Феномен Баадера-Майнхоф (частотная иллюзия)

Когда человек получает новую информацию, ему кажется, что она преследует его повсюду. Например, если вы читаете интересную книгу, вы начинаете видеть книги этого автора у пассажиров метро, знакомых, на полках магазинов. Похожее явление распространено среди студентов-медиков. Изучая симптомы заболевания, они «находят» многие из них у себя.

Иллюзия прозрачности

Многие считают, что когда они лгут, окружающие сразу это замечают. В 1998 году в Корнелльском университете провели эксперимент: студентов просили отвечать на вопросы, говоря правду или ложь. Аудитория должна была их «раскусить».

В 50% случаев студенты считали, что их обман будет раскрыт, но в реальности наблюдатели смогли это сделать лишь в 25% случаев.

Обратный эффект — когда человек думает, что он видит другого насквозь, но на самом деле — это лишь проекция собственного опыта, ожиданий или страхов на поведение другого человека.

Иллюзия контроля

Этот термин ввела психолог Эллен Лангер. Он обозначает склонность людей переоценивать свое влияние на те или иные события. В одном из экспериментов людей просили нажимать или не нажимать на кнопку, при этом случайным образом загоралась или не загоралась лампочка.

Хотя на самом деле кнопка никак не была связана с лампочкой, многие участники утверждали, что в определенной степени контролировали процесс.

В похожих экспериментах продемонстрировали обратный эффект — иногда люди, напротив, недооценивают свою способность контролировать события. Это зависит от настроения, заинтересованности в положительном результате. Иллюзия контроля помогает нам верить в успех и не бросать начатое дело. Но иногда она может приводить к ошибкам, которые будут дорого стоить.

Ошибка игрока

Когда вы бросаете монету, какова вероятность, что при первом броске выпадет «орел»? Очевидно, 50% — возможных вариантов всего 2. Но вот монета подброшена уже несколько раз и неизменно ложится «орлом» вверх. Человек, ставящий на «орла», думает, что с каждой такой удачей его шансы на победу в игре уменьшаются, а игрок, выбравший «решку», считает, что теперь ему непременно повезет.

Люди часто неправильно оценивают свои шансы на успех. Вероятность того или иного события не меняется (если условия остались прежними) вне зависимости от того, что происходило раньше.

Даже если монета тысячу раз выпадет «орлом», шансы на победу при последующих бросках по-прежнему 50%. В ловушку этой ментальной ошибки часто попадают азартные игроки. Человек раз за разом проигрывает, но продолжает делать ставки, надеясь, что однажды «лимит неудач» будет исчерпан.

Конформность

Для многих мнение окружающих очень важно. Привычку действовать и мыслить как все, по общепринятым нормам, называют конформностью (конформизмом). Нашим далеким предкам это помогало выживать, да и в современном мире часто бывает полезным, помогает принимать правильные решения.

Конформное мышление может приносить и вред, когда человек поддерживает нелепые идеи, лишь бы не быть «белой вороной».

Когда-то советские психологи проводили эксперимент, во время которого перед участниками ставили две пирамидки: черную и белую. Затем каждого испытуемого спрашивали, какого цвета эти пирамидки. По предварительной договоренности с экспериментатором, все уверенно отвечали, что обе белые. Последнему участнику, не знавшему о «заговоре», предстояло сделать выбор: либо возразить большинству, либо ответить, как все. Многие люди не осмелились усомниться в «общепризнанном факте» и предпочли дать нелепый неверный ответ. Несколько лет назад эксперимент повторили — и снова получили похожие результаты.

Эффект контраста

Если опустить кисти в воду комнатной температуры, она будет восприниматься как холодная или горячая, в зависимости от того, где ваши руки находились до этого: на горячей батарее или в ведре со снегом.

Человек ярче воспринимает свойства предметов, когда есть, с чем их сравнить.

Попробуйте провести эксперимент: поставьте перед собой три кастрюли: в одну налейте ледяную воду, во вторую — теплую, в третью — горячую. Опустите правую руку в кастрюлю с ледяной водой, левую — с горячей. Затем одновременно опустите обе руки в кастрюлю с водой комнатной температуры. Вашей левой руке станет холодно, а правой — горячо. Эффект контраста используют маркетологи. Если рядом с дорогим товаром на витрине поставить еще более дорогой, то стоимость первого кажется не такой уж и высокой.

Парейдолии

В 1975 году на околомарсианскую орбиту запустили два космических аппарата. Они сделали снимки поверхности планеты, один из которых сразу вызвал сенсацию. На изображении был виден холм, напоминающий изваяние огромного человекоподобного лица. Журналисты и любители нераскрытых тайн окрестили его «Марсианским сфинксом». Начали появляться всевозможные теории, пытавшиеся объяснить происхождение загадочной находки. Позже были получены снимки более высокого разрешения, и оказалось, что «марсианское лицо» — результат игры тени и света.
Это явление называется парейдолия — разновидность оптических иллюзий. Мозг пытается найти в предметах знакомые, привычные черты. В формах облаков мы «угадываем» лица, фигуры людей и животных, а непонятная тень в полумраке может показаться затаившимся незнакомцем или привидением.

Феномен Баадера-Майнхоф (частотная иллюзия) - student2.ru

«Марсианский сфинкс», Wikipedia.org

Эффект Барнума

Многие люди рассказывают о том, насколько точно гадания и гороскопы описывают их характер, прошлое и будущее. Это явление называется эффектом Барнума, по фамилии знаменитого американского шоумена.

В гороскопах и гаданиях очень мало конкретики: человек получает общую информацию и неожиданно «узнает» в сказанном свою ситуацию (мужчину любого возраста почти наверняка волнуют казенные хлопоты, а у женщины на сердце какой-нибудь король).

Кроме того, одну и ту же фразу можно понять по-разному, и она применима ко многим ситуациям.

Но человеку кажется, что это именно о нем. Эффект Барнума часто используют и маркетологи, и представители альтернативной медицины, например гомеопаты.

Вера в справедливый мир

Многие верят в «причитающееся по праву» и в то, что «виновные будут наказаны». При этом человек не всегда может объективно оценить собственные поступки.

Человек склонен оправдывать свои поступки и списывать их на счет внешних обстоятельств.

При этом поступки окружающих чаще связываются с их личными качествами или ответственностью. Часто преступник обвиняет свою жертву в том, что она «сама виновата». Людям сложно принять, что многое из того, что происходит в мире, — случайно, а понятия «добро», «зло» и «справедливость» относительны.

Практическое задание: отметить области применения принципов восприятия в аудиовизуальных произведениях.

Наши рекомендации