Социальная перцепция в общении. Этапы восприятия при взаимодействии.
Практическая ситуация
А)Определите функцию общения:
1) Нет врага более жестокого, чем прежний друг. Моруа А.
2) Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Куприн А. И
3) Когда я смотрюсь в зеркало, я знаю точно, что вижу себя не так, как меня видят другие … потому что я смотрю на себя так, как мне хочется видеть.
4) Что посеешь, то и пожнешь пословица
5) По одежке встречают, по уму провожают пословица
Б) Определи по высказываниям механизмы социальной перцепции
6) Я верю в свои возможности.
7) Старые люди нуждаются в моей помощи и поддержке
8) Я начинаю походить на свою бабушку. В сложной ситуации становлюсь молчаливой, «ворчу» под нос, обижаюсь «на весь мир»
9) "Кто полон милосердия и терпения к пожилым людям, непременно обладает мужеством".
10) Когда в учреждение заходит пара в возрасте, женщина, держащая своего мужа под руку, у меня непроизвольно возникает к ним симпатия.
Билет 2
Потребности в общении. Анализ в предложенной ситуации потребностей, проявляющихся в общении.
2. Социальная перцепция. Механизмы восприятия. Определение механизмов восприятия.
Практическая ситуация
А)Определите потребности, проявляющиеся в процессе общения
1 Некоторые люди не переносят одиночества, поэтому стремятся немедленно восстановить общение ( с помощью телевизора, включение музыки).
2.Незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания (например, в очереди у кабинета врача).
3.Человек стремится выразить свои личностные качества через положительные оценки со стороны других, не найдя его, бывает огорчен , разочарован и даже агрессивен.
4.Порой человек стремиться оказывать активное влияние на образ мыслей и действий, вкусы, установки другого человека. Убеждая своего собеседника, получает удовлетворение не только от процесса общения, но и от самого себя.
5.Эта потребность проявляется у детей и подростков, которые сопротивляются влиянию социальной среды на их внутренний мир.
Б)Определи по высказываниям механизмы социальной перцепции
6) Я верю в свои возможности.
7) Старые люди нуждаются в моей помощи и поддержке
8) Я начинаю походить на свою бабушку. В сложной ситуации становлюсь молчаливой, «ворчу» под нос, обижаюсь «на весь мир»
9) "Кто полон милосердия и терпения к пожилым людям, непременно обладает мужеством".
10) Когда в учреждение заходит пара в возрасте, женщина, держащая своего мужа под руку, у меня непроизвольно возникает к ним симпатия.
Билет 3
Виды общения. Определение использование юристом видов общения в профессиональной деятельности.
Причины субъективного восприятия. Определение механизмов восприятия.
Практическая ситуация.
А)Подберите, виды общения, которые могут использоваться в ниже предложенных ситуациях:
1. Директор беседует с подчиненным.
2. Женщина, приходя в магазин, спрашивает о цене товара. Покупает его и уходит.
3. Диалог влюбленных о своих отношениях.
4. Продавец говорит с покупателем о товаре.
5. На дне рождения хозяйка дома беседует с гостями
Б)Определите, какие субъективные причины мешают процессу восприятия
6. Специалисту социальной службы было сказано, что к ней на прием придет очень конфликтный клиент. При встрече с ним она вела себя настороженно, ожидая нападки со стороны клиента
7. Молодой юрист считала и была уверенна, что все пожилые люди ведут себя как «маленькие дети».
8. Коллеге не нравиться характер своей сотруднице, и поэтому даже ее улыбку она воспринимала как сарказм.
9. В межличностном общении если у юноши (девушки) не реализуются его интересы, то в процессе общения он перестает воспринимать то, о чем говорит его собеседник.
10. Исходя из прожитых лет в которых формировались и развивались умения и навыки, люди в возрасте не могут понять молодое поколение называя их «безрукими».
Билет 4
Биологическая структура личности человека.
Ошибки социальной перцепции. Определение ошибок социальной перцепции в общении и взаимодействии.
Практическая ситуация.
А)Определите из перечисленного списка биологические поведенческие действия человека :
1) Чихает, просит извинения, ревнует, смеется над шуткой, имеет характеристики сангвиника, уверен в своих действиях, красиво говорит, злиться без причин, быстро утомляется от общения, интересуется историей, высказывает свое мнение, избегает критики в свой адрес, отдыхает читая книгу, уверенно говорит
2) Предложи два биологических действия по вашей профессиональной направленности
Б)Определите ошибки социальной перцепции
3) После первой встречи с молодым юристом, Наталья сделала вывод, что это не тот специалист, к которому она будет обращаться.
4) Александра Павловна убеждена, что люди восточной национальности все жестоки и деспотичны, т.к. СМИ показывает этот факт, и поэтому она воспринимает людей данной национальности с этой позиции.
5) Классный руководитель уважал старосту группы. Но однажды ей сказали, что она курит и употребляет алкогольные напитки. После этой информации классный руководитель стала к ней относится по – другому.
6) При встрече с родителями девушки, Вячеслав подарил ее маме дорогой букет цветов, а ее отцу эксклюзивную зажигалку. После этого, молодой человек понравился родителям Светы, и они говорили своей дочери, что это «..настоящий мужчина, не то, что были у нее раньше..»
7) Фраза «Я думаю, что его отец похож на меня».
Билет 5