Психология Вундта Превращение психологии в науку: путь через физиологию

В работе «Принципы физиологической психологии», в которой впервые было дано определение научной психологии, Вундт провозгласил «родство двух наук». Одной из них была физиология, которая «дает нам информацию о явлениях жизни, воспри­нимаемых внешними органами чувств», а другой — психология, где «человек смот­рит на себя изнутри» (р. 157). Результатом слияния этих двух наук стала третья, физиологическая психология, которая ставила перед собой следующие задачи:

Во-первых, исследовать те жизненные процессы сознания, которые, находясь на пол­пути между внешним и внутренним опытом, требуют одновременного применения обоих методов наблюдения, внешнего и внутреннего; и, во-вторых, пролить свет на совокупность жизненных процессов с точек зрения, присущих исследователям в этих областях, и таким образом служить промежуточным звеном к тому, чтобы дать общее понимание человеческого опыта. Эта новая наука начинается с физиологических процессов и пытается продемонстрировать, каким образом они влияют на сферу внутренних наблюдений... Название «физиологическая психология» указывает на психологию как реальный предмет нашей науки... Если кто-либо пожелает сделать упор на методологических характеристиках, то нашу науку можно назвать экспери­ментальной психологией, в отличие от обычной науки о разуме, базирующейся ис­ключительно на интроспекции (1873, р. 157-158).

Здесь мы видим, что Вундт трансформирует путь идей Декарта и Локка, пре­вращая его из философской спекуляции в науку. Психология основывается на интроспективном наблюдении мира идей, пытаясь выделить и определить психи­ческие элементы, из которых состоят сложные идеи, и психические процессы, объ­единяющие элементы в связные осмысленные объекты наивного опыта. Затем эти элементы и процессы необходимо связать с их физиологическим субстратом.

Опора на физиологию определяла стратегию, с помощью которой выпестован­ная Вундтом область могла обрести свой путь в академический мир. Во-первых, союз с физиологией позволил разработать психологическую методологию. Слово «физиология» во времена Вундтауже начало приобретать современное, связанное с биологией, значение, но сохраняло и другое. Слова «физиология» и «физика» имеют общий греческий корень, physis, и в XIX столетии это слово часто использо­вали для того, чтобы просто обозначить экспериментальный подход к предмету ис­следования. Экспериментальные методы психологии, например измерение време­ни реакции, были заимствованы у физиологии, в связи с чем Вундт называл свое направление физиологической психологией, или, подчеркивая методологическую специфику, экспериментальной психологией.

Вторым результатом увязывания психологии с физиологией стало то, что со­держание новой науки начало отвечать философским представлениям, господство­вавшим в тогдашнем естествознании. Традиционно психология означает psyche-logos — исследование души. Но сверхъестественной душе нет места в науке, поэто­му, если бы психология продолжала идти по традиционному пути, это разграничило бы ее и науку из-за ненаучного дуализма. Но, настаивая на том, что нервная систе­ма является основой всей психической деятельности, и определяя психологию как исследование физиологических основ сознательных событий, новая область фи­зиологической психологии смогла утвердить себя как науку. Например, самым важным психическим процессом в психологии Вундта была апперцепция, и уче­ный предположил существование «апперцепционного центра» в головном мозге. Кроме того, психологи смогли позаимствовать разработанные физиологические концепции, например представление о возбуждении и торможении нейронов, и использовать их для построения психологических теорий.

Одной из возможностей, открывавшихся благодаря созданию физиологиче­ской психологии, был редукционизм: не просто заимствование физиологических концепций для использования в психологии, но и объяснение психических и по­веденческих актов физиологическими причинами. Давайте возьмем известный пример из современности. Похоже, что причина долговременной депрессии за­ключается в нарушении уровня определенных нейромедиаторов в головном моз­ге, а не в подавленных психологических конфликтах. Всех трех основателей психологии — В. Вундта, 3. Фрейда и У. Джеймса — вначале очень привлекала идея о том, чтобы отказаться от психологических теорий и представить сознание как ре­зультат неврологических причин, не прибегая к бессознательному уровню опосре­дования психологических процессов. В конце концов, все они отказались от таких редукционистских представлений. Если физиология в состоянии объяснить разум и поведение, то сам статус психологии как дисциплины находится под угрозой: физиологической психологии грозит опасность стать просто физиологией. Вундт и Фрейд отошли от редукционизма, а Джеймс упорно сражался с ним и в конце концов вовсе отказался от психологии ради философии. Тем не менее идея редук­ционизма жила в умах последующих поколений психологов, временами затаива­ясь, но никогда не умирая, и сегодня она заявляет о себе с новой силой.

Последней задачей родства физиологической психологии и психологии был тактический шаг, сделанный академическими политиками в Германии XIX в. Физиология была самой молодой устоявшейся научной дисциплиной. Ученые, занимавшиеся ею, например Герман Гельмгольц, у которого учился Вундт, принад­лежали к ведущим ученым, и быстрый прогресс этой науки обеспечивал ей очень высокий престиж.

Наши рекомендации