Найди буквы и цифры, которые спрятались»

Ребенку предлагают карточку с «зашумленными» изображения­ми и предлагают найти в них уже знакомые им буквы и цифры. С более старшими школьниками следует усложнить задание: «Какие слова спрятались?» Вместо букв и цифр «зашумленными» могут быть различные знакомые детям предметы, геометрические фигуры. Подобные развлекательные упражнения полезно рекомендовать для включения в уроки письма, математики, чтения и в другие учебные и внеучебные занятия.

При выполнении этих заданий актуализируются образы памяти, со­вершенствуется умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке, развивается зрительное восприятие, актуализируется анали-тико-синтетическая деятельность, богаче становится воображение.

Собери картинку и составь рассказ»

Ребенку предлагают тему (например, «На даче») и набор фигурок, относящихся к ней (деревья, цветы, дом, пруд, собака и т.д.), просят разложить их на столе таким образом, чтобы получилась композиция, по которой можно составить рассказ.

В процессе работы происходит актуализация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, речи, во­ображения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

1.«Выдели неподходящий предмет»

В зависимости от возраста перед ребенком раскладывают от 4 до 8-10 картинок, относящихся к одной родовой категории. Одна кар­тинка не входит в эту группу. Ребенок должен ее найти (например, картинки с изображениями предметов одежды и картинка с изобра­жением животного; картинка с изображением продуктов питания и картинка с изображением обуви и т.п.).

В этом задании формируются операции анализа, синтеза, обобщения.

2.«Установи последовательность событий»

Вариант 1. Перед ребенком в произвольном порядке раскладыва­ются 4-6 картинок с изображением различных ситуаций, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти картинки по порядку, а затем составить рассказ по этой серии картинок.

В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, можно положить первую картинку и спросить, что было потом. Или поло-

жить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Мера помо­щи будет зависеть от возраста и умственного развития ребенка.

Вариант 2. Установление последовательности в деформирован­ных текстах.

Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Про­читав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.

Примерные тексты:

Конфетка

Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. По­том развернула конфетный фантик и достала конфетку.

Утром

Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.

В этом задании ребенка учат понимать логические связи, устанав­ливать причинные зависимости, делать обобщения; в процессе со­ставления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грам­матический строй речи).

3. «Установление закономерностей»

Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, на которой в опреде­ленной последовательности изображены предметы. Среди этих пред­метов есть пропущенные. Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить и нарисовать пропущенные предметы.

В этом задании ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность.

Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В че­тырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвертую ребенок должен найти в приведенном образце. Более сложным заданием явля­ется нахождение закономерностей в девяти изображениях.

В этой работе требуется установить сходства, различия, выделить закономерности.

Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из девяти клеток с изображением восьми предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.

Для решения этой задачи требуется провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.

Все задания по установлению закономерностей формируют такие важные качества умственной деятельности, как анализ, синтез, срав­нение, обобщение, понимание логических отношений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1. «Скажи наоборот»

Ребенку предлагают слова, он должен назвать противоположное по смыслу слово.

Например:

большой -..., высокий - ...,

мягкий -..., горький -...,

полный -..., родной -...,

старый -..., день -...,

лето-..., сел-...,

взял-..., грустно-...,

близко -..., низко -...,

редко -..., вместе - ...,
и т.д.

Это игровое задание может проводиться в различных условиях -дома, в дороге, на прогулке и т.д.

Задание способствует активизации словаря, введению в речь но­вых слов.

Составь новые слова»

Это задание может быть использовано в работе с учащимися, вла­деющими навыком чтения. Ребенку предлагается слово, из букв кото­рого нужно составить новые слова.

Например:

корова- вор, ров, вар и т.д.

Аналогичными этому заданию являются игры по нахождению слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего слова; со­ставление и разгадывание ребусов, кроссвордов и т.п.

Использование подобных заданий способствует обогащению и уточнению словарного запаса ребенка.

Составь предложение»

Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамма­тическом оформлении.

Ребенку предлагаются наборы объединенных по смыслу слов, из которых нужно составить предложения или короткие рассказы.

Примерный материал:

Муравей, домой, маленький, спешил, черный.

Деткам, маковое, своим, зернышко, нес, он.

Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, лежит, он, зерно.

Большое, это, сладкое, зерно, было.

Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой.

В этом задании не только формируется грамматический строй речи, но и развивается воображение детей.

Таковы некоторые виды упражнений, игровых заданий, которые могут быть использованы психологом в ходе коррекционно-развива-ющих занятий с детьми. Все эти виды заданий можно рекомендовать и для включения в содержание уроков письма, развития речи, матема­тики и др.

Подчеркиваем, что главное - систематическая и целенаправленная, работа.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наши рекомендации