По курсу «психология делового общения»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1
ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
Тема: Барьеры в деловом общении»
Методические указания для студентов бакалавриата
Темплан 2014 года (внутривузовские заказные издания). Поз. №**
Подписано в печать ХХ.ХХ.2014 г. Формат 60×84 1/16. Бумага газетная.
Гарнитура Times. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,16
Тираж 100 экз. Заказ .ХХХ.
Волгоградский государственный технический университет
400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к. 1
Отпечатано в типографии ИУНЛ «Политехник» ВолгГТУ
400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к. 7
Введение
Дисциплина «Психология делового общения» в учебную программу технического вуза был введен не случайно. Способность к продуктивному взаимодействию, взаимопониманию, сотрудничеству людей, принадлежащих к различным культурам, социальным и этническим группам, общественным движениям и т. д. приобретает особую актуальность в наше стремительное и неспокойное время.
Кроме того, введение курса «Психология делового общения» оправдано еще и тем, что культура делового общения, коммуникативные навыки являются основными в тех областях деятельности, где и субъектом, и объектом взаимодействия и воздействия (управления) становится человек. Специфика данной дисциплины обусловлена ее практической направленностью. Целью данных методических указания для студентов является, в первую очередь, формирование и развитие навыков делового общения у студентов. Полученное приращение психологического знания позволит формирующемуся специалисту, будущему руководителю, осознанно и компетентно войти в мир профессионального общения, организации взаимодействия с людьми и создания более комфортных психологических условий для эффективной деятельности.
Данные методические указания состоят из двух частей: в первой части дается краткое изложение теоретического материала по теме. Рассматриваются пять вопросов:
1. Причины возникновения барьеров.
2. Основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.
3. Коммуникативные барьеры.
4. Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров.
5. Схема выхода из ситуации «барьера».
Во второй части методических указаний для закрепления изученного материала, а также оценки степени его успешного усвоения, студентам предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить задания и упражнения по теме данных методических указаний.
Если выполнение какого-либо упражнения или задания вызывает затруднения, то всегда есть возможность вернуться к первой (теоретической) части указаний и еще раз ознакомиться с материалом. Отдельные задания построены таким образом, чтобы дать возможность студенту продемонстрировать приобретенные в ходе обучения способности, знания, умения и, отчасти, личностные качества.
Авторы будут очень признательны за критические замечания и советы по улучшению качества данных методических указаний.
КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения этого барьеры различны. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.
Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.
Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны.
Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова (подробнее см.: Слушание в деловой коммуникации). Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.
Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации (подробнее см.: Вербальные средства коммуникации). Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным. Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее легче всего воспринимать партнеру, в той форме, в которой она ему понятна.
Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.
Невежливость– это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще. Есть и другие способы успокоить возмущенного собеседника:
q прием «чужая роль»: если собеседник возмущается или кричит, попробуйте войти в его положение, посмотреть на ситуацию его глазами; стоит сказать человеку «Понимаю Вас» – и появляется возможность конструктивно повести разговор;
q сочувственное отношение к партнеру: помните, что признание правоты собеседника и сочувствие ему обычно гасят огонь возмущения;
q напряженную обстановку можно разрядить и шуткой, но она даст нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора;
q прием отстранения: можно ненавязчиво рассматривать кричащего, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи в его костюме или прическе; можно размышлять о его возрасте, семейном положении, любимом занятии; полезно также анализировать речь: особенности произношения слов, богатство лексики, интонации, удачные речевые обороты, ошибки в произношении слов и построении фраз.
Эти приемы позволяют перенести неблагоприятное воздействие без стресса. Разрядившись и не заведя вас, партнер обычно чувствует себя неловко, а то и испытывает чувство вины. В таком состоянии он готов к продолжению контакта. И теперь все зависит от вашего желания общаться с этим человеком.
Чтобы не возникал барьер невежливости в общении с вами, будьте внимательны к партнеру с первой же минуты разговора.
Как преодолеть барьеры в общении? Прежде всего – вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.
Задание 1
Прочтите отрывок из романа В. В. Набокова «Защита Лужина», одного из наиболее известных произведений автора, написанного в 1929 году. Ответьте на вопросы, которые сформулированы в конце приведенного ниже отрывка.
ЗАЩИТА ЛУЖИНА
(отрывок)
Белые двери распахнулись, и быстро вошел, уже протягивая на ходу руку, господин в пенсне, очень прямой, остриженный бобриком. «Милости просим, – сказал он. – Рад познакомиться». Тут же он, как фокусник, открыл кустарный портсигар с александровским орлом на крышке. «С мундштучками, – сказал Лужин, покосившись на папиросы. – Этих не курю. А вот…» Он стал рыться в карманах, извлекая толстые папиросы, рассыпавшиеся из бумажного мешочка: несколько штук он уронил, и господин ловко их поднял. «Душенька, – сказал он, – дай нам пепельницу. Садитесь, пожалуйста. Виноват… ваше имя-отчество?» Хрустальная пепельница опустилась между ними, и, одновременно макнув в нее папиросы, они сшиблись кончиками. «Жадуб, – добродушно сказал Лужин, выправляя согнувшуюся папиросу. «Ничего, ничего, – быстро сказал господин и выпустил две тонкие струи дыма из ноздрей вдруг сузившегося носа. – Ну вот, вы в нашем богоспасаемом Берлине. Моя дочь мне рассказала, что вы приехали на состязание». Он высвободил крахмальную манжету, подбоченился и продолжал: «Я, между прочим, всегда интересовался, нет ли в шахматной игре такого хода, благодаря которому всегда выигрываешь. Я не знаю, понимаете ли вы меня, но я хочу сказать… простите, ваше имя-отчество?» – «Нет, я понимаю, – сказал Лужин, прилежно пораздумав. – Мы имеем ходы тихие и ходы сильные. Сильный ход…» «Так, так, вот оно что», – закивал господин. «Сильный ход, это который, – громко и радостно продолжал Лужин, – который сразу дает нам несомненное преимущество. Двойной шах, примерно, со взятием фигуры тяжелого веса или пешка возводится в степень ферзя. И так далее. И так далее. А тихий ход…» «Так, так, – сказал господин. – Сколько же дней приблизительно будет продолжаться состязание?» «Тихий ход это значит подвох, подкоп, компликация, – стараясь быть любезным и сам входя во вкус, говорил Лужин. – Возьмем какое-нибудь положение. Белые…» Он задумался, глядя на пепельницу. «К сожалению, – нервно сказал господин, – я в шахматах ничего не смыслю. Я только вас спрашивал… Но это пустяк, пустяк. Мы сейчас пойдем в столовую. Что, душенька, чай готов?» «Да! – воскликнул Лужин. – Мы просто возьмем положение, на котором сегодня был прерван эндшпиль. Белые: король сэ-три, ладья а-один, конь дэ-пять, пешки бэ-три, сэ-четыре. Черные же…» «Сложная штука шахматы», – проворно вставил господин и пружинисто вскочил на ноги, стараясь пресечь поток букв и цифр, которые имели какое-то отношение к черным. «Предположим теперь, – веско сказал Лужин, – что черные сделают лучший в этом положении ход, – э-шесть жэ-пять. На что я и отвечаю следующим тихим ходом…».
Вопросы:
1. Охарактеризуйте эту ситуацию с точки зрения основ конструктивного общения. Какие барьеры в общении собеседников Вы заметили?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что в поведении собеседников могло показать им необходимость изменить ход взаимодействия?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Перечислите основные характеристики логического барьера и возможные пути его преодоления.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Перечислите коммуникативные барьеры. Приведите три жизненных примера коммуникативных барьеров.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Умеете ли Вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник при этом на Вас не обиделся? Что для этого надо сделать?
Напишите свой ответ ниже.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Можно ли обычную невежливость, с которой мы довольно часто встречаемся в повседневно жизни отнести к коммуникативным барьерам? Почему? Аргументируйте свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Эвфемизмы – это мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать при общении с собеседником. Например, вместо «он умер» можно сказать «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т. п.
Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
№ п/п | Выражение | Эвфемизм |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
14. | ||
15. |
Задание 7
Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т. п.) и вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т. п.).
Вежливые формы обращения с просьбой | Вежливые формы отказа |
Задание 8
Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии преподавателя и студента в различных ситуациях общения? Напишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9
Из предложенных альтернатив к каждому вопросу, укажите ответ, который Вы считаете правильным.
1) Разновидность барьера восприятия и понимания. Возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в кабинете, вид рабочего стола не располагает к разговору. Это…
1) эстетический барьер; | 3) психологическая защита; |
2) барьер отрицательных эмоций ; | 4) барьер двойника. |
2) Понятия «сангвиник», «холерик», «флегматик», «меланхолик» относятся к барьеру…
1) барьер двойника; | 3) барьер характера; |
2) барьер модальности; | 4) барьер установки. |
3) Если вам грубят, то необходимо…
1) ответить на грубость; | 3) ответить холодным тоном; |
2) развернуться и уйти; | 4) не обращать внимания. |
4) Этот барьер возникает в общении с расстроенным человеком. Партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает, не поднимая глаз. О каком барьере идет речь?
1) барьер отрицательных эмоций; | 3) барьер установки; |
2) барьеры восприятия и понимания; | 4) барьер двойника. |
5) Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо…
1) свернуть разговор; | 3) показать своё недовольство к слушателю; |
2) продолжить разговор; | 4) начать другую тему. |
6) Какой из ниже приведенных барьеров НЕ относится к барьерам коммуникации?
1) семантический барьер; | 3) барьер некомпетентности; |
2) логический барьер; | 4) личностный барьер. |
7) Одним из стилей общения является…
1) отношение к другим людям; | 3) отрицательные эмоции; |
2) психологическая защита; | 4) умение слушать. |
8) Какой из ниже приведенных барьеров не относится к барьерам взаимодействия ?
1) мотивационный барьер; | 3) этический барьер; |
2) модальностный барьер; | 4) барьер стилей общения. |
9) Какие фазы относятся к фазам структуры деятельности?
1) ориентировочная; | 3) реализация программы; |
2) программирование; | 4) все варианты верны. |
10) Среди барьеров межличностной коммуникации выделяют …
1) барьер отрицательных эмоций; | 5) установок; |
2) плохого настроения; | 6) первого впечатления; |
3) восприятия; | 7) барьер взаимопонимания; |
4) речи; | 8) все варианты верны. |
11) . Барьер двойника заключается в том что …
1) мы невольно судим о каждом человеке по себе; | 3) партнер неопрятно, неряшливо одет; |
2) возникает в общении с расстроенным человеком; | 4) человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации. |
12) Барьер логического непонимания возникает из-за …
1) из-за того, что человек говорит с противоречиями логики; | 3) когда человек не может понять и отразить в своем ответе словесное обращение, которое подчинено грамматической структуре; |
2) когда информация не доходит до собеседника; | 4) когда человек уклоняется от контакта с собеседником. |
13) У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от …
1) неумения выражать свои мысли; | 3) темперамента, характера и окружения; |
2) настроения и погоды; | 4) состояния здоровья человека. |
14) У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Это может быть связано …
1) когда нам не нравится, как выглядит собеседник; | 3) с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля; |
2) со статусом партнера; | 4) с неумением слушать. |
Задание 10
Назовите основные причины возникновения барьеров в общении.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11
Перечислите правила предотвращения конфликтов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12
Почему семантический барьер является одним из распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга при взаимодействии?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13
Соедините стрелками название барьера и его определение.
Этический барьер | Возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу. |
Барьер установки | Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись с барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение. |
Психологическая защита, выстраиваемая деловым партнером | Вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность. |
Барьер двойника | заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации. |
Барьеры восприятия и понимания | Возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется. |
Барьер отрицательных эмоций | Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут. |
Барьеры взаимодействия | Возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и, тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит. |
Барьер некомпетентности | Возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает, не поднимая глаз и т. п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т. п. |
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Бороздина, Г. В.. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М.: Инфра-М, 2006. – 224 с.
2. Измайлова, М. А. Деловое общение: Учебное пособие, 2-е изд. / М. А. Измайлова – М.: Дашков и К°, 2011. – 252 с.
3. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
4. Колесникова, Н. Л. Деловое общение. Business Communication / Н. Л. Кролесникова. – М.: Флинта, 2012. – 152 с.
5. Кузнецов, И. Н. Деловое общение: Учебное пособие, 5-е изд. / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К°, 2012. – 528 с.
6. Попова, Л. Л. Современные технологии общения: учебное пособие / Л. Л. Попова – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 175 с.
7. Самыгин, С. И. Деловое общение / С. Н. Самыгин. – М.: КНОРУС, 2012. – 440 с.
8. Самыгин, С. И., Руденко, А. М. Деловое общение / С. Н. Самыгин, А. М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2011. – 436 с.
9. Яковлева, Н. Ф. Деловое общение / Н. Ф. Яковлева. – М.: Флинта, 2014. – 269 с.
Дополнительная литература
1. Адаир, Д. Эффективная коммуникация / Джон Адаир. – М.: Эксмо, 2006. – 320 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г. М. Андреева. – Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
3. Борг, Д. Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей / Джеймс Борг. – М.: Претекс, 2006. – 265 с.
4. Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения: полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 412 с.
5. Зельдович, Б. З. Деловое общение: Учебное пособие / Б. З. Зельдович. – М: Издательство Альфа-Пресс, 2007. – 456 с.
6. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранному языку в школе / И. А. Зимняя. – М., 1991. – 243 с.
7. Круглов, М. Г. и др. Менеджмент систем качества / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. – М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. – 368 с.
8. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
9. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.
10. Машков, В. Н. Психология управления: Учебное пособие / В. Н. Маршаков. – 2-е изд. – СПБ: Издательство Михайлова В. А., 2002 – 254 с.
11. Немов, Р. С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии / Р. С. Немов. 4-е изд.– М.: Владос, 2003. – 688 с.
12. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. – 4.изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 416 с.
13. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
Интернет–источники
1. Библиотека www.koob.ru.
2. Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры – PSYLIB.RU.
3. Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества – HPSY.RU.
4. Ричард Т. Де Джордж «Этика бизнеса» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://freebooks.net.ua/30068-richard-t.-de-dzhordzh-jetika-biznesa.html.
5. Сайт о деловом этикете – http://biznes-etiket.ru/etika.html.
6. Федеральный образовательный портал ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ. МЕНЕДЖМЕНТ. – http://ecsocman.hse.ru/text/19186648/.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1
ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»