Совершенно другая эпоха: 1880-1913

Совершенно другая эпоха: 1880-1913 - student2.ru

Эта оживленная улица в Нью-Йорке примерно 1900-х гг. по­казывает, что на протяжении первых лет взрывного роста психологии США быстро становились урбанизированной, индустриальной державой. Американский традиционный сельскохозяйственный образ жизни разрушался, а поступь перемен порождала социальные проблемы, которые, каза­лось, требовали рациональных, научных решений. Психология . быстро отказалась от того, чтобы быть чистой наукой о созна­нии, и превратилась в практическое изучение поведения.

Мы вступили в эпоху, которая очень сильно отличается от всех предшествующих. Мы вступи­ли в эпоху, когда уже не занимаемся бизнесом так, как привыкли это делать — мы не занимаем­ся промышленными операциями, торговлей, транспортом или связью так, как люди привыкли ими заниматься. Возникает чувство, что в наше время индивид тонет. В большинстве районов нашей страны люди работают не сами по себе, не как партнеры, как они привыкли, а, в основ­ном, в большей или меньшей степени, в качестве наемных работников огромных корпораций. Было время, когда корпорации играли очень незначительную роль в деловой сфере, но сейчас они играют главную роль, а большинство людей — всего лишь слуги этих корпораций.

С начала времен люди относились друг к другу как индивиды... Сегодня в повседневной жизни люди, в основном, имеют дело с огромными безликими концернами, организациями, а не отдельными личностями.

Вот и все о новой социальной эпохе, новой эре человеческих взаимоотношений, новых декорациях для драмы жизни.

Президент США Вудро Вильсон, 1912 г.

Представьте, что вы родились в Соединенных Штатах в 1880 г. Вы появились на свет в сельскохозяйственную эру и, возможно, являетесь фермером или женой фермера. Ваши родители, скорее всего, прожили всю свою жизнь в нескольких милях от того места, где родились. Но, хотя вы родились в сельскохозяйственную эру, новые вре­мена уже начинаются. Когда вам исполнилось 40 лет, в 1920 г., мир вокруг вас изме­нился полностью и навсегда. Возможно, вы живете в городе, работаете на фабрике или в одном из чудес новой эпохи, универмаге. Ваши родители сами выращивали свою пищу и изготавливали свою одежду; вы покупаете это за деньги. У вас естьвозможности, которых никогда не было у ваших родителей: работать и жить там, где вы сами выберете, назначать свидание (это понятие появилось в 1914 г.) тому (той) и вступать в брак с тем (той), кого выберете сами. Вы путешествуете дальше, чем могли ваши родители, пользуясь поездом или новейшей, самой революционной из когда-либо изобретенных форм транспорта — автомобилем. Страна и весь мир при­ходят в ваш дом благодаря радио. США, после своего успешного вмешательства в Первой мировой войне, стали мировой державой. Ваших внуков также косну­лась современность. Вы, ваши родители и ваши дети (сейчас подростки среднего и старшего возраста, термин, введенный в употребление Г. Стэнли Холлом в 1912г.) окончили только несколько классов начальной школы, а затем пошли работать. Но сейчас появился такой новый институт, как старшая школа. Однако обучение в ней станет обычным делом для американских подростков только в 1930-х гг.

Эти новые возможности и стремительные изменения имели свою цену и повлекли за собой нарастание стресса в обществе, описанное Вудро Вильсоном, 28-м прези­дентом США в 1913-1921 гг. Живя на своей собственной земле, выращивая себе пищу и изготавливая для себя одежду, ваши родители обладали определенной сте­пенью автономии, которой лишены вы. Хотя вы можете выбирать место работы, ваша жизнь сейчас зависит от людей, которых вы знаете очень смутно, если вообще знаете.

На протяжении этой эпохи многие люди начали чувствовать, что теряют конт­роль над своей жизнью, и пытались с помощью различных способов утвердить ин­дивидуальную независимость. По мере того как разрушались традиционные ценно­сти, люди искали новые авторитеты, которые указали бы им, как жить дальше. В то же время политики, бизнесмены и другие общественные лидеры начали воплощать в жизнь восходящий к эпохе Просвещения проект рационально управляемого об­щества. При этом они перешли от первостепенной опоры на традицию и религию к использованию научных средств социального контроля.

К 1912 г. Америка по-настоящему вступила в «новую эру человеческих отноше­ний». Роль психологии резко возросла. Исследуя индивидуальные различия (а в аме­риканской психологии это было главным направлением), она помогала дать новое определение личности и индивидуальности количественным и научным способом. К психологии обращались при необходимости принимать жизненные решения: пси­хологи-консультанты помогали выбирать подходящую работу, а клинические пси­хологи вмешивались в тех случаях, когда погоня за счастьем не увенчивалась успехом. Лидеры США полагали, что психология даст научные средства для управления биз­несом и обществом. У психологии были блестящие перспективы, но стремительные изменения в обществе изменили и характер самой психологии.

В двух следующих главах мы увидим, как психология превращалась из узкой на­уки о сознании в господствующую науку о поведении, что в конечном итоге привело к повышению ее социальной роли. В главе 6 будет описано, как веления времени из­менили природу психологии, уменьшив значение исследований сознания. Мостом от психологии сознания к психологии поведения послужило новое движение, функционализм, ставший выражением новой природы психологии как науки и но­вого стремления к общественному единству. Глава 7 показывает, как понятие созна­ния все больше ставилось под сомнение, вплоть до возникновения спора о том, су­ществует ли сознание вообще. Все это произошло сразу же после 1910 г., и в резуль­тате психология получила новое определение: исследование поведения.

ГЛАВА 6

Заговор натурализма

Наши рекомендации