Навыки работы с компьютером и оргтехникой
· Перечислите программные продукты, средства разработки, операционные системы, и информацию об оборудовании, с которым Вы можете хорошо работать.
· Укажите количество лет данного опыта, или опишите Ваш уровень знаний.
Лицензии и сертификаты
· Перечислите лицензии или удостоверения, которые Вы имеете, которые будут полезными в работе, которую Вы ищите.
· Укажите дату, когда Вы получили каждую лицензию или свидетельство.
Увлечения и интересы
· Укажите только те увлечения и интересы, которыми Вы регулярно занимаетесь.
6.Дополнительные сведения
В данной графе упоминают о возможности переезда в другой город, готовности к командировкам или сверхурочной работе. Если уместно, пишут о наличии водительских прав, возможности использовать личный автомобиль в служебных целях, загранпаспорте, семейном положении и увлечениях. Можно включить в этот раздел краткую характеристику своих личностных качеств, например: коммуникабельный, ответственный, инициативный и т. п. Здесь же можно указать на возможность предоставления рекомендаций.
Литература
http://www.rabota.ru/soiskateljam/career/shest_zolotyh_pravil_sostavlenija_rezjume.html
© 2003-2013 Rabota.RU/Работа.РФ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: МГУ,1988.
2. Носкова О.Г.Психология труда : Учебник /Под ред. Е.А.Климова.-М.:Академия, 2004.
3.. Пряжников Н.С.,Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.:Академия, 2001.
4. Психология труда. / Под ред. А.В.Карпова.- М.: Владос-Пресс. 2003.
5. Психология./ Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1999.
6. Орлова Л.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология труда» / Л.В.Орлова.- Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.-
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Уч. пособие. – М., 2001.
2. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. - Пермь,1979.
4. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.- М., 1978.
5. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: учебник для вузов.- СПб., 2001.
6. Зинченко В.П., Мунипов В.М.Основы эргономики.- М.,1979.
7. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации.- Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
8. Ильин Е.П.Стиль деятельности: новые подходы и аспекты// Вопросы психологии.-1988.- №6.
9. Климов Е.А.Индивидуальный стиль деятельности.- Казань.,1969. . Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. – М.,1995.
10. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Уч. пособие. – М., 2003.
11. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Уч. пособие.- СПб., 2003.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.,1996.
13. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха.- М.,Воронеж, 1999.
14. Носкова О.Г. История психологии труда в России: 1917 – 1957): Уч.
15. пособие.- М.,1997.
16. Платонов К.И.Вопросы психологии труда.- М.,1970.
17. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности./ Под ред. Г.С.Никифорова и др.- СПб.: Речь, 2003.
18. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия /По ред. Л.В.Виноградова.-СПб.: Питер, 2001.
19. Словарь. Психология труда, профессиональной , информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика)./ Под ред. Б.А.Душкова.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
20. Стрелков Ю.К.Инженерная и профессиональная психология. – М.:Академия,2002.
21. Титов И.П.Профессиональная пригодность и критерии классификации профессий// Материалы 4-го Всесоюзного сьезда общественных психологов.-Тбилиси,1971.
22. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации.- Самара:Бахрах-М, 2001.
23. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб. : Питер, 2003.
24. Периодика: журналы « Вопросы психологии», «Психологический журнал « и др. Газеты: «Психологическая газета», «Школьный психолог».
25. http://psychology.snauka.ru/
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Курс «Возрастная психология» предполагает значительный объем самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:
ü изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
ü решение практических задач;
ü подбор научной литературы;
ü построение плана самообразования.
Прежде чем приступить к изучению того или иного раздела дисциплины, студентам необходимо ознакомиться со списком литературы, который предложен в УМКД. Студент должен уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки института, что позволит ему быстро найти литературу для подготовки к семинарским и практическим занятиям.
В целях успешной самостоятельной подготовки студентов к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется следующий порядок работ:
1) знакомство с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, записями лекций по вопросам семинара;
2) в зависимости от цели занятия выбор метода работы с литературными источниками: конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.
3) анализ личного практического опыта и соотнесение его с теоретическими сведениями;
4) определить позицию по проблемным вопросам, чтобы суметь аргументировать свою точку зрения;
5) продумать план ответа;
6) составление теоретических и практических выводов по каждому вопросу плана;
7) решение психологических задач (упражнений) и подготовка практического материала в соответствии с предусмотренными заданиями по данной теме;
8) самооценка теоретических знаний, практических умений, навыков по изученному материалу.
Работа на семинарских и практических занятиях оценивается по 5-бальной системе, при этом
оценка 5 «отлично» выставляется, если студент демонстрирует полное понимание сути изученной теории. Легко владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые ЗУН на базе полученных ранее. Легко отвечает на видоизмененные вопросы. При подготовке использует не только основную, но и дополнительную литературу;
оценка 4 «хорошо» - студент демонстрирует осознанное воспроизведение изученных законов, правил, формулировок, формул. Объясняет отдельные положения усвоенной теории. Отвечает на большинство поставленных вопросов, проявляет способность к самостоятельным выводам. Успешно выполняет предусмотренные программой задания, усваивает основную литературу, показывает систематический характер знаний;
оценка 3 «удовлетворительно» - студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении, требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы. Запоминает часть текста, правил, определений, законов и т.п. механически, но не способен их объяснить; выполняет элементарные репродуктивные действия или по инструкции;
оценка 2 «неудовлетворительно» - студент обнаруживает пробелы в знаниях основного материала, допускает принципиальные ошибки в изложении сути темы.
Критерии традиционной оценки:
«отлично» - студент показывает систематизированные, глубокие знания по теории, - свободно владеет понятийным аппаратом, знаком с прикладными направлениями дисциплины;
- умеет аргументированно представить результаты работы;
- на высоком и хорошем уровне выполняет все обязательные самостоятельные задания;
«хорошо» - студент показывает систематизированные знания и владеет
понятийным аппаратом;
- интерпретация практических результатов на хорошем аргументированном уровне;
- в процессе изучения дисциплины основательно выполняет все
практические и самостоятельные задания;
«Удовлетворительно» - студент показывает теоретические и практические знания фрагментарно, вне структурной или логической
последовательности;
- интерпретация поверхностная или описательная; задания выполняет на уровне воспроизводства готовой модели;
«Неудовлетворительно» - знания студентов не охватывают весь обязательный для изучения материал, понятийный словарь ограничен, в аргументации затрудняется, не выполняет все обязательные самостоятельные задания.
Рейтинговая оценка :
3 балла: безупречное, творческое авторское и самостоятельное выполнение;
2 балла : хорошее, добросовестное. Исполнительное выполнение, с
небольшими недочетами; отсутствие по уважительным причинам
( и более 75%) ;
1 балл: посредственное выполнение - неактивное, репродуктивное
поверхностное; присутствие на занятиях ( посещение менее 60% ) ;
0 баллов: невыполнение заданий и отсутствие (более чем в 60% ) .:
Балами оценивается каждый вид работы студента по следующим Направлениям :
1.Посещение занятий
2.Конспекты и тезисы
3.Выступления на семинарах: « Основные понятия и
категории психологии», « Общение», « Организационная
культура»;
4.Диктант по истории психологии труда или кроссворд;
5.Работа с раздаточным материалом по темам: « Виды деятельности»,
«Эргатические функции»,«Должность», «Профессиональные стереотипы»;
6.Составление психограммы …
7.Составление профессиограммы на специализацию
психолога: клинический , психотерапевт, дошкольный , и т . д.
8.Оценочный тест: четыре варианта заданий по терминологии
на 25-30 вопросов ( 30-40 мин.)
ИТОГО: « отлично» за
- более 25 баллов по 1-8 пп.;
- «автомат» более 20 баллов(1-8) + «5» за тест;
« хорошо» за
- 20- 24 баллов( 1-8) + « 4» - «5» за тест;
« удовлетворительно» за
- не ниже 16 баллов за 1-8 пп.+ подтвердить по тесту;
( возможно получить « хорошо», если
8-15 баллов при сдаче долгов+ тест не ниже 20 б.) ;
«неудовлетворительно» - менее 8 б. или тест - менее 12 б.
Критерии оценки по проверочному тесту из 25 вопросов:
- не более12 баллов - «неудовлетворительно»( «2») ;
- 13 -16 баллов – «удовлетворительно»(«3»);
- 17 – 20 баллов - «хорошо»(«4»);
- больше 21 балла – «отлично»(«5»).
В ходе оценивания уровня знаний студентов могут использоваться тестовые задания (в ходе и текущей и итоговой аттестации). Наряду с тестовыми заданиями, студентам предлагаются вопросы для самостоятельного изучения, а также вопросы к зачету. В ходе итоговой аттестации у студентов оценивается, прежде всего, уровень сформированности системы знаний по предмету. Для оценивания достижений студентов проводится экзамен, в ходе которого обсуждаются актуальные вопросы психологии труда, предлагаются для решения практические задачи.
Проверочный тест
1. Труд определяется в психологии как:
а) Целесообразная деятельность для создания потребительских стоимостей.
б) Процесс формирования человека и общества.
в) Процесс, где человек реализует и определяет отношения «Ч-природа»
г) Деятельность, направленная на создание ценностей и удовлетворение потребностей.
2. Труд определяется в экономике как:
а) Источник существования.
б) Целесообразная деятельность для создания потребительских стоимостей.
в) Система отношений и прав человека.
г) Активность, направленная на удовлетворение потребностей.
3. Труд определяется в социологии как:
а) Источник существования.
б) Активность, направленная на удовлетворение потребностей.
в) Самообслуживание, самореализация и самообеспечение
г) Процесс развития и формирования человека и общества.
4. Эргатическая функция это:
а) Трудовая.
б) Функция средств труда.
в) Характеризует эргатическую систему.
г) Все верны.
5. Трудовой пост:
а) Системное образование.
б) Система профессиональных служебных обязанностей.
в) Система прав.
г) Все верны.
6. К внешним функциональным средствам труда относятся:
а) Поведение и речь диктора.
б) Организм артиста балета.
в) Группа спортсменок по синхронному плаванию.
г) Все верны.
7. Профессиограмма:
а) Описание профессии.
б) Эргономика трудового поста
в) Эргатическая система.
г) Все верны.
8. Мотивы труда:
а) Субъективная удовлетворенность.
б) Мотивация достижений
в) Потребность во власти.
г) Все верны.
9. Задачи психолога в психологии труда:
а) Разработка стратегии профессионального вмешательства.
б) Разработать практическую модель в области Информационных Технологий.
в) Научиться прогнозировать последствия НТП.
г) Все верны.
10. Показатели профессиональной деятельности:
а) Мотивационные.
б) Эмоционально-волевые.
в) Когнитивные.
г) Операторные.
д) Все верны.
11. Основные разновидности средств труда:
а) Ручные.
б) Автоматизированные.
в) Функциональные (мимика, речь).
г) Все верны.
12. Мотивы трудовой деятельности:
а) Социальные.
б) Экономические.
в) Самореализации.
г) Все верны.
13. Факторы удовлетворенности работой:
а) Избежание ролевой неясности.
б) Поощрение хороших межличностных отношений.
в) Участие в принятии решений.
г) Все верны.
14. Критерии профпригодности:
а) Высокий уровень мотивации достижений.
б) Биологическая устойчивость психофизиологических факторов.
в) Конформизм и коммуникативность.
г) Все верны.
15. Задачи профотбора:
а) Создание резерва кадров.
б) Психологическая коррекция работников.
в) Профессиональная реабилитация.
г) Все верны.
16. Требования к руководителю:
а) Социальная самостоятельность.
б) Производственная направленность.
в) Стрессоустойчивость.
г) Все верны.
17. Профессиональное самосознание:
а) Знание о своем соответствии в системе проф.ролей.
б) Знания о своих способностях («+» и «-»).
в) Представление о своей работе в будущем.
г) Знания о вероятных зонах успехов и неудач.
д) Все верны.
18. Профессиограмма включает:
а) Описание профессии.
б) Производственные операции.
в) Характеристика надежности в работе.
г) Все верны.
19. Принципы работы психолога:
а) Не нанесение ущерба.
б) Правило предупреждения.
в) Компетентности.
г) Обоснованности.
д) Все верны.
20. Бизнес - это:
а) Сделка между партнерами.
б) Коммерческая деятельность.
в) Занятие, связанное с любой деловой активностью субъекта.
г) Все верны.
21. Появление денег обусловлено:
а) Практической целесообразностью в обмене товаров.
б) Появлением избытка товаров.
в) Увеличением потребления.
г) Все верны.
22.:Безработным считается:
а) любой официально неработающий человек
б) нетрудоспособный по здоровью
в) состоящий на бирже
г) только неработающий после 18 лет
23. Предмет труда:
а) Социально фиксированная система признаков объектов труда.
б) Свойства и взаимоотношения субъектов труда.
в) Процессы, которые человек совершает в профессиональной деятельности.
г) Все верны.
24. Наиболее близки к проблемам эргономики и психологии труда:
а).Демография
б) Информационные технологии.
в) TV.
г) Экономика.
25. Эргономика изучает:
а) Дизайн жилых помещений.
б) Оптимизацию труда человека.
в) Экономическую психологию.
г) Рекламу.
26. Компоненты процесса труда
а) целесообразная деятельность
б) предмет труда
в) средства труда
г) все верны
27. Компоненты процесса труда
а) содержание труда
б) характер труда
в) условия труда
г) все верны
28. Характер труда отражает:
а) специфика труда
б) режим труда
в) интеллектуальное напряжение
г) стиль работы
29. Содержание труда включает:
а) многообразие функций
б) физическое напряжение
в) степень новизны принятия решений
г) автоматизацию
30. Условия труда
а) организаторская деятельность
б) ритмичность труда
в) творческий или рутинный труд
г) производственные операции
31. Факторы, влияющие на процесс труда:
а) профессиональные
б) социальные
в) экономические
г) все верны
32. Социально-демографический фактор это-
а) содержание труда
б) половозрастной состав работников
в) охрана труда
г) квалификация работника
33. Преимущества машин на производстве:
а) нехватка гибкости
б) отсутствие имровизации
в) надежный мониторинг в течение долгого времени
г) технические неполадки
34. Культура производства состоит из:
а) культура межличностных отношений
б) культура трудового процесса
в) культура условий труда
г) все верны
35. Управленческий труд:
а) специальная деятельность, направленная на выработку управленческих решений
б) специальная деятельность, направленная на создание оптимальных условий работы
в) включает отраслевую, территориальную и социально-психологическую структуру
г) все верны
36. Индивидуальный стиль деятельности
а) устойчивая система психологических средств
б) устойчивая система личных приемов и способов деятельности
в) сознательное уравновешивание своей индивидуальности
г) квалификационный критерий
37. Системы управления бывают:
а) иерархические и гармонические
б) оперативно-управленческие
в) технологически управленческие
г) все верны
38. Проблемы в системе «человек - компьютер»:
а) сложности ремонта и обслуживания
б) технократическое мышление
в) медицинские. гигиенические
г) все верны
39. Ошибки в профессиональной функции оператора:
а) восприятия
б) памяти
в) внимания
г) все верны
40. Резервы повышения производительности в ручном труде (самые успешные):
а) инструктаж
б) рационализация рабочей позы
в) оптимальный цветовой климат
г) введение музыки
41. Резервы повышения производительности в механизированном труде (самые успешные):
а) режим труда и отдыха
б) интерес к труду
в) рационализация рабочих движений
г) введение физкультпауз
42. Психологические ритмы - переломы:
а) 6 - 7 лет
б) 25 - 26 лет
в) 31 - 32 лет
г) все верны
43. Рабочие нормы переноски тяжестей вручную
а) юноши - 10 кг, девушки - 3 кг
б) юноши - 16,4 кг, девушки - 10,25 кг
в) юноши - 15 кг, девушки - 15 кг
г) юноши - 15 кг, девушки - 7,5 кг
44. Регуляция трудовой деятельности осуществляется на уровнях:
а) оперативно - целевой
б) принятие решений
в) автоматизации процесса
г) познавательно - эмоциональный
45. Социальная установка
а) социально - детерминированная предрасположенность к определенному отношению и человеку
б) мотив выбора профессии
в) неосознанный мотив
г) все верны
46. Эффективность профотбора определяется:
а) комплексностью
б) практической применимостью
в) статической обусловленностью
г) все верны
47. Индустриализация -
а) труд
б) создание крупного машинного производства
в) вид трудовой деятельности
г) интенсификация трудовых усилий
48. Оргтехника
а) комплекс технических средств труда
б) маршрутные схемы и графики
в) перфокарты и счеты
г) все верны
49. Факторы утомления:
а) лабильность
б) суммация возбуждения
в) изменение функционального состояния Н. С.
г) снижение восприятия
50. Структура принятия решения:
а) анализируется на оперативно - целевом уровне
б) включает перцептивно - опознавательные задачи
в) включает рече - мыслительные операции
г) все верны
Темы контрольных работ
3. Эргономика - проблемы и перспективы развития.
4. Психотехника – история и современное состояние.
5. Методы и виды профессиогарфирования.
6. Основные этапы развития человека в труде.
7. Виды трудовой деятельности и их характеристика.
8. Кризисы профессионального развития.
9. Основные направления инженерной психологии.
10. Понятие «организационная культура».
11. Психология и «кадровая политика».
10.Психология и «кадровый менеджмент».
11.Взаимодействие человека –оператора с ПК.
12.Построение «модели специалиста» психолога.
13.Профессиональные стереотипы по И.П.Вачкову.
14.Профессиональная типология по Г.С.Степанову.
15.Типология психолога-практика по Л.В.Абрамовой.
16. Анализ эргатических функций психолога.
17. Проблема классификации профессий.
18. Сущность и основные стратегии профессионального образования.
19. Психологические основы трудового воспитания.
20.Сущность и стратегии профессионального образования.
22. Эволюция представлений о труде в культурно-исторической перспективе.
Темы курсовых работ и ВКР (выпускных квалификационных работ)
1. Психологическое обеспечение и развитие отечественной профориентации.
2. Психологические условия ( механизмы, факторы) формирования индивидуального стиля деятельности у работников
( возрастной, профессиональный , гендерный аспект).
3. Сравнительный анализ профессиональных кризисов у работников (возрастной, профессиональный, гендерный аспект).
4. Психологические факторы профессиональной адаптации работников (возрастной, профессиональный, гендерный аспект).
5. Коммуникативные стратегии и эффективность деятельности у работников (возрастной, профессиональный, гендерный аспект).
6. Психолого-педагогические условия становления профессионального самосознания на разных этапах профессионализации.
7. Психолого-педагогические условия формирования компетентности у работников( возрастной, профессиональный, гендерный аспект).
8. Профильное обучение и развитие способностей у школьников (возрастной, гендерный, содержательный аспект).
9. Факторы эффективности совместной деятельности работников (профессиональный аспект).
10.Сравнительный анализ становления ценностно-смысловой сферы работников(возрастной, гендерный, профессиональный аспект).
11. Психологические технологии оптимизации работоспособности.
12. Психологический анализ ошибок в труде и управление качеством продукции.
13.Психологические способы рофилактики аварий и несчастных случаев на производстве.
14.Психологические особенности деятельности и личности профессионалов различного уровня ( или профессиональной специализации).
15. Игровые методы в профориентации и профконсультировании (по возрастам или профспециализации).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Курс «Психология труда» занимает важное место в подготовке психолога. Овладение курсом является необходимым условием профессионального становления специалиста. Психология труда связана с многими дисциплинами:общей психологией, организационной психологией, возрастной и социальной психологией,. Подготовка специалиста осуществляется на основе анализа специальной литературы, выполнения практических заданий
В ходе преподавания данной дисциплины педагог должен развивать у студентов практические умения и навыки анализа и оценки состояния современной психологии, а также должен мотивировать студентов к самостоятельному применению усвоенных теоретических знаний и практических навыков. Для решения поставленных задач психолог может выбрать различные методы, средства и психологические приемы и техники психологии труда. Ведущими формами обучения в рамках данной дисциплины являются лекции, семинары, консультации.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аварийная ситуация-осложнение условий трудовой деятельности, ведущее к невозможности ее осуществления по плану (или к аварии).
Адаптация – (внешняя) приспособление к внешней среде через изменение отношения и
Способов деятельности.
Аттестация-система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации, рассматривающая реально выполненную сотрудником работу и его личные
качества для выявления его квалификации и определения степени его эффективности.
Выбор профессии – этап жизненного пути, представляющий процесс принятия решений, определяющий профессиональную судьбу человека.
Гетерохронность ПВК- особенность системогенеза профессиональной деятельности, проявляющаяся в разновременности формирования ПВК.
Действие- компонент деятельности, представляющий произвольную, преднамеренную, опосредованную активность, направленную на достижение осознанной цели.
Деятельность- форма активного отношения субъекта к действительности, активность человека, направленная на достижение цели.
Динамическая работа - мышечная нагрузка, связанная с развитием переменных мышечных усилий или перемещением тела в пространстве, определяется П= величина груза Х расстояние.
Деструкции (профессиональные)– нарушение целостности, гармоничности, результативности и оптимальности профессиональной деятельности.
Деформации профессиональные – изменения в личности субъекта труда. Влияющие на его деятельность и разрушающие его профессиональноесамосознание.
Дистресс – состояние дезорганизации жизненных функций организма под влиянием факторов, нарушающих привычный образ жизни и деятельности.
ИСД (индивидуальный стиль деятельности) – относительно устойчивая система средств, приемов и способов выполнения деятельности, отражающая индивидуально-типологические особенности субъекта труда в достижении эффективного результата при оптимальных затратах.
Инструментальность- вероятность того, что выполнение задания именно этим способом и именно в этих условиях приведет к определенным последствиям.
Карьера- продвижение послужебной лестнице, сопровождающее профессиональное развитие и ведущее к улучшению материального обеспечения и статуса.
Когнитивные стили – способы и приемы оптимального для субъекта познания; индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении.
Коллективный субъект деятельности- реально действующая группа, которая характерезуется общностью цели, совместными действиями, необходимыми для ее достижения, общим для оценивания всех результат.
Компетентность – владение соответствующими знаниями, навыками и умениями.
Контроля функция- один из регулятивных механизмов психики, обеспечивающий непрерывный мониторинг за психической деятельностью и исполнительской активностью; в организации – регулятивная функция управления.
Конфликт- столкновение,противостояние- позиций, мнений, сторон.
Конформизм- изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
Критический инцидент- образец профессионального поведения работника, зависящего только от него самого ( не от внешних факторов) и характерезующего разную степень его профессиональной эффективности.
Кризисы – обострение противоречий, сопровождающих различные стороны развития личности и деятельности человека.
Личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности.
Монотония – функциональное состояние, характерезующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей.
Мотивы труда-побуждения, влияющие на трудовую активность и трудовое поведекние.
Мотивация достижений – потребность в достижении высоких результатов поведения и максимальном удовлетворении всех иных потребностей.
Моторное поле – элементы рабочего поля, на которое может быть направлено двигательное воздействие работника.
Навык – автоматизированное действие, которое вырабатывается упражнениеми.
Надежность – степень качественного выполнения трудовых задач без ошибок, в должном темпе и оптимальных условиях работы.
Напряженность труда – функциональное состояние организма при работе с преобладанием нервной нагрузки (мобилизация функций восприятия, памяти,внимания и
Аналитико-синтетической деятельности НС.
Научение – устойчивое целесообразное изменение поведения, которое возникает
Благодаря предшествующей деятельности, при повторении.
Общение деловое – вид общения с преобладанием делового взаимодействия, сопровождаемое деловой коммуникацией и деловым этикетом.
Операция – конкретный способ, которым выполняется действие; неосознаваемый элемент действия.
Оптант – человек, выбирающий профессию.
Охрана труда – комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение производственного травматизма и контроль за вредными факторами.
ПВК – профессионально важные качества личности.
Потребности самоактуализации – потребности развития, связанная со стремлением
Человека к творчеству, созиданию, самовыражению.
Программа – результат планирования, как целостная и согласованная последовательность действий и процедур.
Производственная операция – наименьшая. Относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, при помощи однотипных инструментов.
Профессиограмма – документ, как описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и др. особенностей профессии.
Профессионализация – процесс формирования личности профессионала.
Психограмма – составная часть профессиограммы, представляющая характеристику требований к психике человека в рамках данной профессии.
Профессиональное консультирование – система психологического освидетельствования личности с целью оказания ей паомощи в выборе сферы профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация – научно-обоснованная система мероприятий. Призванная подготовить личность к общественно полезному труду и выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями и способностями и с учетом рынка труда.
Профессиональная пропаганда – форма профессионального просвещения, предполагающая агитацию профессий, непопулярных, но необходимых рынку труда.
Профессиональное обучение – социальная система обучения конкретной профессии.
Профессиональное развитие – сложный процесс циклического характера, проявляющийся в совершенствовании ЗУНов и профессиональных способностей человека.
Профессиональный стереотип - представление о профессии, сложившееся мнение о профессиональных и личностных качествах человека данной профессиональной группы, обычно поверхностное и субъективное.
Профессия – группа родственных специальностей; область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая получить взамен затраченного труда
Средства для существования и развития.
Профпригодность – совокупность индивидуальных особенностей человека, которые влияют на успешность овладения и эффективность выполнения профессиональной деятельности.Факторы: (внешние) условия ,микроклимат, мотивация, престиж профессии, вовлеченность; (внутриенние) уровень развития ПВК.
Психическое выгорание – профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Психотехника – первое научное направление, в котором произошло оформление знаний о психологических аспектах труда.
Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства
профессиональной некомпетентности, осознание неуспеха.
Резюме – форма субъект-объектной информации, как итога разговора; краткое самопредствление в письменной форме.
Ротация управляющих – составляющая подготовки топ-менеджеров.
Системогенез – процесс формирования психологической системы деятельности.
Склонности – проявление позитивной оценки и интереса к какой-либо деятельности.
Совместная деятельность - деятельность двух или более людей, имеющих одну цель.
Социальная фасилитация – влияние социальных факторов на качество исполнительской деятельности индивида и показатели его психического функционирования.
Социотехническая система – система, включающая взаимосвязанных -людей и технологию.
Специальность – ограниченная, конкретная форма профессии.
Способности профессиональные – способности, развивающиеся в конкретной профессии.
Способ деятельности – элемент деятельность, как метод, действие, прием.
Статическая работа – мышечная нагрузка, связанная с поддержанием человеком усилия без перемещения тела или отдельных звеньев, определяемое величиной удержанного груза или усилия.
Тейлоризм – первая научная система организации труда, предложенная Ф.Тейлором.
Толерантность к неопределенности – устойчивость субъекта к действию фактора неопределенности внешней или внутренней среды
Трудовой метод- конкретное воплощение метода самонаблюдения в психологии труда, который заключается в овладении психологом-исследователем профессиональной деятельностью с целью познания закономерностей ее формирования и трудностей, встречающихся в данном процессе.
Трудовой пост - исторически сложившаяся и объективно существующая система технического оборудования, прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности.
Трудоголики- проявление профессиональной деформации мотивационной сферы личности, заключающееся в чрезмерной увлеченности человека своей работой как попытке уйти от трудностей и проблем реальной жизни.
Тяжесть труда- функциональное напряжение организма при работе с преобладанием мышечной нагрузки, связана с вовлечением в трудовой процесс опорно- двигательного аппарата и функций энергетического обеспечения.
Умение- знание, которое понято учащимся и воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия, и приобретшее некоторые черты оперативности.
Управление- постоянное балансирование на грани между множеством противоречий , ни одну сторону которых нельзя игнорировать.
Утомление- функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических измерениях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.
Функциональное состояние - интегральный комплекс наличных характеристик, функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.
Хронометража метод- способ повышения объективности и точности наблюдения за профессиональной деятельностью, предполагающей измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса.
Эмпатия- понимание состояний другого человека ( преимущественно эмоциональных) в форме сопереживания, вчувствования в его внутренний мир.
Эргатическая система – комплексная система «человек – техника – среда»
Эргатическая функция - комплекс трудовых функций определяющих существование и динамику эргатической системы: функции духовного производства, функции упорядочения социальных процессов, функции самообслуживани