Развитие: новый коннекционизм
Новая игра в городе.При всех спорах и трудностях парадигма манипуляции символами в когнитивистике оставалась «единственной игрой в городе», как любил говорить философ Джерри Фодор. Если мышление не является манипуляцией формальными символами согласно формальным правилам, то чем еще оно может быть? Поскольку на этот вопрос не было ответа (за исключением ответов «загнанных в гетто» последователей Б. Ф. Скиннера и нескольких других диссидентов, например последователей Л. Витгенштейна), то волей-неволей когнитивные психологи оставались в лагере переработки информации. Но в начале 1980-х гг. возникла конкурирующая игра под названием коннекционизм,напоминающая нам (но не самим коннекционистам) старый коннекционизм Э. Л. Торндайка.
О степени влияния и важности коннекционизма говорит то, как в 1986 г. была принята двухтомная публикация его взглядов и достижений, книга «Параллельная классифицирующая обработка: исследование микроструктуры познания». Редактором издания и лидером исследовательской группы параллельной классифицирующей обработки (другое название коннекционизма) был Дэвид Э. Румелхарт, в прошлом один из лидеров символической парадигмы искусственного интеллекта. В первый день появления книги на рынке было продано 6 тыс. экземпляров (Н. L. Dreyfus and S. E. Dreyfus, 1988). Шесть тысяч экземпляров могут звучать не слишком впечатляюще, но в академическом мире, где 500 проданных экземпляров считается весьма почетным объемом для технической книги, это просто огромное количество. Вскоре после этого Румелхарт получил «грант гению» от фонда Макартура. Вскоре коннекционизм стали чествовать, как «новую волну» когнитивной психологии (J. A, Fodor and Z. W. Polyshyn, 1988).
Во многих важных отношениях коннекционизм представлял собой воскрешение традиций психологии и искусственного интеллекта, которые казались давно умершими. В психологии существует традиция коннекционизма, берущая начало от Э. Л. Торндайка и ведущая к К. Л. Халлу и неохаллианским теориям опосредования (Т. Leahey, 1990). Все они изгоняли из своих теорий символы и менталист-ские понятия и пытались дать объяснение поведению в терминах усиления или ослабления связей между стимулами и реакциями: это является центральной идеей закона эффекта Э. Л. Торндайка и его и К. Л. Халла иерархии навыков. Сторонники опосредования вводили в коннекционистские идеи К. Л. Халла внутренние процессы, утверждая существование скрытых r—s связей между внешним стимулом и явным ответом.
В области искусственного интеллекта коннекционизм оживил второстепенную традицию компьютерных наук, которая соперничала с парадигмой манипуляции символами в 1950-х и 1960-х гг. Структура компьютера, манипулирующего символами, задумана на базе одиночного перерабатывающего нейрона, осуществляющего одно вычисление за раз. Традиционные компьютеры обладают большой мощностью благодаря способности осуществлять последовательные вычисления с чрезвычайно высокой скоростью. Но с самого возникновения компьютерных технологий существовала вероятность появления другой структуры, построенной на основании множественных процессоров, соединенных вместе. При одновременно работающих множественных процессорах на смену последовательной переработке информации приходит параллельная. Поведение машин с последовательной структурой должно быть запрограммировано, и это в равной степени справедливо для многих параллельно перерабатывающих машин. Но некоторые проектировщики параллельно перерабатывающих компьютеров надеялись сконструировать машины, которые сами могли бы научиться действовать разумно, приспосабливая силу связей между множественными процессорами к окружающей среде, благодаря обратным связям. Самым важным примером подобной машины была Перцептивная машина Фрэнка Розенблата, созданная в 1960-х гг.
Очевидно, что параллельно обрабатывающие компьютеры потенциально намного мощнее существующих машин, но в течение долгого времени на пути их строительства возникали препятствия. Параллельные машины в физическом отношении сложнее, чем последовательные, и их гораздо труднее программировать, поскольку при этом необходимо как-то координировать работу множества процессоров, чтобы избежать хаоса. В отношении самопрограммирующихся машин существовало особое затруднение, касающееся того, как доставить информацию обрат-ной.связи о результатах поведения внутренним ячейкам, лежащим между ячейками входа и выхода. Поскольку последовательные машины быстро добились успеха, а мощность параллельной структуры казалась ненужной, работы над параллельно перерабатывающими компьютерами практически прекратились в 1960-х гг. Похороны первого искусственного интеллекта коннекционистов, казалось, произошли в 1969 г., когда Марвин Мински и Сеймур Паперт, крупнейшие представители теории символического искусственного интеллекта, опубликовали книгу «Перцеп-троны», разгромно критикующую работу Ф. Розенблатта. Мински и Паперт привели математическое доказательство того, что параллельные машины не смогут обучаться даже простейшим вещам.
Но в 1980-х гг. развитие как компьютерной науки, так и психологии возродило интерес к параллельно перерабатывающим структурам. Хотя серийные процессоры продолжали наращивать скорость, проектировщики наталкивались на границы того, насколько быстро электроны могут двигаться сквозь кремний. Требования все большей скорости вычислений вынуждали перейти к параллельной переработке. Например, рассмотрим проблему компьютерного зрения, которая должнабыть решена, если будут построены роботы, напоминающие роботов из «Звездных войн». Вообразите компьютерную графику, составленную из 256x256 пикселей (точек света на мониторе). Чтобы распознать такое изображение, серийный компьютер должен вычислить значение 256 х 256 = 65 536 пикселей, что может занять несколько часов. С другой стороны, параллельно перерабатывающему компьютеру Connection Machine, содержащему 256x256 взаимосвязанных процессоров, можно одному поручить вычислить значение одного пикселя и таким образом обработать график за ничтожную долю секунды (W. D. Hillis, 1987). Наряду с развитием таких компьютерных комплектующих, как Connection Machine, происходило усовершенствование программирования, что делало возможным координировать работу независимых процессоров и, в случае самомодифицирующихся сетей, приспосабливать поведение скрытых ячеек.
В области психологии продолжающиеся неудачи символической парадигмы сделали параллельную, коннекционистскую переработку весьма привлекательной альтернативой старой игре. Помимо трудностей функционализма, которые мы уже обсудили, для коннекционистов нового поколения особое значение имели две проблемы. Прежде всего, традиционный искусственный интеллект, хотя и добившийся успеха в заданиях, которые люди считают интеллектуально сложными, например игре в шахматы, так и не смог убедить машины выполнять задания того сорта, которые люди выполняют без малейших размышлений, например распознавать паттерны. Возможно, самым важным для психологов было то, что поведение, которое они интенсивнее всего исследовали на протяжении десятилетий, — научение — оставалось вне пределов возможностей программируемых компьютеров; и развитие параллельных машин, способных научаться, достаточно сильно волновало умы.
Другим недостатком символического искусственного интеллекта, побуждавшим новых коннекционистов к действиям, был тот очевидный факт, что головной мозг не является последовательным вычислительным устройством. Если мы будет рассматривать нейроны как маленькие процессоры, то станет ясно, что головной мозг значительно сильнее напоминает Connection Machine, чем PC или Apple. Мозг содержит тысячи тесно взаимосвязанных нейронов, и все они работают в одно и то же время. Как провозгласил Ф. Румелхарт, его группа ставила целью замену компьютерной модели моделью головного мозга. Взаимосвязанные процессоры в модели коннекционистов функционируют подобно нейронам: каждый активируется входным сигналом, а затем производит выходной сигнал, зависящий от суммарной силы входного. Соединенная надлежащим образом, такая сеть научится стабильно реагировать на различные входные сигналы точно так же, как это делают живые организмы: нейронные сети, как часто называют такие ансамбли процессоров, научаются.
Субсимволическая парадигма. Коннекционизм предложил новую стратегию объяснения интеллекта. Подход с позиции символической системы зависит, как мы увидели, от идеи о том, что интеллект заключается в манипуляции символами посредством формальных правил вычисления. Коннекционизм, как и подход символической системы, является вычислительным подходом, коннекционисты пытаются создать компьютерную модель, соревнующуюся с человеческим поведением. Но системы коннекционистов используют принципиально иные правила и репрезентации (Н. L. Dreyfus and S. Dreyfus, 1988; P. Smolensky, 1988). Чтобы понять различия между символьной и коннекционистской системами, нам необходимо более тщательно ознакомиться с теорией вычислений. Теория символьной системы и коннекционистские теории предлагают различные архитектуры познания, различные пути проектирования разумных систем и различные объяснения человеческого интеллекта.
Уровни вычисления.В одной из самых значительных работ по когнитивисти-ке Д. Марр (D. Магг, 1982) высказал предположение о том, что анализ интеллектуального действия должен происходить на трех иерархических уровнях. В случае' искусственного интеллекта уровни определяют работу создания разума, а в случае психологии (которая изучает интеллект, уже возникший в процессе эволюции) они определяют три уровня психологической теории. Легче всего описать эти уровни с точки зрения искусственного интеллекта.
• Когнитивный уровеньдетально специфицирует задание, которое должна
выполнить система искусственного интеллекта.
• Алгоритмический уровеньспецифицирует компьютерную программу, вы
полняющую это задание.
• Уровень исполненияспецифицирует, каким образом комплектующие ком
пьютера должны осуществлять инструкции программы.
Чтобы оживить анализ, приведенный Марром, давайте рассмотрим простой арифметический пример. На когнитивном уровне задание заключается в том, чтобы сложить два любых числа. На уровне алгоритма мы напишем простую программу на языке BASIC, которая может выполнять сложение, например:
10 INPUT X 20 INPUT Y 30 LET Z = X + Y 40 PRINT Z 50 END
Строка 10 дает подсказку на экране, требующую ввода информации, который затем хранится в виде переменной X, Строка 20 повторяет этот процесс для второго числа, переменной Y. Строка 30 определяет переменную Z, сумму X и Y. Строка 40 выводит значение Z на экран. Строка 50 говорит о том, что достигнут конец программы. Если мы захотим повторить этот процесс много раз, то мы могли бы добавить новую строку между 40 и 50:
45 GOTO 10
Это возвращает программу в начальную точку. Загрузка программы в компьютер и ее запуск ведут к уровню исполнения. Компьютер берет программу на BASIC и переводит ее на двоичный язык, который контролирует движение электронов по проводам и кремниевым чипам.
Достигнув уровня исполнения, мы приходим к точке, которая чрезвычайно важна для различия между гипотезой символьной системы и коннекционизмом.
На когнитивном уровне мы приступили, ничего не принимая во внимание, к устройству, которое производит сложение: это может быть компьютер, логарифмическая линейка, карманный калькулятор или ученик четвертого класса. На алгоритмическом уровне мы специфицировали набор правил, которые также могут реализовываться различными устройствами, например компьютером или ребенком, но не карманным калькулятором, если его нельзя программировать. Карманные калькуляторы производят сложение электронным способом, их не программируют с помощью правил. Но когда мы дошли до уровня исполнения, природа комплектующих (или живой плоти в случае головного мозга) приобретает решающее значение, поскольку исполнение состоит из вычислений, реально выполняемых реальной машиной или реальным человеком, и различные компьютеры выполняют одно и то же когнитивное задание разными способами.
Даже одни и те же алгоритмы различные машины осуществляют неодинаково. Мы можем ввести программу на BASIC в любую машину, которая понимает этот язык. Однако двоичный машинный код и электронные процессы, которые запускают программу, варьируют в различных компьютерах. Я мог бы запустить эту программу на моем реликтовом Texas Instruments TI-1000, или на древнем Apple lie. или на старом CompuAdd 386/20, на котором я сначала написал это предложение, на ноутбуке CompuAdd 325 ТХ, или на том, с помощью которого я сейчас редактирую этот текст, Gateway Pll 300. Во всех случаях электронные процессы, выполняющие программу, будут различаться. Например, CompuAdd 386/20 осуществляет вычисления с помощью микропроцессора Intel 80386, a CompuAdd 325 ТХ использует микрочипы AMD 3865XZ., имитирующие чипы Intel. Таким образом, на уровне исполнения два очень похожих компьютера запускают одни и те же программы разными способами. Одним из главных расхождений во взглядах сторонников символьной системы познания и коннекционизма является мнение о том, связаны ли психологические теории научения и познания с уровнем исполнения. Согласно взглядам символьной системы, исполнение программы в мозге или компьютере можно игнорировать, тогда как согласно воззрениям коннекционизма теоретизирование на более высоких уровнях должно ограничиваться природой машины, осуществляющей вычисления.
Вторая важная проблема имеет отношение к алгоритмическому уровню интеллекта. Впервые к этой фундаментальной проблеме обратился Уильям Джеймс (W.James, 1890). Он отмечал, что, когда мы впервые научаемся какому-либо навыку, мы должны сознательно думать, что нужно делать; как только мы становимся более опытными, сознание покидает наше задание и мы выполняем его автоматически, без размышлений. Рассмотрим, например, научение пилотированию самолета (Н. L. Dreyfus and S. Dreyfus, 1990), а именно — отрыв от взлетной полосы. Мы начинаем с когнитивного уровня Марра, описывающего задание, которое предстоит выполнить, следующим образом: «Как взлететь на маленьком самолете?» Обычно пилоты-новички повторяют процесс взлета про себя, вспоминая правила, напоминающие набор правил, который возвращает нас к алгоритмическому уровню Марра:
1) вырулить на линщо взлета;
2) установить акселератор на 100 %;
3) рулить по взлетной полосе до тех пор, пока не будет достигнута скорость
отрыва от земли;
4) потянуть рычаг назад наполовину, до тех пор, пока колеса не оторвутся от
земли;
5) втянуть шасси.
Но как только пилот-новичок становится экспертом, взлет происходит автоматически и поэтапное обдумывание больше не нужно. То, что раньше требовало сознательных размышлений, становится интуитивным, и встает важный вопрос о том, что же происходит с правилами, которым сознательно следует пилот-новичок. Какие психологические изменения происходят тогда, когда приобретается умение и сознание больше не вовлекается в осуществление соответствующего поведения?
Сознательные и интуитивные процессоры.Чтобы ответить на этот вопрос, Пол Смоленски (Paul Smolensky, 1988) проанализировал архитектуру познания с точки зрения того, как процессы мышления становятся интуитивными действиями. Схема Смоленски различает два уровня: сознательный процессор и интуитивный процессор.Сознательный процессор участвует тогда, когда мы сознательно размышляем о задаче или проблеме, как делает это пилот-новичок. Но как только навык достигает уровня мастерства, он переходит к интуитивному процессору; мы просто делаем, не задумываясь. Таким образом, опытные пилоты становятся единым целым со своими самолетами и летают без сознательных размышлений (Н. L. Dreyfus and S. Dreyfus, 1990). Подобным же образом ведение автомобиля по знакомой дороге практически не требует сознательного внимания, которое мы уделяем прослушиванию радио или магнитофона либо беседе с пассажиром. Более того, отнюдь не все, что выполняет интуитивный процессор, некогда было сознательным. Многие из функций интуитивного процессора являются врожденными, например распознавание лиц или простых узоров, а некоторые способности могут приобретаться без того, чтобы когда-либо стать сознательными. Например, люди, определяющие пол цыплят, могут делать это, просто держа яйцо против света. Но они'не могут сказать, как именно это делают, и тот, кто хочет стать таким экспертом, учится, просто сидя рядом с мастером и наблюдая за его работой.
Такое умение, как управление самолетом или автомобилем, превратившись в автоматическое, начинает осуществляться интуитивным процессором, но то, что происходит во время перехода от сознательного мышления к интуиции, представляет собой сложную проблему, нуждающуюся в разрешении. Для того чтобы понять это, мы должны различать поведение, следующее правилам, и поведение, управляемое правилами.
Физические системы великолепно иллюстрируют то, каким образом поведение, управляемое правилами, не должно быть поведением, следующим правилам. Земля вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, управляемой ньютоновскими законами движения и гравитации. Но Земля не следует этим законам в том смысле, что она не вычисляет их и не подстраивает свой путь, чтобы удовлетворять этим законам. Компьютер, ведущий космический корабль, следует законам Ньютона, поскольку они записаны в его программе, но движение природных объектов управляется физическими законами, хотя и не следует им посредством внутренней переработки.
Следующий пример предполагает, что это же различие применимо и к человеческому поведению. Представьте, что вы смотрите на изображение незнакомого животного, под названием ваг (wug). Если я покажу вам две такие картинки, то вы скажете, что это два вага (wugs). Посмотрев на две картинки с изображениями существ под названием вак (wuk), вы скажете, что это два вака (wuks). Когда вы употребляете множественное число, ваше поведение управляется правилами морфологии английского языка и, ставя существительное во множественное число, вы добавляете s. Возможно, вы не применяете это правило сознательно, но вполне правдоподобным выглядит предположение о'том, что в детстве вы делали это сознательно. Однако ваше поведение также управляется и законами английской фонетики, поэтому s, стоящее за звонкой согласной, например, [g], также озвончается — wugz — а стоящее за глухой согласной, например, [и],..остается глухим — wuks. Как и эксперт по полу цыплят, вряд ли вы когда-нибудь сознательно владели этим правилом.
Разработав различие между поведением, управляемым правилами, и поведением, следующим правилам, мы можем на алгоритмическом уровне установить различие между архитектурами познания символьной системы и коннекционизма. Все психологи разделяют идею о том, что человеческое поведение управляется правилами, потому что если бы это было не так, то не могло бы быть науки о человеческом поведении. Проблема, отделяющая гипотезу символьной системы от коннекционизма, касается того, следует ли человеческое поведение правилам, и если да, то когда. Согласно представлениям символьной системы, и сознательный, и интуитивный процессоры представляют собой следующие правилам и управляемые правилами системы. Когда мы мыслим или принимаем сознательное решение, мы формулируем правила и следуем им в нашем поведении. Интуитивное мышление также следует правилам. В случае форм поведения, которое некогда сопровождалось сознанием, процедуры интуитивного процессора точно такие же, как и процедуры, некогда сопровождавшиеся сознанием, но за вычетом осознавания. В случае такого поведения, как определение пола у цыплят, процесс является усеченным, правила формирует и следует им непосредственно интуитивный процессор. Коннекционисты утверждают, что человеческое поведение следует правилам только на сознательном уровне. В интуитивном процессоре происходят совершенно иные процессы (P. Smolensky, 1988). Защитники позиции символьной системы в чем-то напоминают Э. Ч. Толмена, который верил, что бессознательные крысы используют когнитивные карты так, как это делают люди, утратившие сознание. Коннекционисты же напоминают К. Л. Халла, который был убежден в том, что молярное управляемое правилами поведение представляет собой более низкий уровень, усиление и ослабление связей входных и выходных сигналов. Наконец, Э. Л. Торндайк сформулировал свою теорию коннекционизма 80 лет тому назад.
Интуитивный процессор лежит между сознательным разумом — сознательным процессором — и головным мозгом, выполняющим функцию человеческого интеллекта. В соответствии с представлениями символьной системы, интуитивный процессор осуществляет поэтапное бессознательное мышление, которое, по сути, идентично поэтапному сознательному мышлению сознательного процессора; поэтому А. Кларк (A. Clark, 1989) называет позицию символьной системы взглядом разума на познание.В соответствии с идеями коннекционизма, интуитивный процессор занимается несимволической параллельной обработкой, аналогичной нервной параллельной обработке в головном мозге, и А. Кларк называет это взглядом мозгана познание.
Исторически коннекционизм представляет собой более чем просто новый технический подход к когнитивной психологии. Со времен древних греков западная философия придерживалась убеждения о том, что обладать знаниями — это знать правила и что рациональные действия состоят в следовании правилам. Человеческая интуиция — ключ к проблеме фрейма — обесценивалась и, в лучшем случае, сводилась к бессознательному следованию правилам, а в худшем — к основным или иррациональным импульсам. В соответствии с такими воззрениями, психология была поиском управляемых правилами источников человеческого поведения, и нас поучали, что правильное с моральной точки зрения поведение — то, которое следует нравственным правилам. Но коннекционизм смог воздать должное человеческой интуиции как секрету успеха и реабилитировать диссидентскую традицию в философии (представителем которой был, например, Фридрих Ницше), которая презирала скованность правилами как низший способ существования (Н. L. Dreyfus and S. Dreyfus, 1988). Кроме того, психологи и философы приходят к убеждению, что эмоции мудрее, чем чистое мышление (A. Damasio, 1994). В истории психологии не раз бывало так, что научный спор затрагивал самые глубинные вопросы человеческой природы и человеческой жизни.
К гибридным системам: когнитивная неврология.В конце 1980-х гг. взгляды коннекционизма и символьной системы на научение и познание соперничали друг с другом, навевая отчетливые воспоминания о грандиозных теоретических баталиях золотого века бихевиоризма. Но примерно в 1990 г. практический modus vivendi вновь объединил область когнитивистики. Две архитектуры познания удалось примирить друг с другом, рассматривая человеческий разум как гибрид обеих (W. Bechtel and A. Abrahamsen, 1991; A. Clark, 1989). На невральном уровне наущение и познание должны осуществляться с помощью процессов коннекционистско-го типа, поскольку головной мозг представляет собой собрание простых, но чрезвычайно взаимосвязанных нейронов. Тем не менее, как мы уже знаем, различающиеся в физическом отношении вычислительные системы могут выполнять одни и те же программы. Следовательно, вполне возможно, что, хотя головной мозг и является параллельным компьютером, человеческий разум в своих рациональных аспектах представляет собой серийный процессор репрезентаций, особенно если мышление происходит сознательно. Наиболее автоматические и бессознательные (интуитивные) аспекты человеческого разума коннекционистские по своей природе. Таким образом, коннекционистские теории играют важную роль, связывая рациональное, следующее правилам мышление символьных систем и интуитивное, нелинейное, несимволическое мышление.
Например, философ Дэниэл Деннет (D. Dennett, 1991) предложил пользующуюся большим влиянием Модель множественных набросков сознания, которая опирается на идею разума как гибрида серийных и параллельных процессов. В частности, Деннет высказал предположение о том, что сознание (сознательный процессор в терминологии Смоленски) представляет собой серийную виртуальную машину, установленную в параллельной архитектуре мозга (интуитивный процессор Смоленски). Многие компьютерные оболочки, например Windows, содержат виртуальные калькуляторы. Если вы вызываете калькулятор, то на компьютерном экране появляется изображение настоящего калькулятора. На этом изображении можно поместить курсор мыши на клавишу, нажать на левую кнопку мыши, и виртуальный калькулятор произведет операцию так же, как сделал бы настоящий.
Настоящие калькуляторы выполняют свои функции благодаря соединению проводов. Калькуляторы Windows выполняют свои функции посредством программ, написанных для имитации настоящих калькуляторов. Как показал А. Тюринг, компьютеры представляют собой устройства общего назначения, которые можно запрограммировать так, что они будут имитировать любые устройства специального назначения. Внешне виртуальные калькуляторы работают подобно настоящим, которые они имитируют, но электронная деятельность, скрытая за кадром, совершенно отлична. В общих чертах каждая программа, выполняемая компьютером, привлекает отдельную виртуальную машину. Программа калькулятора создает виртуальный калькулятор, имитатор полета создает виртуальный самолет, шахматная программа создает виртуальную шахматную доску и виртуального противника.
Деннет высказал предположение о том, что сознание представляет собой виртуальную машину, инсталлированную посредством социализации в параллельном процессоре головного мозга. Еще важнее то, что социализация дает нам язык, и на языке мы думаем и произносим одну мысль за единицу времени, создавая наши серийно-обрабатывающие процессоры сознания. Люди — замечательно гибкие существа, способные адаптироваться к любой окружающей среде на Земле и мечтающие о жизни в космосе и на далеких планетах. Животные напоминают настоящие калькуляторы, обладающие жестко фиксированными ответными реакциями, которые приспособлены к какому-то конкретному окружению, в условиях которого происходила эволюция данного вида. Люди напоминают компьютеры общего назначения, так как приспосабливаются к миру, изменяя не свою физическую природу, а свою программу. Программами служат культуры, которые приспосабливаются к меняющимся местам и временам. Научение культуре порождает сознание, и сознание является адаптивным, поскольку оно дарует способность думать о своих действиях, обдумывать альтернативы, составлять планы на будущее, приобретать общие знания и быть членом общества. Именно благодаря социальным взаимодействиям, а не занятиям охотой, добычей пищи в одиночку, как отдельные люди, так и культуры в целом смогли выжить и добиться процветания.
Рабочему союзу символьной системы и коннекционистских подходов к когнити-вистике в значительной степени помогло «десятилетие мозга», как называют 90-е гг. XX столетия, когда прогресс в методах изучения головного мозга и нервной системы возродил «путь через физиологию», от которого психологи отказались в начале XX в. Новый путь через физиологию получил название когнитивной неврологии. Сегодня коннекционистские модели используются для того, чтобы заполнить пробел между алгоритмическими моделями когнитивных функций, предлагаемыми символьной системой, и изучением структур головного мозга, которые выполняют когнитивные процессы (Т. Leahey and R. J. Harris, 2000).