Психологическое обследование: условия проведения

Обследование лучше начинать с заданий заведомо легких для дан­ного ребенка. Психолог должен вести себя спокойно и доброжела­тельно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмечает­ся время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. В тех случаях, когда ребенок категори­чески отказывается от обследования без матери, мать может при­сутствовать, в других же случаях ее присутствие нежелательно. Но после обследования психолог должен обсудить с матерью результа­ты обследования, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо ведет себя во время обсле­дования, отказывается выполнять задание, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследо­вание, которое может проводиться через несколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторному обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.

Оформление психологического заключения

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала пси­холог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выпол­нения заданий, обсуждает их и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеоб­разия в его развитии, а также решает вопрос о характере коррекци-онной помощи, которая может быть оказана ребенку. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения. Такое заключение пишется в свободной форме, но тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно за­ключение состоит из трех относительно самостоятельных частей. ;

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения за­даний, характер деятельности, реакция на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание следует обратить на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмеча­ется наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер

Для проведения психологического обследования необходима спо­койная обстановка. Обследование осуществляется в отдельной ком­нате с небольшим количеством вещей, чтобы не отвлекать внимание ребенка. С ребенком до 4 лет обследование проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4-6 лет - за детским столом, с более старшими детьми - за обычным столом, на столе не должно находиться посторонних предметов.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагности­ческого изучения психики ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре наруше­ния психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, по­тенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации к организации и со­держанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекци-онно-педагогического процесса. Эти рекомендации адресуются спе­циалистам образовательного учреждения и родителям.

Текст заключения обязательно должен содержать сведения о воз­расте обследуемого, дате обследования и дате написания заключения, необходима подпись психолога.

Контрольные вопросы:

1. Как реализуется комплексный подход к изучению детей с отклонениями в развитии?

2. Какие методы применяются при изучении детей с отклонениями в развитии?

3. Каковы требования к составлению заключения по результатам изучения ребенка?

Литература

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Изд 2-е. - М., 2004.

2.Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко,

С.Д. Забрамной. - М., 2006.

Лекция 5

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют следующие методы исследования.

Наши рекомендации