Когнитивное направление в теории личности

Пиаже, ДЖ.Брунер, Р.Аткинсон

Социальное поведение рассматривается через развитие познавательных процессов.

Образы, идеи, понятия, менталитет играют огромную роль в поведении человека.

Когнитивизм возник как реакция на бихевиоризм.

Развитие человека зависит от преобразования сенсорной информации, возникновения и развития структурных блоков познавательных процессов, организации памяти человека, развития интеллектуальных функций.

Ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма является проблема принятия решений человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. Каждый человек имеет собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено особенностями его мышления.

Любой человек выдвигает гипотезы относительно реальности, с помощью которых пытается предвидеть события жизни и контролировать их, предугадывать будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах. Точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, какой была вчера или окажется завтра. Люди способны активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Главный представитель когнитивного процесса Дж. Келли полагал, что они воспринимают свой мир при помощи четких систем, или моделей, называемых конструктами.

► Личностный конструкт — это идея или мысль, используемые человеком, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, с помощью которого человек осмысливает какие-то аспекты действительности с позиции схожести или контраста.

Именно когнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для этого необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий — отличаться от этих двух. Поэтому все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт как черный или белый, без оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: сходство отражает то, в чем близки два предмета, а контраст показывает, в чем они противоположны третьему элементу. Примерами таких конструктов могут быть «умный — глупый», «хороший — плохой», «мужской — женский», «дружеский — враждебный» и т. п.

Конструкт затрагивает определенный диапазон явлений, имеет свой масштаб применимости, который включает в себя все события, при которых данный конструкт релевантен. Келли различает проницаемый и непроницаемый конструкт. Диапазон применимости первого предполагает элементы, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. Второй, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта.

По предположению ученого, конструкты можно классифицировать следующим образом:

1. Упредительные классификационные: то, что попало в одну классификацию, исключается из другой; т. е. упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации и других, и себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.

2. Констелляторные: когда явление относится к категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированны (например, суждение «Если этот человек — продавец, то он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умеет обращаться с клиентами»), т. е. если мы относим человека к данной категории, то наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.

3. Предполагающие: открыты для нового опыта, восприятия альтернативных точекзрения, гибкие, могут меняться.

И упреждающие, и констелляторные, и предположительные формы мышления —конструкты — необходимы для объяснения явлений, вещей и людей.

Личностные конструкты представляют собой:

♦ всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений;

♦ частные конструкты, которые включают узкий диапазон явлений и возможностей;

♦ основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека;

♦ периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя существенным образом основную структуру.

Наши рекомендации