Психологические причины возможных трудностей при обучении з средней школе

По данным психологов Ануфриевой А.Ф. и Костроминой СИ., затруд­нения в обучении б средней школе испытывают от 15 до 40% учащихся. Ануфриева А.Ф., Костронина СИ. Как преодолеть трудности в обучении де­тей. - М., 1997 г. Для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Профилактика и диагностика трудностей в обучении является приоритетным направлением среди задач, поставленных перед практическим психологом средней школы и педагогом - психологом ДОУ. Решение этой проблемы возможно через коррекцию состояния элемен­тов объекта психодиагностики. Многовариантность причинно-следственных связей часто приводит к тому, что, выясняя причину трудностей в обучении, возникают сложности с определением круга возможных психологических причин, выбором методики и эффективности коррекционных упражнений.

Перспективная коррекционная программа, рассчитанная на индивиду­альное развитие каждого ребенка, позволяет предотвратить школьные про­блемы еще в условиях дошкольного обучения.

Предлагаемая таблица может помочь педагогу-психологу при поста­новке психологического диагноза и прогноза характера будущих затруднений в процессе школьного обучения каждого ребенка.

Данная таблица предназначена для самостоятельной работы педагога-психолога ДОУ в поиске причинно-следственных связей для каждого кон­кретного ребенка. Например, возможные отклонения в развитии речи: дефек­ты дикции, двуязычие в семье и, как результат, недостаточное владение рус­ским языком может привести ребенка к возможным затруднениям при пере­сказе текста в первом классе средней школы.

А также дефекты кратковременной памяти, такие, как трудности при запоминании, сохранении информации, ее припоминании могут привести к таким возможным трудностям при обучении з школе, как орфографическая незоркость, грязь в тетради, проблемы при списывании с доски, постоянное переспрашивание учителя.

Возможные трудности при обучении в школе (ванн по мере убывания) Частота проявлений е %
1. Пропуск букв при письменной работе 19,9 %
2. Орфографическая незоркость 19%
Невнимательность. рассеянность на уроке 17%
4. Затруднения при решении математических задач 14,8 %
В пересказе текста 13,5%
6. Неусидчивость 13,1 %
7. Непонимание объяснений учителя 12,7%
8. Грязь в тетради 11,5%
9. Затруднения при заломинании таблицы умножения, де­ления 10,2%
10. Самостоятельная оабота вызывает тревсту, чаще неудача 9,6 %
11. Часто забывает дома учебные предметы 9,5 %
Списывание с доски 8,7 %
13. Классная работа неудовлетворительна при успешной домашней работе 8,5 %
14. Необходимость многократного повтора учителем зада­ния ' 7,5 %
15. Постоянные переспрашивай ия учителя 7,3 %
16. Затруднения ориентировки з тетради 6,8 %
Поднимает руку, но не может сформировать ответ 6.5 %
Опоздания в школу на урок 6.1 %
19. Охзлекаетса от процесса урока 5,2 %
Страх перед опросом 4,3% ..-.
21. Отсутствие письменной классной работы в тетоади 4,г% :;
22. Выходит с урока, долго отсутствует 2,3 %
23. Комментирует оценки и поведение учителя 1,2%
24. В классе долго не может найти свое место 0,7 %
         




                                           
1. Недостаточная развитость речи                                              
2. Недостаточная развитость памяти                                                
  - кратковременной                                        
  - долговременной                                            
  - механической                                              
  - логической                                              
i. Недостаточно развито вни­мание                                                
  - переключение                                            
  - концентрация                     |          
  - объем                                      
  - распределение                                              
устойчивость                                    
4. Недостаточная развитость восприятия                                                
  - общая j                                    

Психологические причины возможных трудностей при обучении з средней школе - student2.ru

7 3

/ / - ориентировка в простран­стве                                     \ \\  
  - фонематический слух ¥                                            
5. Несформированность воли                                                
Воз можпые психологические чины Возможные трудности при обучении в школе  
при 1 0 1 1 1 5 1 6 1 8 1 9 2 2 2*  
  - недоразвитие произволь­ности           v   и  
  - нарушение самоконтроля ¥                                              
-- - нарушение планирования деятельности - невыполнение устной ин­струкции                                          
  - невыполнение по правилу                                                
  невыполнение учебной задачи                                              
6. Неразвитость мышления                                                
  - недостаточный общий интеллект                                            
  неразвитость образного мышления                                              
  - непонимание граммати-                                                
                                                 
  ческой конструкции                                             -  
  - недостаточное осмысле­ние слухового восприятия                                          
  - неразвитость логических операций                                              
  - затрудненность в ориен­тировке на систему при­знаков                                              
  - задержка психического развития                   |            
7. Несформированнос гь учебной мотивации                                                
  - преобладание игровой мотивации                                   |        
  - отсутствие учебной моти­вации                                          
  несформированность приемов учебной деятель­ности                                
8. Личностные проблемы                                                
  - заниженная самооценка                               |          
  -индивидуально-типологические особенно­сти                                        
                                                                                             
/ /- отсутствие отношения к / / себе как к школьнику             г—                   ' 1  
  - нарушение «Я - концеп­ции»                                              
9. Физиологическая неразви­тость                                                
  - низкая скорость протека­ния психич. процессов                                              
  - слабое развитие тонкой моторики пальцев                                              
  - слабое развитие мускула­туры кистей рук                                              
Нарушение эмоционально­го равновесия                                                
  - эмоциональная импуль­сивность, нестабильность                                              
  - стрессовое состояние                                            
  - адаптационный стресс                                              
1. Социальные нарушения                                                
  - трудности в семье                                          
  - поиск вторичной выгоды                                              
  - перенос функции матери на учителя                                              

Наши рекомендации