ГЛАВА I – ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I – ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ
1.1 Темперамент как психологический феномен.
1.2 Психологические защиты личности в работах западных и отечественных ученых-психологов.
Взаимосвязь типов
ГЛАВА ІІ – ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
2.1 Основные этапы исследования взаимосвязи типов темперамента и видов психологической защиты личности.
2.2 Характеристика выборки исследования взаимосвязи типов темперамента и видов психологической защиты личности.
2.3 Описание применяемых методов исследования.
2.4 Описание применяемых методик исследования
ГЛАВА III - ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ПСИХОЗАЩИТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа ориентирована на выявление связи между темпераментом и механизмами психологической защиты личности.
Исследование позволит выявить зависимость между особенностями темперамента и преобладанием тех или иных психологических защит.
Также данное исследование актуально, поскольку комплексный анализ особенностей темперамента в их связи с механизмами психологической защиты (далее по тексту - МПЗ), даст возможность для разработки более глубокой системы психологического консультирования лиц, испытывающих затруднения в адаптации. Данное исследование позволит разработать общую программу коррекции поведения, учитывающую связь нейродинамики с особенностями личности. Изучение темперамента человека может быть либо поверхностным, направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на раскрытие внутренней организации симптомокомплекса свойств, входящих в структуру темперамента. Использование второго подхода было положено в основу настоящей дипломной работы.
Механизмы защиты личности называют сложным феноменом, они являются предметом споров многих ученых. Среди исследователей данного феномена нет единой точки зрения ни на общее количество механизмов психологических защит, ни на степень их соотнесенности друг с другом, ни даже на их ясные определения в некоторых случаях. Одни исследователи считают механизм психологической защиты вредоносным средством «решения» внутреннего или внешнего конфликта (В.А.Ташлыков, В.С. Роттенберг, Ф.Е. Василюк, Э.И. Киршбаум, И.Д. Стойков, Т. Шибутани). Другие - обычной составляющей сознания (Ф.В Бассин, Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, Е.Т. Соколова, В.Л. Зливков, В.К.Мягер).
Еще один спорный вопрос: «Каковы основные, наиболее существенные свойства психики человека, которые определяют его психозащиту?». Именно на этом вопросе хотелось бы локализовать проблематику данной дипломной работы. Известны попытки установления связи этого явления с интеллектуальным уровнем, уровнем самооценки человека. Но на сегодняшний день, ни одна из гипотез не является неоспоримо доказанной. Тот факт, что не существует какого-то одного механизма защиты, присущего всем людям, заставляет задуматься о том чем же обусловлен выбор того или иного способа защиты, какими особенностями психики личности.
В настоящей дипломной работе рассмотрена взаимосвязь типов психозащиты с темпераментом, так называемыми динамическими свойствами психики. Эти индивидуальные особенности проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности. Именно с таким постоянным и физиологически обусловленным элементом психики, как темперамент, нам представляется возможным установить связь типов психозащит человека.
Объект исследования - психологические защиты личности.
Предмет - взаимосвязь видов психологической защиты личности с типами темперамента.
Цель: исследование взаимосвязи типов темперамента и видов психологической защиты личности.
Для достижения цели дипломной работы необходимо выделить задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблематики «психологические защиты» и «темперамент».
2. Сформировать выборки первого и второго этапа, определить методы и методики исследования.
3. Провести эмпирическое исследование выборки первого этапа и выборки второго этапа.
4. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы о взаимосвязи типов темперамента и видов психологической защиты личности.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между темпераментом и психологическими защитами личности, а именно:
а) у людей с типом темперамента холерик преобладающий вид психологических защит – замещение;
б) у сангвиников преобладает регрессия;
в) у флегматиков – рационализация;
г) у меланхоликов - компенсация.
Теоретико методологическую основу исследования составили работы ученых-психологов: Айзенка Г. о типах темперамента, Плутчика Р., Келлермана Г. и Х., З. Фрейда, А.Фрейд, Деминой Л.Д. и Ральниковой И.А.
Методологические принципы: принцип детерминизма и системности.
Методы исследования: метод анализа литературы, психодиагностическое тестирование.
Методики:
· опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Приложение 1);
· тест Г.Ю.Айзенка EPI (Eysenck Personality Inventory) (Приложение 2);
Выборка формируется в два этапа. Количественный состав выборки первого этапа - 120 человек. Выборка второго этапа формируется на основе первой для установления равного процентного соотношения представителей всех четырех типов темперамента. Выборка второго этапа составила - 80 человек.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в возможности дальнейшего применения, полученных в результате исследования знаний в такой области науки, как психология. А именно в практической деятельности психолога, а также везде, где необходимо учитывать психологию людей (политика, криминалистика, управление персоналом).
Взаимосвязь типов
Изучение взаимосвязи структуры темперамента и МПЗ необходимо для прояснения теоретических положений о биологической обусловленности МПЗ.
Так, Крамер [30] считает, что механизмы защиты коренятся в биологически заданных моторных рефлексах. Моторные аспекты поведения младенца могут рассматриваться как прототипы защит. В процессе развития происходит интернализация моторных реакций и формирования их идеаторных репрезентаций, которые, в свою очередь, являются "зародышами" МПЗ. С этими положениями хорошо согласуются рассуждения З. Фрейда, в которых он уподобляет вытеснение моторной реакции бегства. При вытеснении отводятся энергетические вклады, или катексисы, репрезентатов (мыслей, воспоминаний, аффектов) конфликтных влечений [8].
Влечения в рамках психоаналитической теории рассматриваются как элементарный и базовый элемент психического аппарата. Влечения "расположены" на границе между психикой и телом, являясь психическими представителями физических процессов, связанных с потребностями организма. В ранних работах Фрейда упоминается два класса влечений: влечения "Я" и сексуальные влечения. Влечения "Я" являются отражением в психическом мире процессов, связанных с самосохранением организма. И влечения "Я", и сексуальные влечения являются врожденными и коренятся в телесной конституции индивида. Что касается сексуального влечения, то врожденным является и общая закономерность его развития, в ходе которого оно проходит через стадии оральной, анальной, а также инфантильной генитальной, прежде чем прийти к взрослой генитальной сексуальности. Основным источником сексуального возбуждения являются эрогенные зоны и некоторые психофизические состояния. Эрогенные зоны получают стимуляцию как от периферических рецепторов, так и от импульсов из ЦНС.
Влечение понимается как процесс нарастания возбуждения, оно является той исходной переменной величиной [27], которая вызывает ответ со стороны систем психического аппарата, направленный на регуляцию гомеостаза. Влечение, или поток возбуждения, в психическом аппарате, берущий начало в эндогенном раздражении, направляется к объекту (внешнему или внутреннему), который может принести удовлетворение. При достижении удовлетворения этот поток иссякает. У младенцев после неоднократного повторения опыта возникновения и разрядки связанного с телесной потребностью возбуждения в психическом аппарате, в мнемонической системе формируются и закрепляются воспоминания об актах кормления и ухода, подразумевающие взаимодействие с внешними (и внутренними) объектами. Так постепенно формируются более сложные психические образования – желания. Желание характеризуется и как структура, и как процесс. Как структура желание представляет собой "взаимосвязь влечения, образа объекта и двигательного образа, возникающую под воздействием возбуждения, вызванного влечением" [27]. С позиций метапсихологии желание понимается как процесс, в ходе которого возбуждение, поступающее из соматического источника, активирует воспоминания об опыте удовлетворения, что влечет за собой появление определенного паттерна возбуждения. Таким образом, желания содержат структуры базовых отношений между субъектом и объектом.
Силам влечения противостоит вытеснение. Вытеснение, согласно Шмидт-Хеллерау, "равнозначно "вычитанию" части силы влечения, за счет которого величина возбуждения, вызванного влечением, сокращается и становится подпороговой" [27]. Цензура, связанная с вытеснением, подобно желанию и влечению, представляет собой более сложное образование, чем вытеснение. Шмидт-Хеллерау рассматривает цензуру как негативную связь между образом объекта и двигательным образом.
Кроме того, темперамент связан не только с динамическими параметрами влечения, но и с миром внутренних репрезентаций [34]. Так, в диссертации И.Н. Трофимовой [см. 9] показано, что экстраверсия положительно коррелирует со склонностью субъекта использовать в процессе категоризации объектов оценки большей активности и энергичности. Нейротизм связан со склонностью оценивать воспринимаемые объекты и события как более пассивные, слабые, неупорядоченные и негативные. Таким образом, на основании вышесказанного, мы можем рассматривать вопрос об эмпирическом исследовании влияния свойств темперамента на индивидуальный профиль МПЗ.
Первые десятилетия развития психоанализа совпали с самыми первыми шагами в создании теорий и разработки методов исследования в психологии личности. Хотя в рамках психоаналитического подхода Вильгельм Райх [15] и предпринял попытку связать МПЗ со свойствами характера, все же эмпирические исследования взаимосвязи МПЗ и черт личности, характера, темперамента, прежде всего, требовали надежных и валидных методов.
По-видимому, идея взаимосвязи темперамента и МПЗ имплицитно содержится в концепции Кречмера. Кречмер соотносит телесную конституцию с типом темперамента, и его, в свою очередь - с заболеванием [9]. Так, астеническое (лептосоматическое) телосложение Кречмер представляет как свойственное шизотимическому типу и больным шизофренией. Циклотимики, по Кречмеру, обладая пикническим телосложением, склонны к маниакально-депрессивному психозу, тогда как атлетическому телосложению соответствует иксотимический тип и склонность к эпилепсии. Конечно, как справедливо отмечал Стреляу [20], концепция Кречмера положила начало традиции необоснованно полагать, что каждый здоровый человек носит в себе зародыш психического заболевания, причем определенного типа, детерминированного его природным конституциональным складом. Выводы, сделанные Кречмером, сейчас могут быть признаны экстремальными и не согласующимися ни с результатами исследований, ни с данными клинических наблюдений за пациентами, страдающими от психических расстройств. Однако мы, видимо, вправе ожидать, что темперамент задает склонность к преимущественному использованию той или иной констелляции защитных механизмов, что, отчасти, находит подтверждение в наблюдениях Кречмера. Переводя идеи Кречмера на язык современной психологии, оперирующей понятиями защиты, можно предположить следующее. Шизотимическому типу темперамента более свойственно использование таких защит как изоляция, диссоциация, расщепление, проективная идентификация, проекция. Для циклотимиков характерно чередование идеализации и обесценивания, высокая напряженность отрицания, направление агрессии против себя, аннулирование. Иксотимики же более охотно прибегают к замещению, проекции.
В настоящей работе использованы теоретические и методические подходы Плутчека [16, 35] касаемые защитных механизмов, и Айзенка [2, 26]- в вопросах изучения темперамента.
Согласно Плутчеку, механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Защиты начинают действовать в случае, когда переживание и/или выражение некоторой эмоции может иметь для индивида негативные последствия. Концепция МПЗ Плутчика базируется на его психоэволюционной теории эмоций, в которой постулируется наличие дериватов 8 базовых эмоций: страха, гнева, радости, печали, принятия, отвержения, ожидания, удивления. Базовым эмоциям соответствуют 8 защитных механизмов: отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация.
Одним из положений теории Плутчека является то, что формирование МПЗ происходит постепенно и на разных этапах онтогенеза появляются разные защиты. Отсюда следует различие между так называемыми "примитивными" защитами, формирующимися на более ранних этапах развития, и более "зрелыми", соответствующими более поздним этапам. К наиболее примитивными защитным механизмам в теории Плутчека относятся отрицание, регрессия и проекция. Такие же механизмы как интеллектуализация, компенсация, реактивное образование появляются на более поздних этапах развития и соответствуют более высоким уровням развития личности.
В настоящем исследовании проверялись следующие гипотезы:
1. Черта темперамента "экстраверсия", по сравнению с "нейротизмом", в меньшей степени связана с напряжением МПЗ.
2. Примитивные МПЗ в большей степени связаны с чертами темперамента, чем МПЗ высшего порядка.
3. Разным типам темперамента будут свойственны разные профили МПЗ.
Проанализировав теоретические и методические подходы Плутчека касаемые защитных механизмов психологической защиты личности, и Айзенка - в вопросах изучения темперамента можно сказать следующие.
Каждому типу темперамента соответствует свой профиль механизмов психических защит.
Так, группу сангвиников, стабильных экстравертов, которые известны высокой активностью и реактивностью [20], отличает преобладание механизма защиты Вытеснение. Значение по этой шкале для группы "сангвиники" значимо превосходит средние значения по шкале Вытеснение у "холериков" и "меланхоликов". Кроме того, значение этой шкалы для "сангвиников" выше, чем у группы стандартизации. По сравнению с другими группами и группой стандартизации [16], "сангвиникам" в меньшей степени свойственны регрессия, компенсация, замещение.
"Флегматики", устойчивые интроверты, обладающие высокой активностью и низкой реактивностью, предпочитают отрицание, в меньшей степени им свойственны реактивное образование, проекция, компенсация, регрессия.
В профиле "меланхоликов"- эмоционально неустойчивых интровертов - ведущими механизмами психической защиты являются:
· Регрессия;
· Компенсация;
· Проекция;
· Замещение;
· Отрицание.
"Меланхолики" значимо превосходят по напряженности этих защитных механизмов почти все выделенные нами в исследовании группы. Для "меланхоликов" значения по шкалам, оценивающим эти МПЗ выше, чем у группы стандартизации. Для "меланхоликов" в меньшей степени свойственно использование интеллектуализации. В то же время механизм Реактивное образование у "меланхоликов" более выражен, чем у "флегматиков" и группы стандартизации, находится на одном уровне с группой "сангвиники" и ниже, чем у "холериков".
Холерики, неустойчивые экстраверты с преобладанием реактивности над активностью и малой чувствительностью, чаще используют реактивное образование, проекцию, регрессию и замещение. Для холериков, как и для меланхоликов, основными защитами являются примитивные защиты:
· Регрессия;
· Примитивная проекция (проективная идентификация).
Полученные данные указывают на то, что нейротизм, (т.е. высокий уровень активации лимбической системы и лабильности вегетативной нервной системы), является предрасполагающим фактором более частого использования механизмов проекции и регрессии.
Однако, помимо примитивных защит, холерикам, как показало исследование, наиболее свойственна такая психическая защита как -реактивное образование. Значения соответствующей шкалы у "холериков" превосходят значения этой шкалы у всех других групп, в том числе и группы стандартизации. Механизм Реактивное образование основан на вытеснении и является одним из наиболее онтогенетически поздних и сложных механизмов [10, 11]. В действии этого механизма можно выделить, по крайней мере, два аспекта:
1) вытеснение дериватов проблемного влечения;
2) обращение в противоположность.
Так, эротический интерес оборачивается строгостью или враждебностью, а ненависть - преувеличенной опекой. Таким образом, вывод о связи типа темперамента "холерик" и Реактивного образования требует проверки.
Кроме того, согласно полученным данным, для "нестабильных" типов темперамента в большей степени свойственно преобладание защит Регрессия, Компенсация, Проекция и Замещение, тогда как для "стабильных" типов – защитные механизмы Вытеснение и Интеллектуализация.
Корреляционный анализ показал статистически и теоретически значимые зависимости между шкалой Экстраверсия-Интроверсия и Отрицание (0,32) и Реактивное образование (-0,28). Механизм защиты Отрицание, прежде всего, направлен против восприятия неприятных и/или пугающих аспектов внешней реальности.
Данные исследований показали, что отрицание в большей степени свойственно "флегматикам", группе, с высоким средним баллом по шкале "экстраверсия-интроверсия" и умеренно низкими значениями "нейротизма". Наименьший уровень напряженности отрицания отмечен у холериков, обладающих низкими значениями "экстраверсии-интроверсии" и высокими значениями "нейротизма". При помощи отрицания индивид справляется с ситуациями тяжелого стресса, психической травмы, утраты. Отрицание, по-видимому, можно охарактеризовать как "интровертированный", т.е. направленный от внешних объектов, что и подтверждают данные настоящего исследования, согласно которым напряженность этого механизма растет с усилением черты интроверсия.
В самом деле, интроверт вовлечен в менее интенсивное взаимодействие и обладает более "жестким" фильтром приема внешней информации [9].
Слишком большой приток информации и стимуляции извне раздражает интроверта, поэтому регуляция интроверта связана с контролем информационного "входа". Отсюда следует, что интроверсия задает условия для преимущественного использования механизма отрицания.
Высоким значениям по шкале Отрицание также соответствуют низкие значения по шкале Нейротизм. То есть, механизм Отрицание, в большей степени, свойственен эмоционально стабильным индивидам. Низкий уровень нейротизма соответствует низкому фону возбуждения, продуцируемым лимбической системой.
Известно, что одной из центральных структур лимбической системы [21], отвечающей за эмоции и научение, является миндалевидное тело [36], или амигдала. У людей с поражением амигдалы отсутствует реакции страха при явной опасности. К амигдале приходят прямые проекции из таламических ядер, что обуславливает непосредственную активацию амигдалы при воздействии на рецепторы внешних анализаторов. Нарушения в амигдале приводит к тому, что внешняя стимуляция не вызывает ответную активацию амигдалы и, соответственно, уровень возбуждения, создаваемый лимбической системой остается низким. Например, при переходе улицы приближение автомобиля, движущегося на большой скорости, не вызовет тревоги у такого человека, и он спокойно шагнет на проезжую часть, подвергая свою жизнь серьезному риску. Такое поведение людей с грубыми нарушениями функционирования амигдалы очень похоже на крайний вариант действия механизма отрицания. Таким образом, низкий уровень нейротизма, поддерживаемый низким уровнем активации лимбической системы, может быть принят за "формально-динамическую" основу защитного механизма отрицания.
Отрицательный и близкий к теоретически значимому значению коэффициент корреляции между шкалами Экстраверсия-Интроверсия и Реактивное образование указывает на Реактивное образование как на "экстравертированный" защитный механизм. В традиционном определении МПЗ Реактивное образование делается акцент на выраженном преобладании одной из сторон амбивалентного отношения к объекту [10].
Так, преувеличенная забота старшего сибса о младшем может быть результатом Реактивного образования, помогающего не замечать враждебности, а строгое "спартанское" отношение к дочери со стороны отца или отчима, может служить компенсацией либидинозных чувств, подчеркнутое стремление к чистоте уравновешивает копрофилические тенденции. Фобия может быть реактивным образованием в отношении желанного объекта и/или желания как такового. Известный феномен "Стокгольмского синдрома" – теплых чувств и даже любви к террористам со стороны захваченных ими заложников – также во многом обязан такой внутренней динамике людей, постоянно находящихся в течение более или менее длительного времени под угрозой смерти при полной зависимости от преступников.
Таким образом, общим для всех описанных примеров действия механизма Реактивное образование является отношение с внешним объектом (к обеим сторонам амбивалентных тенденций), которая характеризуется направленностью на взаимодействие с ним, что может быть охарактеризовано как "экстравертированная" тенденция.
В то же время, шкала Реактивное образование статистически и теоретически значимо связана со шкалой Нейротизм, то есть этот механизм в большей степени свойственен тем людям, для которых минимальное рассогласование между ожидаемым и реальным вызывает сильную эмоциональную реакцию.
Данные корреляционного анализа подтверждают основную гипотезу настоящего исследования о связи МПЗ и свойств темперамента. Все шкалы опросника LSI статистически значимо коррелируют со шкалой Нейротизм опросника Айзенка. При этом для шкал Отрицание, Вытеснение и Интеллектуализация получены отрицательные коэффициенты корреляции со шкалой Нейротизм. По-видимому, это указывает на то, что относительно низкий уровень активации лимбической системы служит нейробиологической основой снижения возбуждения, вызванного влечением (вытеснение) и изоляции аффекта, лежащего в основе интеллектуализации как защитного механизма.
Интерпретация результатов относительно шкалы Компенсация является довольно проблематичной в силу разноплановости самой концепции Плутчека в отношении этого защитного механизма. По Плутчеку, механизм Компенсация направлен на чувство утраты (реальной или мнимой). Компенсация в системе защит Плутчека занимает особое место, так как является осознаваемым механизмом, действие которого может быть инициировано осознаваемым волевым усилием. Это противоречит общепринятым взглядам на МПЗ как, прежде всего, неосознаваемые маневры психики. Впрочем, многие авторы [1, 10] делают исключение в отношении бессознательного аспекта МПЗ для диссоциации.
Диссоциация является единственной защитой, которая может запускаться сознательным волевым усилием, например, при медитации и дневном сновидном фантазировании.
Использование тех или иных типов защит еще не свидетельствует о силе или слабости Я, нарушении функционирования психики, патологии. Например, регрессия может служить надежным средством адаптации, позволяющим временно отступить назад для консолидации сил, которые необходимы для последующего продвижения вперед. Интеллектуализация помогает действовать целенаправленно и спокойно в ситуациях, вызывающих сильные эмоции.
Система защитных механизмов, скорее, имеет отношение к определению типа характера. Для определения степени патологии необходимо знать уровень функционирования психики (невротический, пограничный, психотический). Уровень функционирования личности оценивается по степени интеграции идентичности, способности переносить тревогу и сохранности в "тестировании реальности". Признаком патологии является не наличие примитивных защит, но отсутствие зрелых [10]. Все группы испытуемых в исследовании обладают полным набором 8 защитных механизмов по Плутчеку с разной степенью выраженности.
Конечно, полученные результаты относительно профиля защитных механизмов требуют уточнения, так как проблема классификации МПЗ до сих пор остается нерешенной. Однако полученные результаты свидетельствуют о значимых связях между свойствами темперамента индивида и его предпочтениями в выборе защитных механизмов.
Как отмечает Медоу [34], два ребенка, выросшие в одной семье, отличающиеся темпераментом, будут по-разному реагировать на одни и те же события. Продолжая эту линию рассуждения, мы можем сказать, что сила, диспозициональные характеристики внутренних конфликтов, защиты как средство их разрешения, также испытывают влияние со стороны базовых свойств индивидуальности. Таким образом, в терапевтической ситуации важно, чтобы терапевт учитывал факт взаимодействия базовых черт индивидуальности и выбора защиты. Это знание может внести существенные коррективы в проработку защитных механизмов, снимая необходимость интерпретации некоторых аспектов защитной динамики. С другой стороны, понимание терапевтом взаимосвязи между темпераментом и особенностями внутренней динамики позволит ему лучше ориентироваться при выборе терапевтического подхода в каждом конкретном случае [31]. Это, в свою очередь, будет способствовать более эффективному развитию терапевтических отношений, поддержанию атмосферы доверия в терапевтическом кабинете.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы, связанные с психодиагностикой темперамента, являются наиболее разработанными в отечественной психологии. Несмотря на многообразие различных подходов и методов исследования, общим остается признание зависимости темперамента от эмоциональной сферы личности. Предполагается, что схема исследования, предложенная в данной работе, позволит разработать систему консультирования лиц испытывающих проблемы в адаптации, а также более глубоко изучить структуру личности. Был произведён теоретический анализ проблемы темперамента, подобраны и описаны наиболее адекватные методы изучения темперамента и МПЗ.
Результаты настоящего исследования могут быть полезны в диагностической и прогностической работе клиницистов, педагогов, специалистов по работе с кадрами. При определенном опыте в наблюдении за окружающими людьми тип темперамента может быть с достаточно высокой степенью точности определен на основании скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по способности к эмпатии и т.д. Зная темперамент человека, психолог-практик может сделать предположения об "ожидаемых" для данного типа темперамента МПЗ, что будет способствовать большей эффективности его работы как профессионала в области оказания психологической помощи.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I – ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ
1.1 Темперамент как психологический феномен.
1.2 Психологические защиты личности в работах западных и отечественных ученых-психологов.
Взаимосвязь типов