Тема 14 Конфликты в сфере управления
Одной из сложных сфер социальных отношений являются управленческие отношения.
Они возникают в процессе осуществления функций управления в различных сферах социальной действительности — экономике, политике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения складываются в любой социальной группе и организации. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений сопряжено с множеством проблем и противоречий, которые создают предпосылки для конфликтов в этой сфере. Именно эти проблемы освещены в данной теме.
Материал для самостоятельного изучения
Понятие управления и управленческих конфликтов
В самом общем виде управление представляет собой целенаправленное регулирование социальных отношений в соответствии с объективными законами.
Управление как сложный процесс включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль деятельности социальных субъектов.
Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления связаны с основной задачей управленческой деятельности, которая сводится к обеспечению целенаправленной, скоординированной работы как отдельных участников совместного труда, так и трудовых коллективов в целом. В процессе такой работы интересы субъектов социального взаимодействия не всегда совпадают, часто бывают противоположными, что и приводит к конфликтам.
Под конфликтами в сфере управления мы будем понимать конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления.
Источники конфликтов в сфере управления
Источником любого конфликта, в том числе и связанного с управлением, являются противоречия, которые при определенных условиях переходят в конфликт. Каждому виду и типу конфликта присущи свои противоречия, объективность которых обусловлена структурой и содержанием социального взаимодействия, его спецификой и условиями, в которых оно происходит.
Противоречия в сфере управленческих отношений весьма многообразны и определяются некоторыми особенностями этих отношений. Среди множества управленческих противоречий, на наш взгляд, важно выделить основное, которое обусловливает другие противоречия, и так или иначе «присутствует» в них. Таким противоречием является противоречие между установленной системой групповых норм и административных правил в управленческой системе с одной стороны, и потребностью всех субъектов управления иметь высокие статусы и выполнять такие роли, которые обеспечивали бы им свободу деятельности и реальную возможность для самовыражения — с другой.
Основным противоречием в сфере управления является противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыражению субъектов управления.
Это основное противоречие позволяет выделить ряд других: противоречия карьеры; противоречия подбора и расстановки кадров; противоречия делегирования полномочий; противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления и т. п.
Классификация конфликтов в сфере управления
Классификацию управленческих конфликтов можно произвести по различным основаниям (см. табл. 14.1).
Специфика форм проявления управленческих конфликтов
Форм проявления конфликтов в сфере управления несколько. Все они связаны с объективным процессом дезорганизации в управленческой деятельности.
Дезорганизация — это такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами.
Состояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между теми субъектами управления, которые отстаивают устаревшие формы управленческих отношений, и теми, кто выступает за приведение их в соответствие с изменившимися условиями. В конечном итоге такая борьба переходит в конфликт, который может протекать в форме несогласия, напряженности и конфронтации.
Несогласие как форма управленческого конфликта характеризуется сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением функций управления.
Несогласие — это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, легитимность которых в изменившихся условиях подвергается сомнению.
Классификация управленческих конфликтов Таблица 14.1
Основания классификации | Тип конфликта | Причины |
Субъекты конфликтного взаимодействия | Конфликт между субъектами и объектами управления (групповые конфликты) | Нарушение принципов управления; нарушение коммуникаций; низкая профессиональная подготовка кадров (другие причины см. в темах 10 и 12) |
Конфликт между руководителем и подчиненным (межличностные конфликты) | Весь спектр причин, обусловливающих межличностные конфликты (см. темы 9 и 12) | |
Источник конфликта (см. тему 12) | Структурные конфликты; инновационные конфликты; позиционные конфликты; ценностные конфликты | Причины конфликтов см. в теме 12 |
Динамика управленческой деятельности (функции управления) | Конфликты планирования | Нарушение принципов планирования; нарушение конгруэнтности стратегического, тактического и оперативного планирования; субъективизм и волюнтаризм руководства |
Конфликты организации | Последствия неудачного планирования; нарушение принципов организации; нарушения постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями | |
Конфликт мотивации | Нарушения принципов мотивации; просчеты в подборе и расстановке кадров | |
Конфликт контроля | Неадекватность отражения в сознании субъектов и объектов управления функции контроля в управленческой деятельности; нарушение принципов и норм контроля; нечеткость критериев контроля; неадекватность стиля управления конкретным условиям и ситуациям |
Напряженность как форма управленческого конфликта характеризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления.
Напряженность — это более острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.
Конфронтация — еще более глубокая форма управленческого конфликта, характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства: организации групповых протестов, травли «инакомыслящих», подсиживаний, увольнения соперников и т. п.
Конфронтация - это самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления.
Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов
Непосредственными субъектами, деятельность которых связана с предупреждением и разрешением конфликтов в сфере управления, являются сами руководители. Причем главная роль в этом процессе отводится руководителю того звена управления, в котором зреет или возник конфликт, либо руководителю высшего звена. В этом состоит одна из особенностей процесса предупреждения и разрешения управленческих конфликтов.
В целях предупреждения управленческих конфликтов руководителю любого ранга важно наладить обратную связь со всеми звеньями управления*, а также со всеми объектами управления. Это первое необходимое условие предотвращения конфликтов в управленческой деятельности. Вторым условием предупреждения конфликтов в сфере управления является постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий. В частности, руководитель должен владеть различными формами воздействия на подчиненных:
* Процесс управления организацией или другими социальными объектами носит многоуровневый характер Как правило, в управлении выделяют высшее, среднее и низшее звенья. Каждое звено представлено своими субъектами управления.
• прямое воздействие (приказ, директива, указание, задание и т. п.);
• воздействие через мотивы (стимулирование потребностей и интересов в целях желаемого поведения и деятельности);
• воздействие через систему ценностей (воспитание, образование, средства массовой информации);
• воздействие через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в организации, изменение системы взаимодействия и т. п.).
Разрешение управленческих конфликтов в большинстве случаев зависит от высшего руководителя. Здесь часто срабатывает принцип «тот прав, у кого больше прав».
Но при этом важно знать, что существенную роль в обеспечении объективности принимаемых решений по управленческим конфликтам играют демократические механизмы (общественность, средства массовой информации и др.) и правовые гаранты (суды, прокуратура и др.).
Литература для углубленного изучения темы
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 26.
2. ЗеркинД. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. - С. 322-352.
3. Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
4. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. — М.: УЦ «Перспектива», 1997.
5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М.: Инфра-М, 1996.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение управления и управленческого конфликта.
2. Сформулируйте основное противоречие в сфере управления.
3. Перечислите управленческие противоречия.
4. Перечислите управленческие конфликты, различающиеся по субъектам конфликтного взаимодействия и назовите их причины.
5. Перечислите управленческие конфликты, различающиеся по функциям управления и назовите их причины.
6. В чем состоит суть процесса дезорганизации в управлении?
7. Перечислите формы управленческих конфликтов.
8. В чем состоит суть несогласия как формы конфликта в сфере управления?
9. В чем состоит суть напряженности как формы конфликта в сфере управления?
10. В чем состоит суть конфронтации как формы конфликта в сфере управления?
Занятие 14.1. Практическое занятие по теме: «Управленческие решения» (проводится методом анализа документов)
Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа рабочих документов организации на предмет прогнозирования конфликтных ситуаций, обусловленных управленческими решениями и формирование у них умений выработки адекватных предложений по предупреждению конфликтов.
Порядок проведения занятия
Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия методом анализа рабочих документов организации. Им необходимо Сообщить тему идель занятия, указать литературу для самостоятельного изучения и выдать задание.
Содержание задания. Для анализа рабочих документов в соответствии с целью занятия студентам необходимо выдать образцы бизнес-плана; планов развития организации, города; приказы и распоряжения; директивы и указания и другие документы (пакет документов формируется преподавателем в зависимости от специализации студентов).
В ходе занятия. Организуется обсуждение выводов, полученных в результате анализа рабочих документов организации.
Занятие 14.2. Практическое занятие по теме: «Стиль управления» (проводится методом тестирования)
Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным стилям управления, развитие навыков наблюдения и оценки стиля управления в организации, формирование умений анализа деятельности руководителя по управлению организацией.
Порядок проведения занятия
Подготовительный период. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия методом тестирования. Необходимо сообщить им тему и цель занятия, дать указания для самостоятельного изучения литературы и уяснения основных вопросов: а) понятие стиля управления; б) характеристика основных стилей управления; в) стиль управления и конфликты.
В ходе занятия. Студенты работают с тестами. Преподаватель организует обсуждение результатов тестирования.
Тест 14.1. «Определение стиля управления трудовым коллективом»*
Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителей. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами «а», «б» и «в». Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать то, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Текст опросника
* См Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв ред А Ф. Кудряшов — Петрозаводск. Петроком, 1992 —С 159-162
№ | а | б | В | |||||||
п/п | ||||||||||
Центральное | Старается все решать | Некоторые важные | ||||||||
руководство требует, | вместе с подчиненны- | дела решаются | ||||||||
чтобы о всех делах | ми, единолично | фактически без | ||||||||
докладывали именно | решает только самые | участия руководи- | ||||||||
ему | срочные | теля, его функции | ||||||||
и оперативные вопросы | выполняют другие | |||||||||
Всегда что-нибудь | Приказывает так, что | Приказывать | ||||||||
приказывает, распоря- | хочется выполнять | не умеет | ||||||||
жается, настаивает, | ||||||||||
но никогда не просит | ||||||||||
Старается, чтобы | Ему безразлично, | Добивается | ||||||||
его заместители были | кто работает у него | от заместителей | ||||||||
квалифицированными | заместителем, | и помощников | ||||||||
специалистами | помощником | безотказного | ||||||||
исполнения | ||||||||||
и подчинения | ||||||||||
Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу | В работе не заинтересован, подходит к делу формально | Решая производственные задачи,старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе | ||||||||
Наверно, он консервативен, так как боится нового | Инициатива подчиненных руководителем не принимается | Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно | ||||||||
На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней | Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это | Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает | ||||||||
Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность | Ответственность распределяет между собой и подчиненными | Руководитель единолично принимает решения или отменяет их | ||||||||
Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками | Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю | Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали | ||||||||
Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными | Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть | Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных | ||||||||
Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно | В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие | По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым | ||||||||
№ п/п | а | б | в | |||||||
И | В критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями | В критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства | Критические ситуации не изменяют способа его руководства | |||||||
Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком | Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим | Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны | ||||||||
Пожалуй, он не очень требовательный человек | Он требователен, но одновременно и справедлив | О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым | ||||||||
Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных | Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом | Контролирует работу от случая к случаю | ||||||||
Умеет поддерживать дисциплину и порядок | Часто делает подчиненным замечания, выговоры | Не может влиять на дисциплину | ||||||||
В его присутствии подчиненным все время приходится работать в напряжении | С ним работать интересно | Подчиненные предоставлены сами себе | ||||||||
Опросный лист 1. а б в
2. | а | б | в | ||||
3. | а | б | в | ||||
4. | а | б | в | ||||
5. | а | б | в | ||||
6. | а | б | в | ||||
7. | а | б | в | ||||
8. | а | б | в | ||||
9. | а | б | в | ||||
10. | а | б | в | ||||
11. | а | б | в | ||||
12. | а | б | в | ||||
13. | а | б | в | ||||
14. | а | б | в | ||||
15. | а | б | в | ||||
16. | а | б | в | ||||
Интерпретация
Директивный компонент — Д.
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция по отношению к подчиненным, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский компонент (пассивного невмешательства) — П.
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности, строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать на подчиненных ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент — К.
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.
Ключ к тесту
, а б в , а б в
п/п_______________________п/п________________
п/п | а | б | в | № п/п | а | б | в |
Д | К | П | Д | к | п | ||
Д | К | п | К | п | д | ||
К | п | Д | П | д | к | ||
д | п | К | д | к | п | ||
п | Д | к | п | к | д | ||
к | д | п | к | д | п | ||
п | к | д | к | д | п | ||
к | п | д | д | к | п |
Тест 14.2. Стиль руководства
Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя, и в каждой характеристике по пять вариантов, в которых она может проявляться.
Выберите, пожалуйста, один или несколько из пяти вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним.
Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.
1. Распределение полномочий между руководителем и подчиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных ситуациях):
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы подчиненные советовали ему и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть этого;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим;
в) можно сказать, что руководитель не стремится пополнить свои недостатки в знаниях;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам: а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;
б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов.
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителей в отсутствие руководителя:
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а потом забывается.
14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
г) часто делает подчиненным замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
а) всегда обращается с подчиненными вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;
в) в обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;
д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива;
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина поддерживается за счет того, что подчиненные боятся руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;
д) нередко, общаясь с руководителем, его трудно понять.
19. Характер принятия решений по руководству коллективом:
а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;
в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные или оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;
д) берется в основном за решение мелких вопросов.
20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены самим себе;
д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;
б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляет ни сам руководитель, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
а) его любимый лозунг «Давай, давай!»;
б) он требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) руководитель требователен и к себе и к другим.
25. Отношение руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попустительский) в соответствии с данной таблицей (то есть сумму чисел, соответствующих каждой букве, обозначающей стиль руководства).
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
Оценка результатов
Результат выражается показателями, каждый из которых может принимать значение от 1 до 10 баллов.
Тема 14 | |||||
Вариант | а | б | в | г | д |
Д-3 | П-2 | к-з | П-З | К-2 | |
д-з | К-2 | П-1 | К-З | К-2 | |
П-1 | К-2 | Д-2 | К-1, П-2 | К-2 | |
Д-1 | К-2 | П-2 | П-1 | К-2 | |
к-з | Д-2 | П-2 | П-2, К-1 | К-2 | |
п-з | Д-3 | К-З | д-з | Д-2 | |
Д-1 | К-1 | П-2 | П-1, К-1 | К-1 | |
к-з | П-З | Д-2 | П-2 | Д-3 | |
К-2 | П-2 | Д-2 | Д-2, П-2 | П-2 | |
Д-2 | К-2 | П-1 | Д-2, К-2 | К-1, К-1 | |
И | П-2 | К-2 | Д-2 | Д-1, П-2 | Д-2, П-1 |
К-1 | Д-1 | П-1 | Д-2 | д-з | |
Д-2 | К-2 | П-2 | К-1 | Д-1, П-2 | |
П-З | д-з | К-З | Д-2 | К-З | |
К-2 | Д-2 | П-2 | Д-2 | Д-2, П-2 | |
К-2 | Д-1, П-1 | Д-1, П-2 | П-З | - | |
Д-2 | П-2 | К-2 | Д-2 | П-З | |
д-з | К-З | П-2, К-1 | П-2, Д-1 | П-1 | |
Д-3 | П-2 | К-З | П-З | П-З | |
Д-1 | К-1 | П-1 | К-2 | Д-2 | |
К-2 | Д-2 | Д-2 | П-2 | Д-2 | |
К-2 | Д-1, К-2 | Д-2, К-1 | К-2 | Д-2 | |
Д-2 | П-2 | К-2 | П-2 | П-З | |
д-з | К-З | Д-2 | П-З | К-2 | |
П-1 | К-1 | Д-2 | К-2 | П-2 | |
К-2 | К-З | П-З | д-з | К-З | |
П-1 | К-2 | Д-1 | К-2 | Д-3 | |
Д= | к= | П= |
Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов.
Возможные отношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1: директивный стиль (например, 10-2-4,6-3-4,9-5-4 и
т. д.);
2) 1-К-1: коллегиальный стиль (например, 4-9-4,3-8-4,5-10-4);
3) 1—1—П: попустительский стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).
Если два стиля выражены приблизительно одинаково и выраженность двух стилей доминируют над третьим, то стиль руководства смешанный:
4) Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4, 6-7-3 и т. д.);
5) 1-К-П: коллегиально-попустительский (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);
6) Д-1-П: директивно-попустительский (например, 8-1-6,8-3-8, 7-2-9);
7) Д-К-Л: смешанный (например, 2-3-3,3-3-3,5-6-6,10-8-8). При этом результаты смешанного стиля соответствуют разным характеристикам руководства:
а) одина