Монографии для реферирования

1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000. – 320 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2002. – 512 с.

3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия./ Пер. с англ. А.Суворовой. – М., 2000. – 320 с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С.Мацковского – СПб., 1992. – 400 с.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995. – 328 с.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб, 1997. – 336 с.: (Серия «Мастера психологии»).

7. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа – М.,1998.–320 с. (с. 195 – 308).

8. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М., 1991. – 320 с.

9. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд: Перевод с франц./Изд. подгот. В.А.Луков. – СПб., 1998. – 496 с. – (Психология и социология: страницы классики).

10. Келли А.Дж. Теория личности. – СПб., 2000. – 249 с. (Мастерская психологии и психотерапии).

11. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д., 1999. – 608 с.

12. Лебон Г. Психология толп // Психология толп – М., 1998. – 416 с. (с. 15 – 254).

13. Левин К. Разрешение социальных конфликтов./Пер. с англ. – СПб., 2000. – 408 с.

14. Левин К. Теория поля в социальных науках./ Пер. с англ. – СПб., 2000. – 368 с. (Мастерская психологии и психотерапии).

15. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., – М., 1997. – 365 с.

16. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство/Общ. ред. Л.М.Гримака. – М., 1996. – 398 с.

17. Маслоу А. Мотивация и личность Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. –СПб.,1999. – 478 с.

18. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. – М., 1997. – 304 с.

19. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М., 1996. – 478 с.

20. Московичи С. Машина, творящая богов. / Пер. с фр. – М., 1998. – 560 с.

21. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А.Бодалева. – М., Воронеж, 1995. – 356 с.

22. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – М.; СПб., 1998. – 345 с.

23. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия /Пер. с англ. М., 2000. –358 с.

24. Райх В. Анализ личности. – М.; СПб., 1999. – 333 с.

25. Ранк О. Миф о рождении героя – М., 1997. – 250 с.

26. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии /Пер. с англ. В.В.Румынского под ред. Е.Н.Емельянова, В.С.Магуна – М., 1999. – 429 с.

27. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа – М., 1998, - 320 с. (с. 5 – 116).

28. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении// Читать человека как книгу. – М., 1998. – 344 с. (с. 7 – 219).

29. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп – М., 1998. – 416 с. (с. 255 - 408).

30. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. – СПб., 1999. – 318 с.

31. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа – М., - 1998. – 320 с. (с. 117 –194).

32. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. Э.М.Телятникова, Т.В.Панфилова – Мн., 1999. – 624 с.

33. Фромм Э. Революция надежды. – СПб., 1999. – 245 с.

34. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: дополнительный том. Исследование магии и религии – М., 1998. – 458 с.

35. Хорни К. Наши внутренние конфликты// Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3./ Пер. с англ. – М., 1997. – 696 с. (с. 5 – 234).

36. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и дополн./ Пер с англ. – СПб., 2000. – 416 с.

7.3. Периодические издания.

1. Вопросы психологии

2. Вопросы психологии экстремальных ситуаций

3. Журнал практического психолога

4. Журнал прикладной психологии

5. Конфликтология

6. Культурно-историческая психология

7. Международный журнал социальных наук РАН (ЮНЕСКО)

8. Мир психологии

9. Молодежь и общество

10. Психологический журнал

11. Сотис: социальные технологии; исследования

12. ЧФ: Социальный психолог

7.4. Интернет – ресурсы.

Каталоги:

„Психология“ (http://omni.ac.uk/browse/mesh/detail/C0033909L0033909.html (англ.));

„Веб–ресурсы истории и философии психологии“ Йоркского университета (http://www.psych.yorku.ca/orgs/profsocs.htm);

„Энциклопедия психологии“ (http://www.psychology.org/ (англ.));

„Социальные науки“ (http://www.sosig.ac.uk/psychology/ (англ.));

«Психологические ссылки» (http://www.mrc-cbu.cam.ac.uk/psychology.links.netscape.html (англ.));

„Ссылки по истории психологии“ (http://www.socialpsychology.org/history.htm (англ.));

„Нейронауки“ (http://www.neuro.fsu.edu/wwwneuro.htm); „Профессиональный круг дифференциальной психологии и психологии личности“ (http://psylux.psych.tu-dresden.de/i2/differentielle/linkage.htm (нем.));

„Психоаналитические ресурсы в WWW“ (http://www.rzuser.uni-heidelberg.de/~iy0/texte/pawww.htm (нем.));

„Науки о человеке“ (http://netia59.ac-lille.fr/mau/0594561m/wwwfr/Sc-hum.htm (фр.)), где есть рубрика „Психология“;

„Психо–ресурсы“ (http://www.psycho-ressources.com/babillard.html (фр.)); „Мир психологии“ (http://psychology.net.ru/ (рус.));

„Psychology Online Russia“ (http://www.psycho.all.ru (рус.));

„Психология он-лайн“ (http://www.psychology-online.ru/ (рус.)).

„Новости Науки“ (http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/default.stm);

„НГ — Наука“ (http://science.ng.ru/),

„Кирилл и Мефодий. Наука/Техника“ (http://www.km.ru/science/).

Сайт „Новости науки от Михаила Висенс“ (http://www.nauka.lucksite.com они мало подходят.

Институт психологии РАН (http://www.psychol.ras.ru), факультет психологии МГУ (http://www.psy.msu.ru/),

Психологический институт РАО (http://pirao.ru/);

Институт психологии РГГУ (http://www.rsuh.ru/win/fac/psych/index.shtml),

Московский городской психолого–педагогический институт (http://www.psychology-online.ru/),

Московский городской педагогический университет (http://www.flogiston.ru/univery/vuz/mgpu.shtml),

Воронежский институт психологии (http://www.vspu.ac.ru/),

Научно–учебный центр психологии Новгородского государственного университета (http://www.nsu.ru/psych/internet/),

Самарский государственный университет (http://www.ssu.samara.ru/).

Сайт факультета психологии МГУ „Флогистон“ (http://flogiston.da.ru/).

„Флогистон. Психология из первых рук“ (http://flogiston.ru) - Обширная психологическая библиотека (более 200 текстов): книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов. Актуальная информация о последних исследованиях в психологии. Анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов. Интервью с ведущими психологами России и зарубежья. Обзоры психологических сайтов. Информация о факультетах психологии российских ВУЗов. Форумы, списки рассылки. Для студентов, аспирантов, специалистов в области психологии, а также интересующихся психологией.

Сайт „Института прикладной психологии“ (http://www.sobchik.newmail.ru/Apilns/metod.html), на котором даются описания психодиагностических методик,

или сайт „Академии практической психологии при факультете психологии МГУ“ (http://www.informika.ru/text/friends/raduga/vs/vs23.html).

Совершенно особое место занимает сайт Дмитрия Сатина, созданный в марте 2000 г., „Психология на русском языке“ (web.psychology.ru).

Университеты: Гамбурга (факультет психологии) (http://www.rrz.uni-hamburg.de/psycholo/welcome.html), Дортмунда (http://statistik.uni-dortmund.de), Бонна (http://www.psychologie.uni-bonn.de/), Лейпцига (http://www.uni-leipzig.de/~psy/), Вены (http://www.univie.ac.at/), Граца (http://www.uni-graz.at/), Инсбурга (http://info.uibk.ac.at/). Полный список американских университетов: ttp://www.unet.univie.ac.at/~a9509553/Universitaeres/UniUSAam.htm.

Институт поведенческой терапии А.Т. Бека (http://www.beckinstitute.org/ (англ.)).

Институт психологического анализа искусства университета Флориды (http://www.clas.ufl.edu/ipsa/intro.htm (англ.)) занимается исследованием (прежде всего на основе психоанализа, но не только) вопросов литературы, киноискусства, живописи, пытаясь ответить на вопросы: как и почему данный автор пишет? почему разные люди читают по–разному? в чем психологическая сущность того или иного вида или жанра искусств?

Отдел „Истории и философии“ (http://www.chelt.ac.uk/ess/soss/hps/ (англ.)) Психологической секции Британского психологического общества (http://www.bps.org.uk) обеспечивают организацию Ежегодной конференции, симпозиумов и семинаров, подготовку совместных заседаний с другими обществами родственной тематики.

Интернациональная психоаналитическая ассоциация (http://www.ipa.org.uk/ (англ.)).

Учебные материалы: Сайт „Специальные образовательные ресурсы в Интернетㅡ“: http://seriweb.com/).

Институт психологии университета Р. Декарта (Париж) (http://misyapp.com/lps/fr/g/s1&2/s2.html (фр.));

Институт клинической, диагностической и дифференциальной психологии Технического университета Дрездена (http://psylux.psych.tu-dresden.de/i2/differentielle/home.htm (нем.)) — здесь можно найти публикации сотрудников института по темам психобиологии личности, когнитивной психологии, психологии межиндивидуальных различий и темперамента, психогенетики, психопатологии и молекулярных основ психики; кафедра психологии факультета математики и естественных наук этого же университета (http://linus.psych.tu-dresden.de/inhalt.html (нем.)).

Сайт департамента социальных наук Ноттигемского университета (Великобритания) включает в себя сайт „Психология“ факультета экономики и социальных наук (http://ess.ntu.ac.uk/bscpsych/) с описанием трехлетнего курса, который аккредитован Британским психологическим обществом (BPS) для студентов по основным теоретическим областям психологии (познание, биологические, социальные и индивидуальные различия, развитие), экспериментальным и статистическим методам исследования. На неофициальном сайте университета Руана (http://bonnepluie.free.fr/psychologie/ (фр.)) можно найти вводные лекционные материалы курсов, читаемых для первого и второго курсов. Причем особенно богато представлена традиция З. Фрейда. Здесь есть материалы по истории психологии; психологии развития; патопсихологии; клинической психологии (в частности, представлено введение в различные психоаналитические понятия, такие как, фантазия, травма, инстинкты и импульсы, детская сексуальность, отношения дети — родители, работа механизма психической защиты, изоляция, неврозы); социальной психологии. Показательно, что все учебные материалы (в форматах doc, pdf или rtf) можно получить через Internet.

На сайте „Общая психология. Восприятие“ (http://psychologie.fernuni-hagen.de/Kurs3250/Wahrnehmung.htm (нем.)) представлен учебный мультимедийный курс по общей психологии (тема: восприятие), разработанный C.O. Schmidt. Кроме самого учебного материала он включает в себя соответствующий иллюстративный материал и обширную систему ссылок на связанные с данной темой сайты. Колледж г. Кортланда (http://snycorva.cortland.edu/~andersmd/edpsy.html (англ.)) предоставляет обучающие программы по курсу психологии образования. Рассматриваются следующие темы: содержание предмета психологии образования; поведенческий, когнитивный и гуманистический подходы к обучению; учения Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Л. Колберга, А. Маслоу, Л.С. Выготского, К. Роджерса; обучение, основанное на оперантном и классическом обусловливании; синдром дефицита внимания; фасилитация при коммуникациях; статистика и др.

„Анатомический атлас. Форум для медиков“ (http://trautline.de/nerven.htm (нем.)) дает краткий, но содержательный обзор принципов устройства и работы нервной системы, начиная с механизмов синаптической передачи и заканчивая блоками мозга. „Глобальная анатомия“ Медицинской школы факультета психологии Висконсинского университета (http://www.anatomy.wisc.edu/anatomy.htm (англ.)) представляет собой прекрасный интерактивный атлас мозга, созданный с помощью аплетов Java. „Биологическая психология“ (http://www.csuchico.edu/psy/BioPsych/limbicSystem.html (англ.)) факультета психологии Калифорнийского университета также является иллюстрированным учебником по строению мозга.

„Атлас целостного мозга“, созданный A.J. Keith (http://www.med.harvard.edu/AANLIB/home.html (англ.)).

„Даты истории, важнейшие направления и персоны психологии“ (http://www.stangl-aller.at/ ARBEITSBLAETTER/ WISSENSCHAFTPSYCHOLOGIE/ PsychologiePersonen.html (нем.)).

Программа по истории психологии открытого доступа по адресу: http://www.unb.ca/web/units/psych/likely/psyc4053.htm (англ.) разработана D. Likely (факультет психологии университета Нью Брунсвик) и представляет собой дополнение к стандартному учебнику (Hergenhahn B.R. An introduction to the history of psychology. 4th edition. Brooks/Cole Publishing Company. 1997) в виде обширного набора лекций on–line, литературы и демонстраций. Курс состоит из 12 частей, после прохождения каждой из которых студент должен посылать по электронной почте письменной отчет.

Библиотечные сайты. Большая часть библиотечных сайтов с универсальным набором психологической литературой имеет закрытый доступ. Это означает, что с библиографией, а иногда и с анонсами текстов можно познакомиться без каких–либо осложнений, но сами тексты (прежде всего если речь идет о свежих публикациях) надо заказывать отдельно. Великолепная библиография по психологии, в том числе по современной когнитивной, собрана на сайте http://cogprints.soton.ac.uk/view-psyc.html (анг.); по логотерапии и экзистенциальной психологии — на сайте http://logotherapy.univie.ac.at/bibde.html (англ. и нем.). Сайт „Философская библиотека“ (http://www.meiner.de/autoren.htm (нем.)) дает очень подробные анонсы на тексты по истории философии.

Полная библиография современных журналов по социальной психологии дана на сайте „Университетская библиотека по психологии А. Пьерона“ (http://www.bu.univ-paris5.fr/psychologie/netsociale.htm). Приятным исключением из общего правила является бесплатный доступ к базе данных MEDLINE Национальной медицинской библиотеки (NLM) в США (http://www.nlm.nih.gov/databases/freemedl.html). Правда, получить доступ к классическим текстам по психологии не составляет трудностей. Так, по адресу: http://www.elseminario.com.ar/Bibliografia/ (англ., фр., лат.) можно заказать тексты основных трудов классиков психологии, среди которых А. Бине, Ф. Брентано, Г. Бунге, Ж.М. Шарко, В. Дильтей, Г.Т. Фехнер, М. Фуко, Э. Гуссерль, Э. Мах, У. Джемс, Э. Титчнер, В. Вундт и др. Для русскоязычного читателя также нет проблем. В знакомстве с классикой ему могут помочь сайты: „Каталог книжной полки по психологии“ (http://psylab.unn.ac.ru/library/Psycho/satin/Library/catalog.shtml); „Чернильница“ (http://www.kulichki.com/inkwell/); „High.ru — Классики“ (http://high.ru/library/authors.html — здесь собрана литература по теме измененных состояний сознания); „Рефераты по психологии. НЛП“ (http://alternativa22.boom.ru/Psycholog.htm) и др.

Достаточно полный перечень книг по психологии на русском языке можно найти на странице: http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm. Конечно, значительно труднее с современной литературой (на иностранных языках). Ее можно найти, но не в одном месте, а, как правило, на специализированных сайтах, которые разрабатывают какую–либо одну психологическую тему.

Библиотека Йоркского университета (Великобритания) (http://www.yorku.ca/).

Психоанализ: http://www.microtec.net/desgros/index.html.

Еще одним источником получения новой информации по психологии являются электронные журналы. Некоторые дают только анонсы: „Наука/Интерпериодика. Психологический журнал“ (http://www.maik.rssi.ru); „Вопросы психологии“ (http://www.courier.com.ru/vp/index.html); „Журнал неврологии и психиатрии“ (http://www.mediasphera.aha.ru/neurol/neur-mn.htm).

Но есть и ресурсы с доступом к самим статьям, например, „Журнал практической психологии и психоанализа“ (http://www.psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal);

„Психология и бизнес. Э–журнал“ (http://www.psycho.ru/magazine/mainpage.htm).

Широкий охват образовательной тематики дает электронный журнал „Курьер образования“ (http://www.courier.com.ru/index.html),

предоставляющий кроме всего прочего каталог журналов с родственной ориентацией.

Сайты психологических издательств, в принципе, могут быть достаточно интересными, но само содержание там не выкладывается, только — анонсы выпускаемых книг.

Среди немецкоязычных издательство номер один — „Hogrefe Verlag für Psychologie“ (http://lnx1.hogrefe.de/), которое издает, в частности, журналы: „Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie“ (http://www.hogrefe.de/zepp/) и „Diagnostica“ (http://www.hogrefe.de/diagnostica/).

„Энциклопедии Энкарты“ (Microsoft Encarta. Online Encyclopedia, 2001) (http://encarta.msn.com/ (англ.))

собрано не так много материалов, касающихся знаменитых психологов и

„Колумбийская электронная энциклопедия“ Колумбийского университета (http://www.encyclopedia.com/home.html),

Стенфордская философская энциклопедия (http://plato.stanford.edu/contents.html (англ.)).

„Психологический словарь“ (http://psi.webzone.ru/index.htm).

Сайт с глоссарием психолого–педагогических терминов, составленным Л.С. Колмогоровой (http://bspu.secna.ru/glossaries/psihological/tituln.html).

Краткий терминологический словарь по психологии, разработанный A. Samson (1996, 1998), представлен по адресу: http://www.ustboniface.mb.ca/cusb/psycho/psy120/gloslex.html (итал.).

Сайте „Biographie.net“ (http://www.biographie.net/ (многояз.)) - биографии психологов.

„Классики в истории психологии“ (http://psychclassics.yorku.ca/ (англ.)).

„Веб–сайт истории психологии“ (http://elvers.stjoe.udayton.edu/history/welcome.htm (англ.)).

Материалы по гештальтпсихологии собраны по адресу: http://dmoz.org/Science/Social_Sciences/Psychology (англ.).

Сайт бельгийской клинической психологии имеет подрубрику „Ученые в психологии“ (http://user.online.be/allemeesch/KlinPsy/Psychintro.htm), где можно познакомиться с ссылками на биографии более чем 400 ученых (К. Абрахам, А. Адлер, Г. Олпорт, А. Альцгеймер и др.).

Сайт „Персоны медицины“ (http://www.m-ww.de/persoenlichkeiten/index.html) представляет собой собрание биографий ученых и общественных деятелей, оказавших существенное влияние на развитие представлений о телесном, душевном и психическом здоровье человека; среди них — известные психологи (Ф. Александер, А. Адлер, Ш. Бюлер, Ж. Шарко и др.).

Очень развернутые биографии ученых, связанных с психоанализом, есть на странице: http://psychematters.com/bibliographies.htm сайта „Вопросы души“ (http://www.psychematters.com/ (англ.)). Среди них М. Балинт, Д. Винникот, М. Клейн, Х. Шэфер, Х. Кохут, Ж. Лакан, З. Фрейд, Э. Боулби, Г. Салливен, Э. Эриксон, К. Хорни, К. Юнг, Ш. Ференци и др.).

Наши рекомендации