Дано ДВЕ методики «Новоселье» и «Метод вербальных выборов»
ВЫБРАТЬ ОДНУ, которая кажется понятнее и интереснее….
Ситуация «Новоселье».
Содержание ситуации: Ребенку предлагается изображение двух домов !!!! СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ В КОНЦЕ: нарядный розовый дом и такой же по размеру, но мало привлекательный, темно серый дом. Взрослый говорит ребенку: «Этот красивый розовый дом построен для тебя, в нем много разных интересных игрушек, и ты можешь поселить в свой дом, всех, кто тебе нравится, с кем бы ты хотел быть рядом, играть, разговаривать, что-то вместе делать» (Записываем до 5 – 6 новоселов).
Если ребенок, делая выбор, ограничивается только членами своей семьи, ему предлагается подумать, кого из детей, посещающих с ним детский сад, он хотел бы поселить в свой красивый дом (записываем). Затем внимание ребенка обращается на другой дом: «Если кого-то ты не хочешь поселить в свой дом, и тебе не нравится с ними общаться, для них у нас есть другой, вот этот серый дом. Кого бы ты поселил в него? Этот дом стоит далеко, и его жильцы тебе не будут мешать» (записываем тех, кого называет ребенок).
Если ребенок забыл поселить в дома воспитателей, спрашиваем: «А в каком доме будут жить О.В. и Т.Н.?». По каждому ребенку сделанные им выборы (положительный и отрицательный выбор в соответствии с красивым и некрасивым домом) записываются в таблице, разделенной на две колонки: положительные и отрицательные выборы, в которых по каждому ребенку перечисляются имена людей (отдельно сверстников и взрослых), с которыми он хочет или не хочет общаться.
Если ребенок не желает поселить в свой нарядный дом кого-нибудь из членов своей семьи или воспитателей, это является сигналом определенного неблагополучия в отношениях со взрослыми. Аналогично, если в некрасивый дом ребенок помещает многих детей группы, это показывает, что его отношения в детском саду складываются не лучшим образом и его потребность в широких положительных контактах со сверстниками не удовлетворена.
Сравнение результатов по всем детям группы показывает, каково положение каждого ребенка в системе межличностных отношений. Наиболее благоприятное положение занимают дети, получившие не менее 5-6 выборов от сверстников (их наиболее часто сверстники поселяют в лучший дом). Благоприятное положение в межличностных отношениях занимают дети, получившие не менее 3-4 положительных выборов. Они относятся к группе предпочитаемых и также занимают лучший дом. Недостаточно благоприятное положение занимают дети, которых большинство сверстников поселяет в некрасивый дом (отрицательный выбор). Они либо вообще не имеют положительного выбора от сверстников (это так называемые изолированные дети), либо он минимальный – 1-2 выбора (без взаимности).
Метод вербальных выборов
(Е. О. Смирнова)
В индивидуальной беседе ребенку предлагают ответить на вопросы:
· С кем из детей группы ты хотел бы дружить, а с кем дружить ты не станешь?
· Кого ты хотел бы пригласить на свой день рождения, а кого ни за что не пригласишь?
· С кем ты бы хотел сидеть за одним столом, а с кем нет?
В результате каждый из детей получает от сверстников определенное количество отрицательных и положительных выборов. Ответы детей заносятся в общую таблицу, фрагмент которой приводится ниже.
Имя | Саша П | Оля В. | Юра М. | Таня Д. |
Саша П. | - | - | + | |
Оля В. | - | + | + | |
Юра М. | + | - | + | |
Таня Д. | + | - | ||
Положительный выбор | ||||
Отрицательный выбор |
Сравнение суммы положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком от сверстников, позволяет понять каково положение ребенка в группе и оценить степень его благополучия. Особого внимания заслуживают дети, не получившие от сверстников ни положительного, ни отрицательного выбора. Они остаются как бы вне внимания сверстников. А также дети, получившие преимущественно отрицательные выборы, т.е. сверстники активно выражают свое нежелание общаться с ними.
В целом, методики помогают получить данные о том, как фактически складываются отношения со сверстниками у каждого ребенка в детском саду, как эмоционально переживается им сложившаяся ситуация общения, а также оценить общую картину взаимоотношений, симпатий и антипатий детей в группе и наметить конкретные пути дальнейшей воспитательной работы.
В целом, высокий уровень взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в совместной деятельности выражается в следующих показателях:
Ø Умение устанавливать контакт со сверстником:
· проявляет дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты,).
Ø Умение ориентироваться на партнёра с целью согласования позиций в общей деятельности:
· признает равенство прав участников;
· учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего решения задачи;
· замечает эмоциональное состояние партера, предлагает помощь.
Ø Умение вести диалог:
· представляет свое мнение в культурной, не подавляющей партнёра форме (использование советов вместо приказов; исключение из речи слов, оскорбляющих другого, командного тона и т.п.).
· умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял.
· проявляет готовность выслушать партнера для согласования мнений, проявляет интерес к высказываниям партнёра.
· использует реплики поддерживающего характера.
Ø Поведение в конфликтных ситуациях:
· стремится к нахождению справедливого общего решения для предотвращения конфликтных ситуаций;
· пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции:
· договаривается с партером, с целью устранения конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям.
Ø Результат взаимодействия:
· проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности
· выражает готовность продолжить общение.
Наблюдая за взаимоотношениями детей в общении и в совместной деятельности, можно отметить:
ü какие проявления (положительные или отрицательные) преобладают у ребенка по отношению к сверстникам;
ü какова повторяемость однотипных проявлений в разных ситуациях, что свидетельствует о формирующейся черте поведения;
ü какова общая направленность положительных проявлений: широкая направленность по отношению к другим детям; узко- избирательная направленность - только по отношению к близким друзьями; эгоистическая направленность - проявление безразличия и равнодушия к проблемам других детей;
ü как проявляется самостоятельность положительных действий ребенка по отношению к сверстникам: проявляется без напоминания, по собственной инициативе; по указанию взрослого; только при контроле и побуждении взрослого.
ü какие трудности в общении со сверстниками испытывает ребенок; в какой педагогической помощи он нуждается.
Результаты исследования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками отражаются в соответствующих индивидуальных картах.
Карта взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в детском саду
№ п/п | Проявления дошкольника | Степень выраженности (отметить знаком +) | ||||
постоянно | часто | эпизодически | отсутствует | |||
1. | Отношение к детскому саду | |||||
Положительное, жизнерадостное настроение ребенка в детском саду | ||||||
Охотное участие в общих делах, в разных видах совместной деятельности детей | ||||||
2. | Отношения со сверстниками | |||||
Пользуется симпатией и популярностью у сверстников | ||||||
Доброжелательно относится к сверстникам | ||||||
Имеет постоянных друзей (друга) | ||||||
Активно вступает в контакт | ||||||
Проявляет инициативу в общении и общей деятельности | ||||||
Принимает участие в совместных делах (играх, худ. деятельности и пр). | ||||||
Вступает в сотрудничество | ||||||
Способен уступить, принять и согласовать общий замысел | ||||||
Проявляет справедливость, учитывает интересы других детей в ситуациях выбора | ||||||
Стремится к равноправию, соблюдает правила распределения и очередности | ||||||
Понимает эмоциональные состояния, настроение других детей | ||||||
Проявляет сочувствие, эмоциональную поддержку | ||||||
Проявляет заботу, оказывает помощь | ||||||
Может сдержать свои реакции, есл если этого требует ситуация общения | ||||||
Проявляет ответственность в выполнении обещаний | ||||||
В трудных ситуациях общения апеллирует к правилам и справедливости | ||||||
3. | Коммуникация | |||||
В общении понятен другим | ||||||
Вступает в общение и поддерживает диалог | ||||||
Словесно выражает желания и чувства | ||||||
Участвует в групповых обсуждениях | ||||||
Умеет выслушать других, действовать согласовано | ||||||
Соблюдает формы культурного общения со сверстниками | ||||||
Рассказывает о себе и своих друзьях | ||||||
4. | Нравственные представления | |||||
На конкретных примерах может раскрыть содержание понятий (дружба, доброта, честность, сочувствие, справедливость и т.п.) | ||||||
Обнаруживает знание норм и правил общения и отношений | ||||||
Может оценить поступки с позиции правил и нравственных представлений | ||||||
Стремится в оценках и поступках к социально-одобряемому поведению. | ||||||
Правильно оценивает внешнее выражение эмоциональных состояний |
Использование разнообразных методов педагогической диагностики позволяет выявить существующие проблемы в развитии взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками и определить эффективные пути и средства обогащения детского опыта общения.
ШАГ 5