Гуманистическое направление в теории личности
(Лекция)
Человека исследовался как полноценно развивающаяся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. Важно , чтобы человек выразил себя в жизни. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая что-то постоянно получает от окружающего мира и что-то отдает ему.
Признаки самоактуализации:
- автономность (независимость от проблем)
- возможность учиться у каждого
- филосовское чувство юмора( высмеивание пороков всего человечества не прибегая к конкретике)
- неврождебность
- умеет восхищаться по мелочам
-очень тонкие люди, умеют тонко отражать другого человека
С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:
1) «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);
2) «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
3) потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).
Представляет собой альтернативу психоанализу и бихивиоризму. Гуманистическая теория личности подчеркивает уникальность каждого человека. Она постулирует, что люди стремятся к личностному росту и самоактуализации . Теория утверждает, что все люди обладают желанием расти и реализовывать свой потенциал. Представитель – Абрахам Маслоу.
Самой важной частью теории Маслоу является модель иерархии потребностей, включающей полный набор мотиваций человека. Самый высший уровень – самоактуализация, 2- потребность в уважении, 3 – потребность в любви и принадлежности, 4 – потребность в безопасности, 5 – физиологические потребности.
Маслоу утверждал, что эти потребности находятся раз и навсегда в жесткой иерархии и более высокие потребности возникают только тогда, когда удовлетворяются более элементарные.
Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей.
По А. Маслоу, каждый человек - единое уникальное организованное целое (принципы индивидуальности и холизма), а не совокупность неких отдельных частей. Потребности в человеке являются потребностями всего человека, а не отдельных его органов. А. Маслоу писал по этому поводу: «В хорошей теории нет такой реальности как потребность желудка, рта или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям...»
Гуманистические психологи подчеркивают радикальные отличия человека от животных (в противовес бихевиористам), поэтому выводы из исследований животных не могут быть экстраполированы на человека, обладающего такими идеально-духовными качествами, отсутствующими у животных, как идеалы, ценности, разнообразные человеческие чувства (любовь, юмор, вина и пр.). По мнению Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Деструктивные действия людей являются не следствием изъянов в наследственности, а итогом фрустраций, давления внешних сил, неудовлетворенности основных потребностей. Среди важнейших свойств человеческой природы, по мнению А. Маслоу, одно из основных мест занимает способность к творчеству, которая ведет к самовыражению личности. Дефицит творчество у многих людей, по А. Маслоу, это результат влияний внешней социальной среды, «окультуривания» (в том числе официальное образование).
В отличие от психоаналитиков гуманисты-психологи подчеркивают, что изучать надо не психически больных (невротиков и т.п.), а психически здоровых людей. Акцент на исследование людей с нарушениями психики приводит превращению психологии в «увечную психологию». По мнению А. Маслоу, нельзя понять природу психического заболевания, если не поймем, что такое психически здоровое. Основой развития психологии должно быть изучение полноценных самоактуализирующихся людей, их нормальной здоровой психики.