит к конструктивному взаимопониманию специалиста и заказчика; психодиагностическая деятельность психолога всегда должна включать в себя и компонент просвещения;
2) быть как бы «в зоне ближайшего развития» заказчика (имеется в виду уровень его психологической компетентности), т.е. быть доступной для его понимания, но не настолько банальной, чтобы он мог сказать: «Ничего нового мне не сказали»;
3) заранее предотвращать неверное толкование тех или иных результатов (например, подчеркнуть, что то или иное качество нельзя рассматривать только в негативном плане)
Любые формы отчёта по результатам психологических обследований не должны быть большими, содержать множество определений, объяснений. Как правило, практических работников мало интересуют общие определения, «наукообразные» по форме изложения отчёты воспринимаются ими с трудом. Подчас короткий отчёт с несколькими выводами и рекомендациями по важной проблеме, с наглядно представленными данными воспринимается сотрудниками УИС лучше, чем целое научное исследование с большим количеством цифр. Поэтому найти допустимый компромисс между его точностью, глубиной и простотой, лаконичностью – задача практического психолога.
Структура психологического заключения, портрета:
Подобно тому, как нет и не может быть стереотипного построения тестирования, стереотипного подбора методик, - не может быть и стандарта в составлении итогового заключения. Каждое заключение составляется обычно как ответ на поставленный вопрос.
Общая структура заключения может быть следующей:
1. Описание проблемы, запроса, жалобы, причин обследования;
2. Описание плана и программы диагностики, используемые методы;
3. Описание специфики работы испытуемого в диагностической ситуации;
4. Ответ на конкретный вопрос заказчика;
5. Резюме;
6. Прогноз;
7. Рекомендации.
Другими словами, необходимо ответить на следующие вопросы: 1) кто обратился и с какой проблемой; 2) что было сделано; 3) что получилось; 4) что делать.
Необходимо помнить, что поводом для обращения к психологу всегда является некоторый «инцидент» (прошедшее или предстоящее событие), вокруг которого и должна всегда плестись нить любого повествования. Если решается вопрос профпригодности кандидата, то необходимо обращать внимание на одни стороны результатов, если же – вопрос причин постоянных нарушений дисциплины – другие. Просто описывать отдельные особенности личности обследуемого нецелесообразно.
В ситуации экспертизы в структуру заключения могут входить различные предположения (например, заказчика) и последовательная их проверка.
Заключение может состоять из 2-х частей: компетентное резюме для специалистов-психологов и отчёт как документ для заказчика обследования.
В зависимости от задач обследования психологический портрет может содержать следующие условно выделяемые блоки информации:
- Биографический и социально-демографический
Фамилия, имя, отчество, год и место рождения, образование, профессия, стаж работы, семейное положение, в каком возрасте совершил преступление, сведения о микросреде и условиях формирования личности, сведения о родителях, о других членах семьи, их влиянии на осуждённого. Материальные условия жизни, взаимоотношения и морально-психологический климат в семье, отношение к учёбе, труду, сведения о школьном периоде жизни, успеваемости. Взаимоотношения с товарищами и учителями. Уличное окружение, направленность малой группы. Виды, способы и формы проведения досуга. Наличие приводов в милицию. Причины и условия возникновения криминального поведения. Факты бродяжничества.
Методы – беседа, наблюдение, сбор анамнеза, изучение личного дела.
- Криминальный (для осуждённых)
Сведения о совершённом преступлении. Степень криминальной зараженности. Отношение к преступлению. Мотивы и цель совершения преступления. Положение в преступной группе (лидер, ведомый, отверженный...). Отношение к приговору. Осознание вины, степень раскаяния, желание возместить нанесённый ущерб. Желание изменить свою жизнь. Отношение к криминальному миру, к законам преступного мира, воровским традициям. Отношение к изоляции от общества. Отношение к режиму, труду, учёбе в ИК. Отношение к различным категориям осуждённых.
Методы – беседа, наблюдение, сбор анамнеза, изучение личного дела.
- Медицинский
Состояние здоровья и отношение к нему, общее физическое состояние, основные жалобы, перенесённые травмы. Наличие психических отклонений в развитии личности. Факты употребления алкоголя, наркотических средств.
- Поведенческий
Отношение к обследованию, поведение в ситуации обследования, поведение в момент выполнения заданий
Метод – наблюдение.
- Медицинский
Состояние здоровья и отношение к нему, общее физическое состояние, основные жалобы, перенесённые травмы
- Психологический (все компоненты здесь взаимно переплетены друг с другом)
Темперамент.
Тип нервной системы. Сила – слабость нервной системы. Темп умственных и двигательных реакций. Подвижность нервных процессов. Стабильность – лабильность. Экстравертированность, интровертированность, эмоциональная реактивность. Нервно-психическая устойчивость. Уровень нейротизма.
Методы – беседа, наблюдение, сбор анамнеза.
Специализированные методики: Айзенк (EPQ, EPI), Стреляу, НПУ (нервно-психическая устойчивость), ШЭВ (эмоциональная возбудимость)
Дополнительные методики: ММPI, Cettell 16 PF, KUD.
Психические состояния.
Как актуальная, ситуативная (на момент обследования), так и устойчивая, личностная характеристика. Динамика настроения. Патология психических состояний (депрессия, субдепрессия, эмоциональное возбуждение...).
Методы – беседа, наблюдение, сбор анамнеза.
Специализированные методики: Люшера, Жмурова (депрессия), Зунге (депрессия), Рассела-Фергюссона (одиночество), САН (самочувствие, активность, настроение), ШСБ (субъективное благополучие), Спилбергера-Ханина (ситуативная, личностная тревожность).
Особенности личности, характер.
Личностная зрелость или инфантилизм.
Все параметры, в общем, тесно связаны со всеми другими блоками. Общая направленность, личностная ориентация. Акцентуации характера. Сфера мотивации, ценностная ориентация (терминальные, инструментальные ценности). Идеалы: нравственные, эстетические. Взгляды и убеждения, мировоззрение (глубина, сформированность, устойчивость, зрелость). Цели и жизненные планы. Структура потребностей. Жизненные цели, стремления, планы. Осмысленность жизненного пути. Преобладающие мотивы поведения (в целом и по сферам жизни и деятельности). Направленность на достижение – на избегание неудач. Особенности самооценки (завышенная – заниженная, уровень самопознания, самоотношение, самопринятие – непринятие, требовательность к себе, самокритичность (пониженная – самоуничижение, повышенная – хвастовство, бравада...), уровень притязаний, отношение к критике. Направленность на развитие своей личности. Интересы, хобби (широта, глубина, устойчивость интересов). Дисциплинированность, моральная нормативность, трудолюбие.
В целом, здесь используются различные типологии личностей, заложенные в многочисленных параметрах существующих методик. Общая зрелость личности или инфантилизм.
Профессиональная направленность.
При оформлении заключений для кадрового аппарата необходимо также учитывать возможные мотивы: материальную заинтересованность, возможность реализовать властных полномочий, альтернатива службе в вооружённых силах, романтические представления о службе.
Методы – беседа, наблюдение, сбор анамнеза.
Методики: проективные методы, Келли, ММPI, Cettell 16 PF, CPI, KUD, Айзенка (EPQ, EPI), Смишека-Леонгарда, ПДО, POI, УСК, LSI, MBTI, личностный дифференциал, RSK, методы диагностики направленности на достожение - избегание неудач (Эллерса, решётка Шмальта...), методы изучения самооценки (ОСО, Дембо-Рубинштейна), ОтЕЦ...
Эмоционально-волевая сфера.
Эмоциональная зрелость (незрелость). Эмоциональная устойчивость или неустойчивость.
Содержание и преобладающие формы эмоций и чувств. Внешнее выражение и способность управлять своими переживаниями. Эмоциональные особенности личности: отзывчивость, чёрствость, жизнерадостность, невозмутимость, оптимизм - пессимизм... Преобладающее настроение (ровное, угнетённое, растерянность, безразличие). Недостатки эмоционального развития (повышенная, пониженная эмоциональная чувствительность, эмоциональная холодность, прагматичность, аффективность, неустойчивость настроений, сдержанность - импульсивность, сильная возбудимость, раздражительность, тревожность и боязливость, вялость и подавленность, тоскливость, страхи, капризность, плаксивость, сентиментальность, угрюмость...). Эмоциональная подвижность (лёгкость переключения, застревание – неудачи переживает очень долго, постоянная фиксация на неприятностях), восприимчивость, страстность (трата сил без остатка), кипучая энергия.
Способность контролировать свои чувства или повышенная аффективность. Воля и её направленность. Основные волевые качества и степень их проявления в преодолении трудностей. Эмоционально-волевая устойчивость, готовность к мобилизации. Самообладание (владеет или не владеет собой в критических ситуациях), легко ли подавляет гнев. Целеустремлённость (способность длительно и стойко придерживаться принятого решения). Настойчивость (способность к преодолению препятствий и трудностей при достижении цели). Решительность (отсутствие колебаний в момент принятия решения). Самостоятельность (умение без посторонней помощи вскрыть проблему, поставить цель и практически выполнить решение), опора на себя или опора на других. Внушаемость (способность поддаваться влиянию других, некритичность к мыслям или действиям других).
Методы – беседа, наблюдение, сбор анамнеза.
Личностные опросники, проективные тесты.
Специализированные методики: ВСК, ШЭВ, ШСС, проба Штанге-Генча.
Сфера межличностных отношений, коммуникативные способности.
Особенности мотивации в сфере установления контактов (самодостаточность – социабельность, направленность на взаимодействие, расширение круга общения, экстравертированность, стремление к сохранению собственной индивидуальности, интравертированность), лёгкость в общении, установлении контактов, открытость – закрытость, активность – пассивность, доверие – недоверие, мягкость – жёсткость, конфликтность - покорность, зависимость, конформизм, вежливость - грубость, подозрительность, глубина устанавливаемых отношений, мотивация на построение отношений с другими, уровень требований к окружающим, способность к эмпатии и сопереживанию, эгоизм - альтруизм, принятие других. Покладист или упрям. Предрасположенность и особенности поведения в конфликте. Способность к сотрудничеству, компромиссу. Проблемы в межличностной сфере. Поведение в вертикальных отношениях (доминантность, директивность, подчинённость, зависимость...). Отношение к коллективу. Референтная группа. Лидерские, организаторские способности. Конформность. Характер проявления агрессивности.
Методы – беседа, наблюдение, сбор анамнеза.
Специализированные методики: Розенцвейга, Hand-test, FIRO-В, T. Liri, ШСС (социальный самоконтроль), Томаса, Айзенка, Гилфорда-Салливена (социальный интеллект);
Дополнительные методики: ММPI, Cettell 16 PF (факторы А, Е, Н, I, L, Q2), POI, KUD, Басса-Дарки, УСК...
Интеллектуально-познавательная сфера.
Интеллект на низком, среднем или высоком уровне. Общая осведомлённость, кругозор, познавательная мотивация. Общие творческие способности.
Развитие основных познавательных процессов (характеристики, нарушения внимания, памяти, воображения, мышления). Как быстро понимает и запоминает инструкцию (задаёт много вопросов). Уровень развития речи: словарный запас, использование жаргона, экспрессивность, логичность, последовательность речи. Структура общих и специальных способностей (технические, организаторские, художественные, социальные...).
Общая характеристика мышления (сообразительность, находчивость, гибкость, глубина, широта ума, абстрактность – конкретность (буквально воспринимает информацию), тугоподвижность, обучаемость – лёгкость освоения нового материала), поверхностность (склонность к быстрым, не продуманным ответам).
Структура интеллекта (понятливость, аналитические, синтетические, математические, практические-теоретические способности, развитие дивергентного – конвергентного мышления пространственное воображение...). Развитие вербального – невербального интеллекта. Степень ригидности (инертности, консерватизма, неподатливое изменениям, нетворческое, трудно переключаемое).
Уровень развития социального интеллекта.
Преобладающий стиль мышления (когнитивный стиль).
Методы – беседа, наблюдение.
Специализированные методики: пиктограммы, WAIS (Векслер), ISТ (Амтхауэр), Гилфорда-Салливена (социальный интеллект), СМ (стиль мышления), Кеттелла (интеллект), Равэна, «Домино».
Дополнительные методики: ММPI, Cettell 16 PF (фактор В)..
Работоспособность.
Устойчивость внимания в процессе работы. Концентрация. Продуктивность, скорость. Точность работы. Колебания основных параметров работоспособности. Выносливость. Лёгкость перехода от одной деятельности к другой. Помехоустойчивость. Наблюдательность.
Методы: корректурная проба, проба Креппелина, «Кольца Ландольта», теппинг-тест.
Интересы, способности.
Интересы (широта, глубина и устойчивость). Общие и специальные способности, уровень их развития. Возможности развития способностей. Склонность к тем или иным видам деятельности. Предпочтительная сфера деятельности. Проявление способностей в криминальной деятельности. Профессиональная пригодность в тех или иных сферах деятельности. Рекомендуемые профессии или специальности.
Методы – беседа, наблюдение, сбор анамнеза, анкеты.
Специализированные методики: ОПП, ДДО, различные тесты достижений, карта интересов...
Дополнительные методики: интеллектуальные тесты.
- Блок – резюме:
Положительный полюс качества | Отрицательный полюс качества |
1- | 2- |
Список основных, наиболее выраженных качеств личности и их положительная и отрицательная характеристика (например, обратной стороной способности к компромиссу может быть излишняя мягкость, робость...)
Будет способствовать | Будет препятствовать |
1- ... | 2- ... |
- Прогноз
Список основных качеств личности, сыграющих позитивную и негативную роль в ситуации, интересующей заказчика обследования (например, будущего сотрудника (например, высокая креативность обеспечивает возможность быстрого нахождения нестандартных решений, но может быть неуместной в ситуации чёткого и строго предписанного способа выполнения задач). Прогноз может фиксироваться в двух направлениях: при условии учёта и игнорирования рекомендуемых мероприятий.
- Рекомендации.
По результатам психологического обследования кандидатов на службу в УИС даются рекомендации:
- 1 категория – рекомендуется без ограничений (полностью соответствует требованиям к предлагаемой должности)
- 2 категория – рекомендуется условно (минимально соответствует требованиям к предполагаемой должности, допускается к обучению или профессиональной подготовке при недостатке кандидатов, относится к группе риска, при зачислении на службу после окончания срока стажировки необходимо повторное психодиагностическое обследование);
- 3 категория – не рекомендуется (не соответствует требованиям к предполагаемой должности или обучению).
Рекомендации могут содержать и конкретные предложения, которые целесообразно учитывать при работе после приёма кандидата на службу. Например:
«Кандидат нуждается в контроле за выполнением заданий, поддержке и опёке»;
«Нецелесообразно использование кандидата в деятельности, связанной с необходимостью умения устанавливать контакты»;
«Кандидат может использоваться на должностях, требующих организаторских способностей»;
«Допуск к оружию не рекомендован»;
«Прогноз успешности обучения неблагоприятный».
Психологический портрет должен писаться языком, понятным для заказчика, придерживаться направления изложения «от внешнего проявления к внутренним причинам». Необходимо также учитывать тот факт, что одно и то же понятие для психолога и непрофессионала может иметь различное значение, поэтому в ряде случев могут понадобиться определённые уточнения и определения (например, ввиде сносок).
Психологический портрет не должен быть перегружен избыточной информацией. Стратегия, когда психолог старается описать обследуемого со всех возможных сторон, является далеко не лучшей. Поэтому выделяют центральные (существенные с точки зрения выявленной проблемы) и периферические (несущественные, второстепенные) свойства.
Возможно написание психологического портрета группы людей, каждый из которых прошёл обследование по одному и тому же набору методик. На основе полученных результатов определяются средние показатели и вариации по всем характеристикам (например, «средний уровень социального интеллекта оперативного отдела – выше среднего»). При необходимости (информация только для первых лиц, кадровых работников) могут фигурировать фамилии.
Пример: эпизод из отчёта по результатам обследования сотрудников оперативного отдела по заявке руководства УИН (фамилии изменены).
2 – низкий уровень, 3 – средний уровень. Средний показатель по отделу – 2,7 (плохо)
Социальный интеллект – показатель, определяющий успешность общения и социальный адаптации. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речи человека, а также его мимики, поз, жестов. Является важной составляющей способности личности к общению и профессионально важной характеристикой в профессиях, связанных с взаимодействием с другими людьми.
Низкие показатели социального интеллекта связаны с недостаточным пониманием несловесных составляющих общения (мимика, позы, жесты), умением понимать скрытые мотивы поведения людей, читать чувства и мысли собеседника. В определённой степени это может компенсироваться относительно высоким словесно-логическим интеллектом и опытом практической работы, но в некоторых ситуациях возможны ошибки, поскольку словесно-логическое мышление менее эффективно в ситуации непосредственного контакта.
При проведении психодиагностических обследований группы сотрудников к отчёту помимо рекомендаций могут прилагаться данные, представленные в графическом виде по сравнительному анализу различных характеристик (см. рисунок 2). Однако необходимо обращать внимание на этическую сторону передачи психологической информации, в которой сотрудники сравниваются друг с другом. Подобные обследования проводятся, прежде всего, с младшим нач. составом; сведения следует получать в случае особой важности проводимых обследований (например, допуск к оружию, несение службы в сложных условиях), результаты могут передаваться только первым лицам. Выделенная таким образом группа риска должна пройти дополнительное обследование, поскольку само по себе ранжирование обследуемых с помощью одной методики недостаточно обосновано.
Удобным для заказчика является предоставление результатов в форме долевого соотношения тех или иных характеристик:
Результатом обработки данных теста, проведённого на большой выборке, может быть усреднённый профиль для определённой категории обследуемых (например, осуждённых за убийство). Подобные профили помогают сформировать обобщённый портрет определённой группы лиц. При приближении рисунка индивидуального профиля к усреднённому, возможно формирование гипотезы об отнесении испытуемого к указанному типу.
Обследуемый обычно ставится в известность относительно результатов обследования (даже если оно инициировано администрацией). Естественно, все сообщаемые обследуемому сведения должны соответствовать действительности, хотя допустимо и даже в ряде случаев необходимо их смягчение. Информация даётся ему в той мере, в какой он в ней заинтересован; при отсутствии интереса к результатам их сообщение часто нецелесообразно, при слабом интересе можно ограничиться достаточно общими заключениями. Часто психологи умышленно уклоняются от доведения результатов обследования, чтобы добавить себе «значимости», покрыть свою работу «тайной», что является не лучшим способом зарабатывания авторитета.
Другой крайностью является вынос результатов обследования на общее обсуждение (например, на оперативное совещание), особенно если данные становятся основанием для наказания или поощрения сотрудников или руководителей. Конечно, определённая часть сведений может быть доведена до личного состава, однако, если общим достоянием становятся данные, касающиеся конкретных лиц, это является нарушением этики психолога и подрывает его авторитет. Как правило, наиболее целесообразным является доведение результатов обследований до первых лиц – начальника учреждения, заместителей, начальников служб, ниже которых она уже не спускается, а используется совместно с психологом для организации дальнейшей работы согласно даваемым рекомендациям. Что касается групповых обследований, наш опыт подсказывает как наиболее удобный вариант – подготовка двух частей результатов. В первой части содержится информация, касающаяся общих сведений о проведённом обследовании (цели обследования, полученные результаты, рекомендации), во второй – информация, касающаяся конкретных лиц (группы риска и т.д.). В первой части может находится информация, которая показывает общую ситуацию в учреждении в отношении изучаемого явления. Например, при изучении нервно-психической устойчивости сотрудников ротыохраны в рамках всего управления (набор методик: НПУ, ВСК, STAI, RSK):
Вторая часть передаётся исключительно в руки психологу, хранится только у него и используется для организации психологической работы с соответствующими службами. Ознакомление со второй частью результатов обследования возможно только для первых лиц и только самим психологом, который может дать необходимые комментарии. Простая передача списка другим сотрудникам недопустима. Таким образом психолог может избежать неправильного использования результатов обследований, поскольку неспецалист не может знать, что данные психолодиагностического обследования не интерпретируются однозначно. Важно правильно донесни до руководителей причины подобных предосторожностей. Группа риска часто рассматривается руководителями других служб как группа сотрудников, которые не могут вообще качественно и добросовестно выполнять свои обязанности. На самом же деле, выявленная группа риска требует дальнейшего изучения с целью выяснения причин низких показателей и, при необходимости, – организации психокоррекционной работы, формулирования рекомендаций по более рациональному использованию тех или иных сотрудников. Поэтому в официальных документах не всегда целесообразно вообще использовать понятия «группа риска» и «группа предпочтения».
Важно иметь ввиду, что психологическая информация всегда вызывает особый интерес у сотрудников, в то время как понимание этических аспектов деятельности психолога имеется далеко не всегда. В результате вред может быть нанесён его авторитету совершенно непреднамеренно, исходя из самых что ни на есть благих порывов руководства улучшить работу служб и подразделений.
Данные по результатам обследования могут быть представлены и в табличной форме:
Показатели (стены 1-10, средняя – 5,5) | ||||
Волевой самоконтроль | Тревожность | НПУ | Фрустрированность | |
Иванов А.И. | ||||
Смирнов П.В. | ||||
Чебышев П.А. | ||||
Дудкин С.А. | ||||
... |
Сотрудники, получившие низкие оценки по тем или иным тестам могут быть выделены в отдельную группу и ранжированы: