Альхалф альали александра яковлевна

АЛЬХАЛФ АЛЬАЛИ АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Направление подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Психология образования

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

к.пс.н., доцент Дубовик Е.Ю.

____________________________________

Научный руководитель

к.пс.н., доцент Барканова О.В.

_____________________________

Дата защиты

_____________________________

Обучающийся

Альхалф Альали А.Я.

_____________________________

Оценка_______________________

Красноярск 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………7

1.1.Проблема конфликтной компетентности в научных исследованиях……………………………………………………………………7

1.2.Возрастно-психологические особенности подростков……………21

1.3.Развитие конфликтной компетентности подростков……………...26

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………...34

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯКОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТОСТИ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………36

2.1.Организация и методы исследования…….....................................36

2.2.Результаты констатирующего эксперимента……………………...37

2.3.Результаты контрольного эксперимента…………………………..43

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………53

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….56

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….....60

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития [6].

В последние годы достаточно активно исследуется проблема конфликтной компетентности личности. В настоящее время понятие «конфликтная компетентность» занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологической науках. При этом сохраняется устойчивый и постоянно возрастающий интерес к изучению различных аспектов и форм конфликтной компетентности [34].

Изучение данного вопроса в подростковом возрасте является наиболее актуальным, так как могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления конфликтности и агрессивности [39].

Однако, несмотря на имеющиеся в психологической науке исследования социальных конфликтов, как со стороны отечественных ученых (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Е.В. Драпак, С.И. Ерина, Т.Г. Киселева, Н.В. Клюева, Е.В. Конева, Н.И. Леонов, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, П.А. Сергоманов, Л.Ю. Субботина, Б.И. Хасан, B.А. Хащенко, А.И. Шипилов), так и зарубежных представителей (М. Альберт, С. Зонненберг, М. Дойч, Л. Коузер, С. Лазар, Л. Ланг, Дж. Ниренберг, К. Томас, Р. Урсано, Л. Фестингер, К. Финк, Р. Фишер, Ф. Хедоури, К. Хорни), посвященные рассмотрению данного понятия, конфликтная компетентность изучена все же в недостаточной степени. Более детального освещения требуют вопросы о механизмах и условиях реализации конфликтной компетентности. Приобретает значимость проблема определения технологий, способствующих развитию данной компетентности личности подростка, а также оценки их эффективности.

В связи с этим, цель исследования – изучение и развитие конфликтной компетентности подростков.

Объект исследования: конфликтнаякомпетентностьподростков.

Предмет исследования: развитие конфликтной компетентности подростков.

Гипотеза исследованиязаключаетсяв предположении о том, что большинство подростков имеют высокий уровень конфликтности и используют преимущественно силовую стратегию в разрешении конфликтов. Развитию конфликтной компетентности подростков будет способствовать:

-создание условий для открытого доверительного общения, эмоциональной поддержки;

-развитие коммуникативных навыков; навыков саморегуляции, необходимых для конструктивного взаимодействия в конфликте;

- расширение репертуара стратегий поведения в конфликте;

- формирование теоретических представлений о конфликте и различных стратегиях поведения в конфликте;

-формирование навыков и приемов эффективного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия и способов нахождения решения в конфликтных ситуациях за счет расширения репертуара стратегий поведения в конфликте и гибкости в их использовании в зависимости от ситуации.

Задачи исследования:

1.Исследовать проблему конфликтной компетентности в научнойлитературе.

2.Рассмотреть возрастно-психологические особенности подростков.

3.Исследовать проблему развития конфликтной компетентности подростков.

4.Организовать и провести эмпирическое исследование конфликтной компетентности подростков.

5. Разработать и провести программу развития конфликтной компетентности подростков.

6.Провести контрольное исследование конфликтной компетентности подростков, сравнить полученные данные.

Методологическая база исследования:основные положения культурно-исторической концепции, построенные на ее основании периодизации психического развития, представления о возрасте и возрастных задачах (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин; В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Б. Д. Эльконин, К. Н. Поливанова); теоретические модели конфликта (М. Альберт, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, М. Дойч, СИ.Ерина, И.В. Калинин, М.М. Кашапов, Е.В. Конева, Н.И. Леонов, Л. Коузер, С.Л. Прошанов, К. Томас, Р. Фишер, К. Хорни и др.);представления конструктивной и социальной психологии о конфликте как механизме развития личности и отношений, о конфликтной компетентности как условии продуктивного разрешения конфликтов (Н. В. Гришина, Л. А. Петровская, Б. И. Хасан, Т. И. Привалихина, П. А. СергомановДеркач, В.Г. Зазыкин, СР. Петрухина, В.В. Рогачев, Л.Н. Цой и др.).

Методы решения поставленных задач:

- теоретические (анализ психологической литературы);

- эмпирические (тестирование, опрос, эксперимент);

– методы развивающей работы (групповой тренинг);

Для проведения исследования были применены следующие методики:

- Тест «Оценка уровня конфликтности личности».

- Опросник «Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).

База исследования:Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя школа» Сухобузимского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы детей было выбрано 15 человек, с высоким уровнем конфликтности и силовой стратегии в разрешении конфликтов.

Практическая значимость:исследование позволило оценить уровень конфликтности подростков; выявить поведенческие стратегии подростков; разработать комплекс мероприятий по развитию конфликтной компетентности у подростков; материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности психологов в работе с подростками и с их родителями.

Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Итак, в ходе анализа литературных источников было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием [20].

Обобщение научных подходов дает возможность понимать под компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное выполнение профессиональной деятельности.

За основу нашего исследования мы взяли определение Б.И. Хасана, а именно, конфликтная компетентность представляет собой умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта [45].

Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления [39].

Данные, полученные в результате проведения современных психологических исследований, позволяют установить, что у подростков доминирует ситуативное поведение в конфликтных ситуациях, в меньшей степени представлено защитное, и в отдельных случаях - конструктивное. Учитывая выявленные возрастные различия в преобладающих поведенческих типах, можно сделать вывод о снижении с возрастом поведенческих реакций защитного типа и увеличении конструктивного [4].

В качестве условия эффективного разрешения конфликта в целом ряде современных психологических работ рассматривается наличие у субъекта соответствующей компетентности - конфликтной компетентности.

Б.И. Хасан и П.А. Сергомановотмечают приобретение личностью конфликтной компетентности предполагает не только специальные теоретические курсы для изучения единиц описания и моделей разного типа конфликтных систем, но и специально организованные пробные действия и процедуры для выработки навыков распознавания, анализа, провоцирования и конструирования конфликтов [46].

Рассматривая понятие конфликтоустойчивости, исследователи выделяют следующие показатели ее сформированности: умение личности управлять своими эмоциональными состояниями в предконфликтных и конфликтных ситуациях, открыто выражать свои эмоции без оскорблений оппонента; способность к сознательной мобилизации сил, контролю и управлению собой; умение сводить к минимуму искажения восприятия конфликтной ситуации, личности оппонента, своего поведения, правильно принимать решения, аргументировать и вести полемику в условиях спора; способность личности оптимально организовывать поведение, направлять его на совместный поиск компромиссных путей решения противоречий.

Особенности развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте свидетельствуют о необходимости организации специальной работы по формированию положительного опыта взаимодействия подростков в ситуациях конфликта.

В связи с вышесказанным οстро встает необходимость комплексного подхода к достижению поставленной цели:изучение и развитие конфликтной компетентности подростков.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

В экспериментальном исследовании участвовали 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет; были определены методики исследования: тест «Оценка уровня конфликтности личности» и опросник«Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).

Таким образом, анализируя данные методик, можно выявить взаимосвязь между уровнем конфликтности и стратегией поведения в конфликтных ситуациях. У испытуемых подростков 5-8 классов преобладающими уровнями я конфликта являются средний и выше среднего (22,5%), а доминирующими стратегиями поведения являются «Акула» (35,7%) и «Сова» (28,5%). В частности, у подростков среди пятиклассников доминирующим уровнем является высокий (33,3%) и при этом ведущая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является силовая - «Акула» (58,3%).

Среди шестых классов преобладает два уровня конфликтности: высокий и ниже среднего (28,5%), при этом большинство подростков предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации – «Сова» (40%).

У восьмиклассников средний и выше среднего (35,7%) уровень конфликтности, при этом две доминирующие стратегии: «Акула» (37,5%) и «Сова» (31,2%).

У семиклассников ведущая стратегия поведения в конфликте является «Сова» (33,3%) и соответственно уровень конфликтности – средний (30%).

С целью развития конфликтной компетентности подростков была разработана и реализована программа. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы подростков было выбрано 15 человек,которые составили экспериментальную группу с уровнем конфликтности: выше среднего и высокий, в то же время, у данных подростков наблюдается стратегия поведения в конфликтах – «Акула».

До проведения развивающей программы, доминирующими уровнями конфликтности являлись: выше среднего (53,3%) и высокий (46,6%), после проведения развивающих мероприятий, данные показатели стали равны нулю.

После проведения программы развития конфликтной компетентности преобладающим уровнем конфликтности в экспериментальной группе является – средний (33,3%).

После проведения программы развития конфликтной компетентности доминирующими являются две стратегии поведения в ситуациях конфликта: «Лиса» и «Сова» (33,3%), то есть подростки предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации и идут на компромисс в конфликтных ситуациях.

Следовательно, сравнивая полученные результаты до и после проведения программы развития конфликтной компетентности, можно сделать вывод, что отмечается расширенный репертуар стратегий поведения в конфликте подростков экспериментальной группы после проведения развивающей программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная выпускная квалификационная работа была ориентирована на изучение и развитиеконфликтной компетентности подростков.

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:

1. Не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием.

2. Обобщение научных подходов дает возможность понимать под компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное выполнение профессиональной деятельности.

3. За основу нашего исследования мы взяли определение Б.И. Хасана, а именно, конфликтная компетентность представляет собой умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта.

4. Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.

5. У подростков доминирует ситуативное поведение в конфликтных ситуациях, в меньшей степени представлено защитное, и в отдельных случаях - конструктивное.

6. Особенности развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте свидетельствуют о необходимости организации специальной работы по формированию положительного опыта взаимодействия подростков в ситуациях конфликта.

Анализ теοретических полοжений позвοлил представить результаты экспериментального исследования, проведенной на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Павловская средняя школа» Сухобузимского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет. Для достижения цели нами были выделены следующие методики как инструментарий для нашего исследования:тест «Оценка уровня конфликтности личности» и опросник«Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).

Исходя из анализа экспериментального исследования, можно сделать ряд выводов:

1. У испытуемых подростков 5-8 классов преобладающими уровнями конфликта являются средний и выше среднего (22,5%), а доминирующими стратегиями поведения являются «Акула» (35,7%) и «Сова» (28,5%). В частности, у подростков среди пятиклассников доминирующим уровнем является высокий (33,3%) и при этом ведущая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является силовая - «Акула» (58,3%).

2. Среди шестых классов преобладает два уровня конфликтности: высокий и ниже среднего (28,5%), при этом большинство подростков предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации – «Сова» (40%).

3. У восьмиклассников средний и выше среднего (35,7%) уровень конфликтности, при этом две доминирующие стратегии: «Акула» (37,5%) и «Сова» (31,2%).

4. У семиклассников ведущая стратегия поведения в конфликте является «Сова» (33,3%) и соответственно уровень конфликтности – средний (30%).

5. С целью развития конфликтной компетентности подростков была разработана и реализована программа. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы подростков было выбрано 15 человек, которые составили экспериментальную группу с уровнем конфликтности: выше среднего и высокий, в то же время, у данных подростков наблюдается стратегия поведения в конфликтах – «Акула».

6. До проведения развивающей программы, доминирующими уровнями конфликтности являлись: выше среднего (53,3%) и высокий (46,6%), после проведения развивающих мероприятий, данные показатели стали равны нулю. После проведения программы развития конфликтной компетентности преобладающим уровнем конфликтности в экспериментальной группе является – средний (33,3%).

7. После проведения программы развития конфликтной компетентностидоминирующими являются две стратегии поведения в ситуациях конфликта: «Лиса» и «Сова» (33,3%), то есть подростки предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации и идут на компромисс в конфликтных ситуациях.

Таким образом, после проведения программы развития конфликтной компетентности, уровень конфликтности подростков экспериментальной группы снизился и у них отмечается расширенный репертуар стратегий поведения в конфликте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 496 с.

2. Барканова О.В. Социально-психологический тренинг для подростков и старшеклассников: учебное пособие / О.В. Барканова.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 255 с. (электронное издание).

3. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: диссерт. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 127 с.

4. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Инфра, 2009. 215 с.

5. Борисова И.В., Новикова Ю.П. Способы поведения в конфликте учащихся-подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. С.

6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.

7.Братченко С. Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии: Тезисы докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С. 27-31.

8.Войтова С.Л., ЗубатЕ.Н.Конфликтология. С-Петербург: СПб, 2000. 93 с.

9.Волчек В. В. Конфликтная компетентность // Молодой ученый. 2014.

10.В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Медицина,1980. 252 с.

11.Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.

12.Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Проспект, 2006.

13.Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2012.312 с.

14.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКСМО, 2001. 130 с.

15.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. № 5 С. 20-38.

16.Дмитриев А. В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2008. 199 с.

17.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2004. 188 с.

18.Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. М.: Просвещение, 2000. С. 50-79с.

19.ЖуравлевА. Л., ВоловиковаМ. И., РебекоТ.А.. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. М.: Институт психологии РАН, 2009. 412 с.

20.Зайцев А. К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2008. 192 с.

21.Землянушкина О. О. Конфликты между детьми и их разрешение. Занятие для подростков // Школьный психолог. 2001. № 43. С. 12 – 13.

22.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 238 с.

23.Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М.: ИНФРА,2000. 65 с.

24.Кашапов М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие. Яросл.гос.ун-т. Ярославль: ЯрГУ. 2006.

25.Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1999. 255 с.

26.Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие. Красноярск, 2009.

27.Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 2008. 201 с.

28. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2003. 199 с.

29.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 544 с.

30.Куницина В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность. СПб.: СпбГУ, 2007. 34 с.

31.Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов-на-Дону, 2007. 455 с.

32.Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 2007.

33.Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2009. 320 с.

34.Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. М.: Просвет, 2010.

35.Пашкова О.В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. Москва; Ярославль, 2002. с.25-50.

36.Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. №4. С. 41-45.

37.Петровский В. А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.И. Фельдшьтейн. М.: Б.и., 1983. 276 с.

38.Покусаев В.Н. Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе. Волгоград: Перемена, 2001. с. 79

39.Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Еврознак, 2009. 337 с.

40.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издат. центр, 2000. 184 с.

41.Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.

42.Севостьянов О.В. Развитие компетентности конструктивного разрешения конфликтов у подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПриложениеА

Занятие №1

1. Вводная часть.

Упражнение «Я начинаю разговор» [2].

Цель: отработка навыка установления контакта, умения начать разговор. Ведущий напоминает, что одно из важных качеств успешного человека – умение общаться и заводить знакомства, умение начать разговор. Часто нам бывает сложно подойти к человеку и заговорить с ним. Мы не знаем, что сказать. Предлагаю сейчас устроить мозговой штурм и постараться придумать как можно больше фраз, с которыми можно подойти к незнакомому человеку. А, кроме того, подумайте о том, с какой фразой, вы бы хотели, чтобы подошли к вам. Давайте ее тоже озвучим. Я буду записывать ваши идеи. Ведущий на листе ватмана или на доске фиксирует ответы участников. После того как запас идей иссякнет, предлагается порассуждать о том, в каких ситуациях уместны фразы, которые записаны на доске или ватмане. Ситуации также записываются второй колонкой. Надеюсь, эта информация поможет вам знакомиться даже с людьми противоположного пола и не бояться этого. Давайте потренируемся пользоваться этой информацией в следующем упражнении.

Группа образует два круга – внешний и внутренний.Участники внешнего и внутреннего кругов стоят лицом друг к другу. Теперь вы знаете много фраз, которые помогают нам знакомиться, и ситуаций, в которых их можно использовать. Сейчас вы стоите в кругу лицом друг к другу, образуя пары.

Представьте, что вы не знакомы и попробуйте познакомиться, используя одну из фраз, которые, например, записаны на доске. Поговорите с партнером пару минут. Как только время прошло, внутренний круг сдвигается на одного человека вправо, и у вас образуются новые пары, где вы опять повторяете задание.

− Здороваемся, как старые друзья, которые давно не виделись.

– Как люди, которые находятся в ссоре.

– Как начальник и подчиненный.

– Как дипломаты.

– Как будто вам предстоит большое путешествие.

– Как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки.

– Как ученик с учителем.

Смена партнеров происходит около 5–6 раз, на каждую сессию знакомства отводится 2 минуты. По итогам проводится опрос: с кем было приятно здороваться, сложно ли было придумывать фразы, какие фразы «работали», а какие – нет; что испытывали девушки, когда им нужно было заговаривать с юношами первыми?

Время: 20 минут.

2. Основная часть.

Ролевая игра – «Электричка»[42].

Цель: Изучение понятия «Конфликтной ситуации», выяснение сущности конфликта.

Из участников группы выбираются несколько водящих, которым ведущие предлагают следующие роли: «проводник», «контролер», «начальник поезда» (могут быть введены дополнительные роли). Остальные участники группы – пассажиры электрички, которые по какой – либо причине едут без билета. Далее в «салон электрички» заходят по очереди водящие, которые требуют предъявить проездные документы. Задача всех участников – разыграть конфликтную ситуацию и найти из неё выход. Анализируя поведение участников, ведущие выходят на понятие «конфликта».

Время: 15 мин.

3. Заключительная часть.

Упражнение «Аплодисменты по кругу» [26].

Цель: Развитие умения участников делать комплименты, сплочение коллектива, дружеское завершение тренинга.

Ведущий предлагает участникам группы стать в круг. Затем он предлагает игру «Аплодисменты по кругу»: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам похвалить аплодисментами друг друга, и особенно - своего соседа справа».

После этого каждый благодарит группу, и говорит что-нибудь приятное своему соседу справа, например – спасибо всем, вы все лучшие, но без ******* не было бы так весело.

Время: 10 мин.

Занятие №2

1.Вводная часть.

Упражнение «Приветствие» [32].

Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно, подчеркивая индивидуальность партнера, например, «Я рада тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или

«Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Время: 10 мин.

2.Основная часть.

Игра «Космическая скорость»[42].

Цель:отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Инструкция: «Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз».

Усложнение:

- сделать то же самое, но на время

- «А быстрее можете?»

- выполнить любым другим способом на время.

Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.

На что следует обратить внимание:

- выработка командной стратегии

- понимание идеи упражнения

- понимание других участников

- принятие решений

- изменения в поведении

- изменение на эмоциональном уровне и в степени участия каждого.

Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:

- Что вы чувствовали?

- Что изменилось в момент?..

- Почему вы выбрали это решение?

Время: 15 мин.

3.Заключительная часть.

Упражнение «Ваше настроение и пожелания»[26].

Цель: создание позитивного настроения.

Все участники берутся за руки и по кругу говорят о своих положительные эмоции и высказывают пожелания другим.

Время: 10 мин.

Занятие №3.

1.Вводная часть.

Разминка «Копирование движений»[26].

Цель: Разрядка, сплочение.

Участники встают в круг и выполняют любое движение. По сигналу ведущего – начинают повторять движения соседа слева. И так пока движение не вернется к своему автору.

Время: 10 мин.

2.Основная часть.

Упражнение «Отношение к конфликту»[32].

Цель: формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования.

«Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по - середине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту».

Все выбрали свое место.

«Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?»

«Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии».

Объясните, почему выбрали именно это место?

«Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть». Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение.

Время: 10 мин.

3.Заключительная часть.

Упражнение «Я тебя услышал» [2].

Участники делятся на пары. Нужно в парах высказатьто, что участники узнали нового сегодня, свои впечатления от занятия. При этом один рассказывает, а партнер поддерживает разговор, используя несколько техник активного слушания (любые 3–4). Затем меняются ролями. В конце в кругу проводится итоговая рефлексия занятия. Участники дают обратную связь по поводу эффектов проведенного занятия: что у них получилось, что они возьмут в свой арсенал средств коммуникации.

Время: 10 минут.

Занятие №4.

1.Вводная часть.

«Разминка с предметом» (мяч, кукла, мягкая игрушка и т. п.) [2].

Первый участник берет предмет и говорит, что ему помогает, а что мешает в общении. Важно обращать внимание не только на внешние обстоятельства, но и на личностные качества. Затем он передает предмет следующему участнику, а тот сначала должен повторить то, что сказал предыдущий участник, и только затем озвучить свои мысли. Время: 5 минут.

2.Основная часть.

Упражнение «Почтительная вербализация чувств» [2].

Цель: отработка навыков уважительной вербализации чувств партнера, снятие эмоционального напряжения в разговоре. Участники разбиваются на две группы и становятся друг напротив друга в круг. Задача одних – агрессивно «нападать», придираться, возмущаться. Задача других – отражать данную агрессию с помощью формул вербализации чувств партнера. Каждая пара работает 1–2 минуты, затем сдвигается на шаг вправо и меняет партнеров. После 3–4 туров роли в кругу меняются: теперь агрессоры начинают отражать чувства.

Время: 15 минут.

3.Заключительная часть.

Упражнение «Ваше настроение»[21].

Цель: получение обратной связи.

Участники по кругу делятся впечатлениями от занятия.

Время: 10 мин.

Занятие №5.

1.Вводная часть.

Мини-лекция «О стилях поведения в конфликтной ситуации»[42].

Цель: Получение информации о стилях поведения в конфликте.

Выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (описание и характеристики стилей):

• Соперничество (конкуренция).

• Компромисс.

• Сотрудничество.

• Избегание.

• Приспособление.

Беседа о стиле поведения в конфликте. Мозговой штурм об уместности и неуместности применения каждого стиля.

- Как вы думаете, какая стратегия самая лучшая?

Подведение итогов. Все зависит от ситуации, в которой мы оказались.

Время: 20 мин.

2.Основная часть.

Упражнение «Если бы…, я стал бы…»[26].

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…».

Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «… я стал бы требовать жалобную книгу».

Если бы тебе сказали, что ты никогда никому не помогаешь.

Если бы тебе сказали, что себя ведешь, как будто ты самый главный.

Если бы тебе сказали, что с тобой бесполезно договариваться о чем-либо, ты все равно забудешь.

Если бы тебе сказали, что ты не умеешь красиво одеваться.

Если бы тебе сказали, что у тебя скрипучий голос и он действует всем на нервы.

Если бы тебе сказали, что ты на всех смотришь волком.

Если бы тебе сказали, что у тебя напрочь отсутствует чувство юмора.

Если бы тебе сказали, что ты слишком высокого о себе мнения.

Если бы тебе сказали, что ты как не от мира сего.

Если бы тебе сказали, что ты плохо воспитан.

Если бы тебе сказали, что ты не умеешь договариваться.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Время: 25 мин.

3.Заключительная часть.

Упражнение «Телетайп»[21].

Цель: снятие напряжения после полученных знаний.

Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу, незаметным нажатием рук. Задача водящего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится водящим.

Время: 10 мин.

Занятие №6.

1.Вводная часть.

Упражнение «Корабль и ветер»[32].

Цель: настройка группы на работу.

Ведущий. Представьте себе, что ваш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки ... А теперь громко выдохните через рот воздух, пусть вырвется на волю ветер, который подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер! Упражнение можно повторить трижды.

Время: 10 мин.

2.Основная часть.

Мозговой штурм «Конфликтные ситуации»[26].

Цель: Показать стратегии взаимодействия в конфликтах: избегание, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.

Участники разбиваются на пары. Каждой паре дается определенный тип выхода из конфликтной ситуации, который она должна разыграть.

Ситуация №1.

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское у

Наши рекомендации