Познавательные мотивы общения со сверстником у детей

4—5 лет. Новые знания детей обогащают содержание игр и определя­ют их разнообразие. Познавательные интересы детей присутствуют в их общении, не выделяясь в специальные контакты. Нам не удалось зафиксировать в наблюдении обособленных познавательных контак­тов.

Создание условий, стимулирующих познавательные интересы детей, способствует выявлению таких контактов. Своеобразие позна­вательного мотива общения со сверстником состоит в том, что ребенок ищет в нем не источник информации, а ценителя собствен­ных знаний или умений рассказчика. Дети с удовольствием берутся рассказывать ровеснику сказку, что отнюдь не объясняется их умениями. К историям ровесника дошкольники 4—5 лет отно­сятся, иронически. Тем не менее их начинает привлекать функция слушателя: появляется, хотя и слабо выраженный, мотив общения с ровесником как с мастером рассказа, источником новых сведений.

Личностные мотивы общения со сверстником у детей 4—5 лет.У ребенка еще сохраняется позиция превосходства над сверст­ником, последний характеризуется в основном отрицательными суж­дениями: порицаются его поступки, интеллектуальные качества и личность в целом. Хотя частота подобных осуждений ниже, чем у трехлеток, позиция превосходства усилена ростом числа положи­тельных оценок самому себе: внешности, культурным и художествен­ным умениям, сообразительности. Круг выделяемых в себе положи­тельных качеств расширяется: основной личностный мотив — полу­чить подтверждение им от сверстника как ценителя. Однако в отличие от младших детей, у 4—5-летних растет внимание к ка­чествам и возможностям сверстника. Интерес детей к людям отра­жается, в их беседах.

Для этой возрастной группы, по нашим данным, ведущим стано­вится мотив подтверждения достоинств ребенка сверстником как ценителем. В первую очередь деловых качеств (сверстник как мастер игры); затем познавательных (знаний, обнаруживаемых при восприятии картинок); слабее представлен личностный мотив (сверстник как собеседник). Наименее побудителей познавательный мотив общения со сверстником как ценителем в ребенке рассказчика. Мотив познания ровесника как образца в ведении игры, рассказа, беседы значительно слабее первого из выделенных нами. Мотив подтверждения своих достоинств превалирует над стремлением к равноправной игре (см. табл. 16).

Таблица 16

Побудительная сила разных мотивов общения со сверстником у детей 4—5 лет (в усл. баллах)



  Побудительная сила мотивов общения со сверстником, выполняющим функцию    
Виды и варианты мотивов Сумма баллов 1-й и 2-й
    мастера дела. ценителя равного колонок  
  образца   партнера    
Деловые (в игре) 12,4 17,5 34,4  
Познавательные I — при рас- рас-          
сматривании картинок 9,5 18,3 27,8 .  
Познавательные II — при рас-          
сказывании и слушании сказок 4,6 6,82 11,42  
Личностные I — в беседе с вы-          
ражением одобрения партнеру 9,95 17,95  
Личностные 11 — в беседе о          
предпочтениях партнера  
Сумма баллов 43,45 66,12 17,5  

Мотивы- общения со сверстником у детей 5—6 лет

В5 лет сюжетно-ролевая игра ребенка достигает наиболее высокого развития, продолжая сохранять ранг ведущей деятельности. Рас­ширяются познавательные интересы детей, умножаются знания, по­черпнутые в общении со взрослыми, растут умения читать стихи, рассказывать потешки, прибаутки. Получаемые разнообразные све­дения определяют новые сюжеты игр. В последних воспроизводится мир взрослых, однако уже не действия, а отношения людей (Д. Б. Эльконин, 1978 б). Общение со взрослым становится внеситуа­тивно-личностным, с новым содержанием потребности в общении — в сопереживании и взаимопонимании. Окончательно определяется предпочтение сверстника как партнера по общению по сравнению со взрослым (Р. И. Деревянко, 1983). Вторая сфера общения приобре­тает особо важное, жизненное значение для детей. 113

Позиция по отношению к сверстнику и к себе изменяется: хотя дети по-прежнему выше оценивают свои возможности, растет их интерес к сверстнику, появляется положительная оценка его ка­честв, упрочиваются избирательные отношения детей. И в этой воз­растной группе по-прежнему выделяются деловые познавательные и личностные мотивы.

Деловые мотивы общения со сверстником у детей 5—6 лет.Общение дошкольников 5—6 лет протекает преимущественно (в 44,4 % случаев) в процессе сюжетно-ролевой игры. Возрастает число контактов в игре/максимальным становится их разнообразие. Появляются формулирование игровых целей, мнимой ситуации и вводимых замещений, распределение ролей и соответствующие обра­щения (называние партнера шутливым именем), а также многочис­ленные высказывания, воплощающие роль и дающие направление игре и поведению участников,— побуждения к4 определенным дей­ствиям (их число значительно растет), сообщения и вопросы о сделанном и намечаемом.

Игра и общение в ней длятся более часа, а иногда (прерываясь) в течение нескольких дней и недель. Внеигровые контакты представ­ляют собой вовлечение в игру и ее организацию: определяются общие цели, согласовываются намерения, осуществляются воздейст­вия на ровесника (предложения, критика и указания, как делать). Игра строится на речевом общении, поэтому число невербальных актов резко падает.

В общении детей 5—6 лет присутствуют три варианта дело­вого мотива. I вариант — мотив построения совместной игры, сотрудничества: ребенок ищет в, сверстнике сходные интересы, намерения и готовность вносить творческий вклад в общее дело. Обособление и укрепление такого мотива отражает рост числа актов, обращенных к МЫ. Адресованность к ТЫ снижается, а Я остается на прежнем уровне (см. табл. 17). II вариант делового мотива свойствен лидеру, путем привлечения сверстника к участию в реализации своих цели и замысла он получает подтверждение собственных, достоинств. Функционирование данного мотива выра­жается особым характером коммуникативных актов лидера: он продуцирует цели, дает указания, рисует партнеру заманчивые пер­спективы. III вариант делового мотива — знакомство с новыми об­разцами игры, целями, замыслами; научение лучшему участию в игре. Мотив — качества партнера, обусловливающие его лидерство (ма­стера игры, конструирования, рисования и т. п.). О наличии подобного мотива свидетельствуют факты охотного участия в игре детей, которым достается вспомогательная роль или испытывающих пренебрежение партнера. Причастность к целям других детей уже сама по себе представляет ценность. к, Возраст 5 лет отмечен ростом числа познавательныхконтактов между детьми. Эти контакты представляют развернутые сообщения в ходе игры о каком-либо явлении или сфере жизни.

Таблица 17

Среднее количество инициативных актов общения,

выражающих разные виды мотивов у детей 5—6 лет

(за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)

Виды контактов Количество актов общения, объектом которых являются качества   Всего  
    общие для парт­неров (МЫ) сверстника (ТЫ) инициатора акта (Я)
Деловые Познавательные Личностные 18,78 1,50 0,62 25,56 1,12 3.0 14,6 0,62 1,88 58,95. 3,25 5,50
Всего 20,90 29,68 17,10 67,70

Не менее существенным поводом к познавательным контактам становится воплощение в игре сказки: возникает диалог, в кото­ром уточняется последовательность и логическая связь событий. Знание потешек, поговорок, считалок превращается в игру, где они выполняют функцию средства расширения общения; ребенок адресует свои знания каждому члену группы, находя удовлетворе­ние в производимом с их помощью Эффекте на ровесника. Наблюдая за природными явлениями, постигая их широту и взаимосвязан­ность, дети используют полученные сведения для познавательных контактов друг с другом. Так, выкопанная одним ребенком яма слу­жит источником вопросов о глубине, ширине, способе выкапывания, назначении; жуки, гусеницы, цветы — все может стать поводом для высказываний,

В познавательных, как и в деловых, мотивах общения выделя­ется несколько вариантов: I вариант — утверждение своего превос­ходства в знаниях и завоевание особого уважения ровесников; II — решение общей задачи, ответ на интересующий- всех вопрос, творческое участие в достижении единой цели; III — подтверждение сверстником правильности понимания, представления ребенка. Выра­жение этого мотива — адресуемый ровеснику вопрос после высказан­ного суждения (Ведь правда?).

Однако доля познавательных мотивов по-прежнему невелика (см. табл. 17). Вместе с тем потенциальные возможности их раз­вития значительны. Так, при создании в эксперименте условий, по­буждающих познавательные интересы детей (предложение им книг с картинками или игры, где они по очереди рассказывают друг другу сказки), подобные контакты становятся основными в их общении. Однако все дети предпочитают быть рассказчиком, а не слушателем. Так, в познавательном мотиве общения, как и в деловом, преоблада­ет вариант, в котором ребенку сверстник важен как ценитель его достоинства знатока.

Личностные мотивы общения со сверстником у детей 5—6 лет.В этом возрасте сохраняется позиция значительного превосходства 115

над ровесником, выражающаяся в поддразниваниях, насмеш­ках, непринятии в игру и исключении из нее, отвержении, актах агрессии, адресуемой порой каждому из ровесников. (Так, ребенок отнимает у сверстника игрушки не из-за нужды в них, а для того, чтобы увидеть его беспомощность и неумение постоять за себя).

Однако в отличие от младших детей у 5—6-летних возникает и новая позиция — признание достоинств ровесника, иногда превосхо­дящих собственные, и на основе этого появляются чувства симпатии, дружбы. Детям становится доступно восхищение товарищем (Ты хорошая девочка, я с тобой дружу). Между детьми начинается обмен равноценными выражениями симпатии, нежности, завершающийся поцелуями. О новой позиции свидетельствуют и сообщения друг другу секретов.

Мотив получения подтвержения своих положительных качеств ровесником как ценителем также, связан с позицией доверия. Ребе­нок хочет удостовериться в важности происходящих с ним событий, своих планов и намерений: он делится семейной новостью ро­ждением маленького брата, намерением поехать в кинотеатр и т. п., т. е. ищет в ровеснике сопереживания.

Существенной чертой личностных мотивов становится то, что они порой оказываются разделенными, общими хотя бы для двух детей, что подтверждается единой оценкой МЫ, в которой не дифференцируются ни сам ребенок, ни его партнер. Дети гордятся общим достижением, одинаковыми ролями (Мы — строители. Мы тут такого понаделаем...).

Личностные мотивы приобретают действенный характер. В сверстнике уже воплощается не мотив-средство, а мотив-цель: дружеская позиция по отношению к сверстнику проявляется в «борьбе» за товарища, в защите его от нападок и обвинений ровесников, а также в бескорыстном стремлении научить его тому, в чем сам ребенок сильнее. Дети 5—6 лет помогают ровеснику иначе, нежели трехлетки: последние самим актом содействия ут­верждаются в своем превосходстве (Д. Б. Годовикова, Е. И. Гаврилова, 1975), а дети 5—6 лет стремятся утвердить возможности ровесника.

Мотивы общения со сверстником у детей 6—7 лет

Игра все еще занимает значительное место в жизни детей 6—7 лет. Однако положение старших в детском саду, ожидание скорого перехода в школу и систематические учебные занятия, где детей оценивает педагог, существенно перестраивают их интересы. Зна­ния детей расширяются. Игра становится серьезнее: старшие до­школьники воссоздают в ней обстоятельства жизни людей более реалистично. У детей повышаются требования к выдумке, изобре­тательности; появляется новый тип игр — с правилами (подвиж­ные, настольные, словесные).

Общение со взрослым сохраняет внеситуативно-личностную форму; содержание потребности в нем — сопереживание. Значимость общения с ровесником растет, позиция по отношению к нему ста­новится более доброжелательной и заинтересованной. У детей 6—7 лет также выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы.

В связи со значительной ролью игры в жизни детей 6—7 лет их деловые мотивыобщения подобны описанным у 5—6-леток. При I варианте делового мотива общения сверстник — равный участник общего дела, вносящий свой творческий вклад в достижение единой цели; при II варианте сверстник — ценитель, подтверждающий цен­ность замыслов, целей, планов, способов действия своим участием, вделе, инициированном и руководимом ребенком-лидером; при IIIварианте сверстник — образец дела, у него ребенок заимствует замыслы, цели и способы действия.

Но в этом возрасте деловые мотивы общения создаются не столь­ко в игре, сколько на фоне серьезных жизненных проблем, причем не только практических, но и познавательных, что делает мотив и деловым, и познавательным одновременно.

Наибольшее число контактов детей возникает не в процессе игры, а по ходу решения какой-либо случайной задачи. (Дети находят раненого птенца. Тут же встают вопросы: что с ним будет, если его оставить? Чем можно залечить ранку? Рождаются гипоте­зы: если оставить, его может съесть кошка; ранка зарастет, если создать для него покой. Высказываются предложения — покормить, сделать повязку и т. д.) В связи с обсуждением проблемы растет доля актов организации деятельности по ее решению, а также управления партнерами, где первое место занимают указания, как надо действовать. Кардинально меняется соотношение ком­муникативных актов в пользу категории МЫ (см. табл. 18): до 40,9 % против 3!,8 % в предыдущем возрасте. Число актов, отно­симых к ТЫ и Я, резко падает. Ребенок организует на решение задачи не партнера, а всех, включая себя.

В 6—7 лет впервые познавательные мотивывыдвигаются на передний план. В их состав входят объяснения причин случившегося, высказывания гипотез по поводу развития явлений, сообщения о их свойствах, приглашение к исследованию и т.п. Важнейшее пре­образование познавательных мотивов общения детей 6 лет — их обособление от мотива подтверждения своих достоинств. Познава­тельный мотив общения — это уже поиск коллективного решения задачи, отношение ко всем участникам как к равным. Высказывания адресуются не к ТЫ, а к МЫ (см. табл. 18).

Число личностныхконтактов, выделенных в самостоятельные эпизоды, у старших дошкольников увеличивается. Ребенок доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения, вкусы, секреты. Он оценивает поступок ровесника, сравнивает его с другими детьми, обсуждает происшедшие события, выражает сопереживание. 117

Таблица 18

Среднее количество инициативных актов общения,

выражающих разные виды мотивов у детей 6—7 лет

(за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)

Контакты     Количество актов общения, объектом которых являются качества Всего
общие для парт­неров (МЫ) сверстника (ТЫ) инициатора акта (Я)
Деловые Познавательные Личностные 16,8 12,2 2,4 17,6 0,8 1,0 6,6 0,4 4,6 41,0 13,4 8,0
Всего 31,4 19,4   11,6 11,6 62,4
             

Самые интимные личностные контакты скрываются от взрослого. Когда по условиям игры один ребенок выражает ровеснику свое доброе расположение, обнаруживается разнообразие его позиций по отношению к партнерам. Иногда это развернутое признание достоинств (Ты хорошая девочка. Ты красивая девочка. У тебя длинные волосы. Ты народу говоришь «Здрасьте» и «До свидания»). А подчас формально заданный текст, произносимый небрежно, глядя в сторону, в позе игнорирования.

Усиление позиции расположения к ровеснику связано с растущим интересом к его личности: его своеобразному вкладу во вза­имодействие, проявлению им оригинального типа поведения, от­ношения к. ситуации. Чувствительность к ответному поведению ровесника на инициативу партнера возрастает: ребенок оказыва­ется способен даже изменить свое неприязненное отношение к ровеснику, оценив достоинство его ответной позиции. Успехи ровесника могут вызвать восхищение у ребенка.

Специфические особенности мотивов общения со сверстниками у детей 2—7 лет

К общению со сверстниками дошкольника побуждают разные мотивы: деловые, познавательные и личностные. Дети стремятся друг к другу ради участия в общей игре, обсуждения вопросов о мире, о людях" и о самих себе. В общении со сверстниками проявляются, с одной стороны, потребности ребенка в активности и в познании. Поэтому в деловых и познавательных мотивах сверстник выступает в качестве средства. С другой стороны, в общении с ровесником участвуют личностные мотивы, прямо выражающие потребности ребенка в общении.

В этом отношении мотивы общения в первой и второй сферах сходны, но между ними есть существенные различия. Последние 118 обусловлены несходством возможностей взрослого и ро&есника. Взрослый для ребенка —.старший, опытный человек, в котором' во­площены умелость, мудрость, справедливость, что делает его по­ведение, мнения и оценки образцом и идеалом. Ровесник — равное ребенку существо по своим деловым, познавательным и личностным качествам.

Картина возрастных сдвигов в проявлении мотивов общения с ровесником прорисовывается следующим образом. В конце раннего 'возраста дети ищут в сверстнике участника эмоционально-практи­ческого взаимодействия, обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возмож­ности. Для младших дошкольников сверстник — участник игр иного содержания: соревновательных и сюжетно-ролевых, включающих об­мен дополнительными действиями. У них преобладает деловой мотив, который доминирует и в среднем дошкольном возрасте: сверстник-партнер по сюжетно-ролевым играм. Но детей 4—5 лет к общению побуждают уже и познавательные интересы, тесно переплетенные с мотивами делового сотрудничества в игре.

В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) по-прежнему на первом месте остаются мотивы делового сотрудничества, но одновременно повышается значение познавательных мотивов и за рамками сотрудничества. Дошкольникам 6—7 лет также наиболее присущи мотивы делового сотрудничества, еще стремительнее уве­личивается рсуть познавательных; дети обсуждают с ровесниками серьезные жизненные вопросы, вырабатывают общие решения.

На протяжении всего дошкольного возраста важное место занимают личностные мотивы. Они постоянно присутствуют в моти­вах иного характера — деловых и познавательных (последние обя­зательно имеют личностный аспект). Деловые мотивы заключаются в ожидании от сверстника не помощи, как в первой сфере общения, а подтверждения умений ребенка, его права на равное участие в любом совместном деле. Познавательные мотивы выражают, не поиск ответов на вопросы, а получение от сверстников подтверждения ценности собственных знаний. Личностный характер избирательного отношения ребенка к детям — обладателям развитых деловых и поз­навательных качеств — заключается в том, что они ценны для него как мерка для сравнения себя и как доступный эталон, который он стремится достигнуть и превзойти.

Апробирование и подтверждение своих возможностей, с одной стороны, и заимствование и построение новых, с другой, составля­ют реализацию личностного аспекта деловых и познавательных мотивов. Личностный аспект данных мотивов определяет их вариан­ты: сверстник — ценитель деловых познавательных качеств ребен­ка, сверстник — эталон, образец для построения аналогичных ка­честв в самом себе. Личностный аспект иных мотивов характерен уже для младших дошкольников. С возрастом его значение увели­чивается. 119

Собственно личностные мотивы общения со сверстниками — это качества, которые характеризуют последнего как личность и выра­жают его отношения к людям, к миру (к природе, животным и вещам), к выработанным нормам поведения. Дошкольник адресует­ся, во-первых, к таким качествам сверстника, как способность быть внимательным зрителем или слушателем, ценителем достоинств ре­бенка, добрым товарищем, разделять огорчения и радоваться удачам друга, подтверждать его достоинства. Во-вторых, он обращен к внутреннему миру сверстника — его желаниям, планам, намерениям, целям, т. е. к нему как личности, стремится содействовать планам и подтверждать права ровесника на равное участие в коллективной жизни товарищей.

У малышей раннего возраста личностный мотив выражен в стремлении к общим радостным эмоциям и в готовности утешить плачущего. У младшего дошкольника — в поиске у ровесника способности и склонности выражать внимание и одобрение, под­тверждать достоинства и позицию «хорошего ребенка». Этот поиск имеет характер самоутверждения и критической позиции по отноше­нию к ровеснику. Самоутверждение проявляется и в склонности к соревнованию, опережению сверстника в любом умении, а наряду с этим во включении в действия ровесников, в подражании им. У детей среднего возраста все отмеченные проявления личностных мотивов выражены еще более четко. Но у них усиливается вариант личностного мотива общения с ровесником как предметом познания. В старшем дошкольном возрасте этот вариант мотива упрочивается и возникает новый тип личностного мотива: самоценность сверст­ника побуждает ребенка бороться за него, отстаивать права друга.

Итак, важнейшая линия возрастных изменений в мотивах обще­ния дошкольника со сверстником — перестройка соотношения моти­вов и изменение значения разных их видов.

Вторая линия развития мотивов — превращение мотива общения из средства в цель. Поначалу ребенок вступает в общение ради игры; сверстник оказывается средством удовлетворения его других духовных потребностей: в активности (игре), в самопознании через сравнение как с образцом, а также через получение его от клика на активные проявления («невидимое зеркало»). Такова роль ровесника примерно до 5 лет. В старшем возрасте сверстник ста­новится интересен как психологический субъект, как личность, . характеризующаяся определенными поступками, намерениями и же­ланиями, вкусами и предпочтениями. Большей полнотой, осознан­ностью, дифференцированностью наполняются знания ребенка о нем.

Третья линия развития мотивов общения — превращение их из ситуативных в устойчивые внеситуативные образования. Младших детей побуждают к общению действия ровесников и другие ситуа­тивные обстоятельства; старших — их личностные качества.

Четвертая линия изменений мотивов — рост их побудительной силы. Контакты между малышами редки и часто вынужденны. 120

Общение существует в виде отдельных эпизодов. В старшем возрасте оно носит характер особой деятельности даже тогда, когда связано с игрой, а часто выделяется в самостоятельную область. У детей появляются стойкие избирательные привязанности.

Пятая линия развития мотивов общения во сверстником — рост их осознанности. Стремление малышей к общению друг с другом находится в противоречии с непониманием желаний партнера, неумением учитывать его интересы. Конфликтность в их отношениях показывает, что малышам неясно, ради чего они намереваются дей­ствовать совместно. Старшие ценят в сверстниках их опреде­ленные личностные качества и дают себе в них адекватный отчет.,

Происходят в мотивах общения и структурные изменения. Дети 2—4 лет вступают в контакты с ровесниками по непосредствен­ному побуждению. Они взаимодействуют до тех пор, пока это удов­летворяет их сиюминутные желания. В старшем возрасте дети общаются также в ходе игры, но нередко они вступают в нее именно ради коммуникативных контактов. Так, ради общения с другом ребе- . нок готов принять неинтересную роль, уступая главную ровеснику.

Что определяет развитие мотивов общения со сверстником? Прежде всего — общее развитие ребенка, происходящее под вос­питывающим воздействием взрослых. Значительную роль играют накапливающийся индивидуальный опыт деятельности ребенка и практика общения со сверстником. Это четыре основных на­правления психического, развития: 1) развитие самосознания ребенка — источника потребности в сравнении, сопоставлении себя с другими людьми; 2) развитие внутреннего плана действия, и в частности приобретение знаний и представлений в области, не связанной с непосредственным восприятием; 3) развитие ведущей деятельности — игры: факт появления к середине дошкольного возраста нового содержания игры — отражения в ней не действий людей, а отношений между ними, выражаемых ролью и функцией в ней; 4) переход от центрации на себя к децентрации — пониманию точки зрения другого человека. Все эти перемены, способствуя изменению мотивов общения ребенка ,со сверстником, сами в дальнейшем углубляются в результате преобразования общения.

Развитие у детей мотивов общения со сверстниками на про­тяжении дошкольного возраста имеет важные последствия. Так, обладая более высокоразвитыми мотивами общения, ребенок адресуется к личностным качествам ровесника, т. е. устойчивым, внутренним образованиям — потребностям, склонностям, суждениям и мнениям. В итоге образ сверстника и самого себя становится все более полным, дифференцированным, осознанным. На основе этого ребенок может успешнее строить свои взаимоотношения с окружаю­щими людьми, стать полноправным членом коллектива своих това­рищей, способствующим достижению их общих целей, а также обеспе­чивать благоприятные условия для достижения своих индиви­дуальных целей. 121

Глава шестая

Наши рекомендации