От 22 – до 30 баллов – Устойчивый тип проявления субъектной позиции.
Характеристика типов проявления субъектной позиции ребёнка старшего дошкольного возраста в самостоятельной и организованной деятельности:
Слабый тип.Ребёнок со слабым типом проявления субъектной позиции. соорганизует свои действия с действиями и предложениями педагога, ждёт от него конкретной помощи, хочет получить алгоритм собственной деятельности. Ребёнок, как правило, нуждается не только в помощи со стороны взрослого, но и в помощи со стороны сверстника, особенно в выборе самостоятельного вида деятельности, партнёров для совместной деятельности, а также необходимых материалов и оборудования. В организованной деятельности внимание ребёнка ситуативно и удерживается благодаря использованию воспитателем игровых, сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, вопросов или замечаний. Ребёнок чаще всего занимает эгоцентрическую позицию в свободной и организованной деятельности, заботиться лишь о собственных интересах и желаниях (отнимает игрушки, предметы, не исполняет правила игры). Организованная деятельность ребёнка нацелена только на конечный результат. Ребёнок с данным типом субъектной позиции не может действовать без образца предложенного взрослым или сверстником.
Неустойчивый тип. Ребёнок с неустойчивым типом проявления субъектной позиции в организованной и свободной деятельности проявляет то устойчивый тип субъектной позиции, то слабый тип проявления субъектной позиции, в зависимости от внутренних (настроение, состояние здоровья, мотивация) и внешних (определённый воспитатель, тематика занятия, отрезок дня и т.п.) факторов.
Устойчивый тип. Ребёнок с устойчивым типом проявления субъектной позиции обладает мотивом, как естественным желанием, побуждающим его к свободной деятельности (играть, рисовать, конструировать), или к организованной деятельности (смастерить открытку для мамы, нарисовать натюрморт, дорисовать буквы). Ребёнок с данным типом субъектной позиции способен к самостоятельному выбору вида деятельности, партнёров для совместной деятельности, необходимых для деятельности материалов и оборудования. Ребёнок обладает умениями, необходимыми ему для проектирования собственной деятельности. Ребёнок определяет, что он может сделать самостоятельно для осуществления желаемого результата, а в чём ему потребуется помощь взрослого, сверстника. Он умеет занимать рефлексивную позицию по отношению к деятельности, т.е. не просто действует, а размышляет над тем: как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в ситуацию (сверстники, педагог, родители). Ребёнок обладает наличием воли. В организованной и в самостоятельной деятельности ребёнок концентрирует внимание и направляет свои усилия на процесс деятельности. В деятельности всегда проявляет творчество. В самом процессе деятельности у дошкольника наблюдается высокий эмоциональный подъём.
ДАЛЕЕ
ШАГ 3 методики направленные на изучение самовосприятия дошкольника.
Экспериментальная ситуация «Рассказ незнакомому другу»
Методика проведения: В индивидуальной беседе ребенку рассказывается, что жители из другой страны прислали письмо, в котором они очень просили каждого из детей детского сада рассказать немного о себе. После этого ребенку предлагается рассказать о себе то, что ему захочется.
Если ребенок затрудняется рассказать о себе, воспитатель задает вопросы:
· Расскажи, как ты выглядишь?
· Есть ли у тебя друзья?
· Что ты любишь делать?
· Что ты умеешь лучше всего? и т.д.
Желательно зафиксировать рассказ детей и оценить то, о чем рассказывал ребенок, в первую очередь особенности своего внешнего вида, свои умения, то чем он любит заниматься, личностные качества, Обычно то, с чего ребенок начинает рассказ о себе является наиболее значимым для него самого. Важно обратить внимание и на то, как ребенок рассказывал и отвечал на вопрос – уверенно, заинтересованно, с желанием, смущаясь, односложно, отказывался от ответа. Эти особенности характеризуют не только сформированности представлений дошкольника о себе, но и о самоотношении ребенка.
Углубить информированность педагога о развитии представлений о себе у детей старшего дошкольного поможет беседа с детьми.
Беседа «Что ты любишь»
( модифицированный вариант методики Корепановой М.)
Методика проведения: Сегодня мы поговорим о тебе, мне хочется узнать, что тебе нравится, а что нет, что ты уже научился делать, чему хочешь научиться
· Что ты любишь больше всего на свете?
· Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили бы делать все?
· Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.
· Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
· Что ты умеешь делать? Чему научился? А чему бы ты хотел научиться?
· Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить?
Для определения тех нравственных качеств, которые выделяет в себе ребенок, особенностей его самооценки традиционно используется тест «Лесенка», которая разработана для дошкольников в нескольких модификациях.