Ш. морально-волевая (потребностная) сфера

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и дея­тельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достиже­нии цели.

I Компоненты волевого действия:   II Этапы волевого действия:  
• побуждения; - инициативность;  
• осознание и борьба мотивов; - самостоятельность;  
• принятие решений, - решительность.  
• исполнение.    

Важнейшим приобретением дошкольного возраста является превращение поведения ребенка из "полевого" в "волевое" (А.Н. Леонтьев) "Полевое" - им­пульсивное, ситуативное.

Нормативные показатели развития воли у детей

3 г. Постоянная инициатива, проявляющая в фразе " Я сам" Предвидит некоторые последствия своих действий, сознательно может затормаживать действия, мешающие достижению цели.

4 г. Способен отодвинуть поступок на более позднее время. Несформированность такого качества - показатель отставания развития волевых дей­ствий.

5 л. Способен преодолевать импульсивность своего поведения.

6 л. Осуществление речевое планирование, стремится выполнять пра­вила игры и поведения, совершает усилия, соотносит цели и результаты. В основу действий кладутся моральные чувства, само действие получает через это определенный смысл и становится поступком.

7 л. Оформлены основные элементы волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, испол­нить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результаты своего действия. Воля становится компонентом психоло­гической готовности к школе.

Диагностика волевых качеств

д п/н Волевые качества Название методики Код источ­ника, стр. Возраст детей
1. Наблюдения в разных видах деятельности (таб­лица P.M. Геворкян). 16.80 5-7  
2. Методика изучения волевой активности (Н.А. Цыркун). 16.82 5-7
3. Методика для изучения борьбы мотивов (Ш. Чхартишвили). 16.82; 4.80 5-7
4. Методика для изучения проявлений борьбы мо­тивов (Н.А. Цыркун). 16.83 4-7
5. Методика для изучения волевого единства группы "Найди предметы" (Н.Л. Цыркуп). 16.83 4-7
6. Методика для выявления особенностей прояв­ления единства золи и мышления "Выкладывание по образцу" (Н.А. Цыркун). 16.84 4-7
7. Методика "Домик" (Н.И. Гуткина). 16.85; 12.154; 19.82;14.48 6-7
8. Методика "Вежливость". 16.87 5-7
9. Методика "Эхо". 16.87 5-7
10. Тест "Графический диктант". 12.146; 19.87 6-7
11. Тест "Лабиринт". 12.150 6-7
12. Тест "Палочки и крестики". 12.156 6-7
13. Тест "Да и нет". 12.157;14. 50 6-7
14. Изучение целенаправленности деятельности. 18.79 3-7
15. Изучение умения сохранять цель в условиях за­труднения успеха. 18.78 4-7
16. Изучение достижения цели в условиях помех. 18.80 3-7
17. Изучение умения сдерживать свои побуждения. 18.81 2-3
18. Изучение взаимосвязи между мотивацией и мо­билизацией волевых усилий. 18.82 4-7
19. Изучение мобилизации волевых усилий. 18.83 3-7
20. Изучение волевых проявлений 18.84 2-7
21. Изучение произвольного поведения. 18.85 5-7
22. Рисование по точкам". 19.83 6-7
23. "Узор". 19.90 6-7
24. Уровень волевой регуляции. 13.51 6-7
25. Исследование работоспособности. 13.53 6-7
26. Корректурная проба. 3.68 5-7
27. Метод экспертных оценок. 15./96.77;9. 99 4-7
28. Карта наблюдений за негативными реакциями. 16.72;15.80 4-7


IV. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в разной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Высший продукт эмоций человека - устойчи­вые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям.

Эмоции подразделяют на:

· нравственные (переживания при восприятии действительности и сравнение их с нормами; выработанными в обществе).

· интеллектуальные

· эстетические

Выделяют эмоции:

I. Фундаментальные;

II. Производные

Нормативные показатели уровня развития эмоций ребёнка

Диагностика эмоций и чувств

д п/н Эмоции, чувства Название методики Код источника,стр. Возраст детей  
1. Изучение эмоционального отношения к мо­ральным нормам. 18.89 3-6  
2. Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения. 18.90 16.74 4-7  
3. Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. 18.90 3-7  
4. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. 18.93 4-7  
5. Изучения эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений. 18.94 5-7  
6. Изучение влияния худ. литературы на эмо­циональный опыт дошкольников. 18.95 5-7  
7. Изучение социальных эмоций. 18.97 3-7  
8. Изучение проявлений чувства долга. 18.98 2-7  
9. Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье. 18.100 3-7  
10. Изучение проявления помощи (сочувствия) другому человеку. 18.100 5-7
11. Изучение взаимосвязи между оценочными эталонами и эмоциями. 18.101 6-8
12. Негативные личностные проявления (наблю­дение). 15/96. 80 4-7
13. Наблюдения за эмоциональным состоянием ребенка. 16.72 3-7
14. Признаки психического напряжения (опрос­ник). 16.72 3-7
15. Рисовальные пробы "Дорога в д/с", "Я иду в школу". 16.75 5-7
16. Методика Рене Жиля. 19.94 5-7
17. "Кинетический рисунок семьи". 19.117; 2.94 495 5-7 1
18. "Несуществующее животное". 3.57 5-7
19. Тест Розенцвейга. 3.60 5-10
20. Детский апперцептивный тест. 3.62 4-10
21. Модификация цветового теста Люшера. 16.75; 13.45 5-7
22. Тест тревожности Р. Тэммла. 8.30 4-7
23. Метод экспертных оценок: эмоциональн. рас­положен. 9/1. 101 4-7
24. Диагностика наличия страхов, тревожности, агрессии. 8.28; 4.82 5-7
25. Характеристика детей с эмоц. неблагополу­чиями (тревожные,демонстративные дети и т.д.). 2.109 4-7
26. Исследование способности выделения эмо­ционального подтекста в рассказе. 6.78; 6.97 6-7
27. Тест Роршаха. 6-97 6-7
28. Тест Розенцвейга. 6.101 5-7
29. Рисуночный тест "Дом. Дерево. Человек". 4.90 5-7
30. Роль игры в формировании социальных эмо­ций. 4.78 5-6
             


ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагенство, 1994.

2. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические реко­мендации к практической деятельности /Под ред. Т.В Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996.

3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. По­собие по практической психологии. - М.: Линка-Пресс, 1997.

4: Скрипкина Т.П., Гульянц ЭК. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. В помощь практическим психоло­гам: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: РГТТУ, 1993.

5. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996.

6. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. -Киев: Освита, 1992.

7. Региональная программа дошкольного образования «Планета детст­ва». - Ставрополь: СПТУ, 1995.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова­нии: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995.

9. Растим одаренного ребенка. - Ставрополь: ИРО, 1997.

10. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта (тест Гудинаф-Харриса //Детский психолог. Вып. 9. - Ростов-на-Дону: Тотем, 1995.-С, 54.

11. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия раз­вития, 1996.

12. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. /Сост. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова , Н.Я. Головнева . - СПб: Дельта, 1997.

13. Диагностика готовности 6-7-летнего ребенка к школьному обуче­нию: Методическое пособие. - Ставрополь: СГПУ, 1995.

14. Готовность к школе. Руководство практического психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М: Наука, 1995.

15.Материалы по научно-методическому обеспечению эксперимен­тальной работы МДЦ "Искорка". - № 6, № 7'.- Ставрополь, 1996.

16.Коломинский Я.Л., Панько Е.А Диагностика и коррекция психиче­ского развития дошкольников. - Минск: Университецкае, 1997.

17. Журнал "Дошкольное воспитание". - 1999. - №№ 2-4.

18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психоло­гии. - М.: Просвещение, 1995.

19. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обу­чении детей.-М.: Ось-89,1997.

20. Баркан А.И. Его Величество Ребенок.- М.: Столетие, 1996.

21. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа: Учеб. пособ. - Ставрополь: СКИУУ, 1993.

22. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: Пед-Пресс, 1993.

23. Урунтаева ГА., Афонькина Ю.А Помоги принцу найти Золушку. -М: Просвещение, 1994

24. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. - М.: Новая школа, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Симптокомплексы определения агрессии (по тесту "Несуществующее животное")

п№ Наименование мак. 7 баллов
1. Косвенные показатели  
1. Резко продавленная линия нажима, прорванный рисунок 1.2
2. Неравномерный нажим линяй рисунка
3. Небрежность рисунка
4. Маленькая голова
5. Недостаточная прорисовка и отсутствие основных деталей лица 1.2
2. Прямые показатели неогран.
1. Наличие острых углов 1,2,3
2. Угрожающая поза 1,2
3. Угрожающее выражение 1,2
4. Наличие орудий нападения - зубы /оральная агрессия/ - ногти, когти /нападающая агрессия/ - рога /защитно- нападающая агрессия/ - щетина, хобот, иглы, щупальца /защитно-ответная агрессия/ 1 1,2 1,2 1,2
5. Хищник
6. Вожак, лидер
Комментарии к рисунку, оговорки "Дерется насмерть, всех убивает"
8. Наличие предметов нападения /нож, пистолет, ствол танка, фаната, меч, копье, вилы/ 1,2,3
9. Преобладание тревожной окраски рисунка /красный-черный-коричневый./ 1,2

Симптокомплексы рисуночного теста "Моя семья"

Эмоциональная привязанность к родителям  
1. Ребенок находится рядом /вплотную/ 1 "
2. Руки родителя и ребенка сомкнуты, протянуты друг другу
3. Рисование родителя первым
4. Фигура родителя выше других фигур
5. Фигура родителя находится на пьедестале
6. Тщательная вырисовка фигуры родителя вплоть до деталей 1,2
7. Яркая окраска родителя, волшебный наряд "to
8. Совместная деятельность с родителем
9. Совпадение окраски одежды и формы рисунка родителя с ребенком
  Максимальное количество баллов
2. Отверженность ребенка в семье /эмоциональная неудовлетворительность/  
1. Отказ нарисовать семью
2. "Забывает" нарисовать себя
3. Фигура "Я" непропорционально маленькая 1,2
4. Схематическое изображение "Я".контуром без деталей
5. Расположение фигуры "Я" вдали от всех 1,2
6. Фигура "Я" рисуется в последнюю очередь
7. Наличие каких-либо предметов, барьеров между фигурами "Я" и родителями 1,2
8. Наличие посторонних взрослых, не связанных с семьей /далекие родственники, знакомые, не­существующие люди/ 1,2
9. Фигура "Я" окрашивается в холодные тона в отличие от других фигур
10. Отсутствие рук у фигуры "Я"
11. "Забывание" нарисовать кого-либо из родите­лей
12. Начинает рисунок с предметов, объектов, не связанных с семьей /солнце, трава, дерево/ 1,2
  Максимальное количество баллов
3. Конфликтная ситуация в семье  
1. Несоответствие вербального описания и рисун­ка
2. "Забывание" нарисовать кого-либо из близких
3. Неадекватная величина одной из фигур 1,2
4. Выделение одной из фигур холодными, траур­ными тонами 1,2
5. Штриховка лица одной из фигур 1,2
6. Все фигуры нарисованы контуром ]
7. Наличие между фигурами предметов, барьеров 1,2
8. Изоляция одной из фигур ]
Группировки расположены в отдалении друг от друга 1,2
10. Стирание отдельных фигур 1,2
Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур
12. Преобладание вещей
  Максимальное количество баллов
4. Ревность к братьям и сестрам  
1. Фигура соперника рисуется первой 1 .,:
2. Фигура соперника изображена вплотную к родителям
3. Тщательная вырисовка фигуры соперника
4. Непропорционально увеличен рост фигуры со­перника
5. Яркие, броские одежды или траурная закраска фигуры соперника
6. "Забывание" нарисовать фигуру соперника
7. Изображение фигуры "Я" в отдалении от всех 1,2
8. "Забывание" нарисовать фигуру "Я"
9. Фигура "Я" нарисована небрежнее фигуры со­перника
10. Фигура "Я" непропорционально уменьшена
  Максимальное количество баллов
5. Переживание неполной семьи  
1. Присутствие на рисунке бывших членов семьи
2. Фигура бывшего члена семьи рисуется послед­ней, после паузы
3. Фигура бывшего члена семьи изображается не­ясным контуром 1,2
4. Между фигурами рисуются предметы, домаш­ние животные, дальние родственники, друзья 1,2
5. Множественные детали вместо фигуры родите­ля ]
Окраска фигуры бывшего члена семьи в траур­ные тона
  Максимальное количество баллов
6. Враждебность в семейной ситуации  
1. Одна фигура отделена, перенесена на другую сторону листа 1,2
2. Агрессивная позиция фигуры 1,2
3. Зачеркнутая, заштрихованная фигура 1,2
4. Деформированная фигура  
5. Обратный профиль фигуры, фигура спиной 1,2
6. Руки подняты вверх, далеко раскинуты в сторо­ны
7. Пальцы длинные, ладони большие, выделены
8. Наличие в руках какого-либо орудия 1,2
9. Пропуск в рисунке фигуры существенных час­тей тела (руки, ноги) 1,2
  Максимальное кол-во баллов
         

Тип семейного воспитания

1. Кумир семьи    
1. Изображение семьи начинается с себя  
2. Фигура "Я" в центре листа  
3. Фигуры родителей изображаются поодаль 1,2  
4. Родители любуются ребенком  
5. Величина фигур родителей Ниже фигуры ребенка Вровень с ребенком    
6. Фигура '"Я" изображена в ярких волшебных на­рядах в отличие от родителей 1.2  
7. На голове "Я" - корона  
    10 баллов  
2. Гиперопека    
1. Фигура "опекающего" родителя изображается первой  
2. Вторым рисуется "Я" !  
3. Фигура "Я" изображена вплотную к родителям J  
4. Родители крепко держат ребенка за руку  
5. Родители смотрят на ребенка  
6. Фигура "Я" ниже ростом, чем родители  
7. Одежда "Я" идентична с одеждой родителя  
    6 баллов  
3. Гипоопека    
]. "Забывает" нарисовать себя при тщательном изображении всех других членов семьи  
2. Изображена только фигура "Я"  
3. Большие пространства между фигурами членов семьи  
4. Фигура "Я" изображена обособленно, одиноко  
5. Фигура "Я" изображается контуром  
6. Фигура "Я" непропорционально ниже других фи­гур  
7. Фигура "Я" окрашена в холодные тона преобладает черный цвет  
    6 баллов  
4. Безнадзорность    
1. Отказ от рисования  
2. Рисование после долгих раздумий, уговоров 1 .  
3. Одинокое изображение себя в виде крохотного изображения в огромном пространстве 1,2  
4. Окраска в холодные тона, в траурные тона  
    5 баллов  
5. "Золушка"    
1. Первой изображается фигура соперника в семье  
2. Вторыми рисуются родители  
j. Фигура "Я" изображается в отдалении  
4. Забывание нарисовагь фигуру "Я"  
5. Фигура "Я" непропорционально уменьшена  
6. Фигура "Я" окрашена хуже других  
7. Фигура соперника выше всех других  
8. Фигура соперника в центре листа  
9. Остальные родные изображены рядом с сопер­ником  
10. Родные смотрят, любуются соперником  
11. Окраска соперника в яркие, броские одежды, в траурные тона г  
    10 баллов  
6. "Ежовые рукавицы"    
1. Отсутствие фигуры одного из родителей  
2. Окружение себя фигурами дальних родственни­ков, знакомых друзей  
3. Отсутствие фигуры "Я"  
4. Размер фигуры "Я" умышленно занижен 1,2  
5. Чрезмерно активный член семьи изображен с большим ртом, без рта с зубами  
6. Без рук, с огромными, выделенными цветом ру­ками  
П. С когтистыми руками, кулаками  
8. Окраска рисунка в холодные траурные тона  
    10 баллов  
7. Повышенная моральная ответственность    
1. Холодная окраска фигуры родителя в отличие от других  
2. Наличие черного цвета в окраске фигуры роди­теля  
3. Глаза родителей смотрят осуждающе на ребенка  
4. Глаза-точки или плавающие зрачки  
5. Фигура "Я" непропорционально уменьшена  
    8 баллов  
8. "Культ болезни" - эгоцентризм    
1. Фигура "Я" самая большая  
2. Фигура "Я" находится в центре листа ]  
3, Фигура мамы, бабушки расположена рядом, ок­ружая ребенка J  
4. Отсутствие остальных членов семьи  
5. Изображение "Я" лежащего в постели  
6. Окраска "Я" в радостные, теплые тона  
7. Детальная прорисовка фигуры "Я"  
    8 баллов  
9. Кронпринц    
1. Рисование вещей в первую очередь  
2. Изображение себя в центре листа  
3. Изображение себя с вещами, дорогими игрушка­ми  
4. Отсутствие фигур родителей  
5. Присутствие друзей
6. "Я" с друзьями играют с дорогими, редкими иг­рушками
7. Изображение пустой комнаты с вещами
    8 баллов
Противоречивое воспитание  
1. Наличие группировок из членов семьи пг
2. Наличие расстояний между группировками
3. Размещение некоторых членов семьи в отдале­нии
4. Наличие предметов между группировками
5. Наличие бабушек, дедушек, живущих отдельно, между группировками
    7 баллов
11. Смена образцов воспитания  
а) появление новоиспеченного кумира в семье  
  "Забывание" нарисовать нового члена семьи
  "Забывание" "Я" при тщательной прорисовке всей семьи вместе с малышом
б) развод родителей  
  Наличие на рисунке бывшего члена семьи J
  Рисование фигуры отсутствующего члена семьи первым ]
  Яркая одежда фигуры отсутствующего члена се­мьи
    5 баллов
         

Наши рекомендации