Лекция 3. Сфера деятельности клинического психолога
Лекция 3. Сфера деятельности клинического психолога
План
1. Модель деятельности клинического психолога.
2. Работа клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях.
3. Основы деятельности психолога бюро МСЭ.
Вопросы
Литература
Основная
Орлова, Е.А. (Елена Александровна) Клиническая психология: учебник для бакалавров / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; отв. Ред. Г.И. Ефремова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 22-41.
Дополнительная
Сандберг Н. и др. Клиническая психология. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – С.30-35, С. 205-272.
Клиническая психология. Под ред. М. Пере, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.
Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология: Учебник [Текст] / Б.Д. Карвасарский. – СПБ.: Питер, 2006. – С. 767-804.
Модель деятельности клинического психолога
Рассмотрим некоторые определения и понятия, входящие в акмеограмму деятельности практического психолога.
Профессиональные знания – объективно необходимые сведения о всех сторонах труда.
Профессиональные умения – действия и «техники» психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности.
Профессиональные навыки – приобретенная способность практического психолога выполнять профессиональные приемы, действия, конкретные должностные функции.
Специфические психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала – психических процессов, свойств, состояний, образований, позволяющих ему заниматься избранной деятельностью.
Профессиональные позиции, т.е. целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспективы, а также собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде.
Акмеологические инварианты – формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обуславливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов.
Основные направления деятельности кл. психолога МСЭ
Принятие участия в вынесении экспертного решения ---------- Пргноз развития
Выявление индивидуально-психологических особенностей личности в целях их оценки ----------Разработка программ психологической реабилитации
Участие в разработке индивидуальной реабилитационной программы ----------Участие в других программах реабилитации
Психодиагностические задачи
1. Психодиагностика состояния высших психических функций и состояния умственной деятельности
2. Психодиагностика обучаемости
3. Психодиагностика и пргнозирование возможности социально-психологической адаптации
4. Психодиагностика эмоционально-волевой сферы и особенностей личности
5. Психодиагностика профессионально значимых качеств
6. Психодиагностика межличностных отношений
Задачи продиктованы должностными инструкциями, которые разрабатываются в соответствии с целями и задачами, решаемыми психологом в тех или иных учреждениях.
2. Работа клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях
Выделяют три аспекта деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях: диагностический, коррекционный и профилактический.
Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в обучении, в межличностных отношениях.
Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблемы, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру данных нарушений и их взаимосвязь.
Клинико-психологическое обследование по содержанию шире патопсихологического. В него включается:
Экспериментальная диагностика (тестирование) психических функций;
самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и др.);
анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях иего интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований.
Необходимо дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникшие под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и помощи, проблемному ребенку.
Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического психолога в составе психолого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в судах, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях военкоматов.
Психотерапия и психокоррекция как разновидности клинико-психологической интервенции.
Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или избавлением его от того, что приносит ему страдание.
Основным значением термина «коррекция» выступает исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека.
История психотерапии как психиатрической практики
С 1790г. в ряде психиатрических лечебниц был введен метод нравственной терапии.
Нравственная терапия – набор особых способов обращения и взаимодействия с душевнобольными, изменяющих их систему отношений к себе и миру и блокирующих «вредные» влияния среды.
Французский психиатр Ф.Пинель (1745-1826) создал систему лечебного воспитания и перевоспитания душевнобольных.
В Англии идеи Ф.Пинеля были развиты психиатром С. Тьюком, который и ввел для обозначения нравственного лечения новый термин – психотерапия. Его психотерапия включала в себя труд больных, родительскую заботу о них со стороны персонала и религиозно-нравственное воспитание.
Таким образом, психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия.
Данный аспект деятельности востребован в специализированных школах для проблемных детей (детей с особыми потребностями), в детских исправительных учреждениях, в психологических службах системы образования.
Оказание клинико-психологической помощи детям, ставшими жертвами различных психотравмирующих обстоятельств – пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения; вооруженных конфликтов, природных и техногенных катастроф.
Профилактический аспект связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведении, с предупреждением развития обострений и психосоциальной дезадаптации у аномальных детей, имеющих личностные и поведенческие особенности, и у компенсированных детей, перенесших острые психические расстройства.
Профилактическая деятельность – деятельность, направленная на формирование толерантной среды по отношению к детям и подросткам, имеющим те или иные особенности личности, психологического статуса или развития.
Психопрофилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную.
Первичная психопрофилактика заключается в информированности педагогов, родителей и самих детей о причинах возникновения психических расстройств, дезадаптивных состояний, нарушений поведения. Эта работа позволяет организовать социальное пространство, препятствующее формированию психологических нарушений под воздействием психосоциальных факторов. Просвещение способствует своевременному обращению к специалистам в ситуациях, создающих повышенный риск формирования нарушений.
Вторичная психопрофилактика направлена на работу с детьми, уже имеющими психические расстройства и нарушения поведения, в целях предотвращения или компенсации негативных последствий и отягощения имеющихся расстройств.
Третичная профилактика включает реабилитацию и интеграцию проблемных детей в широкий социальный контекст, предотвращает их изоляцию, агрессию и сопротивление, основанные на ощущении своего отличия от окружающих и сверстников.
Лекция 3. Сфера деятельности клинического психолога
План
1. Модель деятельности клинического психолога.
2. Работа клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях.
3. Основы деятельности психолога бюро МСЭ.
Вопросы
Литература
Основная
Орлова, Е.А. (Елена Александровна) Клиническая психология: учебник для бакалавров / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; отв. Ред. Г.И. Ефремова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 22-41.
Дополнительная
Сандберг Н. и др. Клиническая психология. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – С.30-35, С. 205-272.
Клиническая психология. Под ред. М. Пере, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.
Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология: Учебник [Текст] / Б.Д. Карвасарский. – СПБ.: Питер, 2006. – С. 767-804.