Опросник«Как вы действуете в условиях конфликта»
(метафорический вариант В.П.Пугачев).
Инструкция. Сейчас вам будет дано необычное задание. Оно заключается в оценке степени использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. В ходе работы следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях. Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте один из трех ответов, в зависимости от степени согласия и использования пословицы в жизни: «да» или «+»; «нет» или «–»; «трудно сказать» или «?». К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.
Опросник:
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если Вы не можете заставить другого думать, как вы хотите, заставьте его делать так, как думаете.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет (почеши мне спину и я тебе почешу).
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двух спорщиков лучше тот, кто первый замолчит.
7. Кто сильнее, тот и правее.
8.Не подмажешь – не поедешь.
9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своих добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
17. Сражения выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорогого.
19. Ты мне – я тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истины,которой обладают другие.
21. Кто споит – ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает – тот обращается в бегство.
23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.
24. Кто дарит – друзей наживает.
25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ разрешать конфликты – избегать их.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над гневом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
30. Чистосердечие, честность, доверие сдвигают горы.
31. На свете нет ничего/ что заслуживало бы спора.
32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
33. Если в тебя швырнули камень, брось в того кусок ваты.
34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
35. Копай и копай без устали и докопаешься до истины.
Таблица 2
Бланк ответов
I | II | III | IV | V |
Итого | Итого | Итого | Итого | Итого |
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитывается количество баллов в каждой из пяти колонок (ответ «да» – 2 балла, «не знаю» – 1 балл, «нет» – 0 баллов). Количество баллов в той или иной колонке свидетельствует о приверженности исследуемого той или иной стратегии в конфликтных ситуациях. Если в каких-то колонках наблюдается одинаковое количество баллов, то это свидетельствует о равнозначности использования двух стратегий. По соотношению двух доминирующих целей, отражающих направленность «на себя» и взаимодействие с другими людьми», выделены следующие метафорические стратегии конфликтного поведения.
Стратегии поведения:
1. «ЧЕРЕПАХА» – стратегия ухода под панцирь, то естьотказ как от достижения личных целей, таки от участия во взаимоотношениях с окружающими.
2. «АКУЛА» – силовая стратегия. Для ее приверженцев главное – цели, а взаимоотношения во внимание не принимаются. Им не важно: любят их или нет. Они считают, что конфликты разрешаютсялишь выигрышем одной или проигрышем второй стороны.
3. «МЕДВЕЖОНОК» – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения – очень важны,а цели – не очень. Чтобы их понимали и любили, они способны пожертвовать целями.
4. «ЛИСА» – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения. Они готовыотказаться от части целей, чтобы сохранить добрые взаимоотношения.
5. «СОВА» – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценит и цели и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятсянайти решения, удовлетворяющие всех участников.
ПриложениеВ
Таблица 3
Оценка уровня конфликтности подростков 5-8 классов
№ испытуемого | Пол | Класс | Уровень конфликтности | ||||||||
очень низкий (14–17) | низкий (18–20) | ниже среднего (21–23) | чуть ниже среднего (24–26) | средний (27–29) | чуть выше среднего (30–32) | выше среднего (33–35) | высокий (36–38) | очень высокий (39–42) | |||
1. | жен. | ||||||||||
2. | муж. | ||||||||||
3. | жен. | ||||||||||
4. | жен. | ||||||||||
5. | муж. | ||||||||||
6. | жен. | ||||||||||
7. | жен. | ||||||||||
8. | муж. | ||||||||||
9. | муж. | ||||||||||
10. | муж. | ||||||||||
11. | жен. | ||||||||||
12. | муж. | ||||||||||
13. | жен. | ||||||||||
14. | муж. | ||||||||||
15. | жен. | ||||||||||
16. | муж. | ||||||||||
17. | муж. | ||||||||||
18. | жен. | ||||||||||
19. | муж. | ||||||||||
20. | муж. | ||||||||||
21. | муж. | ||||||||||
22. | муж. | ||||||||||
23. | жен. | ||||||||||
24. | жен. | ||||||||||
25. | жен. | ||||||||||
26. | жен. | ||||||||||
27. | муж. | ||||||||||
28. | жен. | ||||||||||
29. | муж. | ||||||||||
30. | муж. | ||||||||||
31. | жен. | ||||||||||
32. | жен. | ||||||||||
33. | жен. | ||||||||||
34. | муж. | ||||||||||
35. | жен. | ||||||||||
36. | муж. | ||||||||||
37. | муж. | ||||||||||
38. | жен. | ||||||||||
39. | жен. | ||||||||||
40. | жен. |
Таблица 4
Поведенческие стратегии подростков в ситуации конфликта
№ испытуемого | Пол | Класс | Стратегии поведения | ||||
«Черепаха» | «Акула» | «Медвежонок» | «Лиса» | «Сова» | |||
1. | жен. | ||||||
2. | муж. | ||||||
3. | жен. | ||||||
4. | жен. | ||||||
5. | муж. | ||||||
6. | жен. | ||||||
7. | жен. | ||||||
8. | муж. | ||||||
9. | муж. | ||||||
10. | муж. | ||||||
11. | жен. | ||||||
12. | муж. | ||||||
13. | жен. | ||||||
14. | муж. | ||||||
15. | жен. | ||||||
16. | муж. | ||||||
17. | муж. | ||||||
18. | жен. | ||||||
19. | муж. | ||||||
20. | муж. | ||||||
21. | муж. | ||||||
22. | муж. | ||||||
23. | жен. | ||||||
24. | жен. | ||||||
25. | жен. | ||||||
26. | жен. | ||||||
27. | муж. | ||||||
28. | жен. | ||||||
29. | муж. | ||||||
30. | муж. | ||||||
31. | жен. | ||||||
32. | жен. | ||||||
33. | жен. | ||||||
34. | муж. | ||||||
35. | жен. | ||||||
36. | муж. | ||||||
37. | муж. | ||||||
38. | жен. | ||||||
39. | жен. | ||||||
40. | жен. |
Приложение Г
Таблица 5
Выборка экспериментальной группы
№ п./п. | № испытуемого | Класс | Уровень конфликтности | Стратегия поведения в конфликте |
1. | выше среднего | «Акула» | ||
2. | выше среднего | «Акула» | ||
3. | выше среднего | «Акула» | ||
4. | высокий | «Акула» | ||
5. | высокий | «Акула» | ||
6. | выше среднего | «Акула» | ||
7. | высокий | «Акула» | ||
8. | выше среднего | «Акула» | ||
9. | высокий | «Акула» | ||
10. | высокий | «Акула» | ||
11. | высокий | «Акула» | ||
12. | выше среднего | «Акула» | ||
13. | высокий | «Акула» | ||
14. | выше среднего | «Акула» | ||
15. | выше среднего | «Акула» |
Приложение Д
Программа развития конфликтной компетентности
Занятие №1
1. Вводная часть.
Упражнение «Я начинаю разговор» [2].
Цель: отработка навыка установления контакта, умения начать разговор. Ведущий напоминает, что одно из важных качеств успешного человека – умение общаться и заводить знакомства, умение начать разговор. Часто нам бывает сложно подойти к человеку и заговорить с ним. Мы не знаем, что сказать. Предлагаю сейчас устроить мозговой штурм и постараться придумать как можно больше фраз, с которыми можно подойти к незнакомому человеку. А, кроме того, подумайте о том, с какой фразой, вы бы хотели, чтобы подошли к вам. Давайте ее тоже озвучим. Я буду записывать ваши идеи. Ведущий на листе ватмана или на доске фиксирует ответы участников. После того как запас идей иссякнет, предлагается порассуждать о том, в каких ситуациях уместны фразы, которые записаны на доске или ватмане. Ситуации также записываются второй колонкой. Надеюсь, эта информация поможет вам знакомиться даже с людьми противоположного пола и не бояться этого. Давайте потренируемся пользоваться этой информацией в следующем упражнении.
Группа образует два круга – внешний и внутренний.Участники внешнего и внутреннего кругов стоят лицом друг к другу. Теперь вы знаете много фраз, которые помогают нам знакомиться, и ситуаций, в которых их можно использовать. Сейчас вы стоите в кругу лицом друг к другу, образуя пары.
Представьте, что вы не знакомы и попробуйте познакомиться, используя одну из фраз, которые, например, записаны на доске. Поговорите с партнером пару минут. Как только время прошло, внутренний круг сдвигается на одного человека вправо, и у вас образуются новые пары, где вы опять повторяете задание.
− Здороваемся, как старые друзья, которые давно не виделись.
– Как люди, которые находятся в ссоре.
– Как начальник и подчиненный.
– Как дипломаты.
– Как будто вам предстоит большое путешествие.
– Как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки.
– Как ученик с учителем.
Смена партнеров происходит около 5–6 раз, на каждую сессию знакомства отводится 2 минуты. По итогам проводится опрос: с кем было приятно здороваться, сложно ли было придумывать фразы, какие фразы «работали», а какие – нет; что испытывали девушки, когда им нужно было заговаривать с юношами первыми?
Время: 20 минут.
2. Основная часть.
Ролевая игра – «Электричка»[42].
Цель: Изучение понятия «Конфликтной ситуации», выяснение сущности конфликта.
Из участников группы выбираются несколько водящих, которым ведущие предлагают следующие роли: «проводник», «контролер», «начальник поезда» (могут быть введены дополнительные роли). Остальные участники группы – пассажиры электрички, которые по какой – либо причине едут без билета. Далее в «салон электрички» заходят по очереди водящие, которые требуют предъявить проездные документы. Задача всех участников – разыграть конфликтную ситуацию и найти из неё выход. Анализируя поведение участников, ведущие выходят на понятие «конфликта».
Время: 15 мин.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Аплодисменты по кругу» [26].
Цель: Развитие умения участников делать комплименты, сплочение коллектива, дружеское завершение тренинга.
Ведущий предлагает участникам группы стать в круг. Затем он предлагает игру «Аплодисменты по кругу»: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам похвалить аплодисментами друг друга, и особенно - своего соседа справа».
После этого каждый благодарит группу, и говорит что-нибудь приятное своему соседу справа, например – спасибо всем, вы все лучшие, но без ******* не было бы так весело.
Время: 10 мин.
Занятие №2
1.Вводная часть.
Упражнение «Приветствие» [32].
Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно, подчеркивая индивидуальность партнера, например, «Я рада тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или
«Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Время: 10 мин.
2.Основная часть.
Игра «Космическая скорость»[42].
Цель:отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.
Инструкция: «Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз».
Усложнение:
- сделать то же самое, но на время
- «А быстрее можете?»
- выполнить любым другим способом на время.
Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.
На что следует обратить внимание:
- выработка командной стратегии
- понимание идеи упражнения
- понимание других участников
- принятие решений
- изменения в поведении
- изменение на эмоциональном уровне и в степени участия каждого.
Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:
- Что вы чувствовали?
- Что изменилось в момент?..
- Почему вы выбрали это решение?
Время: 15 мин.
3.Заключительная часть.
Упражнение «Ваше настроение и пожелания»[26].
Цель: создание позитивного настроения.
Все участники берутся за руки и по кругу говорят о своих положительные эмоции и высказывают пожелания другим.
Время: 10 мин.
Занятие №3.
1.Вводная часть.
Разминка «Копирование движений»[26].
Цель: Разрядка, сплочение.
Участники встают в круг и выполняют любое движение. По сигналу ведущего – начинают повторять движения соседа слева. И так пока движение не вернется к своему автору.
Время: 10 мин.
2.Основная часть.
Упражнение «Отношение к конфликту»[32].
Цель: формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования.
«Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по - середине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту».
Все выбрали свое место.
«Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?»
«Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии».
Объясните, почему выбрали именно это место?
«Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть». Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение.
Время: 10 мин.
3.Заключительная часть.
Упражнение «Я тебя услышал» [2].
Участники делятся на пары. Нужно в парах высказатьто, что участники узнали нового сегодня, свои впечатления от занятия. При этом один рассказывает, а партнер поддерживает разговор, используя несколько техник активного слушания (любые 3–4). Затем меняются ролями. В конце в кругу проводится итоговая рефлексия занятия. Участники дают обратную связь по поводу эффектов проведенного занятия: что у них получилось, что они возьмут в свой арсенал средств коммуникации.
Время: 10 минут.
Занятие №4.
1.Вводная часть.
«Разминка с предметом» (мяч, кукла, мягкая игрушка и т. п.) [2].
Первый участник берет предмет и говорит, что ему помогает, а что мешает в общении. Важно обращать внимание не только на внешние обстоятельства, но и на личностные качества. Затем он передает предмет следующему участнику, а тот сначала должен повторить то, что сказал предыдущий участник, и только затем озвучить свои мысли. Время: 5 минут.
2.Основная часть.
Упражнение «Почтительная вербализация чувств» [2].
Цель: отработка навыков уважительной вербализации чувств партнера, снятие эмоционального напряжения в разговоре. Участники разбиваются на две группы и становятся друг напротив друга в круг. Задача одних – агрессивно «нападать», придираться, возмущаться. Задача других – отражать данную агрессию с помощью формул вербализации чувств партнера. Каждая пара работает 1–2 минуты, затем сдвигается на шаг вправо и меняет партнеров. После 3–4 туров роли в кругу меняются: теперь агрессоры начинают отражать чувства.
Время: 15 минут.
3.Заключительная часть.
Упражнение «Ваше настроение»[21].
Цель: получение обратной связи.
Участники по кругу делятся впечатлениями от занятия.
Время: 10 мин.
Занятие №5.
1.Вводная часть.
Мини-лекция «О стилях поведения в конфликтной ситуации»[42].
Цель: Получение информации о стилях поведения в конфликте.
Выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (описание и характеристики стилей):
• Соперничество (конкуренция).
• Компромисс.
• Сотрудничество.
• Избегание.
• Приспособление.
Беседа о стиле поведения в конфликте. Мозговой штурм об уместности и неуместности применения каждого стиля.
- Как вы думаете, какая стратегия самая лучшая?
Подведение итогов. Все зависит от ситуации, в которой мы оказались.
Время: 20 мин.
2.Основная часть.
Упражнение «Если бы…, я стал бы…»[26].
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…».
Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «… я стал бы требовать жалобную книгу».
Если бы тебе сказали, что ты никогда никому не помогаешь.
Если бы тебе сказали, что себя ведешь, как будто ты самый главный.
Если бы тебе сказали, что с тобой бесполезно договариваться о чем-либо, ты все равно забудешь.
Если бы тебе сказали, что ты не умеешь красиво одеваться.
Если бы тебе сказали, что у тебя скрипучий голос и он действует всем на нервы.
Если бы тебе сказали, что ты на всех смотришь волком.
Если бы тебе сказали, что у тебя напрочь отсутствует чувство юмора.
Если бы тебе сказали, что ты слишком высокого о себе мнения.
Если бы тебе сказали, что ты как не от мира сего.
Если бы тебе сказали, что ты плохо воспитан.
Если бы тебе сказали, что ты не умеешь договариваться.
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.
Время: 25 мин.
3.Заключительная часть.
Упражнение «Телетайп»[21].
Цель: снятие напряжения после полученных знаний.
Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу, незаметным нажатием рук. Задача водящего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится водящим.
Время: 10 мин.
Занятие №6.
1.Вводная часть.
Упражнение «Корабль и ветер»[32].
Цель: настройка группы на работу.
Ведущий. Представьте себе, что ваш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки ... А теперь громко выдохните через рот воздух, пусть вырвется на волю ветер, который подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер! Упражнение можно повторить трижды.
Время: 10 мин.
2.Основная часть.
Мозговой штурм «Конфликтные ситуации»[26].
Цель: Показать стратегии взаимодействия в конфликтах: избегание, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.
Участники разбиваются на пары. Каждой паре дается определенный тип выхода из конфликтной ситуации, который она должна разыграть.
Ситуация №1.
Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?
Ситуация №2.
В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед учителями и одноклассниками – мальчишками. Посыпались записки, звонки с предложениями встретиться сходить в кино и т.д. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравиться. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если такая «песня» будет продолжаться, то ей в этой школе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. И вообще, с кем хочет, с тем и будет встречаться. Как добиться понимания?
Ситуация №3.
На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
Ультиматум
Сделать выводы.
Итак, существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию: учащиеся
Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.
Или: разрыв связи;
анализ;
третейский суд;
компромисс;
нежность;
юмор;
нежность – «признание достоинств».
Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.
Вопрос:
«Как вы выходите из конфликта, ваш универсальный способ?».
«Каким способом, о котором вы узнали сегодня, вы воспользуетесь в конфликтной ситуации?».
И напоследок: У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.
«ДА» — красный.
«НЕТ» — черный
«СОМНЕВАЮСЬ» — зеленый
Положить квадратики в конвертики на доске.
Время: 30 мин.
3.Заключительная часть.
Упражнение «Саморегуляция» [26].
Цель: развитие способов саморегуляции.
Ведущий: Если вы чувствуете, чувство недовольства, раздражения, и заметили, что ваши руки ноги напряжены, а руки сжаты в кулаки, расслабьте ноги и разожмите пальцы, сделав три глубоких вдоха. Спокойно принимайте любые свои чувства в любых жизненных трудностях.
Время: 10 мин.
Занятие №7.
1.Вводная часть.
«Броуновское движение»[42].
Цель упражнения:
- формирование навыков психомоторного взаимодействия;
- сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.
Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен доверить себя своим партнерам. Они ловят его руками и нежно передают друг другу.
Время: 10 мин.
2.Основная часть.
Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»[42].
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий — играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Примеры ситуаций:
Вы дали человеку дорогую вещь, а вам ее возвратили в испорченном виде.
Вы уходите из дома, а к вам пришли родственники, которых вы давным-давно не видели.
Вы слушаете интересный доклад, а вас отвлекают ненужными и глупыми комментариями.
Вы ждете подругу в гости, она приходит не одна, а с совершенно незнакомым для вас человеком без предупреждения.
Вы являетесь главным приглашенным на празднике, но неожиданно меняете свои планы и туда не идете.
Время: 30 мин.
3.Заключительная часть.
Упражнение «Маятник»[21].
Цель: снятие напряжения после полученных знаний.
Все участники становятся в круг, а один из них - в центр круга. Ему предлагают расслабиться и довериться другим. Группа начинает медленно раскачивать того, кто стоит в центре круга, словно часовой маятник.
Время: 10 мин.
Занятие №8.
1.Вводная часть.
Игра «Приветствие»[32].
Цель: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно, подчеркивая индивидуальность партнера, например, «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Время: 10 мин.
2.Основная часть.
Игра Упражнение «Ящик недоразумений»[42].
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
- Какая реакция учител