Определение средств общения и их классификация
Средства общения — внешний, непосредственно наблюдаемый его слой. По терминологии А. Н. Леонтьева (1972), они равнозначны операциям и составляют операционально-техническую сторону коммуникативной деятельности. Средства общения — это те наблюдаемые поведенческие проявления, которые адресованы другому; из них складывается живая ткань общения. По определению М. И. Лисиной, «под средствами общения понимаются те операции, с помощью которых ребенок строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком» (1986, с. 57).
Поскольку средства «общения — структурный компонент целостной деятельности, очевидно, что они определяются общим содержанием этой деятельности. Как всякое-действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, так и конкретное действие общения и реализующие его операции подчинены определенной коммуникативной задаче. В связи с этим развитие средств общения необходимо рассматривать в контексте целостной деятельности общения и формирования новых потребностей и задач коммуникативной деятельности. Именно конкретные задачи общения создают условия и необходимость для овладения определенными коммуникативными средствами, для их совершенствования и развития.
Однако эти средства могут не только определяться задачами и мотивами общения, но и влиять на развитие его мотивационно-потребностной стороны. Овладение новыми средствами общения открывает дополнительные возможности и соответственно выдвигает иные коммуникативные задачи. По словам М. И. Лисиной, «... при становлении общения ребенок вначале усваивает коммуникативные средства и операции. Затем последние наполняются внутренним содержанием и на их основе рождается действие — полноценный коммуникативный акт. И лишь затем, постепенно, функционирование действий приводит к построению деятельности с ее внешним планом и внутренней мотивационно-потребностной стороной» (там же).
Таким образом, между задачами и средствами общения существуют сложные диалектические отношения: действия и операции 'общения определяются и направляются побуждающими их задачами; вместе с тем в реальной живой ткани общения, воплощенной в конкретных действиях и операциях, возникают новые задачи и мотивы общения. В результате разворачивается единый диалектический процесс генезиса коммуникативной деятельности, в котором задачи общения претерпевают определенные пребразования, порождающие 122
их качественно новые виды и формы.
В концепции генезиса общения ребенка со взрослым, разработанной М. И. Лисиной, выделяются три основные категории средств общения: 1) выразительные движения или экспрессивно-мимические средства, 2) предметно-действенные средства, 3) речь.
Остановимся на характеристике и функции каждой из них. Первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения (улыбки, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т. п.), основная функция которых состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому. Эти средства общения возникают в конце 1-го — начале 2-го месяца, но сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека. Особенность экспрессивно-мимических средств — их неоднозначность и аморфность. Они направлены лишь на выражение общего отношения, но сами не несут определенного, фиксированного содержания, чем существенно отличаются от следующей категории — предметных действий.
Предметные действия становятся средством общения с возникновением ситуативно-деловой формы общения ребенка во взрослым (после 6 мес жизни). Основное, их назначение состоит в том, чтобы
«...выразить готовность ребенка к взаимодействию со взрослым и в своеобразной форме показать, к какому именно сотрудничеству он приглашает взрослого» (М. И. Лисина, 1986, с. 161). К предметно-действенным средствам общения относятся локомоции (приближение, позы, повороты и пр.); указательные жесты, протягивание и передача предметов, прикосновения и т. д. Предметные действия являются ведущим средством общения на сравнительно коротком отрезке времени. С возникновением активной речи они теряют свое самостоятельное значение и если и используются дошкольниками, то лишь в сочетании со словом, как дополнительный жест.
К началу дошкольного возраста функцию основного средства общения ребенка со взрослым приобретает речь. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка. Однако мы хотим подчеркнуть, что речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе именно как средство общения и лишь впоследствии становится средством мышления, управления своим поведением и т. д. Появление речи вызывает качественный скачок и в самом общении: оно приобретает относительную автономность от конкретной, чувственно воспринимаемой ситуации взаимодействия. Внеситуативность общения характеризуется тем, что в его содержание начинают входить и утверждаться в нем невидимые и невоспринимаемые свойства объектов и явлений (нравственные, интеллектуальные и прочие качества людей, причинно-следственные связи и отношения в предметном мире и т. п.). Очевидно, что столь значительное обогащение возможностей общения формирует его новые цели и задачи, поднимая тем самым и целостную
коммуникативную деятельность на новый уровень — внеситуативности.
Первой в онтогенезе возникает внеситуативно-познавательная форма общения, направленная на познание предметного мира (в 4—5 лет); в старшем дошкольном возрасте складывается наиболее сложная и высокая (для этого периода) внеситуативно-личностная форма общения, в которой происходит познание мира людей и человеческих отношений.
Такова в общих чертах характеристика разных категорий средств общения и их возрастная динамика в развитии общения ребенка со взрослым. Рассмотрим, чем отличается реальная картина общения дошкольника с другим ребенком от его взаимодействия со взрослым.