Модель деятельности педагога-психолога доу
Вступление
В предлагаемой работе дается минимум инструментария педагога-психолога ДОУ. Система психодиагностического анализа базируется на характеристиках личности, а также на готовности к школьному обучению. Подробно рассматривается каждый из разделов психического развития, куда входят:
• теоретическое обоснование;
• возрастные особенности проявления каждой функции;
• перечень возможных диагностических методик;
• основные направления коррекции.
В перечне предлагаемых для использования методик указывается.
• название методики в соответствии с теоретическим анализом каждой ее составляющей;
• код источника в соответствии с указанной в конце сборника литературой;
• номер страницы в указанном издании, где можно найти предлагаемую методику;
• рекомендуемый возраст детей.
В предлагаемых основных направлениях коррекции каждого раздела сферы развития ребёнка также указывается код источника, номер страницы и рекомендуется возраст детей.
Симптокомплексы рисуночных тестов помогут педагогу-психологу ДОУ провести не только качественный, но и количественный анализ возможных проявлений:
• агрессии,
• эмоциональной привязанности к конкретному родителю или члену семьи,
• эмоциональной неудовлетворенности ребёнка семейной ситуацией, в том числе конфликтной и враждебной ситуацией ощущаемой ребенком,
• ревность к братьям и сестрам,
• переживание неполной семьи,
• тип семейного воспитания.
Анализ рисуночного теста ДДЧ позволит педагогу-психологу в короткий срок провести диагностику эмоциональной сферы максимального количества детей, выявив при этом чувства:
• незащищённость
• тревожность
• недоверие к себе
• ощущение неполноценности
• враждебность, агрессивность
• негативизм
• чувство фрустрации
... а также:
• трудности в общении
• депрессивность
• эгоцентризм и эгоизм.
Таблица психологических причин возможных трудностей при обучении в средней школе прогнозирует будущие затруднения в процессе школьного обучения конкретного ребенка. Дифференцированная коррекция позволит предотвратить проблемы еще на этапе дошкольного детства. Предлагается схема психолого-педагогического анализа занятия в системе ДОУ, которая направлена на анализ методических и психологических затруднений каждого педагога и воспитателя ДОУ, планирование коррекционной работы с целью роста педагогического мастерства преподавателей и воспитателей конкретного ДОУ.
Опросник мотивации трудовой деятельности педагогического персонала в ДОУ направлен на выявление ведущей потребностной сферы членов педагогического коллектива для создания психологического комфорта. С его помощью педагог-психолог поможет администрации спланировать систему оптимального вознаграждения каждого работника, стимулирующую его трудовую деятельность
Для составления календарно-тематического плана работы педагога- психолога предлагается удобная таблица, позволяющая точно спланировать на год понедельно все виды планируемой деятельности.
Предлагаемая работа была создана в процессе многолетнего отбора практического материала, прошла апробацию в детских садах г. Ставрополя № 20, 46, 37, одобрена Методическим объединением педагогов-психологов ДОУ г. Ставрополя и рекомендуется начинающим практическим психологам системы дошкольных образовательных учреждений в качестве методического пособия.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
СОДЕРЖАНИЕ СФЕР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
I. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Ощущение - непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания - в информацию.
Восприятие - планомерное и целенаправленное воздействие на поведение человека с целью формирования ценностных ориентации, необходимых для развития личности, подготовки ее к общественной жизни и производственному труду.
I Ощущение. Фонематический слух.
II. Целостное восприятие. Сенсорные эталоны.
III. Восприятие по величине.
IV. Восприятие пространственного отношения.
3 г. 1) Ребенок может осуществить выбор карточки определенного цвета или определенной формы по образцу.
2) Ребенок знает название 3-4 цветов, 2-3 формы.
3) Ребенок учитывает цвет и форму в простейших конструкциях.
4) Может выбрать из 3-% предметов разной величины "самый" (б,м.)
5) Понимает значение пространственных предлогов.
4 г. 1) Может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета и формы.
2) Может подобрать предметы или строительные детали по определенной форме.
3) Может сопоставить по величине 5-7 предметов одинаковой формы.
4) Использует в речи слова-предлоги.
5 л. 1) Различает 2-3 оттенка какого-либо цвета.
2) Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.
3) Может назвать различия 2-х фигур разной формы.
4) Может разделить сложную фигуру на несколько белее простых.
6-7 л. 1) Знает основные цвета и 2-3 оттенка каждого
2) Различает разновидности геометрических форм.
3) Может сопоставить до зеличине 10 и более предметов.
Коррекция сенсорной сферы
Предмет коррекции сенсорной сферы обусловлен индивидуальным психическим и возрастным развитием ребенка. Цель коррекции - оказание помощи в выработке у ребенка перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделение их характеристик и свойств на основе усвоенных сенсорных эталонов, к познанию свойств новых объектов через применение сенсорных эталонов.
Осуществление коррекционных воздействий предполагает создание и реализацию моделей сенсорного развития.
I .Общая модель - это система условий оптимального возрастного развития личности ребёнка в целом:
• расширение, углубление, уточнение представлений ребёнка об окружающем мире;
• использование различных форм ручной деятельности;
• интеллектуальное освоение сенсорных эталонов: уточнение представлений о геометрической форме, пространстве, времени, движений о цвете, музыке, цифре и т.д. ;
• щадящий режим, оптимальное распределение нагрузки, доброжелательное общение, контроль за состоянием органов чувств.
II. Типовая модель коррекции сенсорного развития;
1. Организация практических перцептивных действий:
а) показ образца и способа действия с ним;
б) показ образца, а ребенок самостоятельно ищет способы действия с ним;
в) ребёнка обучают обобщённому способу перцептивного действия (сравнение, анализ, измерение, воспроизведение и др.)
2. Овладение структурным компонентом перцептивного действия, соответствующего определённому сенсорному эталону (направленного на восприятие музыки, цвета, формы и т. д.)
3. Поэтапное формирование перцептивного действия (внешнее, практическое, сопровождаемое речью, внутреннее действие в уме).
II!. Индивидуальная модель:
а) определение индивидуальной характеристики психического развития ребёнка, его обучаемости, интересов;
б) выявление ведущей сенсорной системы ребёнка (зрение, слух, двигательная активность);
в) выявление особенностн сенсорной сферы ребёнка в целом;
г) составление программы сенсорного развития.
Диагностика внимания
д п/н | Внимание Название методики | Код источника, стр. | Возраст детей |
I 1. | Методика Т.Е. Рыбакова. | 1.9 | 6-7 |
2. | "Корректурные пробы". Методика Бурдона. | 1.14 | 4-7 |
3. | Методика Пьерона-Рузера. | 6.30 | |
II 4. | Концентрация и устойчивость внимания. | 1.11 | 3-7 |
III 5. | Объем внимания. | 1.12 | 5-7 |
IV 6. | Узнавание фигур. | 1.18 | 4-7 |
7. | Куб Линка. | 6.29 | 3-7 |
8. | Методика Пьерона-Рузера. | 6-30 | |
9. | Переплетенные линии. | 12.6 | 6-7 |
V 10. | Кольца. | 12.18 | 6-7 |
П. | Цифровая таблица. | 12.23 | 6-7 |
12. | S - тест. | 12.23 | 6-7 |
IV 13. | Найди и вычеркни. | 11.81,82 | 4-6 |
Коррекция внимания
К п/н | Внимание Наименование методики | Код источника, стр. | Возраст детей | |
, _IlL | Упр. на развитие способности к переключению внимания'. | 12.26 | 6-7 | |
2. | Упр. на развитие концентрации внимания. | 12.27 | 6-7 | |
.3; | Упр. на развитие концентрации внимания и его устойчивости. | 12.30 | 6-7 | |
4. | Упр. на развитие устойчивости внимания. | 12.32 | 6-7 | |
5. | Упр. на развитие произвольного внимания. | 12.33 | 6-7 | |
6. | Упр. на развитие распределения внимания. | 12.33 | 6-7 | |
Упр. на развитие объема внимания. | 12.37 | 6-7 | ||
8. | Игра "Найди одинаковые предметы". | 11.67 | 4-7 | |
•-"Найди игрушку" ('по описанию). | 11.68 | 5-7 | ||
10. | ---"ЧТ0 это?" | 11.68 | 5-7 | |
11. | ----"Что появилось?" | 11.69 | 4-7 | |
12. | ----"Что потерялось?" "Что изменилось?" | 11.70;22.16 | 4-7 | |
13. | ----"Найди отличия", "Найди ошибку" | П.71,185;2 2.17 | 4-7 | |
14. | ----"Добавь слово". | 11.74 | 4-6 | |
15. | -----"Какого предмета в ряду не хватает?" | 11.74 | 4-6 | |
16. | -----"Поем вместе". | 11.190 | 6-7 | |
17. | -----"Наоборот". | 11.191;22.1 7 | 5-7 | |
18. | ----"Запрещенные движения (предметы)." | 11.191 | 5-7 | |
19. | -----"Поиск предмета". | 11.191 | 5-7 | |
20. | -----"Съедобное - несъедобное \ | 22.18 | 5-7 | |
21. | -----"Летает - не летает". | 22.18 | 5-7 | |
22. | Сделай так же. | 22.18 | 5-7 | |
23. | Найди пару (типа лото). | 22.16 | 5-7 | |
24. | Кто больше увидит? | 22.17;23.57 | 5-7 | |
25. | Работа с сюжетными картинками (нелепости). | 24.23 | 4-7 | |
26. | Лабиринты. | 24.25;23.5-12 | 4-7 | |
27. | Найди такую же картинку. | 4-7 | ||
28. | Построение "заборчика". | 24.17,29 | 4-7 | |
29. | Упр., направленные на увеличение объема внимания. | 19.138-140 | 6-7 | |
30. | Упр., направленные на увеличение уровня распределения внимания | 19.141-142 | 6-7 | |
31. | Упр. на усиление концентрации и устойчивости внимания. | 19.143-147 | 6-7 | |
32. | Упр. на тренировку переключения внимания. | 19.148-149 | 6-7 | |
33. | Упр. на тренировку распределения и избирательности. | 19.150-154 | 6-7 | |
34. | Построй дорожку. | 23.13-20 | 4-7 | |
35. | Быстрее нарисуй. | 23.20-23 | 4-7 | |
36. | Найди, кто спрятался. | 23.24-34 | 4-7 | |
37. | Найди сходства и различия. | 23.35-45 | 4-6 | |
38. | Назови предмет. | 23.52 | 4-7 | |
39. | Кто быстрее? | 8.417 | 6-7 | |
40. | Кто наблюдательней? | 8.418 | 6-7 | |
41. | Корректура. | 8.418 | 5-7 | |
42. | Составь картинку. | 23.58-62 | 4-7 | |
43. | Почини сапожок, коврик. Подбери заплатку. | 23.63-66 | 4-7 | |
44. | Сравни картинки. | 23.73-76 | 4-7 | |
45. | Найди одинаковые предметы. | 23.77-85 | 4-7 | |
. 46. | Собери бусы и гирлянды. | 23.67-72 | 4-7 | |
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения.
3 г. По просьбе взрослого может запомнить не более 2 -3-х слов.
4 г. 1) По просьбе взрослого может запомнить до 5 названий предметов.
2) Выполнять несложное (2-3 последовательных действия) поручения взрослого.
5 л. Может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов. 6-7 л. Может изложить содержание небольшого рассказа или сказки.
I. Логическая память
П. Зрительная память
III. Слуховая память
1. Кратковременная память - точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после 1-го предъявления информации.
2. Долговременная память - воспроизведение информации через достаточно длительное время.
3. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
4. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых).
5. Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания.
Диагностика памяти
д п/н | Память Название методики | Код источника, стр. | Возраст детей | |
I 1. | Пиктограмма Л.А. Венгера. | 4.64 | 6-7 | |
2. | Опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева. | 4.65 | 6-7 | |
3. | Воспроизведение рассказов. | 6.49 | 5-7 | |
II 4. | Тест Мейли. | 6.38 | ||
5. | Воспроизведение визуальных репродукций Векслера. | 6.39 | 5-7 | |
6. | Тесг зрительной ретенции Бентона. | 6.41 | 5-7 | |
7. | Путаница. | 7.24 | 3-6 | |
8. | Методика "10 предметов". | 3.20 | 3-5 | |
га 9. | Запоминание 10 слов А.Р. Лурия. | 6.43 | 3-7 | |
10. | Воспроизведение рассказа. | 6.49 | 5-7 | |
п. | "Слуховая память". | 7.23 | 3-5 | |
12. | Запомни слова. | 12.109 | 6-7 | |
13. | Запомни фразы. | 12.109 | 6-7 | |
II 14. | Картинки. | 12.108 | 6-7 | |
15. | Запомни рисунки, (кратковр. память) | 12.136 | 6-7 | |
16. | Узнай фигуры. | 12.121 | 6-7 | |
17. | Непроизвольная зрительная память. | 13.30 | 6-7 | |
18. | Произвольная зрительная память. | 13.33 | 6-7 | |
Ш 19. | Оперативная вербальная память. | 13.37 | 6-7 | |
20. | Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти. | 18.256 | 3-7 | |
21. | Изучение запоминания в разных видах деятельности. | 18.260,257 | 3-7,3-7 | |
22. | Изучение запоминания осмысленного материала. | 18.262 | 3-7 | |
23. | Изучение роли слова в процессе непроизвольных запоминаний. | 18.264 | 4-7 | |
24. | Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания материала. | 18.265 | 5-7 | |
25. | Уровень развития произвольной образной памяти. | 18.266 | 5-7 | |
26. | Изучение непосредственного объема памяти. Методики: "Непроизвольное запоминание", "Произвольное запоминание". | 16.148 | 4-7 | |
27. | Особенности наглядно-образной памяти. | 16.151 | 4-7 | |
28. | Парные картинки (типа "лото"). | |||
Коррекция памяти
К | Память | Код источника, стр | Возраст детей |
п/п | Наименование | ||
1. | "Каскад слов" (развитие объема кратковременной, слуховой памяти). | 12.123 | 6-7 |
2. | Упр. на развитие зрительной памяти. | 12.125 | 6-7 |
3. | Упр. на развитие памяти на цифры, буквы, слова. | 12.126 | 6-7 |
4. | Игра "Я положил в мешок". | 12.128 | 6-7 |
5. | Игра "Я - фотоаппарат". | 12.128 | 6-7 |
6. | Приемы, помогающие запоминанию. | 12.129 | 6-7 |
7. | Разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. | 11.38-50 | 2-4 |
8. | Игра "Где спрятана игрушка?" | 11.50 | 4-6 |
9. | Запомни картинки. | 11.51 | 4-7 |
10. | Какой игрушки не хватает. | 11.51 | 4-7 |
И. | Прогулка в картинках. | 11.52. | 4-7 |
12. | Рисуем по памяти узор. | 11.53 | 4-7 |
13. | Запоминаем вместе. | 11.54 | 4-6 |
14. | Воспроизведение рассказа. | 11.55 | 4-6 |
15. | Запомни и покажи, запомни и назови (непроизвольная образная память). | 23.139 | 4-6 |
16. | Выучи стихотворение (произв. словесная память). | 23.139 | 4-6 |
17. | Перескажи -- --- --- | 23.140 | 4-6 |
18. | Упр. для развития зрительно-моторной и зрительной памяти. | 14.66 | 4-7 |
19. | Упр. для развития вербально-моторной памяти. | 14.67 | 4-7 |
20. | Упр. для развития логической памяти | 14.67 | 4-7 |
21. | "10 предметов". | 3.20 | 3-5 |
22. | "10 слов". | 3.21; 22.45 | 4-7 |
23. | Пиктограмма. | 3.22 | 5-7 |
Что изменилось^ | 22 44' | 4-7 | |
25. | Слушай и повторяй. | 22.45 | 4-7 |
26. | Повторение слов и цифр. | 24.32 | 5-7 |
27. | Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно. | 19.156 | 6-7 |
28. | Мысленные образы и эмоции, их эмоц. окраска. | 19.158 | 6-7 |
29. | "Фигуры". | 19.159 | 6-7 |
30. | Кто здесь прячется? | 16.159 | 4-7 |
31. | Формирование приемов логического запоминания. | 16.154-156 | 5-7 |
32. | Занятия по развитию памяти у дошкольников. | 15/96.57 | 4-7 |
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
3 г. Ребёнок по образу, предложенному взрослым, может выполнить небольшую постройку из кубиков.
4 г. Ребёнок может по предложенной схеме выполнить несложную постройку из кубиков (4-5 деталей).
5 л. На простом плане комнаты ребёнок может показать стол, за которым сидит.
6-7 л. 1) Ребёнок использует схему для ориентировки в определённой пространственной ситуации.
2) Ребёнок может выстроить последовательность предметов по нарастанию или убыванию какого-либо не наглядного признака (например, в зависимости от скорости движения транспорта).
3) Ребёнок может распределить предметы по группам на основе выделения наглядных признаков (одежда, обувь, посуда и др.)
IV. Образное мышление.
V. Схематическое мышление.
Диагностика мышления
д п/п | Мышление Список инструментария | Код источника, стр | Возраст детей |
I I. | Доска Сегена. | 8.25 | 3-6 |
2. | Конструирование по образцу. | 7.29 | 3-4 |
II 3. | Последовательность событий А.Н. Берштейн. | 8.26 | 3-7 |
4. | Классификация - А.М. Шуберт, Ю.Ф Поляков. | 8.26; 6.57 | 4-6,6 |
5. | Самое непохожее. Л.А. Венгер. | 3.34; 2.41 | 4-7 |
6. | Невербальная классификация. | 3.35 | 5-7 |
7. | Последовательные картинки Бине. | 3.37 | 5-10 |
8. | Исключение четвертого. | 3.39 13.14 | 7-10 6-7 |
9. | Классификация по заданному принципу Е.А, Агаева. | 2.39 | 5-7 |
10. | Свободная классификация. | 2.40 | 5-7 |
11. | Схематизация Н.Б. Венгера. | 2.63 | |
12. | Загадки. | ||
III 13 | Исключение. | 6.58 | |
14. | Выделение существенных признаков. | 6.59; 3.39 | |
15. | Противоположность. | 6.61 | 6-7 |
16. | Словесные пропорции. | 3 39 | 7-10 |
17. | Разрезные картинки. Берштейн. | 7.29 | 3-4 |
IV 18. | Нахождение недостающих деталей. | 3.27 | 4-7 |
19. | Перцептивное моделирование. | 3.28 | 5-7 |
20. | "Рыбка" В.В. Холмовская. | 2.35,39 | 4-7 |
21. | Схематизация Р.И. Бардина. | 2.53 | |
V 22. | Тест Когана. | 3.31 | 4-6 |
I 23. | Обведи контур. Практически-действенное мышление. | 12.70 13.12 | 6-7 |
II 24. | Тест для оценки словесно-логического мышления. | 12.81 | 6-7 |
25. | Соотношение развития мышления и речи. | 13.23 | 6-7 |
Ш 26. | Установление закономерностей (на образном уровне). | 13.27 | 6-7 |
IV 27. | Лишний предмет. | 12.74 | 6-7 |
28. | Нелепицы. | 12.78 | 6-7 |
29. | Раздели на группы. | 12.78 | 6-7 |
Коррекция мышления
К п/п | Мышление Наименование методики | Код источника, стр. | Возраст детей |
1. | Упр. на развитие мыслительных операций "Сравнение предметов". | 12.84 | 6-7 |
2. | "Окончание слов" (скорость мышления). | 12.85; 22.41 | 6-7 |
3. | Упр. "Соотношение понятий". | 12.86 | 6-7 |
4. | Упр. на развитие наглядно-действ. мышления (кубик Рубика). | 12.91 | 6-7 |
5. | Найди лишнее слово. | 12.92 | 6-7 |
6. | Упр. на развитие гибкости ума. | 12.94 | 6-7 |
7. | Определи понятие. | 12.98 | 6-7 |
8. | Найди похожее слово. | 12.99 | 6-7 |
9. | Игра "Как это можно использовать". | 12.100 | 6-7 |
10. | Игра "Говори наоборот". | 12.101;22. 40 | 6-7 |
11. | Игра "Бывает- не бывает". | 12.102 | 6-7 |
12. | Последовательные картинки. | 23.86; 6.54; 3.37 24.35;22.42 | 5-7 |
13. | Почини коврик, сапожки. | 24.36 | 5-7 |
14. | Исключение неподходящей картинки. | 24.37 | 5-7 |
15. | Загадки. | 23.101 ;24.3 8;22.40 | 5-7 |
16. | Установление закономерностей. | 24.40 | 6-7 |
17. | Классификация. | 6.55 | 6-7 |
18. | Задачи-головоломки (7). | 19.181; 14,71- 73;22.34-36 | 6-7 |
19. | Разложи фигуры. | 22.36 | 5-6.7 |
20. | Четвертый лишний. | 3.39 22.38;23.96 | 4-7 |
Кто что любит? | 22.39 | 4-7 | |
22. | Кому что надо? | 22.39 | 4-7 |
23. | Придумывание недостающей части рассказа. | 14.70 | 6-7 |
24. | Найди недостающий предмет. | 23.94 | 5-7 |
25. | Исправь Незнайкины картинки. | 23.110 | 5-7 |
26. | Что неправильно? (критичность мышления). | 23.113 | 5,6-7 |
27. | Нахождение недостающих деталей. | 3.27 | 6-7 |
28. | Перцептивное моделирование. | 3.28 | 6-7 |
29. | Матрицы Равена. | 3.32 | 4,5-7 |
30. | Самое неподходящее. | 3.34 | 4-7 |
31. | Невербальная классификация. | 3.35 | 5-7 |
32. | Игра "На что это похоже?" | 19.177 | 6-7 |
33. | ----"Догадайся, кто нарисован". | 19.178' | 6-7 |
34. | ---- "Кубики" (типа Никитиных). | 19.179 | 6-7 |
Воображение - представление конечных или промежуточных результатов труда до его начала. Преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.
3 г. В игре использует предметы-заместители, причем один и тот же предмет может быть использован для замещения различных объектов (палочка-ложка, карандаш-градусник и т.п.)
4 г. Может дать несколько ответов на вопрос "На что похоже?" Дополняет незаконченную сказку 2 - 3-мя предложениями
5 л. 1) Может дорисовать начатое воспитателем изображение, дополнив его деталями.
2) Может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему.
6-7 л. 1) Может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции.
2) Сочиняет сказку или историю на заданную тему, сравнительно оригинальную и наполненную деталями.
III. Воображение, фантазия.
Интеллект - Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Диагностика воображения
д п/н | Воображение Инструментарий | Код источ-ника, стр | Возраст детей | ||
I 1. | Особенности творческого воображения. | 4.74 | |||
П 2. | Солнце в комнате В.Г. Кудрявцев. | 7.47 | 3-6 | ||
3. | Как спасти зайку В.Г. Кудрявцев. | 7.48 | 3-6 | ||
4. | Камушки на берегу. О.М. Дьяченко. | 7.49 | 3-7 | ||
5. | Дощечка В.Г. Синельников. | 7.51 | 4-7 | ||
6. | Дорисовывание. | 3.41 | 3-10 | ||
7. | 15 кружочков. | 3.44 | 7-10 | ||
8. | Назови картинку. | 3.45 | 4-6 | ||
9. | Что может быть одновременно. | 3.45 | 7-10 | ||
10. | Дорисовывание фигур. О.М. Дьяченко. | 2.37 16.110 | 5-7 | ||
IV И | Воображение, фантазия. Метод экспертных оценок. | 9.99 | 4-7 | ||
12. | Изучение оригинальности решения задач на воображение. | 18.270 | 6-7 | ||
13. | Изучение творческого воображения | 18.271 | 4-7 | ||
14. | Изучение воссоздающего воображения. | 18.272,277 | 5-7 | ||
15. | Изучение воображения в словесном творчестве. | 18.276 | 6-7 | ||
16. | Изучение знаково-символической функции. | 18.278 | 2-7 | ||
17. | Изучение построения образов сказочных персонажей. | 18.275 | 3-7 | ||
Интеллект | |||||
1. | Тест Ровена. | 3.32 | 4-8 | ||
2. | Шкала измерения интеллекта по Векслеру. | 6.67 | 6-7 | ||
3. | Исследование интеллекта с помощью рисуночного теста Гудинаф-Харрис. | 3-7 | |||
4. | "Сапожки". | 14.52 | 5 5-10 | ||
Коррекция воображения
К п/п | Воображение Наименование методики | Код источника, стр | Возраст детей |
1. | Придумай и расскажи, придумай и дорисуй. | 23.121-129 | 5-7 |
2. | Придумай сказку. | 23.129 | 6-7 |
3. | Что стоит у нас в квартире? | 23.129 | 5-7 |
4. | Дорисовывание. | 3.41-51 | 3-7 |
5. | Игра "Пантомима". | 12.137 | 6-7 |
6. | Упр. на развитие зрительного воображения. | 12.138 | 6-7 |
7. | Упр. "Точки". | 12.138 | 6-7 |
8. | Упр. "Комбинирование". | 12.138 | .6-7 |
9. | Упр. на развитие вербального (словесного) воображения. | 12.142 | 6-7 |
10. | Упр. "Не можег быть". | 8.467 | 6-7 |
11. | Упр. ссЧто было бы, если бы". | 8.467 | 6-7 |
12. | Упр. "Термометр". | 8.468 | 6-7 |
II ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА
II. Самооценка - важнейший компонент самоосознания, проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психологических возможностей, качеств, своего положения среда других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности.
1 .Общая и частная самооценка ( "Я хороший", "Я хорошо умею рисовать"). 2.Адекватная и неадекватная ( завышать либо занижать свои успехи, достижения)
3. Высокая - низкая самооценка.
4. Прогностическая ("Я-будущее"), актуальная ("Я-настоящее") и ретроспек-тивная ("Я- прошлое").
Самосознание. Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о себе самом. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.
Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка.
Диагностика самооценки
д п/н | Самооценка Название методики | Код источника, стр. | Возраст детей |
1. | Оценка графическим способом де Греефе. | 15.57 | 5-7 |
2. | Методика И.Е. Ваметовой. Изучение оценки ребенком себя во времени (наст., прош., буд.). | 15.57 | 5-7 |
3. | Лесенка. Методика Шур В.Г. | 15.58;3.54 | 4-10 |
4. | Самооценка в разных видах деятельности. | 15.58-59 18.46 | |
5. | Оцени себя. | 3.55 | 7-10 |
6. | Несуществующее животное. | 3.57 | 4,5 |
7. | Рисунок человека. | 2.106 | |
8. | Сформированность "Я-концепции" по Т. Дембо. | 4.84 | 6-7 |
9. | Шкала самооценки (И.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина). | 6.П2 | |
10. | Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн. | 17.80 | 6-7 |
11. | Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3-х лет. | 18;43 | |
12. | Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы. | 18.52 | 6-7 |
13. | Изучение уровня самоосознания. | 18.54 | 5-7 |
14. | Изучение сформированности образа "Я" и самооценки. | 18.56 | 6-7 |
Уровень притязаний | |||
1. | Методика исследования уровня притязаний (С.Я. Рубинштейн, В.М. Блейхер). | 17.76 | 6-7 |
2. | Методика Юкнат в модификации Н.С. Куре-ка. | 17.77 | 5-7 |
3. | Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности. | 18.44 | 5-7 |
4. | Несуществующее животное. Рисуночный тест. | 3.57 | 4,5 |
5. | Рисунок человека. | 2.107 | |
6. | Методика Рене Жиля (задание № 20). | 16.103 | 5-7 |
Способности - индивидуально-психологические способности, являющиеся субъективным условием успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приёмами деятельности.
Типы способностей: творческие и интеллектуальные.
Виды способностей: общие и специальные (музыкальные, художественные,
моторные, математические, социальные и др.)
Структурные компоненты одаренности:
1. Доминирующая роль познавательной мотивации.
2. Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.
3. Возможность достижения оригинальных решений.
4. Возможность прогнозирования и предвосхищения оценки.
5. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки (Растим одарённого ребёнка- 1).
Интерес - мотив, побуждающий к познавательной деятельности; в процессе своего развития может перерасти в активное и деятельное отношение к предмету, т.е. в склонность.
Различают интерес:
а) непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта;
б) опосредованный по отношению к объекту как средству достижения целей деятельности.
Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности.
Диагностика способностей
д п/п | Способности Название методики | Код источника, стр | Возраст детей |
1. | Наблюдения. Нормативная шкала (ИХ. Холл). | 107-16.113 | 1-7 |
2. | Метод экспертных оценок. | 9.91 | 3-7 |
3. | Наличие творческого начала в художественной деятельности (Н.А. Ветлугина). | 16.109 | 4-7 |
4. | Тест "Дорисовка фигур" (О.М. Дьяченко). | 16.1!0;2.36 | 4-7 |
5. | Игра "Алфавит" (ЮЗ. Гильбух). | 16.111 | 6-7 |
6. | Исследование способности к выделению эмоционального подтекста в рассказе. | 17.78 | 6-7 |
7. | Исследование способности к пониманию юмора в рисунках Бидструпа. | 17.80 | 5-7 |
8. | Тест Ровена. | 3.32 | 4-8 |
9. | "Назови картинку". | 3.45 | 4-6 |
10. | "Что может быть одновременно?" | 3.45 | 7-10 |
11. | Анкета для воспитателей. | 2.140 | 3-7 |
12. | Талантлив ли Ваш ребенок? | 15.82 | 3-7 |
13. | Алфавит (Ю.З. Гильбух). | 16.111 | 5-7 |
Индивидуально-типологические особенности (темперамент) личности | |||
1. | Опросник для взрослых Л.И. Уманского. | 16.91 | 4-7 |
2. | Три теста по определению свойств темперамента: а) Тест тревожности B.C. Мерлина, б) Изучение интро-экстравертированности (вар. Кеттела). в) Теппинг-тест О. Черниковой. | 16.92 16.93 16.93 | 6-7 6-7 5-7 |
3. | Эксперимент-игра Ю.А. Самарина. | 16.94 | 5-7 |
4. | Методика "Наконечник" (В.А. Горбачева). | 16.95 | 4-7 |
5. | Опросник-анкета для взрослых "Преобладающий тип темперамента". | 17-97/4.26, | 3-7 |
Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов поведения.
Мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Это осознаннная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком конкретных действий и поступков.
Мотивы различаются по:
• степени осознанности;
• динамичности;
• содержанию.
Мотивы бывают: 1. Ведущий - главный, основной мотив, побуждающий к деятельности. 2. Стимул-мотив - второстепенные мотивы, стимулирующие деятельность. 3. Осознаваемый - большие жизненные цели, направляющие деятельность в течение длительных периодов жизни. 4. Неосознаваемый - их значительно больше, у детей - дошкольников все мотивы неосознаваемые. Они появляются в сознании в форме эмоций и личностных смы<