Как вы считает, что обусловило подобное состояние мальчика? Что нужно предпринять, чтобы помочь ребенку и его маме?
Эмоции, сопровождающие состояния тревоги, воздействуют на развитие личности и на адаптацию ребенка к школьному обучению. Этапы работы могут быть: беседа с матерью; беседа с учителем; посещение занятий в школе; психодиагностика ребенка; индивидуальная и групповая работа с ребенком.
Рекомендации для мамы (учителя): принимать во внимание проявления эмоций ребенка в любых ситуациях, учитывая его индивидуальные особенности. Избегать дефицита информации, т.к. беспокойство возникает в ситуациях неопределенного содержания. Помнит, что тревожность – результат невысокой самооценки ребенка. Необходимо: научить ребенка переживать первые проявления тревоги (дыхательные, расслабляющие упражнения); научить «проигрывать»; побуждать ребенка к рисованию того, что тревожит; инсценировка тех ситуаций, которые вызывают тревогу.
Ситуационная задача 18
Укажите, в чем основные различия психологического консультирования и классической психотерапии.
1. в уровне психического здоровья клиентов;
2. в распределении ответственности;
3. в компетентности психолога;
4. в объеме психодиагностической работы.
Назовите еще несколько различий.
Ситуационная задача 19
В отдел социальной защиты одного из районов г. Казани обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца.
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.
3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?
4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы.
Ситуационная задача 20
27-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы стала сильной психологической травмой.
1. Определите основную проблему.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае
3. Какие учреждения социального профиля могут помочь девушке?
4. Какие меры помощи можно использовать в данном случае?
Ситуационная задача 21
Пожилая женщина была вынуждена уехать из Казахстана в Курганскую область. Женщина живет с семьей сына (сын, сноха, внук, мать снохи) в доме с частичными удобствами. Попытки получить какое-либо жилье были неудачны. Женщине 73 года, она чувствует себя лишней в семье, обузой детьми и внуками.
1. Определите статус женщины. Какие права по законодательству имеет женщина?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3. Перечислите основные учреждения, в которых может быть оказана помощь.
4. Какие меры могут быть приняты по отношению к женщине и членам ее семьи?
Ситуационная задача 22
Женщина страдает системным заболеванием крови, признана инвалидом. Воспитывает двух детей одна (ей 32 года, дочери 5 лет, сыну 10 лет), работает воспитателем в детском саду. Денег на жизнь и на лечение не хватает, другой работы найти не может (пыталась не раз). Муж живет с другой семьей, никакой помощи не оказывает.
1. Определите социальные проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем семьи.
3. Какие варианты решения проблем Вы можете предложить?
4. Какие учреждения и организации должны быть задействованы в решении проблем этой семьи?
Ситуационная задача 23
14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.
Задачи:
1. Назовите основные проблемы семьи?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?
4. Какие специалисты должны быть задействованы?
Ситуационная задача 24
В Центр занятости населения обратился Вегеторов О.С. с заявкой на работников (официантов, повара, бухгалтера) в новом открывшемся кафе, его главным критерием в подборе работников: что бы они были местные, с высшим образованием по специальности и не кавказкой национальности.
1. Кем является Вегеторов О.С. с точки зрения трудовых отношений?
2. Какой тип социально-трудовых отношений Вегеторов О.С. предъявляет своим будущим работникам?
Ситуационная задача 25
В Центр социального обслуживания населения Советского района г. Казани обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками.
1. Определите проблему клиента.
2. Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем.
3. В какие учреждения может посоветовать обратиться клиенту сотрудник Центра социального обслуживания населения?
4. Какие для этого необходимы документы?
Ситуационная задача 26
Молодой человек 29-ти лет, проведя в учреждениях пенитенциарной системы 10 лет, вернулся домой – к пожилой матери, инвалиду I группы. Безуспешно пытается найти работу.
1. Каковы основные проблемы семьи?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем членов семьи.
3. Куда может обратиться клиент?
4. Какую помощь может оказать специалист социальной работы?
Ситуационная задача 27
Пожилая женщина (72 года) похоронила мужа, детей нет. Осталась одна в однокомнатной квартире, передвигается по квартире с трудом. Хочет жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
1. Имеет ли она на это право?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения вопроса.
3. Какие документы необходимы для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов?
4. Перечислите основные права граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Ситуационная задача 28
Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь - мать ребенка - умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения.
У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по утере кормильца - ребенка.
1. Определите социальные проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в её решении?
4. Какова роль специалиста социальной работы?
Ситуационная задача 29
Молодой человек вернулся из армии, службу проходил в одной из «горячих точек». Имеет ранения. Не может найти работу. Проживает с пожилыми родителями и 15-летней сестрой.
1. Определите проблемы клиента.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы для решения данного вопроса.
3. В какие учреждения и организации может он обратиться?
4. Какие меры помощи Вы можете предложить?
Ситуационная задача 30
Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.
1. Определите социальную проблему.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы семьи, имеющей ребенка инвалида.
3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи?
4. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?
Ситуационная задача 31
Двадцатисемилетний К. страдает наркотической зависимостью на протяжении пяти лет. Находится на иждивении родителей, проживающих в другом городе. Его подруга в растерянности – она не знает, куда обратиться за помощью.
1. В какие учреждения можно обратиться?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3. Какие специалисты будут задействованы в решении проблемы?
4. Какие механизмы решения данной проблемы Вы можете предложить?
Ситуационная задача 32
Мать и сын десяти лет подвергаются физическому насилию со стороны мужа и отца. Мальчик периодически сбегает из дома, ночует в подвале.
1. Куда может обратиться женщина с сыном?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3. Какова роль специалиста социальной работы?
4. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?
Ситуационная задача 33
Мальчик 10-ти лет был подобран на улице сотрудниками правоохранительных органов. Занимался попрошайничеством.
1. Каковы дальнейшие действия работников правоохранительных органов?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы ребенка.
3. Какие учреждения занимаются подобными проблемами?
4. Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?
Ситуационная задача 34
Женщина пятидесяти лет была уволена в связи с банкротством предприятия. После увольнения находится в депрессивном состоянии. Одна воспитывает 14-летнюю дочь (ребенок-инвалид), также с ними проживает пожилая мать (72года).
1. Определите проблемы членов семьи.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы ребенка.
3. В какие учреждения могут обратиться взрослые члены семьи для решения проблем?
4. Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?
Ситуационная задача 35
Женщина, воспитывающая 4-х детей - школьников, осталась безработной. Муж - отец детей - погиб год назад. Женщина растеряна. По совету соседей она обратилась в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения своего района.
1. Какую помощь могут оказать в территориальном органе (отделе) социальной защиты населения?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем детей и семьи.
3. Роль социального педагога школы в решении проблем семьи.
4. Что можете предложить Вы для решения данной проблемы?
Ситуационная задача 36
Русскоязычная семья (ребенок в возрасте 11 лет, отец и мать, бабушка и дедушка) была вынуждена уехать с Северного Кавказа в Казань, так как взрослые члены семьи потеряли работу, испытывали психологическое давление и дискриминацию по признаку национальности и вероисповедания. В Казани они живут в однокомнатной квартире вместе с пожилыми родителями. Отец (инвалид ВОВ) обратился за помощью в территориальный отдел социальной защиты населения г. Казани.
1. Определите статус членов семьи.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем членов семьи.
3. Назовите учреждения и организации, в которых могут получить помощь члены семьи.
4. Специалисты каких профилей будут задействованы в решении проблем семьи?
Ситуационная задача 37
Специалист по социальной работе СПИД-центра более года работал с 27-летним К., страдающего наркотической зависимостью на протяжении 5 лет. К. не имеет семьи, его родственники живут в другом городе, присылая деньги. Общение с социальным работником привело К. к тому, что он принял решение пройти курс лечения, о чем заявил в ходе беседы. Однако буквально на следующий день после беседы К. был задержан милицией за ограбление аптеки с целью добыть себе наркотик.
1. Что должен сделать в этой ситуации социальный работник?
2. Законодательная база решения проблем.
3. Должен ли специалист социальной работы СПИД-центра установить контакт со специалистом пенитенциарного учреждения?
4. Каковы дальнейшие действия специалиста социальной работы СПИД-центра.
Ситуационная задача 38
К специалисту социальной работы обратился за советом молодой человек с просьбой принять его на работу по договору социальным работником для ухода за своей немощной матерью.
1.Могут ли принять молодого человека на работу по договору социальным работником в этом случае?
2. Законодательная база для решения проблемы.
3. Каков должен быть ответ специалиста социальной работы?
4.Какие учреждения могут оказать помощь в уходе за немощной матерью?
Ситуационная задача 39
Одинокая пенсионерка 60-ти лет Н. страдает тяжелым заболеванием опорно-двигательного аппарата, приведшим к инвалидности II группы, в силу чего она с трудом может самостоятельно себя обслуживать.
1. Имеет ли она право на надомное социальное обслуживание?
2. Нормативно-правовая база для решения проблем.
3. Какие документы необходимы для принятия гражданина на надомное социальное обслуживание?
4. Какие формы социальной поддержки может предложить территориальный орган (отдел) социальной защиты населения?
Ситуационная задача 40
В Управление социальной защиты города обратились пожилые люди с просьбой дать разъяснение об условиях помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов, представлении надомного социального обслуживания Центром социального обслуживания населения (ЦСОН).
1. Что может быть критерием при помещении человека в дом-интернат для престарелых и инвалидов, при приеме на надомное обслуживание ЦСОН?
2. Какова нормативно-правовая база, регламентирующая названные вопросы?
3. Какие документы должны быть предоставлены потенциальным клиентом?
4. В каком размере производится выплата пенсий гражданам, проживающим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов?
Ситуационная задача 41
Соседи обратились к социальному работнику с просьбой разъяснить, почему 12-летнюю внучку соседки определили в детский дом без согласия бабушки, страдающей психическим заболеванием.
1. Нормативно-правовая база, регламентирующая решение данных вопросов.
2. Решение какого органа необходимо для помещения несовершеннолетнего ребенка в детский дом?
3. В каких случаях социальное (медицинское) обслуживание осуществляется без согласия гражданина?
4. В каких случаях возможна госпитализация человека в психоневрологический стационар в недобровольном порядке?
Ситуационная задача 42
В территориальный орган (отдел) социальной защиты населения обратился 50-летний К., имеющий I группу инвалидности, с просьбой разъяснить, на какие меры социальной поддержки он может рассчитывать с 2005 года в связи с законом о «монетизации льгот».
1. Нормативная база, регламентирующая названный вопрос.
2. Полагается ли ЕДВ для данной категории населения.
3. Объясните, что включает в себя “социальный пакет”, каков его денежный номинал?
4. Имеет ли право данный клиент на субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг? Если да, то в каком размере?
Ситуационная задача 43
В территориальный орган (отдел) социальной защиты обратилась 80-летняя Н., имеющая инвалидность, признанная пострадавшей от политических репрессий, с просьбой разъяснись, на какие меры социальной поддержки она может рассчитывать с 2005 года.
1. Нормативная база, регламентирующая данный вопрос?
2. Объясните, какие выплаты и льготы положены инвалидамI степени ограничения к трудовой деятельности.
3. Объясните, какие выплаты и льготы положены пострадавшим от политических репрессий.
4. Может ли один человек получать меры социальной поддержки по двум основаниям – по инвалидности и по факту политических репрессий?
Ситуационная задача 44
В территориальный орган (отдел) социальной защиты обратилась женщина с просьбой разъяснить, какие меры социальной поддержки положены ее отцу, участнику Великой Отечественной войны?
1. Нормативная база, регламентирующая данные вопросы?
2. Полагается ли ЕДВ для участников ВОВ?
3. Что включает в себя набор социальных услуг? Может ли клиент отказаться от него?
4. Какие меры социальной поддержки он может рассчитывать?
Ситуационная задача 45
В редакцию газеты «Выбор» обратился гражданин Н., инвалид с детства, работающий педагогом дополнительного образования (кружок в школе, 9 часов в неделю). После окончания учебы на радиомеханика в 1991г. он 4 месяца проработал телемастером. Однако, болезнь прогрессировала, и он был вынужден оставить работу (до 1995 г. была II группа инвалидности, а с 1995г. – I группа инвалидности, бессрочно). Он интересуется, имеет ли право на перерасчет пенсии, поскольку вновь работает – в течение 2-х лет.
1. Определите основную проблему.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.
3. Назовите учреждения, которые будут задействованы в решении проблемы.
4. Что должен предпринять специалист социальной работы в данной ситуации?
Ситуационная задача 46
В территориальный орган (отдел) социальной защиты обратилась женщина с просьбой разъяснить, какие меры социальной поддержки с 2005г. положены ее отцу, участнику Великой отечественной войны, Герою Социалистического Труда.
1. Нормативная база, регламентирующая данные вопросы.
2. Полагается ли ЕДВ и меры социальной поддержки для участников ВОВ?
3. Каков размер ежемесячной денежной выплаты и меры социальной поддержки положены для Героев Социалистического Труда?
4. Может ли человек использовать две пенсии одновременно?
Ситуационная задача 47
В территориальный орган (отдел) социальной защиты обратилась женщина с просьбой разъяснить, какие меры социальной поддержки с 2005г. положены ее отцу, участнику Великой Отечественной войны, ставшему инвалидом II группы в 1985г.
1. Нормативная база, регламентирующая данные вопросы.
2. По какому основанию должна осуществляться социальная поддержка – инвалидности или участника Великой Отечественной войны?
3. Каковы меры социальной поддержки данной категории населения?
Ситуационная задача 48
В Управление ПФР за назначением пенсии по инвалидности 15.02.2010г. обратился гр. Иванов, бывший военнослужащий, которому 13.02.2010г. органами медико-социальной экспертизы установлена 3 группа инвалидности с причиной «инвалид вследствие военной травмы». Страхового стажа не имеет.
1. Нормативная база, используемая специалистом Управления ПФР, при решении вопроса установления пенсии гр. Иванову.
2. Определите право на назначение пенсии по инвалидности.
3. Установите срок назначения пенсии по инвалидности гр. Иванова.
4. Определите размер пенсии по инвалидности гр. Иванова.
Ситуационная задача 49
В Управление ПФР 13.03.2010г. обратилась гр. Валеева 25.03.1965 г.р, претендующая на назначение пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста как участница ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. При этом она представила следующие документы:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- страховое свидетельство;
- трудовую книжку, согласно которой страховой стаж заявительницы составляет 23 года;
- удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986- 1987г.г.
Задание:
1. Определите нормативную базу, регулирующую вопросы назначения пенсии по старости участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
2. Укажите нормативный акт, регулирующий перечень документов, необходимых для назначения пенсии.
3. Определите право на назначение пенсии по старости гр. Валеевой.
4. Установите срок назначения пенсии по старости гр. Валеевой.
5. Определите размер пенсии по старости гр. Валеевой.
Ситуационная задача 50
17.03.2010г. В Управление ПФР за назначением дополнительного ежемесячного материального обеспечения обратился гр. Иванов, получающий трудовую пенсию по старости. В подтверждении права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение представил удостоверение о награждении орденом Ленина.
Согласно записям в трудовой книжке заявитель уволился с работы с 10.03.2009г.
1. Укажите нормативный акт, регулирующий вопросы назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией.
2. Определите право на назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
3. Определите срок установления дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
4. Рассчитайте размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Ситуационная задача 51
20.03.2010г. в территориальный орган Пенсионного фонда РФ обратилась гражданка К., 09.12.1995г.р., являющаяся получателем социальной пенсии за умершую мать, в связи со смертью 18.03.2009г. отца.
1. В соответствии с каким нормативным актом рассматривается вопрос об изменении размера социальной пенсии, установленной за одного умершего родителя в связи со смертью второго родителя.
2. Каким процедурным действием определяется изменение размера пенсии в приведенной ситуации.
3. Определить срок, с которого должно быть произведено изменение размера пенсии.
4. Указать размер пенсии по результатам рассмотрения обращения гражданки К.Ситуационная задача 34
В Управление ПФР 22.01.2010г. обратился гражданин Н., получающий с 2008г. трудовую пенсию по старости, с заявлением об установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере в связи с рождением 02.01.2010г. дочери.
1. Каким процедурным действием должно быть определено рассмотрение заявление гражданина Н.
2. Определить срок, с которого необходимо произвести изменение размера пенсии гражданина Н.
3. Указать сумму прибавки к пенсии гражданина Н. в связи с рождением дочери и обращением в Управление ПФР.
Ситуационная задача 52
13.03.2010г. в Управление ПФР обратился гражданин В., 03.05.1989г.р., за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца за умершего 10.03.2009г. отца (страховой стаж умершего составляет 6 лет). Заявитель помимо прочих документов представил из Казанского государственного университета справку о том, что он с 01.09.2007г. является студентом данного университета по очной форме обучения. Срок окончания обучения – 31.05.2012г.
1. Относится ли гражданин В. к кругу нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Дать обоснование с указанием соответствующего нормативного акта.
2. Если гражданин В. имеет право на назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца, то указать срок ее установления.
Ситуационная задача 53
Ученик 9-го класса С. в последнее время периодически пропускает занятия в школе. В связи с этим классная руководительница решила посетить семью ученика, где отца обнаружила в состоянии алкогольного опьянения, сестренка 9 лет в синяках, из беседы выяснила, что мать 6 месяцев назад умерла от онкологического заболевания,. Учительница обратилась в отдел социальной защиты района и попросила принять меры в отношении детей и их родителей.
1. Определите проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.
3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы.
4. Какие меры необходимо оказать.
Ситуационная задача 54
Органами Внутренних Дел Алексеевского района, был задержан подросток 15 лет, занимающийся бродяжничеством и попрошайничеством. Выяснилось, что ребенок сбежал из социального приюта два месяца назад, живет на вокзале. Мать находится в исправительном учреждении.
1. Определите социальную проблему.
2. Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы.
3. Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблемы?
4. Какие специалистов будут задействованы в решении проблемы?
Ситуационная задача 55
При проведении акта жилищно-бытовых условий семьи, участковым и специалистом социальной работы, которая находилась на учете, выяснилось, что отец воспитывает двоих детей один, одному ребенку 10 лет, а другому 18, тоже употребляет алкоголь. Отец ведет асоциальный образ жизни (наркоман), работает грузчиком на складе. Старший сын не живет дома, только временами приходит навестить младшего брата. По словам соседей, в квартире постоянно происходят какие-то скопления людей, к тому же, соседи видели, как отец семейства в состоянии алкогольного опьянения бил ребенка.
1. Определите социальную проблему семьи?
2. Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы.
3. Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблем семьи?
4. Какие специалисты будут задействованы в решении проблемы?
Ситуационная задача 56
Женщина впервые обратилась в федеральное государственное учреждение МСЭ для оформления инвалидности своему 13 летнему сыну в связи с поствакцинальным осложнением. Просит объяснить, что такое индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
1. Какие документы она должна предоставить в МСЭ для оформления инвалидности?
2. Объясните, что такое ИПР и кто ее должен составлять.
3. На какой вид реабилитации, кроме медицинской, социальной и профессиональной имеет право данный ребенок Раскройте сущность данного вида реабилитации.
4. Нормативная база, регулирующая данный вопрос.
Ситуационная задача 57
13.03.2010 г. за назначение доплаты к пенсии как члену воздушного судна гражданской авиации обратился гражданин, летающий на день обращения в качестве пилота самолета и имеющий продолжительность стажа на соответствующих видах работ 26 лет.
1. Назовите нормативный акт, в соответствии с которым назначается доплата к пенсии как члену воздушного судна гражданской авиации.
2. Назовите орган, в который должен обратиться заявитель.
3. Определите срок установления доплаты.
4. Будет ли осуществляться выплата доплаты.
Ситуационная задача 58
К школьному психологу обратился социальный работник с просьбой дать характеристику на Игоря Д., 14 лет. Запрос исходил из следственных органов по делу об ограблении ларька. Игорь – мальчик из благополучной, материально обеспеченной семьи, очень подвижный, любит «пошалить», способный, хотя учится неровно. При психологическом обследовании нарушений со стороны психических процессов не выявлено, интеллект выше нормы, акцентуация по гипертимно - неустойчивому типу, самооценка завышена; высокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально-одобряемые ценностные ориентации не сформированы. Из беседы с матерью выяснилось, что Игорь – единственный ребенок в семье. Отец на 20 лет старше матери, постоянно занят на руководящей работе. Мать с тех пор, как вышла замуж, не работает и «всецело посвятила себя воспитанию сына». То, что ее сын участвовал в ограблении ларька, мать объясняет «дурным влиянием улицы», всячески оправдывает своего сына, растерянно повторяя «И что же ему надо было? Ведь у него было все! Ни в чем отказа не знал!»
Какие психосоциальные причины породили криминальное поведение подростка? Какие виды психосоциальной помощи можно предложить семье? Кто из ее членов нуждается в индивидуальной работе?
Ситуационная задача 59
Саша П., 15 лет. К психологу за консультативно-коррекционной помощью обратились мать и классный руководитель. С их точки зрения, Саша мало общается с детьми в классе, не принимает участия в общешкольных мероприятиях. Успеваемость хорошая, но неравномерная. Мать беспокоит, что Саша дома мало общается с родителями и старшим братом. Все свое свободное время он проводит в своей комнате, где играет в компьютерные игры или сам пишет программы. Читает исключительно литературу по программированию. При психологическом обследовании нарушений со стороны памяти, внимания, работоспособности не обнаружено. При классификации понятий – отдельные решения по субъективно значимым признакам. Эмоциональная сфера не нарушена. Самооценка высокая, подросток осознает свою малообщительность, но не считает ее проблемой и систему отношений с родителями и одноклассниками оценивает как вполне удовлетворительную. При обследовании по ПДО – выраженная шизоидная акцентуация с высоким риском психопатизации; тенденции к делинквентности и алкоголизации не отмечается.
Нуждается ли Саша в психологической коррекции? Почему? Какую информацию следует сообщить родителям и педагогу?
Ситуационная задача 60
В Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ в сектор по работе с населением обратилась Диброва М.И. с жалобой. Гражданка Диброва М.И. была уволена по сокращению штатов, её возраст приближался к пенсионному, а также она имела необходимый стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях и территориальный орган по вопросам занятости населения не имел возможности её трудоустроить.
Правомерно ли, что Центр занятости населения Вахитовского района г. Казани не назначил ей льготную досрочную пенсию?
Ситуационная задача 61
В службу социальной защиты обратился пожилой человек по поводу перерасчета пенсии. Оказалось, что Вы знаете этого человека – он является соседом по дому. Обычно тихий, приветливый пенсионер, на приеме у социального работника он буквально «взорвался» эмоциями, отругав молодую сотрудницу за недостаточно внимательное отношение к нему, ветерану. Как Вы будете действовать в этой ситуации?
Ситуационная задача 62
Студентка факультета социальной работы Серафима Л. была круглой отличницей и в школе, и в университете. Она с удовольствием посещала лекции, занималась в библиотеке, искала материал в Интернете, писала контрольные и курсовые работы. Лишь одна проблема была у нее в студенческие годы – ей было очень трудно выступать на семинарах. Несмотря на то, что она тщательно готовилась, изучала и конспектировала большое количество материала, у нее был написан весь доклад, но... Когда она выходила выступать перед группой, она забывала весь материал, краснела, потела, ее голос дрожал и срывался, она с трудом доводила выступление до конца. Серафима решила, что нужно изменить ситуацию, пошла на тренинг по искусству выступать публично. Через некоторое время студенты – одногруппники заслушивались ее сообщениями на семинарах. Закончив институт, она быстро сделала карьеру в Министерстве здравоохранения и социального развития, так как всегда успешно и эффективно выступала на совещаниях. Какие методы успешного выступления перед аудиторией она использовала?
Ситуационная задача 63
К приходящему в семью социальному работнику обратилась мама ребенка, который испытывал трудности в общении со сверстниками: в детском саду он убегал, забивался в угол, не хотел играть со всеми, поэтому она вынуждена была сидеть с ним дома. Социальный работник хотела поговорить с мальчиком, но он старался избежать общения всеми способами. Однако социальный работник заметила, что мальчику нравится рисовать красками. Тогда она взяла лист бумаги, положила перед собой и... Что сделала социальный работник, чтобы наладить контакт с ребенком?
Ситуационная задача 64
Акт проверки участка социального работника отделения социального обслуживания на дому Ивановой Зои Ивановны Баранова Зоя Ивановна,21.01.1932года рождения, ветеран труда. Проживает по адресу: 20/07, кв. 841.
В ходе проверки удалось выяснить, что по данному адресу проживает внучка Барановой З.И., с которой со стороны подопечной был произведен родственный обмен квартирами. Сама Баранова З.И. проживает в благоустроенной однокомнатной квартире по адресу: п. ГЭС, 3/1 – 52, -хотя и прописана по адресу: 20/07 - 841.
Подопечной со стороны социального работника оказываются следующие виды социальных услуг:
- покупка и доставка на дом продуктов питания;
- оплата коммунальных услуг;
- приобретение лекарственных препаратов;
- оформление документов.
График посещения подопечной – 4 раза в месяц.
Подопечные очень довольны работой соц. работника. В адрес Зои Ивановны прозвучали слова благодарности и признательности. Подопечные очень уважают и ценят за труд свою помощницу. Так, например, Лукина Н.Н. относится к ней, как к своей дочери, которая навещает ее даже в выходные дни. «Это – что-то!.. Это – моя дочь! Я в восторге от нее!» - так подопечная восторгается чуткости, терпимости, отзывчивости характера своей верной помощницы.
Вопросы:
1. Определите приписанные и приобретенные социально – статусные позиции клиента социального обслуживания
2. Определите социальный статус социального работника.
3. Как вы определите ролевое поведение социального работника и ролевые ожидания клиента.
4. Какими личностными качествами обладает социальный работник?
5. Какие агенты и социальные институты участвуют в процессе социализации клиента?
2016-2017 учебный год