Тема 4. техники и приемы нлп
РАППОРТ
Раппорт (rapport) буквально: связь, отношение, взаимоотношение, взаимопонимание, гармония, согласие. Это слово достаточно богато оттенками значений, и его содержание не исчерпывается только установлением контакта. Для достижения раппорта используется обратная связь от партнера по общению. Установление контакта – это первый шаг раппорта, направленный на то, чтобы собеседник позволил присоединиться к нему. Присоединяясь к клиенту с помощью техник раппорта вы получаете возможность эффективно работать с ним, «вести» его и производить необходимые изменения.
Когда вы присоединяетесь к другому человеку, важно уважать его целостность, просто присоединяясь к миру его проблем, принимая этот мир таким, каков он есть. Если вы нарушаете принцип интегрированности, возникает сопротивление. Какая-либо часть клиента разорвет взаимосвязь, которую вы пытаетесь построить.
Для эффективного общения необходимо подстраиваться к собеседнику и быть конгруэнтным со своим партнером по общению.
Быть конгруэнтным – значит быть равным партнеру, быть вовлеченным, созвучным ему, быть соучастником таинства под названием общение. Если вы конгруэнтны, вас лучше понимают и с вами чаще соглашаются, даже если вы говорите спорные вещи. Для того чтобы образовать конгруэнтную позицию, нужно соответствующим образом подстроиться.
Подстройка (присоединение) – это приспособление собственного поведения к способу поведения другого.
Эволюционно подстройка представляет собой мощный механизм выживания в процессе естественного отбора. В мире животных во время брачных игр имеет больше шансов на успех, прежде всего тот самец, который лучше подстраивается к самке. Во время массовой миграции птиц можно обнаружить, насколько синхронизирован их полет.
Если люди находятся в тесном эмоциональном контакте, они склонны имитировать движения, жесты, позы друг друга. Все это способствует созданию уникального образования, которое действует, как единое целое. Недаром про такие случаи говорят, что люди понимают друг друга с полуслова, а то и вовсе без слов.
АЛГОРИТМ ПОДСТРОЙКИ
1. Пристройка по позе. Старайтесь занимать такие же позы, в которых находится ваш партнер
2. Пристройка по ритму дыхания. Старайтесь дышать в том темпе, что и ваш партнер.
3. Пристройка по жестам, ритму движения. Действуйте в точно таком же ритме, используйте те же движения и жесты
4. Пристройка к речевым особенностям собеседника. Исследуйте речевые особенности собеседника: громкость голоса, темп речи, интонации. Используйте в своей речи такую же громкость и другие речевые особенности.
5. Пристройка к ритму моргания. Если вы не замечаете, того как моргает ваш собеседник, это вероятно означает, что вы моргаете одновременно с ним. Таким образом, вы пристроились (синхронизированы) к ритму моргания глазами.
Поверить, завершена ли пристройка можно следующим образом. Вы меняете позу и если ваш собеседник одновременно с вами или с некоторой отсрочкой меняет совою позу – значит пристройка осуществлена.
Существует два вида невербального отражения.
Первый - прямое отражение.Например, вы дышите с той же скоростью и глубиной, что и ваш собеседник, сидите в той же позе, что и он. Независимо от того, осознает он этого или нет, воздействие будет очень сильным. Не занимайтесь явным копированием, иначе это может дать обратную реакцию - партнер подумает, что вы его передразниваете, и вы потеряете с ним контакт. Лучше всего прямо отзеркаливать мелкие движения рук и мимические движения и.т.п. Мелкие движения менее осознанны и таким образом ваш партнер не заметит вашей имитации.
Синхронизируя ритм, не старайтесь быть тенью собеседника. Если у вашего партнера зачесался нос, не следует тут же теребить свой. Легкого и непроизвольного касания пальцем своего лица, как будто вы поправляете волосы, будет достаточно
Второй вид невербального отражения – перекрестное отражение – замена одного невербального канала другим. Здесь два способа:
a) Работа с одним и тем же каналом, то есть вы используете движения руки (кинестетический канал) в соответствии с ритмом дыхания человека (кинестетический канал). В идеале эти движения должны быть незаметны для собеседника. При перекрестном отражении достигается тот же эффект, что и с прямым отражением.
b) Использование другого канала. Например, вы говорите в том темпе, который соответствует ритму дыхания вашего собеседника.
Некоторые рекомендации для « начинающих пользователей».
В процессе отзеркаливания старайтесь придерживаться общей тенденции: к примеру, если ваш собеседник сидит в закрытой позе (со скрещенными руками), примите тоже закрытую позу, но в другой форме (просто соединив пальцы).
Не стоит надолго присоединяться к больным людям. Работая с тяжело больными или умирающими людьми, не пользуйтесь прямым отражением. Когда человек дышит нормально, спокойно присоединяйтесь с помощью дыхания, с астматиком же используйте перекрестное отражение его дыхания. У каждого, кто хотел бы освоить осознанно обеспечение раппорта должен появиться свой опыт вхождения в раппорт.
Раппорт позволяет построить мост к другому человеку: вы получаете некоторую точку опоры для понимания и контакта. Когда раппорт установлен, можно начать изменять свое поведение и, вероятно, ваш партнер последует за вами. Выдающиеся учителя -это те, которые устанавливают раппорт и входят в мир ученика и тем самым облегчают ему переход к лучшему пониманию предмета. В НЛП это называется присоединением и ведением. Присоединение – это общее умение устанавливать раппорт, которое мы применяем при общих интересов, друзей, работы, хобби. Мы присоединяемся к эмоциям. Когда друг печален, мы используем сочувственный тон голоса, а не кричим бодро: «не унывай!». Это может ухудшить его настроение. Более удачный вариант заключается в том, чтобы сначала отразить, подстроиться к позе и использовать мягкий тон голоса, который соответствует тому, что он чувствует. А затем постепенно изменять и переходить к более позитивной и ресурсной позиции. Это и есть ведение. Ведение - это постепенное управляемое изменение психоэмоционального состояния партнера по общению. Говоря с разгневанным человеком, подстройтесь к его гневу немного ниже его уровня. Как только вы подстроитесь, начните вести его постепенно вниз, к более спокойному состоянию, постепенно успокаивая свое собственное поведение.
Отстройка– очень полезное умение. Для того чтобы обеспечить изящное завершение коммуникации обеспечьте отстройку – изменение собственных паттернов общения, обеспечивших пристройку на противоположные паттерны. Для того чтобы отстроиться необходимо довольно быстро и резко поменять позу и ритмические характеристики собственного поведения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Начните подстраиваться осознанно. Начиная подстраиваться, придерживайтесь описанного в параграфе алгоритма. В первое время вы можете ощущать неудобство, неловкость, некоторые затруднения, но по мере тренировки ваши умения автоматизируются, и вы станете применять их легко, свободно и естественно.
2. Поупражняйтесь в использовании прямого и прекрестного отражения. Определите, в каких случаях для вас результативнее использование прямого отражения, а в каких – перекрестного.
Рекомендуемая литература: 3,5,9,20,22,59,60,67,68,70,71,97,
120,128,158.
СТРАТЕГИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА
(СПЕЛЛИНГ)
Роберт Дилтс [68] исследовал процесс, который используют грамотные люди, и организовал его в довольно простую и эффективную стратегию. Дело в том, что люди, грамотно пишущие, для проверки правильности написанного слова смотрит вверх или прямо перед собой, когда произносит слово по буквам; в это время он визуализирует слово и затем смотрит вниз, чтобы проверить свои ощущения.
Люди, пишущие неграмотно осуществляют проверку правильности, опираясь на звучание. Это не столь эффективно, поскольку в русском языке правило «как слышится - так и пишется» действует далеко не всегда.
Люди грамотно пишущие отмечают, что образ слова у них связан с ощущением чего-то знакомого и приятного
Стратегия грамотного письма заключается в том, чтобы визуализировать слово в соответствующем сегменте зрительного поля (для правшей – это левый верхний угол, область визуального воспроизведения (см. рис №1 )). Затем –проверка правильности представленного во внутреннем взоре слова посредством проверки наличия ощущения знакомого и приятного в верхней части корпуса.
Реализация стратегии грамотного письма состоит из двух блоков, этапов.Первый этап – подготовительный, на нем решается несколько задач.
Во-первых, нужно научиться вызвать у себя ощущение знакомого и приятного. Для этого попросите клиента представить себе образ, хорошо ему известный и, что важно, приятный. Это может быть собственное имя клиента, лицо дорогого ему человека, какая-то любимая им вещь и так далее. Желательно, чтобы этих образов было несколько. Как правило, ощущение знакомого и приятного локализуется в верхней части корпуса человека.
Во-вторых, нужно освоить левый верхний сегмент зрительного поля. Пусть клиент представит себе в этой зоне либо экран, тетрадный лист, собственную ладонь или какую-нибудь другую поверхность, на которой в воображении можно легко написать слово. Для закрепления навыка работы в этой зоне можно поупражняться, используя субмодальные характеристики образа ( см. ). Можно, к примеру, сделать цветным это поле, можно обозначить границы, можно представить себе письменные принадлежности, которыми будет наноситься слово на поверхность объекта и т.д..
И, наконец, вам предстоит проанализировать письменные работы вашего клиента. Поскольку чаще всего работать приходится с младшими школьниками, то попросите его принести школьные тетради. Обратите внимание на типичные для него ошибки, которые он допускает при письме. Составьте список слов, которые пишутся клиентом неверно, этот список будет являться основным материалом для дальнейшей работы по технике. Каждое слово (в правильном написании) нужно, желательно печатными буквами, написать на отдельной карточке, удобной для предъявления клиенту. Постарайтесь ранжировать слова по количеству слогов в слове, чтобы можно было начать с самых коротких и простых слов.
И вот когда подготовительный этап завершен можно приступать к формированию правильной стратегии письма.
Второй этап- собственно спеллинг.
1. Попросите клиента подумать о чем-нибудь, что он ощущает как знакомое и приятное. Когда у возникнет это ощущение, предъявите ему заранее приготовленную карточку с правильно написанным словом. Расположите карточку прямо напротив клиента, чтобы он мог ее легко видеть. Позвольте клиенту в течение нескольких секунд смотреть на слово, с которым вы собираетесь работать.
2. Переверните карточку и попросите клиента посмотреть вверх и влево и написать там данное слово (это может оказаться лишь частью правильного написания слова). Пусть клиент отметит пропуски (если есть) и снова посмотрит на слово, пусть рассмотрит те буквы, которые входят в пропуски. Необходимо повторять этот процесс до тех пор, пока он не увидит внутренним зрением слово целиком.
3. Попросите клиента посмотреть вверх, на свой внутренний образ и проверить, появилось ли ощущение знакомого и приятного. Если ощущение не возникло, значи,т в визуализации данного слова допущены одна или несколько ошибок. Очень часто буквы, написанные неверно, каким-то образом отличаются от других букв тем, что они подрагивают или представляются в другом цвете, отличном от цвета правильно написанных букв, или становятся совсем прозрачными. Нужно обратить внимание клиента на эти отличия. Можно попросить клиента поэкспериментировать с образом, меняя буквы. Если ощущение знакомого и приятного возникло, то попросите клиента написать в тетради то, что он видит. Проверьте правильность. Если заметите ошибку, вернитесь к шагу первому и начните все сначала.
4. Пусть ваш клиент посмотрит вверх на внутренний образ и произнесет слово по буквам в обратном порядке. Если это удастся, то это будет подтверждением того, что образ является четким. В завершение попросите клиента стереть слово с воображаемого экрана.
Несколько рекомендаций по выполнению процедуры.
· Начинайте с маленьких и простых слов.
· Если вы работаете с длинным словом, то предложите уменьшить размер букв так, чтобы все слово легко представлялось мысленно.
· Кинестетикам можно предложить рисовать в воздухе пальцами силуэт буквы, а в уме представлять те буквы, которые он пишет. Это значительно облегчит процесс визуализации.
· Используйте субмодальности, чтобы сделать свой образ наиболее отчетливым и запоминающимся.
· Если слово оказалось слишком длинным, предложите разбить его на части.
· Буквы должны быть достаточно маленькими, для того, чтобы можно было видеть слово целиком, но, достаточно большими, чтобы читать их без напряжения.
· Для более удачного встраивания новой стратегии, проверьте, где находится область визуальной памяти вашего клиента. Напомним, что, как правило, у правоорганизованных индивидов – это верхний левый сегмент зрительного поля. Сложнее дело обстоит с левшами, амбидекстерами и переученными левшами. Для определения локализации визуальной памяти попросите клиента выбрать хорошо знакомое ему слово и проговорить его по буквам, а затем, в обратном порядке. Ваша задача - следить за глазодвигательными реакциями клиента. Нужно зафиксировать направление взгляда при выполнении этого задания и использовать это пространство для припоминания слова.
Хороший спеллинг – это способность. Если следовать данной стратегии, то можно написать грамотно любое слово.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Понаблюдайте за стратегией письма людей, которые, в принципе, грамотно пишут.
2. Последовательно выполните всю процедуру спеллинга.
Рекомендуемая литература:4,20,21,58,68,997,111,130.
СУБМОДАЛЬНОСТИ
Знание о субмодальностях, разработанное Ричардом Бэндлером, обнаружило новое пространство личностных изменений методами еще более быстрыми, конкретными мощными. Субмодальности – это в буквальном смысле способы, которыми наш мозг сортирует и кодирует информацию. Субмодальные техники изменения можно использовать для непосредственной модификации «программного обеспечения» человека.
Каждая система репрезентации делится на меньшие элементы, каждый из которых отвечает за кодирование информации в области определенного измерения опыта. Эти единицы различения и являются субмодальностями. Например, визуальная модальность в репрезентации опыта обладает такими субмодальными характеристиками как цвет. Это означает, что картинка, появляющаяся в нашем воображении, является либо цветной, либо черно-белой. Яркость как визуальная субмодальная характеритика определяет, насколько ярко (или блекло) представляется нам внутренний образ.
Невозможно подумать о чем-нибудь или восстановить какое-нибудь переживание без субмодальных различений. В то же время, легко не осознавать субмодальную структуру переживания до тех пор, пока вы не обратите на нее осознанного внимания. Все наши воспоминания, фантазии, мечты имеют субмодальные характеристики. Наиболее интересное свойство субмодальностей заключается в том, что меняя их свойства, мы меняем наше отношение к переживанию. Обычно воздействие и смысл воспоминания (или мысли) в большей степени является функцией небольшого числа критических субмодальностей, а не содержания.
Как только событие произошло, оно закончилось, и мы никогда не сможем вернуться назад и изменить его. По завершении события мы реагируем не на него, а на свое воспоминание об этом событии, которое может быть изменено.