Психологические причины возможных трудностей при обучении з средней школе
По данным психологов Ануфриевой А.Ф. и Костроминой СИ., затруднения в обучении б средней школе испытывают от 15 до 40% учащихся. Ануфриева А.Ф., Костронина СИ. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1997 г. Для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Профилактика и диагностика трудностей в обучении является приоритетным направлением среди задач, поставленных перед практическим психологом средней школы и педагогом - психологом ДОУ. Решение этой проблемы возможно через коррекцию состояния элементов объекта психодиагностики. Многовариантность причинно-следственных связей часто приводит к тому, что, выясняя причину трудностей в обучении, возникают сложности с определением круга возможных психологических причин, выбором методики и эффективности коррекционных упражнений.
Перспективная коррекционная программа, рассчитанная на индивидуальное развитие каждого ребенка, позволяет предотвратить школьные проблемы еще в условиях дошкольного обучения.
Предлагаемая таблица может помочь педагогу-психологу при постановке психологического диагноза и прогноза характера будущих затруднений в процессе школьного обучения каждого ребенка.
Данная таблица предназначена для самостоятельной работы педагога-психолога ДОУ в поиске причинно-следственных связей для каждого конкретного ребенка. Например, возможные отклонения в развитии речи: дефекты дикции, двуязычие в семье и, как результат, недостаточное владение русским языком может привести ребенка к возможным затруднениям при пересказе текста в первом классе средней школы.
А также дефекты кратковременной памяти, такие, как трудности при запоминании, сохранении информации, ее припоминании могут привести к таким возможным трудностям при обучении з школе, как орфографическая незоркость, грязь в тетради, проблемы при списывании с доски, постоянное переспрашивание учителя.
Возможные трудности при обучении в школе (ванн по мере убывания) | Частота проявлений е % | |||
1. | Пропуск букв при письменной работе | 19,9 % | ||
2. | Орфографическая незоркость | 19% | ||
Невнимательность. рассеянность на уроке | 17% | |||
4. | Затруднения при решении математических задач | 14,8 % | ||
В пересказе текста | 13,5% | |||
6. | Неусидчивость | 13,1 % | ||
7. | Непонимание объяснений учителя | 12,7% | ||
8. | Грязь в тетради | 11,5% | ||
9. | Затруднения при заломинании таблицы умножения, деления | 10,2% | ||
10. | Самостоятельная оабота вызывает тревсту, чаще неудача | 9,6 % | ||
11. | Часто забывает дома учебные предметы | 9,5 % | ||
Списывание с доски | 8,7 % | |||
13. | Классная работа неудовлетворительна при успешной домашней работе | 8,5 % | ||
14. | Необходимость многократного повтора учителем задания ' | 7,5 % | ||
15. | Постоянные переспрашивай ия учителя | 7,3 % | ||
16. | Затруднения ориентировки з тетради | 6,8 % | ||
Поднимает руку, но не может сформировать ответ 6.5 % | ||||
Опоздания в школу на урок | 6.1 % | |||
19. | Охзлекаетса от процесса урока | 5,2 % | ||
Страх перед опросом | 4,3% ..-. | |||
21. | Отсутствие письменной классной работы в тетоади | 4,г% :; | ||
22. | Выходит с урока, долго отсутствует | 2,3 % | ||
23. | Комментирует оценки и поведение учителя | 1,2% | ||
24. | В классе долго не может найти свое место | 0,7 % | ||
1. | Недостаточная развитость речи | ||||||||||||||||||||||||
2. | Недостаточная развитость памяти | ||||||||||||||||||||||||
- кратковременной | |||||||||||||||||||||||||
- долговременной | |||||||||||||||||||||||||
- механической | |||||||||||||||||||||||||
- логической | |||||||||||||||||||||||||
i. | Недостаточно развито внимание | ||||||||||||||||||||||||
- переключение | |||||||||||||||||||||||||
- концентрация | | | ||||||||||||||||||||||||
- объем | ■ | ||||||||||||||||||||||||
- распределение | |||||||||||||||||||||||||
устойчивость | ■ | ||||||||||||||||||||||||
4. | Недостаточная развитость восприятия | ||||||||||||||||||||||||
- общая j |
7 3
/ | / - ориентировка в пространстве | \ | \\ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- фонематический слух | ¥ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Несформированность воли | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воз | можпые психологические чины | Возможные трудности при обучении в школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
при | 1 0 | 1 1 | 1 5 | 1 6 | 1 8 | 1 9 | 2 2 | 2* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- недоразвитие произвольности | v | и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- нарушение самоконтроля | ¥ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-- | - нарушение планирования деятельности - невыполнение устной инструкции | — | — | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- невыполнение по правилу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
невыполнение учебной задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Неразвитость мышления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- недостаточный общий интеллект | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
неразвитость образного мышления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- непонимание граммати- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ческой конструкции | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- недостаточное осмысление слухового восприятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- неразвитость логических операций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- затрудненность в ориентировке на систему признаков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- задержка психического развития | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Несформированнос гь учебной мотивации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- преобладание игровой мотивации | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- отсутствие учебной мотивации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
несформированность приемов учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Личностные проблемы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- заниженная самооценка | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-индивидуально-типологические особенности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
/ /- отсутствие отношения к / / себе как к школьнику | г— | ' 1 | |||||||||||||||||||||||
- нарушение «Я - концепции» | |||||||||||||||||||||||||
9. | Физиологическая неразвитость | ||||||||||||||||||||||||
- низкая скорость протекания психич. процессов | |||||||||||||||||||||||||
- слабое развитие тонкой моторики пальцев | |||||||||||||||||||||||||
- слабое развитие мускулатуры кистей рук | |||||||||||||||||||||||||
Нарушение эмоционального равновесия | |||||||||||||||||||||||||
- эмоциональная импульсивность, нестабильность | |||||||||||||||||||||||||
- стрессовое состояние | |||||||||||||||||||||||||
- адаптационный стресс | |||||||||||||||||||||||||
1. | Социальные нарушения | ||||||||||||||||||||||||
- трудности в семье | |||||||||||||||||||||||||
- поиск вторичной выгоды | |||||||||||||||||||||||||
- перенос функции матери на учителя |