Изобразительные и сюжетно-ролевые игры

Предыдущий тип упражнений был подготовительным по отношению к данному. В этом типе продолжается работа по развитию личностной зоркости у подростков. Это уже последняя треть тренинга. На этом этапе мы можем наблюдать разогретую, богатую собственной историей группу. Иногда удается разогреть группу для выполнения упражнений этого типа к пятому занятию. Этим упражнениям тоже можно уделить целый день, можно несколько раз по полдня. В любом случае, надо уделить много внимания. Выполнение этих упражнений начинается с собственных для этого типа разминок. Они подготавливают группу, эмоционально настраивают.

Общий принцип изобразительных игр: участникам группы (по одному или всем вместе) надо изобразить (в минимальной динамике, сжато или в статике) животное, вещь, растение, настроение, эмоцию. Я даю задание, а доброволец изображает. Или он изображает, а мы все отгадываем. Можно изображать пословицы, фразы. Сначала простые вещи, затем сложные. Для начала я раздаю каждому карточку с написанным на ней животным. Они по очереди изображают, а вся группа угадывает. Следующий шаг – раздаю карточки с заданием изобразить какое-то эмоционально насыщенное действие, например, «Изобрази, что ты сел на кнопку», «Изобрази, что ты сел на мокрое», «Изобрази, что ты съел лимон», «Изобрази засыпающего перед телевизором», «Изобрази радующегося за гол любимой команды» и т.д. Главное - изображение эмоциональных состояний. Поэтому далее я раздаю карточки со следующими заданиями: изобразить ярость, нежность, покорность, снисхождение и т.д.

По их результатам может быть организована хорошая рефлексия. Эти упражнения взяты из тренинга сензитивности. Я "леплю" из кого-то эмоцию и говорю: "Что он испытывает?". Группа отгадывает. Потом другие лепят. Две пары могут вылепить - потом обсуждаем. Следующий шаг – работа в парах. Выбираются добровольцы и я даю им задание изобразить сюжет в статике: нежность вдвоем, расставание, встречу, безысходность, ссору. Можно втроем. Например, у парня две девушки и он не знает за какой ему пойти. Я говорю девушкам: "Дайте ему шанс изобразить невозможность решить с кем пойти и замрите".

Естественным продолжением этих упражнений является множество актерских этюдов. Группа разбивается на тройки (минимально), с представителями обеих полов. Задание: сыграть маленькую, стремительную сюжетную картинку. Но сыграть тремя различными сюжетными способами. Разыгрываемый сюжет - это всегда решение конфликтной ситуации. Надо сыграть решение этой проблемы, ситуации, конфликта тремя способами. Я подсказываю им: "Три варианта - это значит жесткий, мягкий и нейтральный. Если хотите - четыре варианта. Задействуйте всех членов группы". Сложность конфликтной ситуации я определяю для каждой подгруппы сам, исходя из прогноза о ее возможностях. Например, простое задание - человек прошел мимо и толкнул; задание посложнее - парень с девушкой пьют кофе и он случайно проливает кофе ей на юбку. Можно предложить картинки из теста Розенцвейга. За те 5-10 минут, пока они репетируют, я наблюдаю за тем, насколько удачно у них получается, и затем выстраиваю их в очередь: от слабых к сильным. Реквизиты - какие смогут достать. Один из членов группы выступает за автора. Он вкратце объясняет, что будет, в чем суть проблемы. Группки формировать лучше по желанию. Можно комплектовать.

В этот же день или на следующем занятии можно перейти к сюжетно-ролевым играм, где сюжет значительней и события в нем более непредвиденные, это уже маленькая сценка. Общий принцип: содержание сюжетов должно быть в зоне ближайшего развития подростков. Примеры сюжетно-ролевых игр из тех, что я предлагаю детям. Парень пьет чай у девушки до 12 часов. Он хочет остаться у нее. Ей я шепчу: "Выгоняй, сегодня он тебе не нужен". Ему: "Сделай все, чтобы остаться". Так играет первая пара. Немного можно обсудить, но только для того, чтобы нашлись новые желающие сыграть по-другому. Играет вторая пара: "Он звонит в дверь, а она его не впускает". Ему я говорю: "Как это - ты пришел в гости, найди средство войти. Добейся того, чтобы она тебя впустила".

"Парень или девушка знакомят своих родителей с другом (подругой)". "Пьяный муж возвращается домой". "Жена возвращается домой под утро". Каждая сценка играется больше, чем одним составом, т.к. каждый находит свои краски. "Муж возвращается из командировки, а жена пьет чай с кем-то". "Развод молодых супругов: "Вы 4 года замужем, у вас маленький ребенок. Муж пьяница. Тебе все надоело, и ты решила подать заявление". Дальше они работают с чистого листа, импровизируют. Подавляющее большинство проигрышей ситуаций успешны, а иногда блистательны. "Несовершеннолетняя девочка ждет ребенка". Здесь я должен угадать ту, которая примет эту роль. До этого момента я много раз говорил: "Ребята, тренинг, это такая вещь, что в любом из упражнений мы видны, но одновременно мы играем, т.е. это не мы. Нельзя отождествлять человека с тем, что он в тренинге, как нельзя отождествлять актера с его ролью". Я ей говорю (шепчу на ухо): "Ты беременна (15-16 лет) 6 месяцев. Родители тебя убьют, если узнают. И парень тебя бросил. Ты решила посоветоваться с кем-то. Выбери его. Он не знает по поводу чего ты будешь советоваться". В некоторых группах можно давать подросткам самим придумывать сюжеты. "Парень с девушкой хотят, чтобы их знакомая оставила на время им квартиру". Человек, к которому они приходят в гости не знает, чего они хотят. Надо его уговорить". Иногда можно проигрывать сценки в вербальном плане, т.е. обсудить, как и что получилось. Но обсуждение необходимо опять для того, чтобы понять, кто заинтересован сыграть по-другому. Тогда я говорю: "Набери себе состав и играйте". В тренинге есть завершающая сюжетно-ролевая игра, в которой может быть задействована вся группа. Не обязательно проигрывать ее в тот же день, можно в другой. Но на нее надо настроиться. Лучше всего идет сценка "Операция в больнице", где мы начинаем с того, что есть палата, больной, врачи, медсестры, мама, парень (девушка) у героини (героя). Приходят практиканты, хирурги, сторож, который не пускает маму в палату, иногда волшебник с живой водой, священник. Я их только подталкиваю на серию сценок. Я - моторчик среди самих актеров. Я принимаю активное участие и в буквальном смысле руковожу: подталкиваю, комплектую, ввожу новые роли, корректирую поведение других участников (например, "мама" слишком часто и рьяно рвется в палату - я ей говорю: "Не концентрируй все внимание на себе, включайся только в паузах в основном действии, которое происходит у стола"). Наслаиваются друг на друга новые повороты сюжета и в конце получается всеобщее представление.

Подтип "Быстрый отдых".

Упражнения этого типа похожи на аутотренинг, расслабление, которое заполняет паузы между упражнениями, т.н. перебивки.

Упражнение. Инструкция: "Сядьте удобно на стульях, закройте глаза, попробуйте представить себя там, где вам хорошо, где вам нравится. Вы были там или вы мечтаете там побывать. Переместитесь туда и побудьте там. Я подойду к некоторым из вас и положу руку на плечо. Отвечайте с закрытыми глазами, пожалуйста, внятно. Это важно будет всем слышать". Я иду по кругу и каждого третьего-четвертого спрашиваю, своими вопросами помогаю ему лучше, полнее ощутить себя в этой ситуации, детализирую ситуацию, которую он описывает. Я расспрашиваю о ситуации, уточняя внешние и внутренние детали. Но не слишком подробно. Просто для того, чтобы помочь другим. Уточняю, один он или нет. Нужен ли ему кто-то, что он делает, что еще чувствует, привычное ли это место.

Упражнения на внимание к личности, на личностную зоркость

Этот тип упражнений объединяет много различных упражнений, где дети характеризуют свою или чужую личность или отгадывают человека по личностному описанию, по описанию качеств, черт характера.

Подготовку к упражнениям этого типа начинаю издалека - с первых занятий. Вот примерные элементы разминок, готовящих к основным упражнениям этого типа. Я прихожу на второе занятие в группу и спрашиваю: "Здравствуйте, ребята. Что сейчас во мне нового?". Они замечают, что изменилась, например, одежда. Я говорю: "Да, а во мне-то". И кто-то скажет, наконец, "Что-то ты сегодня очень веселый". "Ага, здорово". "Сознайтесь, вы уже давно здесь сидите, у вас было время посмотреть друг на друга, может кого-то в партнере удивило что-то, какое-то необычное настроение, что-то у него в лице другое". Надо, чтобы они посмотрели друг на друга и вспомнили, было ли это удивление. Это было первое вывешенное ружье. Далее я указываю, что надо иметь не только зоркость, чтобы что-то увидеть, но и смелость сказать об этом. Я им в этом помогаю. Подталкиваю их. Я ввожу неожиданную форму высказывания об этом. Группа сидит в круг, я прошу всех поднять руку и говорю: "Будьте добры, не стесняйтесь, пальцем показывать не принято, но здесь можно. Начнем. Пожалуйста, покажите на самого юного в группе. Так, как чувствуете. Самого опытного в группе. Самого хитрого. Одного из самых красивых. Хотя бы на одного члена группы, который вам нравится. На человека, у которого есть хоть маленький, но недостаток, о котором вы знаете". Таким образом, я готовлю к более важным вещам. Следующее упражнение (уже вряд ли разминка) переходное. Упражнение на активизацию восприятия друг друга как личности: парень с девушкой или две девушки садятся на стул. Я стою перед ними. Позади них стоит парень и я ему задаю вопросы, а он показывает пальцем на кого-то из девушек. Девушки ни в коем случае не оборачиваются. Я взглядами сбиваю их с толку, чтобы они не могли определить, на кого он показывает. Я его спрашиваю: "Как тебе кажется, кто из них самый молодой?", "Кто из них лучше учится?", "У кого больше братьев и сестер?", "Кто из них пользуется большим успехом у мальчиков?" Логика вопросов: от простых, которые он мог наблюдать, до его прогнозов. "А у кого будет больше мужей? А детей?". Далее я спрашиваю одну из девушек: "Что-то из того, о чем я спрашивал, ты точно брала себе, а что-то ты точно отдавала партнерше. Было такое?". «Да, было». "Что ты брала себе?". Делимся впечатлениями. Потом я заканчиваю: "Смотри, как много в вас одинакового и разного. Но ведь есть еще что-то очень важное разное, про что мы не говорили, а ты знаешь про это, тебе это очевидно, что в этом вы разные, в чем?". Таким образом, я побуждаю участников самим внести какие-то черты, характеристики. Если кто-то из них не хочет, то не надо - и так уже было много сказано. Это средний уровень сложности на личностную внимательность.

Когда есть настроение, я говорю так: "Давайте сядем и спокойно посмотрим друг на друга. Сейчас я опишу вам, как я чувствую, как я переживаю одного из вас. Я не буду описывать его внешность. Скорее всего, вы видели ситуации, когда я за этого человека переживал, может вы чувствуете его также, и вы угадаете его". Начинать надо с самого рельефного. Я говорю: "Как только у вас будет версия - поднимите руку". Если кто-то поднимает руку и называет кого-то, я не соглашаюсь, а начинаю его расспрашивать: "На каких моих словах ты решил, что это он. Что подходит к этому человеку из того, что я сказал. А сам ты (тот, на кого указали) примерял на себя описание? Не все подходит, да? Нет, это не он". И я еще добираю информацию или повторяю что-то важное, что он не учел. Если угадывает с первого раза, я его хвалю, но все равно раскручиваю. Даю два-три примера из тех, кто хорошо известен. Здесь важно, чтобы кто-то подхватил. Я угадываю такого человека. После третьего раза я говорю: "Ну, а теперь, кто-то из вас сможет это сделать, так же, как и я. Только не смотрите на человека, которого вы описываете, смотрите вверх. Сначала посмотрите на всех, выберите этого человека, а потом, описывая его, смотрите в потолок". Не обязательно загадывать всех подростков. Есть невзрачные, матовые. Человек, которого я описываю, должен молчать. Упражнение. Я разбиваю группу на подгруппы: по 3-4 мальчика и по 3-4 девочки и даю задание каждой подгруппе описать одного мальчика (для девочек) и одну девочку (для мальчиков). Можно всю группу разбить на мальчиков и девочек и дать то же самое задание.

Можно дать тест "Кто Я". Требовать 10 ответов. Далее я собираю у каждого листочки с его ответами и я оформляю угадывание. Важно сделать процесс угадывания интересным: я (или обученный мною член группы) использую прием редактирования - опускаются из характеристик черты, которые дают о человеке слишком много информации. Для первого прочтения я их пропускаю. Я меняю местами характеристики так, что человек сам не узнает с первого раза эту запись. Читая, я могу добавить что-то наобум, т.к. отгадывание идет по двум линиям - по содержательной и по формальной. Содержательная - личностные качества. Формальная - изменение в поведении, мимике этого человека. Я говорю: "Когда я читаю - смотрите внимательно друг на друга. Этот человек выдаст себя обязательно, он изменится". Для этого я добавляю новые характеристики. Чтобы он выдал себя. Я говорю группе: "Вы не сознавайтесь сразу, только когда мы уже совсем не можем отгадать - только тогда".

Дооснащение. "Техника брачных объявлений". Каждый пишет брачное объявление, а потом я читаю по очереди и все отгадывают, чье это объявление. В этой "Технике..." я подсказываю им, как нужно писать объявления: нужно описать себя и того, кого ищешь. Чтобы интересно было отгадывать, до самого конца (это касается и самоописания), чтобы не отгадывали методом исключения, я разрешаю писать по два самоописания и объявления. На самом деле не все пишут два. И до конца мы смотрим на всех.

Наши рекомендации