Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии.

Социальная психика как объект исследования социальной психологии. Природа и структура социальной психики. Побуждения массового поведения: социальные потребности, идеалы, интересы, мнения, установки, убеждения. Социально-психологические состояния: эмоциональные отношения, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии.

Социально-психологические явления: модели поведения, традиции, обычаи, слухи, паника. Социально-психологические процессы: внушение, убеждение, подражание и др. Психические особенности социальных групп: национальные, профессиональные, религиозные и др.

Социально-психические механизмы контроля поведения индивида: экспектации, санкции, ролевые предписания и др. Влияние социальной психики на поведение личности. Функции социальной психики: интеграция и трансляция социального опыта; социальная адаптация; социальная корреляция; социальная активация; социальный контроль; проективная разгрузка.

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е, 50-е и 60-е годы (В.А.Артемов, Г.И.Челпанов, К.Н.Корнилов, П.П.Блонский, В.М.Бехтерев, М.А.Рейснер, А.С.Залужный, Л.С.Выготский и др.). Вариативность подходов к определению предмета социальной психологии в современной науке (Г.М.Андреева, В.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин, Э.Аронсон, Д.Майерс, Л.Росс, Р.Нисбетт и др.).

Соотношение социальной психологии с социологией и психологией: интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы к решению проблемы. Основные проблемы социальной психологии: изучение психологических характеристик социальных групп; развитие личности в процессе социализации; закономерности общения людей в совместной деятельности; исследование межличностных отношений в различных общностях.

Основные принципы социальной психологии: принцип ситуационизма (К.Левин); принцип субъективной интерпретации (Ж.Пиаже, Ф.К.Бартлетт, С.Эш); принцип динамических напряженных систем (К.Левин, В.Келер, Л.Фестингер, Э.Аронсон).

Задачи современной социальной психологии: сравнительный анализ и содержательное обобщение современных отечественных и зарубежных социально-психологических концепций и теорий; разработка новых концепций и теорий с целью объяснения накопленного фактического массива данных на основе обобщения открытых закономерностей; теоретическая интерпретация фактов, установленных в исследованиях отечественных и зарубежных социальных психологов; разработка проблемы прикладных социально-психологических исследований; исследование современных социально-психологических проблем, детерминируемых экономическими и политическим преобразованиями, развитием культуры и общества в целом.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравнить определение предмета и задач социальной психологии в отечественной и зарубежной науке.

Литература: 4, 8-10, 21, 40, 45, 59,72, 80, 104, 107, 112-115, 120, 141, 143, 144.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: лекция академического типа, проблемная лекция.


Тема 2. Становление социальной психологии как самостоятельной науки.

История развития социальной психологии. Статус социальной психологии в системе научного знания. Связь социальной психологии с антропологией, этнографией, археологией, криминологией, социологией, психологией личности.

Теоретические и эмпирические предпосылки развития социальной психологии. Психология народов (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт, А.А.Потебня); психология масс (Г.Тард, С.Сигеле, Г.Лебон); теория инстинктов социального поведения (В.Макдаугалл); коллективная рефлексология (В.М.Бехтерев).

Разработка общей концепции общественного развития как исходного принципа социальной психологии в системе марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, А.В.Луначарский, А.Грамши, А.Бабель, А.Лабриола и др.). Развитие социальной психологии в необихевиористическом направлении: теория фрустрации-агрессии (Н.Миллер, Д.Доллард); модели диадического взаимодействия (Дж.Тибо, Г.Келли); концепция социального обмена (Д.Хоманс). Психоаналитическое направление развития социальной психологии (Э.Фромм, Дж.Салливан).

Теории групповых процессов (Л.Байон, В.Беннис, Г.Шепард, Л.Шутц). Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс). Развитие социальной психологии в когнитивистском направлении: теории когнитивного соответствия (теория сбаланисированных структур Ф.Хайдера; теория коммуникативных актов Т.Ньюкомба; теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера; теория конгруэнтности Ч.Осгуда, П.Танненбаума; исследования Д. Креча, Р.Крачфилда, С.Аша. Интеракционизм (теория символического интеракционизма (Г.Мид, Г.Блумер, М.Кун); теория ролей (Т.Сарбин); теория референтных групп (Г.Хаймен, Р.Мертон); социальная драматургия (Э.Гофман). Современное развитие социальной психологии: теория социальной идентичности (Г.Тэджфел); теория социальных представлений (С.Московичи). Становление социальной психологии как экспериментальной дисциплины (В.Меде, Ф.Оллпорт).

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить аннотацию к одной из монографий (на выбор), приведенных в перечне литературы по данной теме.

2. Законспектировать один из разделов этой монографии.

Литература: 4, 8-10, 17, 21, 40, 48-51,72, 80, 59, 60, 62-64, 70, 71, 73, 86-88, 96, 104, 107, 109, 110, 112-116, 119, 120, 126, 128, 138, 141, 143-145.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: лекция академического типа, проблемная лекция, семинар.

Наши рекомендации