Модальные операторы возможности
Существуют два типа модальных операторов: модальные операторы возможности и модальные операторы необходимости. Слова типа «могу», «не могу», «не должен», «должен» известны в лингвистике как модальные операторы - они устанавливают пределы, которые определяются невысказанными правилами. Существуют правила поведения, и мы уверены, что за пределы этих правил мы не можем или не должны выходить.
Модальные операторы возможности определяют (в карте реальности говорящего), что рассматривается в качестве возможного. Существуют законы природы, которые определяют некие ограничения кошки не умеют летать, а животные не могут жить без кислорода). Ограничения, установленные убеждениями человека – это ограничения другого рода («Я не могу отказать», «Я не способен бросить курить», «Я не смогу сказать правду»).
Часто «Я не могу» употребляется в смысле абсолютного состояния некомпетентности, невозможности изменяться.
Учителя и терапевты работают над изменением такого рода ограничений, и первый шаг – поставить под сомнение модальный оператор. Учителя сталкиваются с этим каждый раз, когда ученики заявляют им, что они не могут понять или всегда неправильно понимают вопросы. Терапевты помогают преодолевать эти ограничения.
« Я не могу сказать правду» - Реакция: «Что случится, если вы так сделаете?» или «Что вас останавливает?». Когда кто-то говорит, что он не может сделать что-то, это означает, что он установил цель, а затем поместил ее в зону недосягаемости. Вопрос «Что вас останавливает?» переносит акцент снова на цель и настраивает на работу.
Смысл модальных операторов возможности «Я не могу» проясняется с помощью вопросов: «Что произошло бы если бы вы сделали…?» или «Что мешает вам …?».
Модальные операторы необходимости
Модальные операторы необходимости - это слова, указывающие на отсутствие выбора: «следует», «должен», «необходимо», «обязан»…
Существуют некоторые правила повседневной жизни, но эти правила не выражаются явно. Каковы последствия - реальные или воображаемые - нарушения этих правил? Они вскрываются с помощью вопроса: «Что произошло бы, если бы вы все-таки сделали это?»
«Я должен всегда ставить на первое место других»,
«Я не должен разговаривать в классе»
«Мне не стоит разговаривать с этими людьми»
«Вам следует мыть руки перед едой»
Как только эти доводы и последствия стали для вас явными, они могут быть обдуманы и критически оценены, в противном случае они будут ограничивать выборы и поведение.
Правила поведения, очевидно. Являются важными, и общество держится на кодексе морали, но существует огромное различие между «Тебе следует быть честным в твоем бизнесе» и «Тебе следует чаще ходить в кино». «Следует» и «не следует» часто привлекают в такие моральные суждения, которых они не достойны.
Научные открытия совершаются с помощью вопросов: «Что произойдет, если…?» (…я буду плыть все время на запад?). Подобные вопросы лежат в основе научного метода.
Образование легко может стать минным полем из модальных операторов. Концепция стандартов и тестирования и того, что дети должны и не должны уметь делать, является слишком смутной , чтобы быть полезной, или, хуже того, слишком ограничивающей учащегося.
Использование «должен» на уровне способностей (см. параграф «нейрологические уровни») часто воспринимается как упрек: вы обязаны делать это, но не можете - так вводится совершенно неуместно чувство провала. Использование «должен» таким способом с самим собой или с другими людьми является превосходным способом вызывать мгновенно чувство вины (потому, что правило нарушено), создавая искусственную брешь между ожиданиями и реальностью.
В случае модальных операторов необходимости задайте вопрос о следствии ил результате, который имел бы место, не сумей клиент сделать то, что согласно его ПС, сделать необходимо.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Потренируйтесь в распознавании универсальных квантификаторов и постарайтесь освоить приемы, нацеленные на расширение ПС такого типа.
2. Отделите ограничения, установленные убеждениями человека в следующих примерах:
· Я не могу заботиться о нем
· Я не могу понять, как так можно было поступить!
· Яне могу соврать
· Я не могу стать веером
· Никто не в состоянии понять меня
3. Проясните смысл модальных операторов возможности из предыдущего задания, задав соответствующие вопросы.
4. В течение недели фиксируйте примеры модальных операторов необходимости.
Рекомендуемая литература: 5,20,59,67,120