Формирование запроса на психодиагностическое обследование
От того, как поставлена психодиагностическая работа лаборатории, во многом зависит статус психологической службы в структуре учреждения, поскольку на базе различных мероприятий по психологическому обследованию сотрудников и спецконтингента может быть построено тесное взаимодействие с другими службами, организована специфически психологическая документация, которая, в свою очередь, может быть включена в единый процесс нормативного обеспечения деятельности УИС.
Заказчиками на проведение психодиагностической работы могут быть:
Заказчики | Основные направления работы | |
Спецконтингент | Личный состав | |
Руководство управления | По любому направлению | По любому направлению |
Руководство учреждения | По любому направлению | По любому направлению |
Воспитательный отдел | Изучение личности осуждённых, групп осуждённых | Обследование кандидатов в отдел(ение) |
Начальники отрядов | Изучение личности осуждённых, групп осуждённых | |
Отдел кадров | Обследование кандидатов на службу в УИС, изучение морально-психол. климата в коллективах. | |
Режимная служба | Изучение личности осуждённых, групп осуждённых | Обследование кандидатов в отдел(ение), изучение сотрудников младшего инспекторского состава |
Оперативная служба | Изучение личности осуждённых, групп осуждённых | Обследование кандидатов в отдел(ение) |
Производственный отдел | Профориентационные консультации, подбор специалистов | Обследование кандидатов в отдел(ение), изучение труд. коллективов |
Отдел спецучёта | Укомплектование личных дел | |
Школьная администрация | Изучение личности осуждённых | Обследование кандидатов в, изучение пед. коллективов |
Психиатр | Изучение личности осуждённых | |
Осуждённые | Консультативная помощь | |
Родственники осуждённых | Консультативная помощь | |
Личный состав (по личным и служебным вопросам) | Консультативная помощь |
Важным элементом организации психодиагностической работы является формирование системы заявок. Если инициаторами всех мероприятий являются только психологи, то, скорее всего, психологическая служба имеет низкий статус в структуре учреждения. Так, можно рассматривать как совершенно разные ситуации, когда начальник отдела безопасности обращается к психологам для обследования младшего начсостава, или когда психологи пытаются обосновывать необходимость данных мероприятий, рискуя не получить поддержку.
Система заявок, хотя и никак не регламентирует, но, по крайней мере, упорядочивает процесс взаимодействия между психологической и другими службами. Не секрет, что во многих случаях обращения к психологу носят чрезвычайно расплывчатый, неопределённый характер.
Заказы на работу психолога могут быть оформлены устно или в виде заявок (письменно по установленной форме) на проведение определённой работы. Форма заявки, предложенная психологической службой ГУИН С.- Петербурга и Ленинградской области имеется в Приложении. Заявка оформляется заказчиком или психологом в присутствии заказчика. При обращении с личной проблемой заявка не оформляется. При групповых обследованиях возможно оформление одной заявки на работу с группой осуждённых или сотрудников. В дальнейшем заявка прилагается к материалам и отчёту по результатам работы (одна копия остаётся у психолога).
Основными задачами введения в практику заказов на работу психолога являются:
·обоснование проведения психодиагностического обследования;
·формирование у заказчиков четких представлений о целях, задачах работы психолога;
·информирование заказчика обо всех возможных задачах и видах работ психолога, о психологической документации, которую может предоставлять психолог по результатам проведенных мероприятий;
·совершенствование системы планирования работы и отчетности психолога;
·максимальное приближение работы психолога к приоритетным задачам и практическим нуждам подразделения;
·дать возможность заказчику соотнести необходимость заказываемой работы и материальные и временные затраты, необходимые для ее выполнения;
·привлечение заказчика к активному участию в обсуждении результатов работы психолога с тем, чтобы исключить возможность их неверной трактовки и развития взаимопонимания между заказчиком и психологом;
·повышение авторитета и значимости работы психолога, формирование у сотрудников адекватного образа психолога;
·исключение использования рабочего времени психолога для выполнения задач, не связанных с функциональными обязанностями психолога, а также противоречащих профессиональной этике.
В любом случае для определения точности запроса, для наполнения проблемы конкретным содержанием требуется проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос. Такая беседа имеет и дополнительное значение – она служит для сбора первичной информации.
Инициатором обследования может выступать и сам психолог, если его внимание привлекут особенности поведения конкретного осуждённого или сотрудника, и он почувствует необходимость выяснит их причины.
На основе запроса или требования, идущих от практики, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. В дальнейшем должен быть проделан обратный переход от собственно психологического видения явления к практическим рекомендациям. Первая часть этого процесса выражена нами в возможных причинах проведения психодиагностического обследования, а вторая – в задачах, которые ставит психолог.
Основные причины проведения обследования спецконтингента:
· поступление в исправительное учреждение;
· распределение в отряд;
· трудоустройство на должность, требующую учёта психологических факторов;
· сбор документов к административной комиссии по вопросам:
ü предоставления УДО;
ü предоставления права бесконвойного передвижения;
ü предоставления отпуска с правом выезда за пределы ИУ;
ü изменения условий содержания;
ü снятия с профилактического учёта.
· решение вопроса о зачислении в актив;
· решение вопроса о переводе осуждённого:
ü в безопасное место;
ü в другой отряд;
ü в другое ИУ;
· постановка на учёт психиатра;
· изучение наиболее криминальной части осуждённых;
· поведение осуждённого, требующее вмешательства психолога
ü самоповреждение, высказывания о суициде;
ü повышенная агрессивность, конфликтность;
ü социальная дезадаптация, замкнутость;
ü непонятное поведение
· нарушение межличностных отношений в группе осуждённых;
· нарушение межличностных отношений между сотрудниками и осуждёнными;
· по просьбе осуждённого;
· окончание срока (вопросы социальной адаптации «на воле»).