Первое измерение: монитор отклонения
По всей видимости, женщина гораздо больше подвержена манипуляции монитора отклонения, нежели мужчина (измерение 1 на рис. 3). Монитор отклонения вносит путаницу в сознание.
Специфическая экстеро- и проприоцептивность женского организма позволяет собрать необходимые Данные для того, чтобы обозначить пространство собственной индивидуации, точно определить свои потребности и позиции и, таким образом, вобрать в себя всё полезное для жизни и здоровья. Смешение и искажение полученных данных происходит непосредственно в момент обработки их значения для данного
О - Сознательное "Я"
I - Монитор отклонения
III - Общество
II - Семья
IV - Онто Ин-се
Рис. 3. Четыре измерения
конкретного человека. Монитор отклонения корректирует позицию индивида в окружающей среде, искажая отражение этих данных в "зеркале" головного мозга.
Наш эндовисцеральный мозг с точностью воспринимает получаемые данные, то есть все его сенсорные системы улавливают сигналы напрямую, без помех. Однако в процессе синтетического осмысления, нацеленного на выработку ответного действия, определение своей позиции и интереса к данному объекту окружающей среды, происходит внедрение фиксированной информации, опережающее действие которой всегда будет негативно окрашивать конкретное чувство или восприятие предмета. Монитор отклонения навязывает субъекту свою мораль, предвосхищая его волю и не позволяя ему подумать самому. Таким образом, воля уже заранее запрограммирована на то, чтобы не признавать, не принимать, либо, наоборот, желать и брать.
Монитор отклонения искажает данные в момент смыслового синтеза, когда субъект осознает собственную позицию.
По библейскому сюжету Бог раскрывает перед Адамом и Евой подлинную картину реальности, действительного положения вещей. Затем они получают другую информацию: "змей" начинает подстраиваться и нашёптывать им свое, иное; таким образом, в первичную информацию вносится противоречие, добавляется информация ab extra (извне). С этого момента возникает экзистенциальная шизофрения, которая, согласно легенде о земном рае, послужила причиной изгнания Адама и Евы из Эдема, лишившего их жизнь удовольствия, радости и благоденствия. Не отсутствие послушания стало этому виной, а воспринятая ими как истина дезинформация, которая была направлена против их внутренней сущности.
Почему женщина пострадала больше мужчины?
По сравнению с мужчиной женщина кажется более наполненным человеческим существом, как будто жизнь её любит больше, как будто Бог сокрыл в ней то, что хранит исключительно для себя.
Женщину не делает великой рождение детей. Репродукция - это нечто внешнее по отношению к внутренней сущности женщины, одна из граней ее великого дара. Кроме того, не следует упускать из виду, что когда-нибудь процесс продолжения рода примет иные формы, например, партеногенез или клонирование.
Жизненный дар в женщине сильнее и богаче. Даже по здоровью и способности к самовосстановлению женщины намного превосходят мужчин. Женские эмоции обладают широким диапазоном и высокой частотностью, тогда как у мужчин они короче, "вертикальнее" и гораздо проще.
В течение одного часа женщина может испытать очень сильные, совершенно противоположные эмоции. Для мужчины это сложно: обычно он придерживается какой-то одной, постоянной эмоции. Это обусловлено тем, что органическая структура женщины обладает большей, чем у мужчины, способностью к приёмопередающему взаимодействию с окружающей средой. Полученное она сразу переводит в эмоцию. Диапазон восприятия организмической и природной информации у женщины гораздо шире, чем у мужчины.
Монитор отклонения больше всего закрепостил женщину именно по причине её жизненного богатства, а также потому, что мужчина с лёгкостью поддается воздействию женщины, его поступки предваряются женской позицией.
Согласно онтопсихологической гипотезе, именно монитор отклонения порождает любые формы экзистенциальной шизофрении, обусловливает все виды социальных и семейных стереотипов, лежит в основе диады, рефлективной матрицы, комплексов, негативной психологии, антисоциальных взрывов и, в конечном итоге, неспособности человека осознать собственную цель, свою идентичность и своё истинное предназначение в жизни.
Вмешательство монитора отклонения происходит не просто механистически, а "гомеостатически", то есть посредством "базового метаболизма" с субъектом-жертвой. Внедряется он точно так же, как образуется опухоль: раковые клетки вначале уподобляются здоровой клеточной среде, но после, уловив базовую информацию ДНК, начинают бесконечно множиться вплоть до полного уничтожения органической структуры носителя.
Монитор отклонения, подобно раковой опухоли, постепенно проникает и закрепляется через общение, встречи, взаимоотношения, посредством "гетероиндивидуальных синапсов", то есть от человека к человеку.
Природный порядок предполагает появление человеческого индивида на свет от другого индивида, состоящего в отношениях "мужчина-женщина", то есть человек рождается уже внутри группы. Малыш приходит в мир от взаимосвязи индивидов и обретает свою идентичность, сперва биологическую, затем физиологическую и психологическую согласно стилю идентичности взрослых людей (одного, двоих или целой группы), которые породили ребенка, а затем сформировали структуру его поведения и познания по собственному образу и подобию.
К сожалению, все дети в этом мире воспитываются по образу и подобию своих родителей, и никогда - с позиций бытийной потребности их собственной духовной идентичности, чем и объясняются все наши беды.
До внедрения монитора отклонения воспроизведение человеческого рода в семье происходило по принципу: цветок от цветка, живое от живого, здоровое от здорового, весёлое от единой радости, ибо жизнь - это упорядоченный оргазм, а ребёнок - плод удовольствия, который в дальнейшем должен развиваться в автономии собственного удовольствия. Рождённый от радости, он должен следовать собственной идентичности, созревая только через упорядоченное удовольствие.
Монитор отклонения может внедриться, только проникнув внутрь диады, взаимодействия, общения. Будучи "третьим", он надевает маску одного из двоих: ребёнок и мать начинают воспринимать друг друга по-особому, не такими, какие они есть, а такими, какими должны быть в их собственном представлении. Мать "должна" воспитывать ребёнка определённым образом, она не вольна поступать так, как ей хочется, но и ребёнок "должен" видеть мать по-особому. Монитор отклонения - это механизм двусторонней направленности. Диада поддерживается поглощением двоих.
Точно змей из библейской легенды, монитор отклонения встал между Богом и его возлюбленными существами - Адамом и Евой, сквозь собственную призму пропуская творения Бога-создателя. Змей преподносит Адаму и Еве образ лже-Бога, закрепляя тем самым свою информацию, которая не соответствует истинной.
Этот непрошеный собеседник вклинивается между двумя общающимися существами - матерью и ребёнком, и неизвестно, откуда он взялся. Мать и ребёнок знают, к чему восходят их воспоминания, но этот третий собеседник, прячущийся под маской долга, абсолютного, безусловного, неотложного, а также смерти, тайны, тьмы, не обладает собственным историческим лицом, однако присутствует и действует.
Мы должны проследить бытие женщины в четвёртом измерении. До сих пор женщина познавалась только в первых трёх измерениях: монитор отклонения, семья и социальное окружение, но существует и другая возможность, другое измерение, в суть которого мы должны, рано или поздно, проникнуть, чтобы реализовать все необходимое.
Искажающим началом служит монитор отклонения. Он впускает базовую дезинформацию, которая постепенно, шаг за шагом, расшатывает естественное соглашение или отношения между индивидом и окружающей средой. Первой фазой монитора отклонения является диада. Для идеологического захвата субъекта монитору отклонения нужно внедриться внутрь метаболического единства, первичного универсума, просочиться в момент, когда создаются отношения двоих, когда устанавливается язык, утверждается взаимодействие "Я" с "Ты". Пока есть только одно существо, проблем нет; они возникают, как только появляется второе, "Ты". Монитор отклонения встраивается в диадическую связь, проникает внутрь изначальных, естественных отношений матери и ребёнка. Внедрившись, он искажает язык общения одного с другим, поэтому мать "должна" говорить, а ребёнок "должен" отвечать определённым образом, однако это "должен" им не принадлежит, оно не врождённое, не спонтанное. Так устанавливается рефлективная матрица.
"Рефлективная матрица" означает, что ребёнок "программируется", обусловливается, "подгоняется"
под определённый стиль жизни и её видения, под определённое состояние сознания. Теперь им движет не функциональность восприятия жизни, а лишь установленное монитором отклонения ipse dixit <"Сам сказал" (лат.). Выражение, обозначающее беспрекословное и бездумное поклонение авторитету. Прим. пер.> .
Эта матрица называется рефлективной, то есть отражённой, не только из-за способности к отражению связи между матерью и ребёнком, но и потому, что на ее основе формируется характер, определяющий впоследствии то, что будет отражаться сознанием. Сознание - это зеркало наших действий. Однако в действительности вместо картины реальных событий на экран сознания проецируется то, что мы "должны" подумать или увидеть.
Матрицу создает отражённый образ: образ, который вызывает действие и отражается. Образ формирует этическую реальность, которая, в свою очередь, задает зеркальное отражение, и так по кругу, без изменений, без развития, в постоянном повторении.
Опытное проживание человеком диады и рефлективной матрицы рождает категории его существования. Стереотипы - это поведенческие категории субъекта, его законы и те коды, через которые он соприкасается с реальностью, осознает ее и выражает себя. Это - психофизические категории субъекта, положенные в основу его самоидентификации, которые будут определять как частотные модули или сценарии всю дальнейшую жизнь человека.
Субъект раз и навсегда вгоняется в колею заданных действий и знаний, теряя способность видеть сущность реальности. Следовательно, он сможет выбирать не из всего, не ex Integra <Из целого (лат.). Прим. пер.> , а лишь из ограниченной информации, допущенной монитором отклонения.
Приведу пример из области цифровых технологий. Любой компьютер может выполнять огромное число операций, но у каждого из них свой ключ доступа. Как только такой код установлен, компьютер будет отвечать только на него: он больше не поддаётся работе в едином информационном поле, по крайней мере, в каком-то отдельном его секторе. Если, например, компьютер используется на каком-либо предприятии для обслуживания финансово-экономического отдела, то и экономика этой фирмы будет внесена в определённые рамки; установленный ключ позволит совершать только определенные операции.
Информационные возможности компьютера могут быть бесконечными, но ключ определяет рамки их использования.
Та же участь выпала на долю человеческого мозга. Поскольку теперь мы используем только церебральный мозг, полностью исключив висцеротональный, то в результате получаем сильно урезанную информацию о реальности и теряем ее суть.
Лишь вернувшись к висцеротональному восприятию, мы сможем "привести в порядок" и церебральный мозг.
Итак, в первом измерении - измерении монитора отклонения - закрепляются стереотипы и комплексы, то есть устанавливается логическое поведение исторического "Я" .
Вот почему я назвал стереотипы поведения категориями - категориями в кантовском смысле априоризма.
Второе измерение: семья
Стереотипы и комплексы усиливаются семейной средой (измерение на рис. 3). Семья - это не статичное окружение индивида: есть жизнь и процесс развития индивидуаций.
Взрослые временно служат ребёнку. К двенадцати-тринадцати годам он становится физиологически самодостаточным, обретая необходимую зрелость для удовлетворения своих элементарных потребностей в еде, тепле и т.д.
Древние римляне выдавали девушек замуж уже по достижении десяти-одиннадцати лет. И действительно, гениталии созревают именно к этому возрасту. К сожалению, сегодня человек достигает социальной зрелости в лучшем случае к двадцати семи годам: изменились ритмы роста.
На практике доказано, что дети, оказавшись в этом возрасте в свободной и естественной среде, не только прекрасно выживают, но и удовлетворяют большинство потребностей своей жизни. В этом убеждают устои, характерные для мест обитания естественных сообществ, в которых главенствуют инстинкты.
Как только ребёнок становится физиологически <Подробнее см. А. Менегетти. Проект "Человек". Указ. соч.> самодостаточным, семье следовало бы исчезнуть. Он уже вырос, способен сам о себе позаботиться, достаточно силён, знаком с правилами игры для обеспечения себя пропитанием, может снабдить себя и доселе неизвестными вещами, удовлетворить прежде неизвестные потребности, прибегая к уже имеющемуся опыту.
В действительности ребёнок не только вплоть до этого возраста "бомбардируется" семейным окружелием, но семья постепенно становится для него единственным государством, единственным Богом, непреложным законом: "семья - это всё для меня, и горе тому, кто осмелится её разрушить".
Верно и то, что семья чувствует себя обязанной защищать ребёнка определённым образом. Семья более не основывается на природной спонтанности взрослого человека, закрепляя роли матери и отца общепринятыми координатами, в которые и помещен ребенок, поэтому в семье усиливается и разрастается уже до макроскопических размеров первичная диада. Субъект отклоняется от себя в диаде не только с матерью, но и со всей семьей, что подтверждается сновидениями.
Так формируются абсолютистские системы, оккупирующие сознание, и создаются условия для совершения психического преступления над ребёнком семейным окружением.
То, как ребёнок мыслит, смеётся, играет, разговаривает, смотрит, ходит в школу, одевается, ухаживает за собой, - всё попадает в жесткие рамки категорий или предустановленных логических правил поведения, ежедневно, ежеминутно закрепляемых дедушками, бабушками, тётями, дядями, то есть всеми родственниками.
За двенадцать-пятнадцать лет своей жизни ребёнок полностью срастается с психологией "человека в футляре", вписываясь в определённую схему. Так выстраивается общая схема тематической избирательности субъекта. Можно сказать, что субъект, окончательно сложившись в эти годы, больше никогда не изменится и всегда будет таким. Даже прожив ещё двадцать, сорок или семьдесят лет, он останется прежним, поскольку уже выкристаллизован, стандартизирован: семья определила и зафиксировала категории существования. Под "семьёй" здесь понимается группа, служащая ориентиром для ребёнка: это может быть кибуц или просто учитель, или священник. Это - стабильная группа-ориентир, в которой ребёнок живет до определенного возраста.
Общество пропитано семьёй; ключом, открывающим доступ ко всему, является "семья". Нельзя снять какой угодно фильм, запрещено свободно заниматься любовью, изменять - ничего нельзя, потому что надо всем нависает грозная тень семьи. Реальность личности сегодня отодвинута на задний план. Жизни нужен индивид, а обществу - семья, причем не естественная семья, а социально предустановленная, которая могла бы служить фундаментом системы: юридической, политической, правоохранительной, педагогической, школьной, медицинской и т.д.
Те же судьи, разбираясь в бесконечных проблемах, чувствуют себя "заменителями" отца и матери. Какого отца и какой матери? Жрец правосудия играет отца - такого, каким ему "надлежит быть", то есть, проводя расследование ради "спасения", судья руководствуется исключительно социально-культурными схемами.
Женщина в большей степени, нежели мужчина, предопределена семьей. С чем это связано? В девять-четырнадцать лет женщина расцветает, излучая сияние, источая солнечный блеск силы жизни. Однако в этот период девушке внушается мысль о греховности и разрушительности её красоты. Поэтому женщина в большей степени, чем мужчина, начинает чувствовать себя виновной, а с появлением первых менструаций она окончательно убеждается в том, что несёт в себе нечто животное и грязное.
Несмотря на то, что природа вознаградила женщину большей жизненной силой, нежели мужчину, в источнике своей женской сути она отождествляет себя с темным началом, в глубине которого таится грех, вина, грязь и нечто звериное.
Менструации - отторгаемая организмом непригодная кровь - служат оправданием странному отношению семьи к женщине как к источнику греха и сосуду скверны: "Откуда эта кровь? Она исходит из меня, значит, внутри меня есть что-то нехорошее, какой-то монстр, там что-то не в порядке".
Наличие менструаций исподволь подчеркивает то, что было установлено монитором отклонения в первичный момент диады. Сами менструации становятся указанием на грех, вину, грязь, животное начало, поэтому женщина с их появлением окончательно впадает в амбивалентность. С этого момента и отношения с мужчиной она начинает психологически воспринимать в искажённом виде: "Он хочет этим воспользоваться, хочет жить этим, этой сексуальностью - да он ещё грязнее меня, потому что я, женщина, может быть, и такая, но я, по крайней мере, этого не хочу! Я вовсе не хочу заниматься сексом, чтобы остаться нетронутой, чистой, такой, какой меня научила быть моя мать, моя бабушка, но ты, мужчина, желаешь именно секса, поэтому ты ещё грязнее и нечестивее меня!". То есть женщина освобождается от скрытого кода своего существования, необоснованно переживаемого ею как вина, перемещая его содержимое на мужчину. Чуть позже я вернусь к вопросу о менструациях.