Формирование запроса на психодиагностическое обследование

От того, как поставлена психодиагностическая работа лаборатории, во многом зависит статус психологической службы в структуре учреждения, поскольку на базе различных мероприятий по психологическому обследованию сотрудников и спецконтингента может быть построено тесное взаимодействие с другими службами, организована специфически психологическая документация, которая, в свою очередь, может быть включена в единый процесс нормативного обеспечения деятельности УИС.

Заказчиками на проведение психодиагностической работы могут быть:

Заказчики Основные направления работы
Спецконтингент Личный состав
Руководство управления По любому направлению По любому направлению
Руководство учреждения По любому направлению По любому направлению
Воспитательный отдел Изучение личности осуждённых, групп осуждённых Обследование кандидатов в отдел(ение)
Начальники отрядов Изучение личности осуждённых, групп осуждённых  
Отдел кадров   Обследование кандидатов на службу в УИС, изучение морально-психол. климата в коллективах.
Режимная служба Изучение личности осуждённых, групп осуждённых Обследование кандидатов в отдел(ение), изучение сотрудников младшего инспекторского состава
Оперативная служба Изучение личности осуждённых, групп осуждённых Обследование кандидатов в отдел(ение)
Производственный отдел Профориентационные консультации, подбор специалистов Обследование кандидатов в отдел(ение), изучение труд. коллективов
Отдел спецучёта Укомплектование личных дел  
Школьная администрация Изучение личности осуждённых Обследование кандидатов в, изучение пед. коллективов
Психиатр Изучение личности осуждённых  
Осуждённые Консультативная помощь  
Родственники осуждённых Консультативная помощь  
Личный состав (по личным и служебным вопросам)   Консультативная помощь

Важным элементом организации психодиагностической работы является формирование системы заявок. Если инициаторами всех мероприятий являются только психологи, то, скорее всего, психологическая служба имеет низкий статус в структуре учреждения. Так, можно рассматривать как совершенно разные ситуации, когда начальник отдела безопасности обращается к психологам для обследования младшего начсостава, или когда психологи пытаются обосновывать необходимость данных мероприятий, рискуя не получить поддержку.

Система заявок, хотя и никак не регламентирует, но, по крайней мере, упорядочивает процесс взаимодействия между психологической и другими службами. Не секрет, что во многих случаях обращения к психологу носят чрезвычайно расплывчатый, неопределённый характер.

Заказы на работу психолога могут быть оформлены устно или в виде заявок (письменно по установленной форме) на проведение определённой работы. Форма заявки, предложенная психологической службой ГУИН С.- Петербурга и Ленинградской области имеется в Приложении. Заявка оформляется заказчиком или психологом в присутствии заказчика. При обращении с личной проблемой заявка не оформляется. При групповых обследованиях возможно оформление одной заявки на работу с группой осуждённых или сотрудников. В дальнейшем заявка прилагается к материалам и отчёту по результатам работы (одна копия остаётся у психолога).

Основными задачами введения в практику заказов на работу психолога являются:

·обоснование проведения психодиагностического обследования;

·формирование у заказчиков четких представлений о целях, задачах работы психолога;

·информирование заказчика обо всех возможных задачах и видах работ психолога, о психологической документации, которую может предоставлять психолог по результатам проведенных мероприятий;

·совершенствование системы планирования работы и отчетности психолога;

·максимальное приближение работы психолога к приоритетным задачам и практическим нуждам подразделения;

·дать возможность заказчику соотнести необходимость заказываемой работы и материальные и временные затраты, необходимые для ее выполнения;

·привлечение заказчика к активному участию в обсуждении результатов работы психолога с тем, чтобы исключить возможность их неверной трактовки и развития взаимопонимания между заказчиком и психологом;

·повышение авторитета и значимости работы психолога, формирование у сотрудников адекватного образа психолога;

·исключение использования рабочего времени психолога для выполнения задач, не связанных с функциональными обязанностями психолога, а также противоречащих профессиональной этике.

В любом случае для определения точности запроса, для наполнения проблемы конкретным содержанием требуется проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос. Такая беседа имеет и дополнительное значение – она служит для сбора первичной информации.

Инициатором обследования может выступать и сам психолог, если его внимание привлекут особенности поведения конкретного осуждённого или сотрудника, и он почувствует необходимость выяснит их причины.

На основе запроса или требования, идущих от практики, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. В дальнейшем должен быть проделан обратный переход от собственно психологического видения явления к практическим рекомендациям. Первая часть этого процесса выражена нами в возможных причинах проведения психодиагностического обследования, а вторая – в задачах, которые ставит психолог.

Основные причины проведения обследования спецконтингента:

· поступление в исправительное учреждение;

· распределение в отряд;

· трудоустройство на должность, требующую учёта психологических факторов;

· сбор документов к административной комиссии по вопросам:

ü предоставления УДО;

ü предоставления права бесконвойного передвижения;

ü предоставления отпуска с правом выезда за пределы ИУ;

ü изменения условий содержания;

ü снятия с профилактического учёта.

· решение вопроса о зачислении в актив;

· решение вопроса о переводе осуждённого:

ü в безопасное место;

ü в другой отряд;

ü в другое ИУ;

· постановка на учёт психиатра;

· изучение наиболее криминальной части осуждённых;

· поведение осуждённого, требующее вмешательства психолога

ü самоповреждение, высказывания о суициде;

ü повышенная агрессивность, конфликтность;

ü социальная дезадаптация, замкнутость;

ü непонятное поведение

· нарушение межличностных отношений в группе осуждённых;

· нарушение межличностных отношений между сотрудниками и осуждёнными;

· по просьбе осуждённого;

· окончание срока (вопросы социальной адаптации «на воле»).

Наши рекомендации