Общая схема развития общения со сверстниками у детей от рождения до 7 лет
В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех выделенных параметров, определить этапы', проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности.
Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга этапа в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали предысторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребенка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06—2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей
1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга.
Таблица 24
Динамика развития общения со сверстниками
у детей от рождения до 7 лет
Параметры общения | |||||||||||||||
Возраст, лет | 1. Содержание потребности (ведущий компонент подчеркнут) | 2. Основные мотивы | 3. Преобладающие средства | 4. Ситуативность — внеситуативность | 5. Выделенность в самостоятельные эпизоды | 6. Эффект «невидимого зеркала» | 7. Чувствительность к обращениям ровесника | ||||||||
0,03—0,08 = =0,10 | Потребности в общении нет.Есть два первых ее признака | Экспрессивно-мимические локомоции | Контакты полностью слиты с перцептивными действиями | Перцептивные контакты | Не «видит» другого (как субъекта) | Не слышит ровесника (как субъекта) | |||||||||
0,10—1,6= =2,0 | Потребности в общении нет.Происходит ее становление. Появляются эпизодически 3-й и 4-й ее признаки | Экспрессивно-мимические локомоции, предметные действия | Контакты полностью слиты с ситуацией и конкретными действиями | Возникает взаимодействие с предметом | Не «видит» другого (как субъекта) | Не слышит ровесника (как субъекта) | |||||||||
2-3 | В соучастии, в доброжелательном вни- мании | Личностно-деловые (стремление к эмоцио- нальной разряд ке) | Локомоции, экспрессивно-мимические, предметные действия, речь (5% контактов) | Ситуативно полностью | Полностью слито с игрой | Смотрится в другого, но видит себя | Слышит, но не слушает | ||||||||
Параметр общения | |||||||
Возраст, лет | 1 - Содержание потребности (ведущий компонент подчеркнут) | 2. Основные мотивы | 3. Преобладающие средства | 4. Ситуативность - внеситуативность | 5- Выделенность в самостоятельные эпизоды | 6. Эффект «невидимого зеркала» | 7. Чувствительность к обращениям ровесника |
3—4 | В самовыражении (соучастии), в доброжелательном внимании | Деловые | Речь (75% контактов) с опорой не зрительные контакты, эксирессивно-МгКмические, предметные действия | Ситуативно, 20% контактов выходят за рамки ситуации | Полностью слито с игрой | Смотрится в другого, но видит себя | Слышит, но не слушает |
4—5 | В сотрудничестве, в признании(уважении), в доброжелательном внимании | Деловые, личностные | Речь (85% контактов) с опорой на.зрительные контакты, предметные действия | Ситуативно, 30% контактов выходят за рамки ситуации | Переплетено с другими видами активности. Выделяются отдельные эпизоды (40% контактов) . | Смотрится в другого, видит партнера ревностным взглядом | Слышит и слушает |
5—6 | В сотрудничестве,в признании,в доброжелательном внимании | Деловые, личностные, познавательные | Речь (приобретает автономный характер); возможна без зрительных контактов; предметные действия | Возникает внеситуативное общение, 50% контактов внеситуативны | Выделяются отдельные эпизоды (50% контактов) | Смотрится в другого, видит партнера ревностным взглядом | Чувствителен к обращению партнера |
6—7 | В сотрудничестве,в уважении,в доброжелательном внимании, в сопереживании и взаимопонимании | Деловые, личностные, познавательные | Речь | Возникает внеситуативное общение | Выделяются отдельные эпизоды (60% контактов) | Рассматривает другого и лишь вторично сравнивает себя с ним | Чувствителен к обращению партнера |
активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъекта (не видит и не слышит его как субъекта).
На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчетливо выделяются два периода. Первый — это собственно предыстория общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03—0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Контакты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую).
Второй период предыстории общения (0,10—1,6—2,00) —время постепенного становления коммуникативной потребности. Появляются и к концу периода становятся стабильными третий и четвертый (специфические) признаки потребности в общении: инициативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потребности во впечатлениях, но и на потребности в активном функционировании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектного отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласковым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (заражение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью).
Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому — возникновению и развитию собственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности.
Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рассмотрения которого начали главу. Форма общения — это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2—7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о нескольких. Первый — этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования.