Методы экспериментально-психологического исследования в ПМПК

Методы экспериментально-психологического исследования иг­рают важную роль при изучении детей на психолого-медико-педаго­гических комиссиях. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, под­лежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в разви­тии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответс­твующую психическую функцию.

Нейропсихологическое исследование

Решение задач, стоящих перед ПМПК при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого факта того или иного нарушения развития, но и определение его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения адекватной коррекционной работы с ребенком.

Решению этих задач помогает использование нейро-психологичес-ких методик, которые способны нащупать наименее внешне выражен­ные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое об­следование проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.

Как показывает практика работы психолого-медико-педагогичес­ких комиссий, у специалистов еще много трудностей при комплекто­вании специальных учреждений. Хотя арсенал имеющихся психоло­го-педагогических методик достаточно велик, многие из них нужда­ются в уточнении. Необходимо продолжать работу по апробированию заданий, позволяющих полнее раскрыть особенности обследуемого ребенка. При этом важно, чтобы задания-методики были не просто констатирующими (как традиционные тесты), а обучающими, на­правленными на формирование новых умственных действий, выяв­ляющими «зону ближайшего развития» детей. Требуется дальнейшая разработка и обоснование критериев, которые могли бы стать осно­вой дифференциальной диагностики умственной отсталости и сход­ных состояний.

Следует всегда помнить о социальной природе человеческой пси­хики, о том, что познавательные способности являются продуктом прижизненного формирования, а потому и изучаться должны в усло­виях их становления в разных видах деятельности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В предыдущей лекции мы говорили о роли психолога при ус­тановлении характера нарушений в развитии ребенка в условиях психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Необходи­мо отметить, что наряду с указанными диагностическими зада­чами в функции психолога входит и последующее разъяснение родителям целесообразности тех рекомендаций, которые были даны членами ПМПК.

Дело в том, что при проведении медицинского и психолого-педагогического обследования детей с целью решения вопроса о типе учреждения, в котором должен находиться ребенок, могут возникать разные ситуации. В одних случаях действительно не­обходим перевод ребенка в специальное коррекционное учреж­дение. В других случаях бывает достаточно правильно органи­зовать работу в условиях учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи.

Если у ребенка установлено глубокое снижение интеллекта, а родители не соглашаются поместить его в детский дом для де­тей-инвалидов, им очень нужна помощь. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий (закаливание, за­рядка, специальные упражнения, режим питания и т.д.) и, если требуется, назначает лечение. Психолог и дефектолог отмечают^ на что прежде всего нужно обратить внимание в работе с ребен­ком. У одних детей на первый план выступает развитие их об­щей двигательной активности, у других - формирование произ­вольной деятельности. Психолог обращает внимание родителей на необходимость систематической работы по развитию речи и мышления ребенка. Для этой цели предлагаются доступные игро­вые задания, специальные упражнения. Если состояние ребенка требует дополнительного наблюдения специалистов, назначается повторное обследование, а родителям на этот период даются ре­комендации. В зависимости от состояния речевого развития лого­пед также дает свои советы. Специалисты оказывают родителям (а если это необходимо, то и другим членам семьи) консультатив­ную и методическую помощь в работе с ребенком.

Наши рекомендации