Основные направления в коррекции воображения

Широкое распространение и признание получила концепция коррекции посредством творческого самовыражения личности. Дошкольный возраст явля­ется сензитивным к творческой деятельности, так как лежащее в ее основе творческое воображение впервые появляется и активно развивается в этот пе­риод.

Коррекция воображения должна идти по нескольким направлени­ям:

Во-первых, по линии расширения крута замещаемых предметов и совер­шенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

Во-вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего вооб­ражения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описа­ний, тестов, сказок все более сложные образы и их системы.

В-третьих, развивать творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, например, гиперболу, метафору, но и самостоятельно их применяет.

В-четвертых, воображение становится опосредованным и преднамерен­ным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контроли­ровать степень соответствия результата поставленной задаче.

Коррекция воображения

К п/п Воображение Наименование методики Код источ­ника, стр Возраст детей
1. Придумай и расскажи, придумай и дорисуй. 23.121-129 5-7
2. Придумай сказку. 23.129 6-7
3. Что стоит у нас в квартире? 23.129 5-7
4. Дорисовывание. 3.41-51 3-7
5. Игра "Пантомима". 12.137 6-7
6. Упр. на развитие зрительного воображения. 12.138 6-7
7. Упр. "Точки". 12.138 6-7
8. Упр. "Комбинирование". 12.138 .6-7
9. Упр. на развитие вербального (словесного) во­ображения. 12.142 6-7
10. Упр. "Не можег быть". 8.467 6-7
11. Упр. ссЧто было бы, если бы". 8.467 6-7
12. Упр. "Термометр". 8.468 6-7

II ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА

II. Самооценка - важнейший компонент самоосознания, проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психологических возмож­ностей, качеств, своего положения среда других людей. Самооценка относит­ся к фундаментальным образованиям личности.

1 .Общая и частная самооценка ( "Я хороший", "Я хорошо умею рисовать"). 2.Адекватная и неадекватная ( завышать либо занижать свои успехи, дости­жения)

3. Высокая - низкая самооценка.

4. Прогностическая ("Я-будущее"), актуальная ("Я-настоящее") и ретроспек-тивная ("Я- прошлое").

Самосознание. Под самосознанием понимается относительно устойчи­вая, более или менее осознанная система представлений о себе самом. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедея­тельности.

Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценива­ния, в результате которой формируется самооценка.

Развитие самосознания в раннем возрасте

• ребёнок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

• постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чём говорит про­явление целеполагания и целеустремлённости;

• возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразо­вание раннего детства.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

• возникает критическое отношение к оценке взрослого и детей;

• оценивание сверстника помогает ребёнку оценивать самого себя;

• к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференциро­ванная самооценка, самокритичность;

• развивается способность мотивировать самооценку;

• осознаёт свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания; осознаёт себя во времени.

Диагностика самооценки

д п/н Самооценка Название методики Код источ­ника, стр. Возраст детей
1. Оценка графическим способом де Греефе. 15.57 5-7
2. Методика И.Е. Ваметовой. Изучение оценки ребенком себя во времени (наст., прош., буд.). 15.57 5-7
3. Лесенка. Методика Шур В.Г. 15.58;3.54 4-10
4. Самооценка в разных видах деятельности. 15.58-59 18.46  
5. Оцени себя. 3.55 7-10
6. Несуществующее животное. 3.57 4,5
7. Рисунок человека. 2.106
8. Сформированность "Я-концепции" по Т. Дембо. 4.84 6-7
9. Шкала самооценки (И.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина). 6.П2
10. Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн. 17.80 6-7
11. Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3-х лет. 18;43
12. Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы. 18.52 6-7
13. Изучение уровня самоосознания. 18.54 5-7
14. Изучение сформированности образа "Я" и самооценки. 18.56 6-7
  Уровень притязаний    
1. Методика исследования уровня притязаний (С.Я. Рубинштейн, В.М. Блейхер). 17.76 6-7
2. Методика Юкнат в модификации Н.С. Куре-ка. 17.77 5-7
3. Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности. 18.44 5-7
4. Несуществующее животное. Рисуночный тест. 3.57 4,5
5. Рисунок человека. 2.107
6. Методика Рене Жиля (задание № 20). 16.103 5-7


Способности - индивидуально-психологические способности, являю­щиеся субъективным условием успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приёмами деятельности.

Типы способностей: творческие и интеллектуальные.

Виды способностей: общие и специальные (музыкальные, художественные,

моторные, математические, социальные и др.)

Структурные компоненты одаренности:

1. Доминирующая роль познавательной мотивации.

2. Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.

3. Возможность достижения оригинальных решений.

4. Возможность прогнозирования и предвосхищения оценки.

5. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки (Растим одарённо­го ребёнка- 1).

Интерес - мотив, побуждающий к познавательной деятельности; в про­цессе своего развития может перерасти в активное и деятельное отношение к предмету, т.е. в склонность.

Различают интерес:

а) непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта;

б) опосредованный по отношению к объекту как средству достижения целей деятельности.

Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности.

Диагностика способностей

д п/п Способности Название методики Код источ­ника, стр Возраст детей
1. Наблюдения. Нормативная шкала (ИХ. Холл). 107-16.113 1-7
2. Метод экспертных оценок. 9.91 3-7
3. Наличие творческого начала в художественной деятельности (Н.А. Ветлугина). 16.109 4-7
4. Тест "Дорисовка фигур" (О.М. Дьяченко). 16.1!0;2.36 4-7
5. Игра "Алфавит" (ЮЗ. Гильбух). 16.111 6-7
6. Исследование способности к выделению эмо­ционального подтекста в рассказе. 17.78 6-7
7. Исследование способности к пониманию юмора в рисунках Бидструпа. 17.80 5-7
8. Тест Ровена. 3.32 4-8
9. "Назови картинку". 3.45 4-6
10. "Что может быть одновременно?" 3.45 7-10
11. Анкета для воспитателей. 2.140 3-7
12. Талантлив ли Ваш ребенок? 15.82 3-7
13. Алфавит (Ю.З. Гильбух). 16.111 5-7
  Индивидуально-типологические особенности (темперамент) личности    
1. Опросник для взрослых Л.И. Уманского. 16.91 4-7
2. Три теста по определению свойств темперамен­та: а) Тест тревожности B.C. Мерлина, б) Изучение интро-экстравертированности (вар. Кеттела). в) Теппинг-тест О. Черниковой.   16.92 16.93 16.93   6-7 6-7 5-7
3. Эксперимент-игра Ю.А. Самарина. 16.94 5-7
4. Методика "Наконечник" (В.А. Горбачева). 16.95 4-7
5. Опросник-анкета для взрослых "Преобладающий тип темперамента". 17-97/4.26, 3-7

Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов поведения.

Мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетво­рением потребности субъекта. Это осознаннная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком конкретных действий и поступ­ков.

Мотивы различаются по:

• степени осознанности;

• динамичности;

• содержанию.

Мотивы бывают: 1. Ведущий - главный, основной мотив, побуждающий к деятельности. 2. Стимул-мотив - второстепенные мотивы, стимулирующие дея­тельность. 3. Осознаваемый - большие жизненные цели, направляющие деятель­ность в течение длительных периодов жизни. 4. Неосознаваемый - их значи­тельно больше, у детей - дошкольников все мотивы неосознаваемые. Они появ­ляются в сознании в форме эмоций и личностных смыслов.

Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Физиологической основой темперамента является тип высший нерв­ной деятельности.

Свойства темперамента:

Сензитивностъ; реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций.

Типы темпераментов:

Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Изучение свойств темперамента проводится на основании психолого-педагогических и родительских наблюдений, т.к. эта характеристика является комплексной, охватывающей все сферы личности. С помощью статистики подсчитывается преимущественное проявление черт темперамента.

Наши рекомендации