Методы разрешения педагогических конфликтов
Конфликтв психологии рассматривается как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Следовательно, она содержит субъектов конфликта (оппонентов) и его предмет. Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт Если конфликт разрешается деструктивно, его последствиями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, отрицание, уход, эскалация, поляризация. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность. Выделяют разные типологии конфликтов:а) внутриличностные, межличностные, межгрупповые, социальные; б) ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов, средств достижения целей и норм; в) социально-политические, межэтнические, организационно-управленческие, производственные, семейные, супружеские и др.
Выделяется и особая группа конфликтов — педагогические.
Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три большие группы: 1. Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников. 2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. 3. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.
В.И. Журавлев классифицирует педагогические конфликты по взаимодействию педагога с возрастными группами учащихся. В начальных классах это конфликты этики и запредельной этики, связанные с нарушениями учителем педагогического такта и правонарушениями; дидактические, вызываемые дисциплинированием, дискриминацией учащихся, неадекватной оценкой неуспеваемости и служебными недостатками учителей. В работе с подростка-
ми чаще других встречаются конфликты дисциплины учащихся, конфликты дидактического взаимодействия, конфликты методических ошибок учителя и конфликты нарушений им этики. В старших классах — это конфликты, связанные с неадекватным дисциплинированием и конфликтным поведением учителя.
М.М. Рыбакова связывает конфликты с различными педагогическими ситуациями: конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков), конфликты отношений.
Особенности педагогических конфликтов:
1. Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
3. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному).
5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а^конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастание, реализация и затухание. Успешная блокировка конфликта (переведение его из области коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельное -тную) возможна лишь на первой стадии. Если конфликт разгорелся, подавить его уже не удается. Воспитательная коррекция эффективна на третьей стадии, когда произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».
Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, психологу необходимо вести работу с педагогами по повышению их социально-психоло-
гическои компетентности. Это первое направление работы психолога с педагогом.
Социально-коммуникативная компетентность— это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определить личностные особенности и эмоциональное состояние других людей; умение выбирать адекватные способы общения и реализовать их в процессе взаимодействия. Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, которым можно обучать педагогов, являются следующие методы.
Метод интроспекциизаключается в том, что педагог ставит себя на место ученика, а затем в своем воображении воспроизводит мысли ичувства, которые, по его мнению, этот ученик испытывает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком. Действенность этого метода высока, но'не безгранична. Возникает опасность принять собственные мысли и чувства за мысли и чувства ребенка. Применяя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями ребенка и менять их в случае несоответствия.
Метод эмпатииоснован на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Если педагог — человек эмоциональный, склонный к интуитивному мышлению, то данный метод будет для него полезным. К такому типу относятся чаше всего учителя-словесники, преподаватели художественных дисциплин, относящиеся к типу «художников». Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог может доверять своей интуиции и вовремя останавливать возникновение интеллектуальных интерпретаций.
Метод логического анализаподходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации. К типу «мыслителей» относятся учителя физики, математики.
Метод творчествапозволяет превратить проблемы конфликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее
максимальную выгоду. Он состоит в превращении проблемы в задачу. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо научиться в любой ситуации, использовании позитивных утверждений.
Метод позитивного самоутвержденияоснован на стратегии выиграть/выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки требований, а путем «Я-высказываний», отражающих суть события потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию.
Метод совместной властиоснован на партнерских отношениях: «власть с ...», а не «власть над ...». Позволяет добиться наиболее желательных для личности результатов, одновременно создавая ценности для другого человека.
Метод управления эмоциямиоснован на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их передать другому. Это становится возможным при выработке умений сомоконцентрации, безопасной разрядки эмоций и выработке стремления к улучшению отношений.
Метод анализа конфликтных ситуацийс помощью стратегии выиграть/выиграть, позволяющий рефлексивным способом находить разнообразные варианты решения проблемы с выгодой для обеих сторон.
Метод социально-психологического тренинга,позволяющий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия.
Метод интуиции,используемый в индивидуальной и групповой формах работы с педагогами. Основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции.
Метод воображения,помогающий развивать социальную рефЛексию, прогнозирующий варианты поведения партнера по общению и свои собственные реакции, и др.