Биховиаристское направление в теории личности
Представители:
Павлов, Бехтерев, Уотсон, Толмен, Скиннер
В качестве предмета психологии в нем фигурирует объективно фиксируемые характеристики поведения (поведение чела в группе, обществе)
Поведение – объективная наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.
Включает в себя как простые реакции организма, также сложные опосредованные реакции(обусловленные опытом человека)
Поведение – все поступки человека от рождения до смерти
Включает:
· Внешние реакции (видимые/приобретенные)
П: игра в теннис, музицирование, беседа
· Внутренние (скрытые/приобретенные)
П: речь
· Наружные видимые наследственные
П: мигание, безусловные рефлексы
Основная Формула:
Реакция рассматривается как ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается к окружающей среде.
Центральная проблема бихевиоризма – проблема приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон ассоциативного сдвига.
-Поведенческая психология.
Представители: Павлов, Бехерев, Скиннер.
Поведение – объективная наблюдательная реальность , которую можно исследовать в эксперементальных условиях. Поведение включает в себя простые и сложные реакции организма. Поведение – это поступки человека в процессе онтогенеза. Оно включает в себя разные реакции: видимые – приобретенные ( игра в теннис, игра на музыкальных инструментах), внутренне – приобретенные (мышление, память, речь), наружно – видимо – наследственные (моргание, мигания).
Центральная проблема: Научения приобретения опыта путем «проб и ошибок»
Любое поведение человека можно описать стимулом и реакцией. Стимул – это изменение внешней среды, реакция – ответ организма на изменение внешней среды.
Бихевиоризм игнорировал важнейшие психические компоненты действия – мотивацию и психические образы действия как ориентировочную основу его реализации. Из психологии поведения людей полностью исключался социальный фактор. Мозг животного и человека рассматривался бихевиористами как "черный ящик".
Рассматривая не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков, Толмен выделил познавательный компонент научения.
Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Бихевиоризм возникает в США в ЗО-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. нашего века. В рамках этого направления обычно выделяют классический (радикальный) бихевиоризм и необихевиоризм.
Согласно сложившимся представлениям, в психологии поведение определяется как внешние проявления психической деятельности, т.е. к нему можно отнести:
1. все внешние проявления физиологических процессов, связанные
с состоянием, деятельностью и общением людей (поза, мимика, интона
ции, дрожание, особенности дыхания, мышечное напряжение и др.);
2. отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание кула
ков и др.);
1. действия как более крупные акты поведения, имеющие опреде
ленный смысл (просьбы, приказы и т.п.);
2. поступки как акты поведения с определенным значимым резуль
татом (азартно играть в карты, проиграть все состояние и т.п.).
В бихевиоризме поведение рассматривается как система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к среде. Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнялись от рефлексов до мышления. Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Именно эти изменения поведения возникают в результате приобретаемого опыта жизни — научения.
В бихевиоризме выделено три категории научения: реактивное, оперантное и когнитивное. В соответствии с этим распространено также подразделение бихевиоризма в зависимости от интерпретации самого процесса научения: классическое Павловское обуславливание (Павлов И.П., Вольпе Д. и другие), инструментальное, или оперантное, обуславливание (Торндайк Е., Скиннер Б.) и познавательные концепции, или когнитивные теории научения (Толмен Е., Бандура А.).