Основные направления в коррекции воображения
Широкое распространение и признание получила концепция коррекции посредством творческого самовыражения личности. Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, так как лежащее в ее основе творческое воображение впервые появляется и активно развивается в этот период.
Коррекция воображения должна идти по нескольким направлениям:
Во-первых, по линии расширения крута замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.
Во-вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, тестов, сказок все более сложные образы и их системы.
В-третьих, развивать творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, например, гиперболу, метафору, но и самостоятельно их применяет.
В-четвертых, воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.
Коррекция воображения
К п/п | Воображение Наименование методики | Код источника, стр | Возраст детей |
1. | Придумай и расскажи, придумай и дорисуй. | 23.121-129 | 5-7 |
2. | Придумай сказку. | 23.129 | 6-7 |
3. | Что стоит у нас в квартире? | 23.129 | 5-7 |
4. | Дорисовывание. | 3.41-51 | 3-7 |
5. | Игра "Пантомима". | 12.137 | 6-7 |
6. | Упр. на развитие зрительного воображения. | 12.138 | 6-7 |
7. | Упр. "Точки". | 12.138 | 6-7 |
8. | Упр. "Комбинирование". | 12.138 | .6-7 |
9. | Упр. на развитие вербального (словесного) воображения. | 12.142 | 6-7 |
10. | Упр. "Не можег быть". | 8.467 | 6-7 |
11. | Упр. ссЧто было бы, если бы". | 8.467 | 6-7 |
12. | Упр. "Термометр". | 8.468 | 6-7 |
II ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА
II. Самооценка - важнейший компонент самоосознания, проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психологических возможностей, качеств, своего положения среда других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности.
1 .Общая и частная самооценка ( "Я хороший", "Я хорошо умею рисовать"). 2.Адекватная и неадекватная ( завышать либо занижать свои успехи, достижения)
3. Высокая - низкая самооценка.
4. Прогностическая ("Я-будущее"), актуальная ("Я-настоящее") и ретроспек-тивная ("Я- прошлое").
Самосознание. Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о себе самом. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.
Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка.
Развитие самосознания в раннем возрасте
• ребёнок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;
• постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чём говорит проявление целеполагания и целеустремлённости;
• возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.
Развитие самосознания в дошкольном возрасте
• возникает критическое отношение к оценке взрослого и детей;
• оценивание сверстника помогает ребёнку оценивать самого себя;
• к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
• развивается способность мотивировать самооценку;
• осознаёт свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания; осознаёт себя во времени.
Диагностика самооценки
д п/н | Самооценка Название методики | Код источника, стр. | Возраст детей |
1. | Оценка графическим способом де Греефе. | 15.57 | 5-7 |
2. | Методика И.Е. Ваметовой. Изучение оценки ребенком себя во времени (наст., прош., буд.). | 15.57 | 5-7 |
3. | Лесенка. Методика Шур В.Г. | 15.58;3.54 | 4-10 |
4. | Самооценка в разных видах деятельности. | 15.58-59 18.46 | |
5. | Оцени себя. | 3.55 | 7-10 |
6. | Несуществующее животное. | 3.57 | 4,5 |
7. | Рисунок человека. | 2.106 | |
8. | Сформированность "Я-концепции" по Т. Дембо. | 4.84 | 6-7 |
9. | Шкала самооценки (И.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина). | 6.П2 | |
10. | Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн. | 17.80 | 6-7 |
11. | Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3-х лет. | 18;43 | |
12. | Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы. | 18.52 | 6-7 |
13. | Изучение уровня самоосознания. | 18.54 | 5-7 |
14. | Изучение сформированности образа "Я" и самооценки. | 18.56 | 6-7 |
Уровень притязаний | |||
1. | Методика исследования уровня притязаний (С.Я. Рубинштейн, В.М. Блейхер). | 17.76 | 6-7 |
2. | Методика Юкнат в модификации Н.С. Куре-ка. | 17.77 | 5-7 |
3. | Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности. | 18.44 | 5-7 |
4. | Несуществующее животное. Рисуночный тест. | 3.57 | 4,5 |
5. | Рисунок человека. | 2.107 | |
6. | Методика Рене Жиля (задание № 20). | 16.103 | 5-7 |
Способности - индивидуально-психологические способности, являющиеся субъективным условием успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приёмами деятельности.
Типы способностей: творческие и интеллектуальные.
Виды способностей: общие и специальные (музыкальные, художественные,
моторные, математические, социальные и др.)
Структурные компоненты одаренности:
1. Доминирующая роль познавательной мотивации.
2. Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.
3. Возможность достижения оригинальных решений.
4. Возможность прогнозирования и предвосхищения оценки.
5. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки (Растим одарённого ребёнка- 1).
Интерес - мотив, побуждающий к познавательной деятельности; в процессе своего развития может перерасти в активное и деятельное отношение к предмету, т.е. в склонность.
Различают интерес:
а) непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта;
б) опосредованный по отношению к объекту как средству достижения целей деятельности.
Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности.
Диагностика способностей
д п/п | Способности Название методики | Код источника, стр | Возраст детей |
1. | Наблюдения. Нормативная шкала (ИХ. Холл). | 107-16.113 | 1-7 |
2. | Метод экспертных оценок. | 9.91 | 3-7 |
3. | Наличие творческого начала в художественной деятельности (Н.А. Ветлугина). | 16.109 | 4-7 |
4. | Тест "Дорисовка фигур" (О.М. Дьяченко). | 16.1!0;2.36 | 4-7 |
5. | Игра "Алфавит" (ЮЗ. Гильбух). | 16.111 | 6-7 |
6. | Исследование способности к выделению эмоционального подтекста в рассказе. | 17.78 | 6-7 |
7. | Исследование способности к пониманию юмора в рисунках Бидструпа. | 17.80 | 5-7 |
8. | Тест Ровена. | 3.32 | 4-8 |
9. | "Назови картинку". | 3.45 | 4-6 |
10. | "Что может быть одновременно?" | 3.45 | 7-10 |
11. | Анкета для воспитателей. | 2.140 | 3-7 |
12. | Талантлив ли Ваш ребенок? | 15.82 | 3-7 |
13. | Алфавит (Ю.З. Гильбух). | 16.111 | 5-7 |
Индивидуально-типологические особенности (темперамент) личности | |||
1. | Опросник для взрослых Л.И. Уманского. | 16.91 | 4-7 |
2. | Три теста по определению свойств темперамента: а) Тест тревожности B.C. Мерлина, б) Изучение интро-экстравертированности (вар. Кеттела). в) Теппинг-тест О. Черниковой. | 16.92 16.93 16.93 | 6-7 6-7 5-7 |
3. | Эксперимент-игра Ю.А. Самарина. | 16.94 | 5-7 |
4. | Методика "Наконечник" (В.А. Горбачева). | 16.95 | 4-7 |
5. | Опросник-анкета для взрослых "Преобладающий тип темперамента". | 17-97/4.26, | 3-7 |
Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов поведения.
Мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Это осознаннная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком конкретных действий и поступков.
Мотивы различаются по:
• степени осознанности;
• динамичности;
• содержанию.
Мотивы бывают: 1. Ведущий - главный, основной мотив, побуждающий к деятельности. 2. Стимул-мотив - второстепенные мотивы, стимулирующие деятельность. 3. Осознаваемый - большие жизненные цели, направляющие деятельность в течение длительных периодов жизни. 4. Неосознаваемый - их значительно больше, у детей - дошкольников все мотивы неосознаваемые. Они появляются в сознании в форме эмоций и личностных смыслов.
Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Физиологической основой темперамента является тип высший нервной деятельности.
Свойства темперамента:
Сензитивностъ; реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций.
Типы темпераментов:
Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Изучение свойств темперамента проводится на основании психолого-педагогических и родительских наблюдений, т.к. эта характеристика является комплексной, охватывающей все сферы личности. С помощью статистики подсчитывается преимущественное проявление черт темперамента.