Определение нежелательного поведения или симптома
Определите нежелательное поведение или симптом. Он может быть любым – от головной боли до энуреза и навязчивых идей.
Установление контакта с частью, которой принадлежит это поведение
Установите коммуникацию с частью, которая порождает этот симптом или поведение. Предварительно рассказав клиенту о множестве частей, функционирующих в его целостном «Я», разъясните ему, что каждая из них существует для того, чтобы приносить только пользу. Попросите клиента закрыть глаза, сосредоточиться на внутренних ощущениях, и мысленно спросить: «Хочет ли часть меня, которой принадлежит это поведение или симптом (обязательно конкретно назвать это поведение) общаться в сознании?». Затем пациент следит за возникающими или исчезающими ощущениями. Будьте внимательны к любым проявлениям В/А/К систем. Поблагодарите часть за сотрудничество. Затем попросите часть, назовем ее частью Х, увеличить этот сигнал, если она хочет сказать «да», и уменьшить его, если она хочет сказать «нет». Затем протестируйте ответ, задавая части вопросы на «да» и «нет», для того, чтобы Вы могли точно различать ответ. Откалибруйте внешние индикаторы «да» и «нет». Поблагодарите часть.
Отделение намерения от поведения
Спросите часть, хотела бы она дать Вам знать, что она пытается сделать для Вас, используя поведение Х. После этого вопроса будьте внимательны, чтобы заметить «да» или «нет» ответ.
Если ответ «да», попросите часть обнаружить положительное намерение поведения, затем переходите к шагу 4 (Если часть проявляет деструктивные тенденции, например, : «Я пытаюсь убить тебя», следует посоветовать клиенту спросить «Что ты хочешь сделать для меня, пытаясь убить меня?. Следующий ответ, вероятно, будет более полезным. В любом случае, когда дается ответ, не выявляющий пользы для клиента, следует идти вглубь, отделяя намерение от более глубокого намерения, пока не дойдете до позитивного намерения, отражающего защитную функцию).
Если ответ «нет», сразу переходите к шагу 4. Поблагодарите часть за ответ.
Создание альтернативных способов поведения для удовлетворения намерения
Найдите три новых способа удовлетворить позитивное намерение. Для этого нужно обратиться к «творческой» части с этой просьбой. Если не удается обнаружить творческую часть, то создайте ее…
Попросите творческую часть создать для вас 10-20-100 вариантов альтернативного поведения, которые были бы также или еще более хороши для удовлетворения намерения части Х. Спросите творческую часть, хочет ли она воспользоваться бессознательным уровнем и познакомить часть Х с этими альтернативными вариантами. Попросите часть Х сигнализировать, когда она получит эти –альтернативные возможности. Поблагодарите творческую часть.
5. Выбор альтернативных вариантов поведения
Предложите первоначально выделенной части использовать новые возможности и взять на себя ответственность за их реализацию. Попросите часть Х выбрать из этих альтернатив вариант нового поведения столь же или даже более подходящее, чем поведение Х. Затем попросите часть Х генерировать новое поведение в соответствующем контексте, когда намерение нуждается в удовлетворении. (В случае если часть отказывается брать на себя ответственность, создайте такую часть, которая согласится это сделать.) Поблагодарите часть.
Экологическая проверка
Попросите часть, которая вам отвечала, вести себя тихо, хранить молчание и обратитесь внутрь себя и спросите, есть ли какие-либо части, которые хотят принять участие в этих переговорах. Будьте готовы к любой внутренней реакции. Если ответ «нет» – рефрейминг завершен. Тест. Присоединение к будущему.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Вспомните по пять анекдотов, в которых присутствует рефрейминг смысла и рефрейминг контекста.
2. Подберите подходящие, на ваш взгляд запросы, которые можно было бы реализовать с помощью техники «шестишаговый рефрейминг».
3. В чем заключается основная идея «шестишагового рефрейминга»?
Рекомендуемая литература: 19,20,21,58,67,69-72,102,128
НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
Нейрологические уровни – это модель мышления о личностных изменениях, обучении и коммуникации, которая собрала вместе идеи контекста, взаимоотношений, уровней обучения и позиций восприятия. Кроме того, она сформировала контекст для мышления о техниках НЛП и предложила рамку для организации и сбора информации. С ее помощью можно определить наилучшую точку вмешательства, чтобы произвести желаемое изменение.
Научение и изменение может происходить на различных уровнях.
Познакомимся с ними поближе.
1 уровень ОКРУЖЕНИЕ. Это то, что нас окружает, то, на что мы реагируем, место, где мы находимся, люди, с которыми мы встречаемся.
2 уровень ПОВЕДЕНИЕ. Это выполняемые нами специфические действия, не относящиеся к способностям.
3 уровень СПОСОБНОСТИ. Существуют группы способов поведения, общих умений и стратегий, которые мы используем в своей жизни.
4 уровень УБЕЖДЕНИЯ. Это различные идеи. Которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Убеждения бывают как побуждающими к действию, так и ограничивающими нашу активность.
5 уровеньИДЕНТИЧНОСТЬ. Это базисное ощущение самого себя, центральное представление о себе, своей миссии.
6 уровень ДУХОВНОСТЬ. Это самый глубокий уровень, на котором мы рассматриваем важные метафизические вопросы. Зачем мы здесь? Каково наше предназначение? Духовный уровень управляет нашей жизнью и формирует ее, являясь фундаментом нашего существования. Любое изменение на этом уровне оказывает сильное воздействие на все остальные уровни. В некотором смысле он содержит все, чем мы являемся или что делаем, и все-таки не сводится ни к одной из этих вещей.
Табл. №3
Нейрологические уровни
№уровня | Название уровня | Вопросы, определяемые этим уровнем |
6 уровень | духовности | Каково мое предназначение? |
5 уровень | идентичности | КТО - я? Личностное своеобразие |
4 уровень | убеждений, верований, ценностей | ПОЧЕМУ я это делаю? |
3 уровень | возможности, способностей | КАК я это делаю? Какие способности у меня для этого есть? |
2 уровень | поведения | ЧТО я делаю? |
1 уровень | окружения | ГДЕ это происходит? КОГДА это происходит? |
Приведем примеры высказываний на различных логических уровнях.
В данном примере представлены различные уровни реакции учителя математики на ученика, который плохо справился с заданием.
Идентичность: «Вы – бездарный, неспособный человек».
Убеждение: «Если Вы не умеете правильно решать эти задачи, то Вы не сможете хорошо учиться в школе»
Способность: «У вас неважно с уравнениями».
Поведение: «Вы плохо справились с данным заданием».
Окружающая среда: «Когда шумно в классе, трудно выполнять задание».
Поведение часто рассматривается как подтверждение идентичности или способности. А именно так и разрушается в школе уверенность и компетентность. Ошибка в сложении не означает, что вы глупы или слабы в математике. Думать так - значит смешивать логические уровни. Как правило, это наносит значительный ущерб несформировавшимся еще личностям. Легко представить как ребенка, совершившего проступок называют хамом, бездельником, придурком. После ряда повторов такой идентификации ребенок начнет вести себя именно таким образом!
Изменение на более высоком уровне всегда будет влиять на более низкие уровни. Оно будет глубоким и длительным. Таким образом, если вы хотите изменить поведение, работайте со способностями и убеждениями. Если утрачена способность, работайте с убеждениями. Убеждения совершают отбор способности, которые отбирают поведение, а оно, в свою очередь, напрямую выстраивает наше окружение. Важно иметь поддерживающее окружение, враждебное окружение сделать трудными любые изменения.
Произвести изменение на уровне идентичности, не затрагивая убеждений и способностей очень трудно. Человеку недостаточно только верить в то, что он может стать хорошим психологом,- он должен подтвердить это своей работой. Убеждения, без подтверждающих их способностей и поведения – это замки, построенные на песке.
Решение проблемы на более низком уровне не возможно!
На уровне выше - возможно.
Лучше работать на уровне проблемы
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Приведите примеры высказываний на различных нейрологических уровнях.
2. Потренируйтесь в умении реагировать на поступки человека на уровне поведения или на уровне способности.
Рекомендуемая литература: 19,20,21,58,67,69-72,102,128
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова В.Н. Исследование формирования целевого образа в структуре познавательной деятельности. - М.: Наука, 1980. - 127 с.
2. Абульханова - Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. –1983.- № 1.- С.14-28.
3. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. – СПб.: Питер, 2000. – 160 с.
4. Алдер Х. НЛП-графика: Мышление в рисунках и образах. – СПб. и др.: Питер, 2003. – 192 с.
5. Алдер Х. Самоучитель НЛП: Как изменить свою жизнь за 21 день. – М., 2000. – 190 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980.
7. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. - М., 1983. – 187 с.
8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1969. – 486 с.
9. Андреас К., Андреас С. Сердце разума. - М., 1985. - 198 с.
10. Анзимиров В.Л. Доминантность полушарий и ее определение // Вопросы психологии.-1967. - № 1. - С.33-42.
11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. - М., 1994. – 352 с.
12. Арнхейм Р. Образ и мысль // В кн.: Зрительные образы. - Душанбе, 1971. - С.23-28.
13. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / Уч.-метод. пособие. - М., 1986. – 95 с.
14. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и не доминантного полушарий. - Л., 1976. - 218с.
15. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. - Воронеж, 1996, - 224 с.
16. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок - «левша». - Тула: Актоус, 1996. – 78 с.
17. Безруких М.М. Трудности обучения письму в начальной школе. - М.: Новая школа, 1996. - 106 с.
18. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Просвещение, 1995. – 88 с.
19.Бэндлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг: Ориентация личности с помощью речевых стратегий / Пер. с англ. И.М.Ребейко. – Воронеж, 1995.
20.Бэндлер Р. Магия в действии: Практические аспекты использования нейро-лингвистического программирования. – М., 1995.
21. Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. - Новосибирск, 1992. – 162 с.
22.Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж, 1993.
23.Бивер Д. НЛП для самообучения: Как учиться быстро и эффективно, используя свой мозг на все 100. – М., 2001. – 182 с.
24.Брэдли Э. Развитие НЛП-навыков / Пер. с англ. – СПб. и др.: Питер, 2002. – 150 с.
25. Брагина Н.И., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М., 1981. – 288 с.
26. Брагина Н.И., Доброхотова Т.А. Проблема «Мозг - сознание» в свете современных представлений о функциональной асимметрии мозга / В сб.: Мозг и разум. - М., 1994. - С.88-94.
27. Брунер Дж. О познавательном развитии. - М., 1977. - 412 с.
28. Васильева Н.Л. Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семьях детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами: Автореф. дис. канд. психол. наук. – 1997. –26 с.
29. Веккер Л.М. Познавательные процессы. В 3 т.: – Т.1. - М., 1971. - С.8-9.
30. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М., 1973. - 246 с.
31. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М., 1969. - 365 с.
32. Вербицкий Ф.Ф. Активное обучение в высшей школе:контекстный подход.-М.:Высшая школа, 1991. - 208 с.
33. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской - М.: Педагогика, 1989. – 231 с.
34. Волков Н.В. Восприятие картины. - М., 1969. – 100 с.
35. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М., 1950. - 506 с.
36. Вопросы психологии познавательной деятельности / Сб. статей. - Нижний Тагил, 1962. – 150 с.
37. Вопросы психологии познавательной деятельности / Сб. статей. - Краснодар, 1979. – 172 с.
38.Волкер В. Проект НЛП: исходный код. – М.: Маркетинг, 2002. – 218 с.
39. Восприятие и действие / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1967. - 323 с.
40. Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 1976. -320с.
41. Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / Под ред. и со вступит. статьей А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. - М., 1956. - 519 с.
42. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М., 1960. - 500 с.
43. Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг. - М., 1984. – 278с.
44. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Сб.: Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966. - 476 с.
45. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. –176 с.
46. Гасимов Ф.М. Особенности вербальных и невербальных (зрительно-пространственных) функций при различных типах межполушарной асимметрии мозга: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1992. - 18 с.
47. Глезер В.Д. Зрение и мышление. - Л., 1985. - 244 с.
48. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. - М.: Мир, 1996.- 987 с.
49. Голицин Г.А., Георгиев М.Н., Петров В.М. Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве // Вопросы психологии. - 1989. - №5. – С.148-153.
50. Голицин Г.А., Данилова О.Н., Каменский В.С., Петров В.М. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опыт количественного анализа) // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. - С.150-156.
51. Голод В.И. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития. – М.: Наука, 1992 –138 с.
52. Голубева Э.А. Исследование природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. - 1983. – № 6. – С.16-28.
53. Гордон Д. Терапевтические метафоры. - Спб., 1995. –196 с.
54. Гостев А.А. Образная сфера человека. - М., 1992. –191 с.
55. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 1982. – 464 с.
56. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия // Предисл. и общ. ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко /пер. с англ./. - М., 1970. - 271 с.
57. Грегори Р.Л. Разумный глаз. - М., 1972. - 209 с.
58. Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек - в принцы. - Воронеж, 1995. – 240с.
59. Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии. Т1. Т2 - М., 1995. – 290 с.
60. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - Минск, 1995, - 220с.
61. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико–психологические проблемы построения учебных предметов). - М., 1972. - 423с.
62. Давыдов В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении // Вопросы психологии. - 1968. - № 6. - С.34-49.
63. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал. - 1992. - № 2. - С.3-13.
64. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.- 542 с.
65. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1981. - №6. – С.27-35.
66. Деглин В.Л. Балонов Л.Я. Язык и функциональная асимметрия мозга. - Тарту, 1983. – 165 с.
67.Джонсон Р. 40 упражнений тренинга НЛП. – М.: КСП+, 2000. – 371 с.
68. Дилтс Р. Стратегии гениев.- М. -2000.
69.Дилтс Р. НЛП: Навыки эффективного лидерства / Пер. с англ. Н.Мигаловской. – СПб и др: Питер, 2002. – 223 с.
70.Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
71.Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП– СПб.: Питер, 2002. –302 с.
72.Дилтс Р., Халлом Т., Смит С. Изменение убеждений. Психотехнологии уровня НЛП-мастер. – М., 1997. – 168 с.
73. Доброхотова Т.Л. Функциональная асимметрия мозга. - М., 1988. – 207с.
74. Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества // Вопросы философии. - 1980. - №1. - С.124-134.
75. Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Книга, 1994. – 240 с.
76. Доброхотова Т.Л., Федорчук А.Г., Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии в деятельности человека (Взаимоотношение полушарий мозга). - Тбилиси, 1982. – 122 с.
77. Дружинин А.Е, Индивидуально-типологические особенности познавательных процессов как фактор успешности обучения. - Л., 1986. - 67 с.
78. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960. – 98 с.
79. Занков Л.В. Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы. - М., 1956. – 105 с.
80. Занков Л.В. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. - М., 1958. – 203 с.
81. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. // Сб.: Восприятие и действие. 30 симпозиум XVIII Международного психологического конгресса. - М., 1966. - С.35-44.
82. Зинченко В.П. Восприятие как действие // Вопросы психологии. - 1967. - №1. – С.34-45.
83. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспективного общего духовного развития человека // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С.15-30.
84. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия. - М., 1964. – 342 c.
85. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. – М., 1969. - 106 с.
86. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. - М., 1994. – 304 с.
87. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество // Бессознательное. - Тбилиси, 1985. Т.4. – С.67-90.
88. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. - М., 1978. – 184 с.
89. Иванова Е.Н. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга человека при зрительном опознании: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Л., 1979. – 22 с.
90. Ивлева Л.А. О возрастных особенностях процесса узнавания у школьников / Сб.: Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение. - М., 1990. - С.20-28.
91. Исследование развития познавательной деятельности // Под ред. Дж. Брунера и др. /пер. с англ. - М., 1971. - 391 с.
92. Ительсон Л.В. Лекции по общей психологии. - Владимир, 1971. – 428с.
93. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. - 1988. – № 6. - С.106-115.
94. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – Спб., 1996. – 392 с.
95. Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. - Минск, 1993. - С.276-368.
96. Коновалов В.Ф., Отмахова Н.А. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации // Вопросы психологии. - 1984. – № 4. - С.96-102.
97.Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 207 с.
98. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. - М., 1983. - 229 с.
99.Коннер Р.В. Изменение ограничивающих представлений. Семинары. – Новосибирск: Изд-во «Экор», 1999. - 49 с.
100.Коннер Р.В. Методики НЛП высшего уровня. Семинары. – Новосибирск: Изд-во «Экор», 1999. - 47 с.
101. Кречмер Э. Строение тела и характер: - М.: Педагогика–пресс, 1995. – 607 с.
102. Ксендзюк О.И. Трансформация личности. - Одесса, 1995. - 352 с.
103. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984. – 216 с.
104. Кураев Г.А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1982. – 160 с.
105. Лаврова О.В. Физиологические основы психической деятельности человека. – Самара, 1994. – 133 с.
106. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. – М.: Наука, 1997. – 36,5 усл. печ. л.
107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Изд.2-е. - М., 1977. – 304 с.
108. Леонтьев А.Н. Мышление. // Избранные психологические произведения: В 2т. / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983. – Т.2 – 318 с.
109. Леушина Л.И., Невская А.А., Павловская М.Б. Различия способов обработки зрительной информации в правом и левом полушариях // Психологический журнал. - 1981. - Т.2. - № 3. - С.81-94.
110. Леушина Л.И., Невская А.А., Павловская М.Б. Сравнительное исследование закономерностей зрительного опознания в правом и левом полушариях. // Сб.: Сенсорные системы: Сенсор. Процессы и асимметрия / Под ред. Л.И. Леушиной, А.В. Бару. - Л., 1985. - С.21-36.
111. Ллойд Л. Школьная магия. - М., 1994. – 206 с.
112. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. – 444 с.
113. Лупенко Е.А. Гармония цвета и формы. Что за этим стоит? / Психологическая наука: Традиции, современное состояние и перспективы / Тез. докл. науч. конф. института психологии РАН – М., 1997. – С.157.
114. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М., 1975. – 80 с.
115. Макдоналд В. Руководство по субмодальностям - Воронеж, 1994.–89с.
116. Махонин В.А., Степанов В.Г. Прием и переработка информации школьниками и проблема наглядности / Сб.: Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение. - М., 1990. - С.35-44.
117. Менчинская Н.А. Психологические проблемы активизации личности в обучении. - М., 1971. – 165 с.
118. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. Психологические труды / (Ред. - сост. Якиманская И.С.). - М., 1989. – 218 с.
119. Микадзе Ю.В. Деятельность: структура и регуляция. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 215 с.
120.Молден Д. Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими / Пер. с англ. с незнач. сокр. – М., 2000. – 247 с.
121. Найт С. НЛП-решения: Как мобилизировать то, что работает в бизнесе, чтобы заставить это работать на вас. – СПб.: Речь; М: КСП+, 2000. – 302 с.
122. Небылицин В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976. – 336 с.
123. Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. - Л., 1990. - 150 с.
124. Неелова А.П., Анализ и синтез в формировании зрительного образа у школьников. - М., 1968. - 30 с.
125. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. / Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 1986. - 205 с.
126. Носуленко. Психология слухового восприятия – М., 1984. - 118 с.
127. Отмахова Н.А. Половые особенности межполушарной асимметрии мозга и память. - Пущино, 1987. - 148 с.
128. О'Коннор Дж., Сеймор Д. Введение в НЛП – Челябинск, «Версия» - 1997.-285с.
129. Павлова Т.Л. Образ и понятие в решении математических задач: Автореф. дис. канд. психол. наук. – 1997. – 22 с.
130.Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП: Учеб. Пособие. – М.: Совершенство, 1997. – 223 с
131. Перлз Ф. Практикум по гештальттерапии – Спб.: Петербург CCIв., 1995 – 445 с.
132. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1969. – 659 с.
133. Пидкасистый Г.И., Ахметов Н.Р., Хайдаров Ж.С. Игра как средство активизации учебного процесса // Советская педагогика. - 1985. – № 5. – С.34-36.
134. Плигин А., Герасимов А. Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников // НЛП. Научно-методический сборник. - 1996 - № 1. – С.29-34.
135. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990. – 141 с.
136. Познавательные процессы: Ощущения, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М., 1982. – 336 с.
137. Поиск смысла: Сб. науч. тр. - Нижний Новгород, 1994. - 256 с.
138. Психический образ: Строение, механизмы. - М., 1994. – 312 с.
139. Психология восприятия / Материалы советско-норвежского симпозиума. / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М., 1989. – 197 с.
140. Психология индивидуальных различий: Тексты. (Учеб. пособие для студентов) / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982. – 319 с.
141. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Сб. ст.: К 80-летию со дня рождения Теплова Б.М. / Отв. ред. А.А. Смирнов. - М., 1977. - 184 с.
142. Ратанова Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека. – М: Педагогика, 1990. – 216 с.
143.Ремеева А.Ф. Индивидуальность подростков и процесс обучения.- Стерлитамак, 2001. – 112 с.
144. Ротенберг В.С. Слово и образ: проблемы контекста // Вопросы философии. – 1980 - № 4. – С.57-68.
145. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. - М., 1989. – 239 с.
146. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М., 1957. - 328с.
147. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958. – 147 с.
148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т.1. – С.485.
149. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1993. – 368 с.
150. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб., 1996. – 349 с.
151. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий - Cerebral dominance / Под ред. А.Р. Лурия. - М., 1978. - 95 с.
152. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 190 с.
153. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 231 с.
154. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М.: Наука, 1981. – 140 с.
155. Солсо Р. Когнитивная психология. - М., 1996. – 542 с.
156. Сперри Р. Глаз и мозг / В кн.: Восприятие. Механизмы и модели / Под ред. Н.Ю. Алексеенко. - М., 1974. - 366 с.
157. Сперри Р. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения / Сб.: Мозг и разум. - М., -1994. - С.57-62.