Общая схема развития общения со сверстниками у детей от рождения до 7 лет

В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех вы­деленных параметров, определить этапы', проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности.

Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга эта­па в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали преды­сторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребен­ка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06—2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей

1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга.

Таблица 24

Динамика развития общения со сверстниками

у детей от рождения до 7 лет

    Параметры общения  
Возраст, лет 1. Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут) 2. Основные моти­вы 3. Преобладающие средства 4. Ситуативность — внеситуативность 5. Выделенность в самостоятельные эпизоды 6. Эффект «неви­димого зеркала» 7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника  
0,03—0,08 = =0,10 Потребности в общении нет.Есть два пер­вых ее признака   Экспрессивно-мимические локомоции Контакты пол­ностью слиты с перцептивными действиями Перцептивные контакты Не «видит» другого (как субъекта) Не слышит ровесника (как субъекта)  
0,10—1,6= =2,0 Потребности в общении нет.Происходит ее становление. Появляются эпизодически 3-й и 4-й ее признаки   Экспрессивно-мимические локомоции, пред­метные дейст­вия Контакты пол­ностью слиты с ситуацией и конкретными действиями Возникает взаимодейст­вие с предме­том Не «видит» другого (как субъекта) Не слышит ровесника (как субъекта)
2-3 В соучастии, в доброжела­тельном вни- мании Личностно-деловые (стрем­ление к эмоцио- нальной разряд ке) Локомоции, экспрессивно-мимические, предметные действия, речь (5% контактов) Ситуативно полностью Полностью слито с игрой Смотрится в другого, но ви­дит себя Слышит, но не слушает
                               

    Параметр общения
Возраст, лет   1 - Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут)   2. Основные моти­вы   3. Преобладающие средства   4. Ситуативность - внеситуативность   5- Выделенность в самостоятельные эпизоды   6. Эффект «неви­димого зеркала»   7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника
  3—4 В самовыраже­нии (соучас­тии), в добро­желательном внимании   Деловые   Речь (75% кон­тактов) с опо­рой не зритель­ные контакты, эксирессивно-МгКмические, предметные действия   Ситуативно, 20% контактов выходят за рамки ситуации   Полностью слито с игрой   Смотрится в другого, но ви­дит себя   Слышит, но не слушает
  4—5 В сотрудни­честве, в при­знании(уваже­нии), в добро­желательном внимании   Деловые, лич­ностные   Речь (85% контактов) с опорой на.зри­тельные кон­такты, предмет­ные действия   Ситуативно, 30% контактов выходят за рамки ситуации   Переплетено с другими ви­дами активнос­ти. Выделяются отдельные эпи­зоды (40% кон­тактов) .   Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­дом   Слышит и слу­шает
  5—6 В сотрудни­честве,в при­знании,в доб­рожелательном внимании   Деловые, лич­ностные, позна­вательные   Речь (приобре­тает автоном­ный характер); возможна без зрительных контактов; предметные действия   Возникает вне­ситуативное об­щение, 50% контактов вне­ситуативны   Выделяются отдельные эпи­зоды (50% кон­тактов)   Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­дом   Чувствителен к обращению партнера
  6—7 В сотрудни­честве,в ува­жении,в добро­желательном внимании, в со­переживании и взаимопонима­нии   Деловые, лич­ностные, позна­вательные   Речь   Возникает вне­ситуативное об­щение   Выделяются от­дельные эпизо­ды (60% кон­тактов)   Рассматривает другого и лишь вторично срав­нивает себя с ним   Чувствителен к обращению партнера  

активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъек­та (не видит и не слышит его как субъекта).





На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчет­ливо выделяются два периода. Первый — это собственно предысто­рия общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03—0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Кон­такты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую).

Второй период предыстории общения (0,10—1,6—2,00) —вре­мя постепенного становления коммуникативной потребности. Появ­ляются и к концу периода становятся стабильными третий и чет­вертый (специфические) признаки потребности в общении: ини­циативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потреб­ности во впечатлениях, но и на потребности в активном функциони­ровании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектно­го отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласко­вым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (зара­жение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью).

Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому — возникновению и развитию соб­ственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности.

Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рас­смотрения которого начали главу. Форма общения — это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2—7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о несколь­ких. Первый — этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования.


Наши рекомендации